Напоминание

проект " Сонет как жанр. История сонета"


Автор: Козина Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ " СОШ № 64"
Населённый пункт: город Саратов Саратовская область
Наименование материала: презентация
Тема: проект " Сонет как жанр. История сонета"
Дата публикации: 11.06.2018
Раздел: полное образование





Назад




Презентация к проекту по

литературе « Сонет как жанр.

История сонета»

Работу выполнила учитель

литературы МОУ «СОШ № 64»

Козина С. Ю.

Сонет- необычный

поэтический жанр,

привлекающий своей

музыкальностью,

строгостью, четкостью

настроения,

необычностью

концовки.

Его возникновение

описал в 17 веке

французский поэт и

теоретик Николо

Буало.

“Суровый судия

французских рифмачей”

Данте

Алигьери

Франческо

Петрарка

В 16 веке жанр сонета окончательно

сложился в Европе.

Выделяют три типа сонета:

Итальянский, Французский и Английский.

Сонеты поэта

отражают

размышление об

окружающей жизни,

сложных

философских и

нравственных

проблемах,

воспевают светлое,

прекрасное в людях и

их делах.

Сонет называют

“твёрдой поэтической формой”

и определяют как стихотворение, состояние

из 14 строк, образующих два

четверостишия-катрена и два трехстишия-

терцета.

Хвала со

н

ету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Катрены

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты,-

Но иногда он мстит своим напевом.

Терцеты

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

К.Бальмонт

Границы, содержание и характер

литературного жанра становиться

нечеткими: он соединяется с

другими жанрами, имеет другое

содержание. В результате,

возможности использования жанра

становятся шире. Такой жанр

называют «Пластичным»

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя

Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С.Пушкин “Мадонна”

Развитие лейтмотива в пушкинском сонете

Выделяют три основных

Выделяют три основных

этапа динамики лейтмотива:

этапа динамики лейтмотива:

1.

1.

Развернутая экспозиция

Развернутая экспозиция

2.

2.

Развитие главной эмоции и

Развитие главной эмоции и

замедление

замедление

(

(

кульминация

кульминация

действия и его спад)

действия и его спад)

3.

3.

Неожиданная развязка

Неожиданная развязка

2

1

3

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А.С.Пушкин”Поэту”

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жанр любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

Вордсворд его орудием избрал;

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал

Устойчивые признаки в жанре сонета

Пластичность

Динамика лейтмотива

Определенный круг те

м

(любовные

переживания, размышления о поэзии,

философско-исторический обзор).

Влиятельные модернистские

течения в литературной жизни

конца 19 начала 20:

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Символизм – литературно-художественное

направление, считавшее целью искусства

интуитивное постижение мирового единства

через символы.

Константин Бальмонт

…Холодный, острый,

меткий, как кинжал.

Константин Бальмонт

Акмеизм – модернистское течение,

декларировавшее конкретно-

чувственное восприятие внешнего мира,

возврат слову его изначального, не

символического смысла.

Осип

Мандельштам

…Изведать краски жизни

небогатой,… …как полотно,

Душа висит над бездною

проклятой.

Но я люблю на дюнах казино…

Осип Мандельштам

Футуристы в переводе с латыни

значит «будущее».

Представители этого течения

главной своей задачей считали

преобразование существующего мира,

и сделать это они хотели с помощью

созданного ими сверх

искусства.

Игорь

Северянин

Красив, как Демон Врубеля для женщин,…

Чей

стан

дружил,…, с френчем..,

Любил Любовь и Смерть, двумя

увенчан

Он тщетно на земле любви искал…

Когда же свой оскал

явила

смерть..,

Дерзал –

поэтно

видеть в зле добро.

Игорь

Северянин

Иван Бунин

Иван Бунин

А счастье всюду.

…счастье только знающим дано.

…Я вижу, слышу, счастлив. Всё во

мне.

Иван Бунин

Иван Бунин

Устойчивые признаки жанра сонета:

«пластичность»

динамика лейтмотива

определенный круг тем

воздействие на читателя

выразительные средства, свойственные

жанру

Цветопись к лирически

м произведениям

Подготовили: Оверченко А. 9Б класс

к

сонету А.С. Пушкина «Мадонна»

Москвичева К. 8 класс

к сонету И.Бунина «Вечер»

Алексеева А. 8 класс

к сонету

И.Северянина «Блок»

Кухарчик А. 8 класс

к сонету

К.Бальмонта «Хвала сонету»

Ассоциации,

образы,

вызываемые

прочтением лирических

произведений

А.С.Пушкина

Подготовила Киреева В. 9В класс

Подготовила Летюшова Ю. 8 класс

Подготовил Блинков В. 8 класс

Подготовил Уров А. 8 класс

Подготовил Чудов А. 8 класс

Музыкальные образы

представляет Косыгина Юлия

9 «Б» класс

М.Каркасси «Прелюдия»

Ян Томсан «Прогуливаясь по улицам

Парижа»

Окуджава Б. «Собрался к маме – умерла»

в книге сонетов «Замок надежды»

М «Эксмо», 2007 – 352 с., ил. «Дон»

Потемкин П.

Неизданная книга стихов «Париж»

(ж. «Новый мир» 2008 №9; М. «Красная» звезда)

Бродский И. «Осенний крик ястреба»

Изд.дом «Азбука» – классика 2009 г. –544 с.

Бродский И. «Холмы: стихотворения, два сонета»

Изд.дом «Азбука» – классика 2009 г.

Видимый рост в сравнении



В раздел образования