Напоминание

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач


Автор: Бондарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе

решения задач

Период

от

рождения

до

поступления

в

школу

является,

по

признанию

специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и

психологического

развития

ребёнка,

первоначального

формирования

физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей

последующей жизни.

Любопытствующие

вопросы

становятся

естественным

сопровождением

становления психики ребёнка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок

должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем

знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные

ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения

между

окружающими

явлениями.

Результатом

мышления

является

мысль,

выраженная в слове.

Дошкольный

возраст

особо

чувствителен

к

обучению,

направленному

на

развитие образного мышления, а на основе образного мышления формируется

логическое, а оно даёт возможность решать более широкий круг задач.

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего

дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и

составлению

простых

арифметических

задач.

Задачи

являются

одним

из

средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.

В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез,

обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте

задач и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Задача

является

одним

из

средств

развития

различных

форм

мышления,

а

основным средством, которое используется воспитателями ДОО в процессе

общего

и

математического

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста,

является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые

ситуации.

2

По Е.М. Семёнову, задача это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который

можно найти с помощью арифметических действий или логических операций.

Задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, так

как они являются одним из средств формирования представлений о числе,

счёте, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени; развития у

детей

логического

мышления.

Любое

математическое

задание

можно

рассматривать как задачу, выделив в нём условие и требование. Условие это то,

что раскрывает связь между данными и искомыми величинами. Вопрос это

требование того, что нужно найти, которое выражено в повелительной или

вопросительной

форме.

Решить

задачу

это

значит

ответить

на

вопрос

с

помощью выполнения арифметических действий или логических операций.

Дошкольников

можно

познакомить

с

тремя

видами

простых

задач:

на

нахождение значения суммы и обратные им; на нахождение значения остатка и

обратные им; на разностное сравнение и обратные им.

Процесс решения любой задачи состоит из анализа условия задачи и решения.

Основная цель воспитанника - понять задачу. Для лучшего усвоения условия

задачи можно использовать следующие методические приёмы: 1) повторение

задачи по структурным частям; 2) повторение задачи по логическим частям или

разбиение

на

смысловые

части;

3)

абстрагирование

к

виду

числа,

то

есть

обращение

внимания

детей

к

числам

задачи

и

уяснению

их

смысла;

4)

моделирование

задачи,

то

есть

замена

действий

с

реальными

предметами,

действия

с

их

уменьшенными

образами,

а

также

их

графическими

заменителями:

рисунками,

чертежами,

схемами;

5)

представление

и

обыгрывание

жизненной

ситуации,

описанной

в

задаче,

мысленное

или

фактическое участие в ней.

Задача

является

одним

из

средств

умственного

развития

детей,

так

как

в

процессе работы над задачей у детей развивается логическое мышление и

смекалка,

то

есть

особый

вид

творчества,

нахождение

способа

решения.

Решение

задач

способствует

воспитанию

настойчивости,

терпения,

целеустремленности,

воли,

способствует

побуждению

интереса

к

самому

3

процессу

поиска

решения

задачи,

даёт

возможность

получить

чувство

удовлетворения от проделанной работы, связанное с удачным решением.



В раздел образования