Напоминание

классный час "Добро или зло?"


Автор: Пиденко Антонина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ АСОШ №2
Населённый пункт: г..Аксай, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час "Добро или зло?"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый классный час в

7"В" классе по теме:

"Добро или зло? Твой

нравственный выбор."

Учитель:Пиденко А.М.

Цели:

1.

Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

2.

Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей

жизни.

3.

Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты,

побудить их к этому.

4.

Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

5.

Привить основы нравственного поведения.

6.Формировать нравственные ценности у учащихся, представления о добре и зле, сущности

милосердия; побуждать их к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во

имя добра.

Форма проведения: дискуссия, классный час-размышление.

Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте, ребята!

Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то

посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я прошу вас встать, расслабиться и

взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте песню. Вы чувствуете, как эта музыка

льется прямо в ваши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите

каждый себе: "Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!" Откройте теперь, пожалуйста, глазки и

подарите друг другу улыбки и нашим гостям. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете?

Приложение.1 .Слайд 1.

-Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, - все

это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе

стало светлее. Это, наверное, потому что, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь

доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина:

"Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека".

Я думаю, вы теперь можете сказать, о чем у нас сегодня пойдет речь. (Ответы детей).

-Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа "Добро или зло - твой

нравственный выбор".

Приложение 1.Слайд 2.

-Как вы понимаете значение слов "добро и зло"?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро",

"зло".

На доске:

"Добро - это ....".

"Доброта - это ...".

"Добрый человек - это ...".

"Милосердие - это...".

Приложение 1. Слайд 3.

-Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения.(Сравнить их с

ответами детей).

Приложение 1.Слайд 4.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

-Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка. /Приложение "Старинная китайская притча"./

Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

- Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

- Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-

настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? /Ответы детей./

Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь

связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства

других и держать свою душу открытой. Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует

благополучию человека, общества в целом.

Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства,

благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость,

внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других,

способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты — милосердие. Это

милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а

сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать,

сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку

— святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Фрагмент мультфильма "Гадкий утенок".

-Почему обитатели птичьего двора обижали утенка?

(ответы детей.)

-Да , он был отвергнут всеми. Мы с вами здесь сталкиваемся

с проявлением чего? (зла).

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в

детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И

как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же

превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я

назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама

озабоченно говорит:

Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения

на уме. А когда дома, то от компьютера за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на

полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все

есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем

не обязан!" Как жить, ума не приложу!»

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.?

-Классный руководитель. - Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

-Классный руководитель:

- А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими

людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не

станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком. А в нашем классе есть такие

дети, которые также относятся к своим родителям?

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные

правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните

его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.) На людях все стараются вести себя

пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь

без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в

семье действуют те же законы общения, а значит, и тоже золотое правило, которое требует

уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи...

Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не

понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой, как все, или имеет

другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей.

В нашем классе тоже есть такие случаи , вы об этом все хорошо знаете , это вновь прибывшие

дети, это ваше отношение к Ане.

Терпимее друг к другу нужно быть, добрее! Мы разные! Но мы равные! И нет преград для

дружбы. Вы - дети, вы - просто -дети! Вам ссориться не нужно! Мы все, люди, и все равные! Мы

имеем равные права смеяться и грустить! Мы все для счастья рождены, и так тому и быть! Ведь

каждый из нас индивидуальность. И в этом, конечно, и есть уникальность! Различиями нашими

мы будем восхищаться! Друг другу доброту дарить и просто улыбаться! /Звучит песенка "Ты да

я, да мы с тобой"./

(Каждому уч-ся - по горошине).

-Рассмотрите внимательно горошину и ответьте, на что эта горошина похожа.

-Учитель, обобщая ответы, соглашается с учащимися, что горошина похожа на нашу планета

Земля .(ведь такой Земля видится из космоса).

-А теперь я прошу вас ответить:" Что же вы видите на этой маленькой "копии" Земли?"

-Самый главный вывод: на Земле живут люди.

-А сколько людей на нашей планете?

-Очень много: более пяти миллиардов! Но ведь каждый человек - это целый мир! Нет двух

совершенно одинаковых людей.

-Как вы думаете, ребята, какими должны быть люди в этом мире? (рассуждения детей).

-Да, ребята, идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо

учиться видеть хорошее и в себе, и в окружающих людях.

На Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.

Но человечество постоянно находится в состоянии войны. Как вы думаете, ребята, почему?

-Да, существует 2 мира: мир любви, добра, искусства и мир зла, разрушения, пошлости и глупости.

Сейчас мы часто слышим о терроризме. Терроризм - это война, а значит, терроризм, как и любая

другая война, рассчитан на уничтожение. Но уничтожение совершенно особого рода. Террористам

недостаточно погубить людей, они стремятся еще надругаться над их душами. Эта (вторая) задача

для душегубов гораздо важнее.

Анализируя взрывы жилых домов в Москве, высотных "близнецов" в Нью-Йорке, налет на

Театральный центр на Дубровке, взрывы самолетов, поездов, автобусов, вагонов метро,

убеждаешься: в террористических актах не бывает ничего случайного. Здесь обусловлено и

зашифровано абсолютно все, начиная с выбора способа осуществления налетов и заканчивая

подбором состава его участников.

Смысл таких действий понятен: ожидание неизбежного несчастья удесятеряет страх, доводит

людей до ужаса, паники, истерики.

Цель террористической войны, которую навязывают России, состоит в том, чтобы направить

возмущение людей, потерявших уверенность в собственной безопасности, на собственное

государство и собственную власть.

Террористический налет на школу в Беслане вовсе не случайно произошел 1 сентября 2004г. В

этот день по всем школам России традиционно проводится урок Мира.

Террористы вместо него заранее запланировали преподать России, ее народам, их настоящему

и будущему урок беспощадной террористической войны.

Почему именно Беслан? В России тысячи городов, сотни тысяч школ. Однако новая кровавая

трагедия должна была произойти не где-нибудь вообще- а именно на Северном Кавказе. Среди

проживающих здесь народов слово "Беслан", восходящее к языковой первооснове тюрских

языков, означала "лев", звучавшее как "Арслан". В силу особенностей развития языков кавказских

горцев у кабардинцев оно превратилось в "Аслан", у джигитов Балкарии и Карачая -"Асланбек",

"Бияслан", у чеченцев -"Беслан". Здесь ключ к пониманию, почему террористы, "пожаловавшие" в

Северную Осетию из Чечни, выбрали именно Беслан. Покоривший чеченцев в 19в., генерал

Ермолов происходит из рода Арслан-мурзы. По-чеченски -Беслан -мурзы. Налет на Беслан -

отместка террористов не столько генералу, сколько самой истории за события двухвековой

давности.

Против кого в первую очередь направлен террористический акт? Дети. Нападение на детей,

вплоть до грудных младенцев, олицетворяет посягательство убийц на будущее. И еще. Дети

Беслана - не просто дети. В символическом подходе террористов - это дети "льва", покорившего

Чечню.

Фанатическое чувство мести затуманивает разум и совесть посильнее любых наркотиков. Вот

трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Какие там яркие примеры самопожертвования

во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая

школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30

детей и получивший в спину 3 пули. (Слайды о Беслане).

Минута молчания в память о погибших в Беслане детях.

Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим

оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки

детям. И мы в этом участвовали. Собранные школьниками мягкие игрушки были отправлены

детям Беслана.

Каждый человек сам решает, в каком мире ему жить, какой мир ему строить.

"Война " между людьми бывает и без оружия. Что нужно делать для того, чтобы отношения с

окружающими людьми были хорошими? (ответы детей).

Вывод: Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по

отношению к тебе.

Мы с вами сейчас увидели проявление зла. Что же такое зло?

Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Приложение 1. Слайды 6-13.

Зло и добро живут в нашем мире.

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять.)

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой

национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)

Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная

помощь, взаимовыручка.

Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь,

любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не

заботятся о детях.

Добро – когда миром правит любовь!

Презентация "Добро или зло".

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда

его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами,

предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись,

что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как

мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Итак, сегодня наш разговор о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы

тратить время на ее обсуждение?

(Ответы детей)

Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.

(чтение сказки).

Вопросы.

1.

Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2.

как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем

другими соображениями, поступил бы он так же?

3.

Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?

4.

как закончится сказка? съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро

платили добром?

(ответы детей).

Учитель продолжает сказку.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые

поступки.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

1.

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

2.

В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

(при обсуждении акцентировать внимание детей на такие понятия как: сострадание,

взаимоподдержка, и т.д.

Вывод: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Священное Писание)

Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды». / см. Приложение./

(обсуждение, ответы на вопросы).

Вопросы.

1.

Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?

2.

Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если

поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет

много несчастных и нуждающихся»?

3.

Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими

поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было

делать добрые дела?

Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-

нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же

удовольствие, какое получает и тот человек».

Судить человека надо по его делам.

В народе бытует мнение «За добро платят злом».

В чем его смысл?

Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать

другого располагалась у двери.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес

вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он

видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников,

держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая

злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня,

и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из

окна?»

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до

кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не

сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила

просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и,

убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что

видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

— Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?

— Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…»

Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно

равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю,

ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном круглом шарике начал бы замечать

какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на

других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей!

Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давай

попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое

это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, можно пропустить несколько машин в

дорожном заторе, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое

желание! Представляешь, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты

возвысишь собственную жизнь. ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!

Кл. рук Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не

вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения

стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому,

утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего

национального характера. Делать добро - это душевная потребность для русских людей, которая

сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия,

жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Пословицы недаром молвятся...

«От добра - добра не ищут» или «Не делай добра - не получишь зла».

Ваши мнения по - поводу этих высказываний.

По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что

делает правая. Хотя иногда очень хочется чтоб твой добрый поступок по отношению к кому -

нибудь заметили и оценили.

Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте

готовы помочь.

Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте

готовы помочь.

Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый .

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако

атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт.

Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к

амбразуре, накрыл её своим телом.

Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй.

«Подвиг в мирное время» .

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к

металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по

кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт

непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!

«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под

напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»

И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям

назло…»).

Спасибо. У меня к вам вопросы:

– Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот

человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?

2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?

3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?

4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно

нужно избавиться от этого недостатка?

5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее

(умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

-Кто может озвучить свои мысли ?

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие. Человек оставляет другого

человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка

из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти

явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что

«самая большая цель жизни — увеличивать добро в мире». (Стихи читают дети.)

1.Добрым быть совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта - не пряник, не конфета.

2.Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

3.Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

4.Добрым быть совсем , совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

(Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите друзей”).

1.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть, мгновенный

Изливать покуда не спеши.

2.Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Учитель:

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей!

Песенка "Дорогою добра".

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом –

дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит

это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у

человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть

встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в

себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе

над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием. (сл. 7)

Добро должно быть с кулаками,

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

Добро - не жалость и не слабость,

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

Не отпущение грехов.

И смысл истории - в конечном,

В добротном действии одном:

Спокойно вышибать коленом

Не уступающих добром!

Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»? Почему это

необходимо?

1. ( Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира

идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно

активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого

труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак

силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а

слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)Добро

должно быть сильным, деятельным. (сл. 8)

Учитель. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не

вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения

стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому,

утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего

национального характера. Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая

сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия,

жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

4.

Пословицы недаром молвятся…

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным

категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

«От добра - добра не ищут» или «Не делай добра - не получишь зла».

Ваши мнения по - поводу этих высказываний.

По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что

делает правая. Хотя иногда очень хочется чтоб твой добрый поступок по отношению к кому -

нибудь заметили и оценили.

(музыкальный фрагмент в исполнении Шуры)

А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не

останется безнаказанным».

Нужно делать добро из-за того что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного

добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро

сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.

Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра - добра не ищут, от овса

кони не рыщут».

В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину

подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или племени подходит и

слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению

балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и

сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а

не зверя, добрыми людьми.

Учитель. И напоследок обсудим несколько примеров:

Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: «Проси у

меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше». Человек надолго

задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один глаз».

Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?

У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что

осуждаем в других».

5.

Подведение итогов.

Помните:

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и,

соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра,

пытаясь подменить собой истинное добро.

А закончим мы наш классный час видеофрагментом из мультфильма «Просто так».

(видеофрагмент мультфильма «Просто так»).

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?...

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

"Добрый день" и "Добрый вечер".

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье "В добрый час".

Доброта - она от века

Украшенье человека...

Не стой в стороне равнодушно,

Когда , у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И , если кому-то , кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Быть добрым надо по привычке

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта

русского человека. До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

Мне кажется, что сегодня каждый из вас и наших гостей сделал свой нравственный выбор:

добро или зло.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от

прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас

хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать

счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую

очередь должен к ним относиться хорошо.

Слово учителя: У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его

учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая - скрытая,

духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя

Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".

Рефлексия: Понравился ли вам час общения? Что именно вам понравилось?

Спасибо всем за урок!

ПРАВИЛА, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

"Ставь интересы других людей выше собственных".

"Будь верен и надежен".

"Уважай других, уважая себя".

"Терпимо относись к другим точкам зрения".

"Воспринимай людей как равным себе".

"Учись сопереживать другим, ставя себя на их место".

"Умей прощать и не будь обидчив".

"Живи в согласии с самим собой и с другими людьми".

"Проявляй чуткость".

"Будь уверен в себе"

"Будь свободен от лжи и обмана"

"Умей контролировать свои желания и поступки".

"Упорно иди к цели, невзирая на препятствия".

"Стремись делать все как можно лучше".

Список используемой литературы:

Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

Периодические издания.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/ . -

М.Просвещение, 1990.

Философская энциклопедия. т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и

доброта».

Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества

и в самом себе».

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо

помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому,

кто добра не делает никому».

Приложения.

1."Старинная китайская притча".

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.

— Конечно, нет! — ответил юноша.

— А воровать?

— Нет.

— А убивать?

— Нет...

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать

мудрец своим странным советом?

2."НАГРАДА".

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник.

Увидел его тигр и давай слезно просить:

- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и

говорит:

- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за

добро?

- Она и есть, - ответил тигр.

- Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

- Давай, спросим кого-нибудь – награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

- Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора

уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

- Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

- Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на

пустоши пасется корова.

- Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

- Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин

меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он

скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

- Добром! – ответила птица. – судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим

пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда

корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

3.«ЮНОША И МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ».

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке

морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что

звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих

усилиях? – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

(обсуждение, ответы на вопросы)



В раздел образования