Автор: Чурюмова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СШ№9"
Населённый пункт: г.Михайловка,Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "Я–гражданин России",3 класс
Раздел: начальное образование
221-701-742
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
«Я – гражданин России».
Учитель: Чурюмова Любовь Александровна, МОУ «СОШ №9 г. Михайловка»,
Волгоградской обл.
Цель
занятия:
воспитывать
уважение
к
государственным
символам
Российской
Федерации, повышать их роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся;
учить
детей
сочетать
уважительное
отношение
к
символам
и
ритуалам
с
четким
соблюдением законов, правил поведения; укреплять любовь к родному городу, чувство
гордости за достижения своей страны; расширять знания учащихся об историческом
прошлом и традициях народов России; сформировать чувство собственного достоинства,
положительных качеств личности.
План занятия:
1.
Беседа о Родине.
2.
Игра «Узнай фото»
3.
Михайловка – мой город.
4.
Беседа о символах России.
5.
Государственный флаг.
6.
Российский герб.
7.
Творческая работа в группах.
8.
Итог занятия.
Оборудование: карта России, изображения президента РФ,
флага и герба, штандарта,
Знамени Победы, флагов стран и гербов городов, слова текста гимна, музыкальная запись
песен «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), «Березы» (сл.
М.
Андреев,
муз.
И.
Матвиенко),
компьютер,
пословицы
и
поговорки
о
Родине,
фотография ветерана войны Ермакова Н.С.
Ход занятия.
I. Беседа о Родине.
Дети заходят в класс под песню «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского,
муз. В. Баснера), рассаживаются группами.
Чтение учащимся стихотворения «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
- Что мы называем Родиной? (место, где родились, живем, ходили в детский сад, где
живут наши папы и мамы).
Место, где мы родились и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди
друзей. О Родине сложено много песен, пословиц, стихов, поговорок. Давайте вспомним.
2
Вывешивается на доску первая часть каждой пословицы.
В гостях хорошо,… (а дома лучше).
Всякому мила… (своя сторона).
Своя земля… (и в горести мила).
Береги землю родимую,… (как мать любимую).
Давайте к началу пословицы найдем окончание.
- Объясните смысл последней пословицы.
Любить можно только то, что хорошо знаешь.
- Дети, а вы любите наш город?
- Чем больше мы будем знать о своем городе, тем больше мы будем любить его.
II. Игра «Узнай фото».
- На мониторе компьютера вы увидите фото, о котором должны будете мне рассказать.
(Приложение 1).
1. Карта Михайловского района.
2. Общий вид Михайловки.
3. Городской Дворец культуры.
4. Парк культуры и отдыха.
5. Цементный завод.
6. Улица Коммуны «Вечный огонь».
7. Сквер у железнодорожного вокзала «Обелиск в память четырем солдатам», памятник
машинисту Турыгину.
8. Река Медведица.
III. Михайловка – мой город.
Чтение стихотворения учащимися.
Мы Родину не выбираем,
Но если б выбор был у нас,
Мы выбрали бы эти дали,
Где с вами живем мы сейчас.
Михайловка – мой город,
Михайловка – мой сад,
Люблю твой зеленый весенний наряд.
Люблю твои парки,
Прохладу аллей
И буйный рассвет молодых тополей.
Солнце золотистое
Красит тополя,
Милая Михайловка –
Родина моя…
И течет Медведица –
Быстрая река,
И привет Михайловке
Шлет издалека…
Если ты по Гоголя
Едешь в дальний путь –
О родной Михайловке,
Слышишь, не забудь…
Стройся, город, радуй нас
И цвети кругом,
3
С вами я, Михайловцы,
Здесь мой отчий дом…
- Ребята, как можно назвать Михайловку?
- Михайловка – это наша маленькая Родина.
- Кто мы с вами? (граждане России, россияне).
- Мы с вами являемся частью народа огромной богатой страны. Сегодня мы поговорим о
нашей стране, о России. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна
(показ карты России на доске).
IV. Беседа о символах России.
- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны (общая территория, язык, законы,
по которым мы живем).
- Ребята, также у страны есть государственные символы.
- Какие? /флаг, герб, гимн/ <Рисунок1>
- Сегодня мы с вами поговорим только о двух отличительных знаках нашей страны: флаге
и гербе.
V. Государственный флаг.
- С флагом вы уже немного знакомы, и на уроках труда мы изготовили полотнище флага из
цветной бумаги. Я приготовила выставку из ваших работ.
- Давайте вспомним, для чего нужен флаг?
Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны
будут
участвовать. <Рисунок
2>Флаг
изображен
на
майках
спортсменов.
Во
время
награждений наших спортсменов над стадионом поднимается российский флаг.
- Что вы чувствовали в этот момент? (гордость за свою Родину). - Где еще можно увидеть
флаг? /Во время праздников на зданиях, на улицах. Когда наш президент едет в другую
страну, то на здании, где произойдет встреча, вывешивают флаг России/.
- Почему флаг бело-сине-красный?
- Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белые,
синие, красные цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из
белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны
и другую одежду.
Белыми и синими нитями русские крестьяне вышивали затейливые узоры на белой ткани.
Посмотрите на монитор. (Приложение 2 ).
Учитель: Да она шила-вышивала
Только бело полотно,
Да только бело полотно
Да бело-бархатное…
Она строки строчила
Красным золотом.
- Строчить строки - значит вышивать. Чаще всего из белых, синих, красных тканей
вышивали нарядную одежду.
- Сама русская крестьянка напоминала солнышко, русскую царевну. Нарядный костюм
русской женщины сиял, как солнце.
- Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре. (Приложение 2 )
- О чем напоминает белый цвет? (о белоствольных березках, русской белоснежной зиме,
белых ромашках на лугу, летних белых облаках.
- Что напоминает синий цвет? (синеву неба, рек, озер, морей).
- Что обозначает красный цвет? (считали самым красивым). Это цвет огня, солнца, тепла,
радости. Это праздничный цвет.
4
«Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет».
- Мы гордимся нашим флагом, ему уже более 300-т лет.
- А теперь я предлагаю вам сравнить флаги: флаг России, штандарт, знамя победы
<Рисунок 3>.
- Какое слово вам не понятно?
Слово «штандарт» вывешивается на доску.
Знамя было утверждено в 1994 году и является одним из символов власти президента.
Сравните флаги.
- Чем они походи, чем различаются?
Обратите внимание на Знамя победы.
- 60 лет тому назад фашистская Германия, нарушив мирный договор напала на нашу
страну. В течение долгих 4-х лет мужественно сражались советские люди с врагом. В
тяжелых
сражениях
освободили
они
свою
Родину
и
другие
страны
от
жестоких
захватчиков. И, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии – Берлин. Над
куполом главного здания Берлина – Рейхстага – взметнулось красное знамя с серпом и
молотом <Рисунок 4 > .
Звучит песня «День победы» (Приложение 3) .
- Это знамя стало символом Великой Победы. Это символ памяти, благодарности и
уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой возможность мирной жизни для
всех нас.
- Наш земляк и постоянный гость нашей школы Ермаков Николай Семенович <Рисунок 5
> во время войны спас полковое знамя.
- В нашем классе учится его внук, который не раз слышал от деда историю о спасении
знамени.
Рассказ внука о дедушке.
- В День Победы и в День защитников отечества можно увидеть Знамя Победы во время
парада
на
Красной
площади
в
Москве,
или
в
момент
возложения
венков
к
могиле
неизвестного солдата. В иных случаях используется символ Знамени Победы (полотнище
красного цвета с изображением в верхнем углу пятиконечной звезды). <Рисунок 6>
-
Флаг
–
это
национальная
святыня.
Мы
должны
относиться
к
нему
с
уважением.
Надругательство над флагом является уголовным преступлением.
VI. Российский герб.
- Второй государственный символ России – герб.
Учитель: Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге.
- Где можно увидеть изображение герба (на флагах, монетах, печатях, на государственных
документах, в кабинете президента России, на пограничных столбах).
- Почему на пограничных столбах (говорит о том, что начинается территория нашего
государства).
- Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства. Наш
современный герб очень древний. Ему уже более 500-т лет.
- Давайте посмотрим на герб России, скажем, очертание какого старинного вооружения
напоминает /щит/ <Рисунок 7>
5
- Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой сжимает
скипетр.
Слово «скипетр» вывешивается на доску.
- Это жезл – символ власти. Он украшен затейливой резьбой, золотом, драгоценными
камнями. В его левой лапе – держава (слово вывешивается на доску). Это золотой шар с
крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской
власти <Рисунок 8 > . Теперь у нас нет царя. Сегодня она напоминает нам о прошлом
нашей страны и символизирует независимость России от других государств.
-
Посмотрите
на
орла.
Чем
он
необычен (две
головы).
Две
головы
символизируют
единство страны. Он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Обратите
внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи, а сама птица – на
солнце).
- Крылья орла подняты - почему? (орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали,
что Россия – могучая страна. На груди орла – красный щит с изображением всадника
Святого Георгия. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке
– серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это
символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Мы уже
слышали эту историю о Георгии Победоносце. Кто расскажет её?
- Георгий Победоносец – герой, святой покровитель воинов, защитник Отечества. Образ
его часто изображали на иконах. <Рисунок 9> .
- На Руси часто называли детей его именем: Егор и Юрий.
-
Значит,
что
символизирует
герб
России?
(победу
добра
над
злом,
красоту
и
справедливость).
- Что такое герб? (отличительный знак). Он есть у всех городов. <Рисунок 10 >.
- На каком гербе изображен Георгий Победоносец? (Москва)
- История какого герба вам знакома?
Рассказ ученика городе о Ярославле .
- Герб может быть не только у страны, но и у города, у отдельной организации и даже у
вашей семьи.
- Как вы думаете, что берется во внимание, когда составляется какой – то герб? (цвет).
- Главное – чтобы герб отражал особенности той страны, города, организации, символом
которой он является.
VII. Творческая работа в группах.
- На столах листочки: красный – символ храбрости и мужества, синий (лазурный) –
символизирует красоту, зеленый – символ надежды, молодости, радости и изобилия,
черный
–
говорит
о
печали,
благоразумии
и
смирении),
желтый
и
белый
цвета
сравниваются
с
драгоценными
металлами
–
золотом
и
серебром.
Золотой
–
символ
богатства, а серебряный – символ чистоты.
- Подсказка /символы: фигуры находятся на столах у детей.
1
группа: Герб России.
2
группа: Герб нашего города (сравнить с гербом города Михайловки).
3 группа: Герб нашего класса.
4 группа: Герб волшебной страны.
Защита гербов учащимися .
VIII. Итог занятия.
- О каких символах мы говорили на уроке?
- Жителями, какой страны мы с вами являемся?
6
- Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит
свою, страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её
сильной
и
богатой.
И
вы,
второклассники,
маленькие
граждане
большой
страны,
её
будущее.
Званием гражданина России следует гордиться!
Чтение стихотворения учащимся:
Свет добра, величия и силы
Сквозь века несла народом Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
Славлю путь твой благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной,
И счастливой вечно будь.
Заканчивается занятие песней «Берёзы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко).
Список литературы:
1.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» -
М: «Вако», 2005.
2.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс – М: «Дрофа», 2004.
3.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс – М: «Баласс»,
2008.
7