Напоминание

Урок окружающего мира "Я–гражданин России",3 класс


Автор: Чурюмова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СШ№9"
Населённый пункт: г.Михайловка,Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "Я–гражданин России",3 класс
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: начальное образование





Назад




221-701-742

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

«Я – гражданин России».

Учитель: Чурюмова Любовь Александровна, МОУ «СОШ №9 г. Михайловка»,

Волгоградской обл.

Цель

занятия:

воспитывать

уважение

к

государственным

символам

Российской

Федерации, повышать их роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся;

учить

детей

сочетать

уважительное

отношение

к

символам

и

ритуалам

с

четким

соблюдением законов, правил поведения; укреплять любовь к родному городу, чувство

гордости за достижения своей страны; расширять знания учащихся об историческом

прошлом и традициях народов России; сформировать чувство собственного достоинства,

положительных качеств личности.

План занятия:

1.

Беседа о Родине.

2.

Игра «Узнай фото»

3.

Михайловка – мой город.

4.

Беседа о символах России.

5.

Государственный флаг.

6.

Российский герб.

7.

Творческая работа в группах.

8.

Итог занятия.

Оборудование: карта России, изображения президента РФ,

флага и герба, штандарта,

Знамени Победы, флагов стран и гербов городов, слова текста гимна, музыкальная запись

песен «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), «Березы» (сл.

М.

Андреев,

муз.

И.

Матвиенко),

компьютер,

пословицы

и

поговорки

о

Родине,

фотография ветерана войны Ермакова Н.С.

Ход занятия.

I. Беседа о Родине.

Дети заходят в класс под песню «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского,

муз. В. Баснера), рассаживаются группами.

Чтение учащимся стихотворения «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

- Что мы называем Родиной? (место, где родились, живем, ходили в детский сад, где

живут наши папы и мамы).

Место, где мы родились и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди

друзей. О Родине сложено много песен, пословиц, стихов, поговорок. Давайте вспомним.

2

Вывешивается на доску первая часть каждой пословицы.

В гостях хорошо,… (а дома лучше).

Всякому мила… (своя сторона).

Своя земля… (и в горести мила).

Береги землю родимую,… (как мать любимую).

Давайте к началу пословицы найдем окончание.

- Объясните смысл последней пословицы.

Любить можно только то, что хорошо знаешь.

- Дети, а вы любите наш город?

- Чем больше мы будем знать о своем городе, тем больше мы будем любить его.

II. Игра «Узнай фото».

- На мониторе компьютера вы увидите фото, о котором должны будете мне рассказать.

(Приложение 1).

1. Карта Михайловского района.

2. Общий вид Михайловки.

3. Городской Дворец культуры.

4. Парк культуры и отдыха.

5. Цементный завод.

6. Улица Коммуны «Вечный огонь».

7. Сквер у железнодорожного вокзала «Обелиск в память четырем солдатам», памятник

машинисту Турыгину.

8. Река Медведица.

III. Михайловка – мой город.

Чтение стихотворения учащимися.

Мы Родину не выбираем,

Но если б выбор был у нас,

Мы выбрали бы эти дали,

Где с вами живем мы сейчас.

Михайловка – мой город,

Михайловка – мой сад,

Люблю твой зеленый весенний наряд.

Люблю твои парки,

Прохладу аллей

И буйный рассвет молодых тополей.

Солнце золотистое

Красит тополя,

Милая Михайловка –

Родина моя…

И течет Медведица –

Быстрая река,

И привет Михайловке

Шлет издалека…

Если ты по Гоголя

Едешь в дальний путь –

О родной Михайловке,

Слышишь, не забудь…

Стройся, город, радуй нас

И цвети кругом,

3

С вами я, Михайловцы,

Здесь мой отчий дом…

- Ребята, как можно назвать Михайловку?

- Михайловка – это наша маленькая Родина.

- Кто мы с вами? (граждане России, россияне).

- Мы с вами являемся частью народа огромной богатой страны. Сегодня мы поговорим о

нашей стране, о России. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна

(показ карты России на доске).

IV. Беседа о символах России.

- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны (общая территория, язык, законы,

по которым мы живем).

- Ребята, также у страны есть государственные символы.

- Какие? /флаг, герб, гимн/ <Рисунок1>

- Сегодня мы с вами поговорим только о двух отличительных знаках нашей страны: флаге

и гербе.

V. Государственный флаг.

- С флагом вы уже немного знакомы, и на уроках труда мы изготовили полотнище флага из

цветной бумаги. Я приготовила выставку из ваших работ.

- Давайте вспомним, для чего нужен флаг?

Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны

будут

участвовать. <Рисунок

2>Флаг

изображен

на

майках

спортсменов.

Во

время

награждений наших спортсменов над стадионом поднимается российский флаг.

- Что вы чувствовали в этот момент? (гордость за свою Родину). - Где еще можно увидеть

флаг? /Во время праздников на зданиях, на улицах. Когда наш президент едет в другую

страну, то на здании, где произойдет встреча, вывешивают флаг России/.

- Почему флаг бело-сине-красный?

- Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белые,

синие, красные цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из

белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны

и другую одежду.

Белыми и синими нитями русские крестьяне вышивали затейливые узоры на белой ткани.

Посмотрите на монитор. (Приложение 2 ).

Учитель: Да она шила-вышивала

Только бело полотно,

Да только бело полотно

Да бело-бархатное…

Она строки строчила

Красным золотом.

- Строчить строки - значит вышивать. Чаще всего из белых, синих, красных тканей

вышивали нарядную одежду.

- Сама русская крестьянка напоминала солнышко, русскую царевну. Нарядный костюм

русской женщины сиял, как солнце.

- Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре. (Приложение 2 )

- О чем напоминает белый цвет? (о белоствольных березках, русской белоснежной зиме,

белых ромашках на лугу, летних белых облаках.

- Что напоминает синий цвет? (синеву неба, рек, озер, морей).

- Что обозначает красный цвет? (считали самым красивым). Это цвет огня, солнца, тепла,

радости. Это праздничный цвет.

4

«Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет».

- Мы гордимся нашим флагом, ему уже более 300-т лет.

- А теперь я предлагаю вам сравнить флаги: флаг России, штандарт, знамя победы

<Рисунок 3>.

- Какое слово вам не понятно?

Слово «штандарт» вывешивается на доску.

Знамя было утверждено в 1994 году и является одним из символов власти президента.

Сравните флаги.

- Чем они походи, чем различаются?

Обратите внимание на Знамя победы.

- 60 лет тому назад фашистская Германия, нарушив мирный договор напала на нашу

страну. В течение долгих 4-х лет мужественно сражались советские люди с врагом. В

тяжелых

сражениях

освободили

они

свою

Родину

и

другие

страны

от

жестоких

захватчиков. И, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии – Берлин. Над

куполом главного здания Берлина – Рейхстага – взметнулось красное знамя с серпом и

молотом <Рисунок 4 > .

Звучит песня «День победы» (Приложение 3) .

- Это знамя стало символом Великой Победы. Это символ памяти, благодарности и

уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой возможность мирной жизни для

всех нас.

- Наш земляк и постоянный гость нашей школы Ермаков Николай Семенович <Рисунок 5

> во время войны спас полковое знамя.

- В нашем классе учится его внук, который не раз слышал от деда историю о спасении

знамени.

Рассказ внука о дедушке.

- В День Победы и в День защитников отечества можно увидеть Знамя Победы во время

парада

на

Красной

площади

в

Москве,

или

в

момент

возложения

венков

к

могиле

неизвестного солдата. В иных случаях используется символ Знамени Победы (полотнище

красного цвета с изображением в верхнем углу пятиконечной звезды). <Рисунок 6>

-

Флаг

это

национальная

святыня.

Мы

должны

относиться

к

нему

с

уважением.

Надругательство над флагом является уголовным преступлением.

VI. Российский герб.

- Второй государственный символ России – герб.

Учитель: Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдем мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге.

- Где можно увидеть изображение герба (на флагах, монетах, печатях, на государственных

документах, в кабинете президента России, на пограничных столбах).

- Почему на пограничных столбах (говорит о том, что начинается территория нашего

государства).

- Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства. Наш

современный герб очень древний. Ему уже более 500-т лет.

- Давайте посмотрим на герб России, скажем, очертание какого старинного вооружения

напоминает /щит/ <Рисунок 7>

5

- Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой сжимает

скипетр.

Слово «скипетр» вывешивается на доску.

- Это жезл – символ власти. Он украшен затейливой резьбой, золотом, драгоценными

камнями. В его левой лапе – держава (слово вывешивается на доску). Это золотой шар с

крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской

власти <Рисунок 8 > . Теперь у нас нет царя. Сегодня она напоминает нам о прошлом

нашей страны и символизирует независимость России от других государств.

-

Посмотрите

на

орла.

Чем

он

необычен (две

головы).

Две

головы

символизируют

единство страны. Он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Обратите

внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи, а сама птица – на

солнце).

- Крылья орла подняты - почему? (орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали,

что Россия – могучая страна. На груди орла – красный щит с изображением всадника

Святого Георгия. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке

– серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это

символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Мы уже

слышали эту историю о Георгии Победоносце. Кто расскажет её?

- Георгий Победоносец – герой, святой покровитель воинов, защитник Отечества. Образ

его часто изображали на иконах. <Рисунок 9> .

- На Руси часто называли детей его именем: Егор и Юрий.

-

Значит,

что

символизирует

герб

России?

(победу

добра

над

злом,

красоту

и

справедливость).

- Что такое герб? (отличительный знак). Он есть у всех городов. <Рисунок 10 >.

- На каком гербе изображен Георгий Победоносец? (Москва)

- История какого герба вам знакома?

Рассказ ученика городе о Ярославле .

- Герб может быть не только у страны, но и у города, у отдельной организации и даже у

вашей семьи.

- Как вы думаете, что берется во внимание, когда составляется какой – то герб? (цвет).

- Главное – чтобы герб отражал особенности той страны, города, организации, символом

которой он является.

VII. Творческая работа в группах.

- На столах листочки: красный – символ храбрости и мужества, синий (лазурный) –

символизирует красоту, зеленый – символ надежды, молодости, радости и изобилия,

черный

говорит

о

печали,

благоразумии

и

смирении),

желтый

и

белый

цвета

сравниваются

с

драгоценными

металлами

золотом

и

серебром.

Золотой

символ

богатства, а серебряный – символ чистоты.

- Подсказка /символы: фигуры находятся на столах у детей.

1

группа: Герб России.

2

группа: Герб нашего города (сравнить с гербом города Михайловки).

3 группа: Герб нашего класса.

4 группа: Герб волшебной страны.

Защита гербов учащимися .

VIII. Итог занятия.

- О каких символах мы говорили на уроке?

- Жителями, какой страны мы с вами являемся?

6

- Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит

свою, страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её

сильной

и

богатой.

И

вы,

второклассники,

маленькие

граждане

большой

страны,

её

будущее.

Званием гражданина России следует гордиться!

Чтение стихотворения учащимся:

Свет добра, величия и силы

Сквозь века несла народом Русь.

Жизнь моя, любовь моя Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной,

И счастливой вечно будь.

Заканчивается занятие песней «Берёзы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко).

Список литературы:

1.

Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» -

М: «Вако», 2005.

2.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс – М: «Дрофа», 2004.

3.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс – М: «Баласс»,

2008.

7



В раздел образования