Напоминание

"Лес – Наше богатство", знакомство с окружающим миром


Автор: Панасенко Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 258"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лес – Наше богатство", знакомство с окружающим миром
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия «Лес – наше богатство»

Ознакомление детей подготовительной группой с окружающим миром.

Цель: Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Воспитывать бережное

отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их

сходство и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их

внешним видом, повадками.

Ход занятия

Воспитатель: представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только

слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорят, в этом лесу, в дупле

большого дерева, живет Лесовик. Он знает все о лесе и знаком со всеми лесными

жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать нам много интересного.

Давайте его позовем.

Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме.

Лесовик.

Это я, седой старик,

По прозванию Лесовик.

Этот лес я сторожу, За порядком здесь слежу.

Лес, мой дом, для всех открыт.

Он резною крышой крыт.

Коль с добром пришел в мой дом,

Чудеса увидишь в нем.

Я не один здесь живу, со мной мои друзья –

растения и животные.

Есть у людей зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. Кто это?

(Дерево.)

Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображенные на них деревья.

Лесовик.

Чем деревья между собой и чем отличаются?

Дети.

У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья - это

лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей), называются

хвойными.

Лесовик.

Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть,

где растут только ели? (Ельник)

Лесовик называет деревья, дети –лес, состоящие из них : береза- березняк ( березовая

роща) , дуб- дубрава, осина- осинник, сосна – сосновый бор, ольха – ольховник, ( ольшаник).

Лесовик.

Назовите деревья, которые растут в лиственном ( хвойном) лесу. ( Ответы детей).

А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья?

(Смешанным.)

Что еще растет в наших лесах?

Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».

Дети рассматривают и называют кустарники ( багульник, бузина, орешник,

жимолость), ягодные кустарники ( черника , голубика , брусника, костяника) и находят

карточки с их изображением.

Лесовик.

Есть такая пословица « возле леса жить –голодному не быть». Чем же в лесу можно

полакомится? ( ягодами , грибами.) какие лесные ягоды вы знаете? ( Землянику, бруснику,

костянику, малину, чернику.) а какие грибы можно найти в лесу? ( Грузди, подосиновики,

подберезовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята.)

Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более

пробовать на вкус незнакомые и ядовитые грибы.

Вкусный лесной чай можно заварить, используя побеги иван-чая, душицы, зверобоя,

листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения- лекарственные. Как

вы думаете, почему их так называют?

Дети.

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Лесовик.

Назовите растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для

изготовления лекарств. Сначала деревья, затем кустарники и, наконец, травы.

Дети. Деревья - сосна, липа. Береза, дуб, пихта. Кустарники - малина, бузина. Травы -

тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

Лесовик. Среди растений, как и среди грибов встречаются ядовитые. Вороний глаз,

майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и

есть их нельзя.

Проводится разминка.

В лес гулять мы пошли,

(Маршируют на месте.)

Вброд ручей перешли ,

(шагают высоко поднимают колени.)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

(поднимают руки , встают на носки тянутся вверх.)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

( ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо-влево .)

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

(наклоняются вправо-влево)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

( выполняют приседания)

Затем воспитатель предлагает составить предложения со словами и словосочетаниями:

сбор грибов, кузовок, лесная тропа, ручей и т.д.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

( сжимают и разжимают кулаки.)

Этот пальчик- по дорожке.

( поочередно загибают и разгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик – по тропинке.

Этот пальчик – за грибами.

Этот пальчик – за малинкой.

Этот пальчик – птицу видел,

Их вспугнул, но не обидел.

Птицы с шумом улетели.

( встряхивают кистями.)

С ним играть не захотели.

(сжимают и разжимают кулаки.)

Лесовик.

В нашем лесу много птиц. Назовите их.

Дети.

Рябчики, глухари, дятлы, совы, клесты, кедровки, куропатки.

Проводится дидактическая игра « зимующие- перелетные».

Дети поочередно называют птиц, находят карточки с их изображением и размещают на

панно по группам: зимующие ( синица, снигирь, дятел., поползень, глухарь , тетерев и

т.п.) и перелетные ( скворец, ласточка, грач, кукушка, журавель, лебедь, и т.п.).

Лесовик.

Молодцы, а теперь вспомните животных обитающих в лесу.

Проводится игра « Изобрази животное».

Воспитатель загадывает загадки о животных.

Ребенок, первым назвавший правильную отгадку, изображает животное и отвечает на

вопросы:

- что ты делаешь в лесу?

-есть ли у тебя жилище и как оно называется?

-чем ты питаешься?

- кого ты боишься?

Лесовик. Некоторые лесные обитатели опасны для человека. Энцефалитные клещ может

укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому, отправляясь в лес

надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор.

По возвращению домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.

В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. Если это произошло, не пугайте ее,

остановитесь , а затем медленно повернитесь и идите назад.

Помните: змеи никогда не нападают первыми.

Воспитатель.

Лесовик, расскажи нам, без чего лес не может существовать?

Лесовик.

Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которая дарит ему тепло и свет,

вода и почва для роста растений и жизни растений, чистый воздух, а еще покой и тишина.

Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его

обитателям. А как вы ведете себя в лесу?

Проводится дидактическая игра « можно- нельзя» дети, анализируя варианты поведения

людей в лесу, поднимают фишки ( зеленую в знак одобрения поступка, красную- осуждая

его.)

Воспитатель.

Можно ( нельзя) ломать ветки ( кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться

красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, собирать ягоды, оставлять после себя

мусор).

Лесовик. Молодцы! Если вы пошли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не

шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес

откроет вам свои секреты.

Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

Звучит аудиозапись «звуки леса», проводится аутотренинг.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит.

Зеленая музыка где то звучит.

Зеленый кузнечик в Зеленой стране

Играет зеленую музыку мне.

Лесовик.

Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и надеюсь,

что мы скоро увидимся.



В раздел образования