Автор: Ефремова Наталья Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с ОРВ "Солнышко"
Населённый пункт: Ростовская область,Усть–Донецкий район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родной свой край,люби и знай"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия по теме
"Родной свой край люби и знай"
Цели:
I Образовательные (программное содержание).
Расширять
представление
детей
о
родной
стране,
об
обычаях
и
традициях русского народа. Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и
активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме.
Учить находить на карте Россию, находить реки, озера, моря. Закреплять
знания детей о гербе и флаге России, о Москве, как столице нашей Родины.
Обогащение словарного запаса детей, уточнение слов: гостеприимный,
хлебосольный, доброжелательный. Обучение счетным операциям (счет до
10).
II Коррекционные.
- Совершенствование связной речи.
- Формирование у детей навыков разговорной речи. Образование форм имен
существительных множественного числа Родительного падежа.
- Работа над грамматическим строем речи. Практическое усвоение
лексических и грамматических средств языка:
учить
правильно
употреблять
в
речи
имена
существительные
в
единственном и множественном числе;
введение
в
спонтанную
речь
детей
антонимов,
существительных
множественного числа в Родительном падеже;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
- Закрепление понятия "гласный звук".
- Формирование правильного произношения, артикуляционных навыков.
Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления,
памяти.
- Развитие динамической координации движений. Тренировка слухо-речевой
памяти. Развитие пространственно-временных отношений.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие счетных операций.
III Воспитательные.
Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми,
желание радовать других.
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к старшим,
к гостям.
Воспитывать усидчивость, умение проявлять выдержку.
Развивать
волевые
качества:
умение
ограничивать
свои
желания,
доводить
начатое
дело
до
конца,
следовать
установленным
нормам
поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Формировать умение оценивать свою работу.
Подготовительная работа.
Знакомство с глобусом, картами, гербом и флагом России. Чтение книги
о истории герба и флага.
Разучивание с детьми поговорок, пословиц, стихотворений и песен о
Родине.
Выделение гласных звуков в начальной позиции под ударением. Игры
со звуками.
План занятия.
№
Тема
Время
1.
Приветствие.
1 мин.
2.
Сюрпризный момент.
1 мин.
3.
Организационный момент. Сопряженная речь.
0.5 мин.
4.
Ориентировка во времени (когда мы встретились).
1 мин.
5.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
0.5 мин.
6.
Ориентировка в пространстве (где мы находимся).
1 мин.
7.
Сопряженная речь. Стихотворение.
1 мин.
8.
Логоритмика. Песня "Умывает красно солнышко".
1 мин.
9.
Работа с глобусом, картами (Чего много в нашей стране?
Родительный падеж множественного числа
существительных).
3 мин.
10.
Игра "Выдели первый звук" (реки России). Деление на
слоги
2 мин.
11.
Логоритмика "Гласные звуки". Угадай по артикуляции
звук.
0.5 мин.
12.
Развитие фонематических представлений. Игра
"Путешествие по рекам России".
3 мин.
13.
Физминутка.
1 мин.
2
14.
Игра с мячом. "Скажи наоборот". Подбор антонимов.
2 мин.
15.
Беседа по репродукции картины В. Васнецова
"Богатыри".
2.5 мин.
16.
Чистоговорка.
0.5 мин.
17.
Герб, флаг России. Беседа. Конструирование из полосок
цветного картона (выложить правильно цвета флага).
4 мин.
18.
Подведение итогов. Тренировка памяти. Подсчет фишек.
2 мин.
19.
Сюрпризный момент. Пословицы о Родине.
2 мин.
20.
Прощание.
0.5 мин.
Итого:
30 мин.
Ход занятия.
I. Приветствие.
По традиции русского народа дорогих гостей встречают хлебом и
солью. Наш народ всегда отличался тем, что был гостеприимным,
хлебосольным, доброжелательным, радушным и щедрым.
II. Сюрпризный момент.
Логопед: - У нас есть волшебная русская печка. Если ее вежливо попросить,
то она испечет хлебушка для гостей.
Дети: Просят печку, употребляя вежливые слова.
Логопед включает диктофон. Под русскую народную музыку слышны
слова печки: "Хорошо, детушки! Только дайте мне время и знайте,
что доброе слово - лучше мягкого пирога. А вы пока сами не ленитесь,
потрудитесь, дорогих гостей развлеките, что умеете – покажите,
что знаете – расскажите".
III. Организационный момент. Речевая зарядка.
Дети (хором): Пусть каждый день и каждый час
Нам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у нас,
А сердце умным будет.
IV. Ориентировка во времени. Работа с календарем погоды.
Логопед: - Ребята, когда к нам пришли гости? Какое сейчас время года?
Дети: - весна
Логопед: - Какой идет месяц?
Дети: - апрель.
3
Логопед: - Какое сегодня число?
Дети: - 23
Логопед: - Какой сегодня день недели?
Дети: - понедельник
Логопед: - Какое время года было перед зимой? После зимы? Назовите
соседей зимы. Сколько всего времен года? Сколько дней в неделе?
Сколько месяцев в году?
Дети (например): - Перед зимой была осень. И т.п.
V. Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
Речь с движениями.
Логопед: - Ребята, какая сегодня погода?
VI. Ориентировка в пространстве.
Логопед: - Ребята, где мы находимся? Расскажем нашим гостям, куда они
приехали.
VII. Сопряженная речь. Стихотворение о малой Родине.
Логопед: - Ребята, как называется наш детский сад?
Дети: - "Солнышко".
Логопед: - Что значит слово "солнышко"?
Дети: - Источник света и тепла
Логопед: - А где вы родились? Как называется наша малая Родина?
Дети: - Поселок
Усть-Донецкий
Логопед: - Посмотрите в окно. Что вы видите красивого?
(Ответы детей)
- Расскажем стихотворение.
"Все, что вижу из окна –
Это Родина моя …".
Логопед: - Наша Родина находится под особым Покровом Божией Матери.
Как называется наша Родина?
Дети: - Россия.
Логопед: - Малая Родина – это наш поселок, а большая Родина – вся страна.
VIII. Логоритмика.
Песня "Умывает красно солнышко".
Дети поют песню и выполняют движения.
IX. Работа с глобусом, картами.
(Образование форм имен существительных
множественного числа Родительного падежа).
Логопед: - Ребята, что у меня в руках?
Дети: - Глобус.
4
Логопед: - Что такое глобус?
Дети: - Глобус – это модель Земли.
Логопед: - Кто покажет нашу Родину на глобусе?
1 – 2 ребенка показывают.
Логопед: -
Карта
мира
–
это
развернутый
глобус.
Ее
удобнее
рассматривать.
Все переходят к карте мира на стене.
Логопед: - Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалеку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Кто покажет, на каком материке находится Россия?
Дети показывают.
Логопед: - А теперь посмотрим на карту России. На ней более отчетливо
все видно.
Дети подходят к карте России.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чего много в нашей стране?
Дети
(например): - Много морей, рек, лесов, гор, озер, островов, городов,
деревень, болот …
Логопед: - Ребята, а кого много в наших лесах?
Дети: - Животных, птиц.
Игра с пальчиками. "Я по дереву стучу".
Логопед: - Поиграем в игру "Не ошибись!" У меня картинки с видом разных
животных. Если животное живет в нашей стране, то надо картинку
положить на карту, где обозначена Россия. Если это животное не
живет в России, то на карту класть нельзя.
Дети получают карточки и по очереди говорят:
- В нашей стране много медведей.
- В России нет львов. Их можно увидеть только в зоопарке.
(Картинки: дикие животные наших лесов и животные жарких стран.
Игра проходит, сидя на ковре).
X. Игра "Выдели первый звук". Деление на слоги.
Логопед: - Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием.
Встаем с ковра.
- Покажите, пожалуйста, реки на карте.
Дети указкой показывают.
- Какой первый звук вы слышите в названии рек: Амур, Урал, Обь,
Иртыш?
Дети называют.
- Разделим слова на слоги. Хлопаем в ладоши.
Сколько слогов в этих словах?
Дети садятся на стульчики.
Логопед: - Встать может тот, кто вспомнит короткое слово в 1 слог.
5
Дети называют, хлопая в ладоши (например): - Ночь, день, снег, дождь, дуб,
волк, лось, кот, слон, жук, дочь, сын …
XI. Логоритмика "Гласные звуки".
Угадай звук по артикуляции.
Логопед: - Ребята, какой наш родной язык?
Дети: - Русский.
Логопед: - Нам надо научиться красиво говорить на родном языке. Ведь как
говорится в одной сказке:
"А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит".
Из какой сказки эти слова? Кто ее написал?
Дети: - Сказка о царе Салтане. Написал ее великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин.
Логопед: - Речь и реченька – похожи. Наша речь звучит, будто течет речка.
Расскажите стихотворение о гласных звуках и угадайте, какой звук я
хочу назвать.
Дети: - "Этот звук легко поется …" Затем отгадывают звук по артикуляции.
XII. Развитие фонематических представлений.
Игра "Путешествие по рекам России".
Логопед: - Ребята, выложите, пожалуйста, на полу из дощечек:
Четыре речки по две дощечки (из строительного набора в 8 дощечек).
- Это будут реки: Урал, Обь, Иртыш, Амур. Выделите, пожалуйста,
первый звук в каждом слове.
Кладем буквы А, У, И, О.
- Вы хотите отправиться в путешествие по рекам России? У меня в
руках билеты для вас. Определите, по какой реке будете плыть.
Картинки: астра, азбука, утка, утюг, овощи, обруч, игла, индюк и др.
Ребенок называет слово, выделяет первый звук и подходит к той "реке",
где лежит соответствующая табличка с буквой.
XIII. Физминутка.
Имитируем плавание.
Логопед: - Ребята, а сейчас можно плавать по рекам?
Дети: - Нельзя.
Логопед: - Почему?
Дети: - На улице зима, все реки покрыты льдом.
Логопед: - Ребята, а в Африке тоже холодно и замерзли все реки?
Дети: - Нет. В Африке жарко, там не бывает снега и мороза.
Логопед: - Вот видите, какая замечательная у нас страна. Есть все времена
года и всегда разная погода. Что хорошего, когда много снега зимой?
(Ответы детей).
6
XIV. Подбор антонимов. Игра с мячом "Скажи наоборот".
Жарко – холодно, глубоко – мелко, быстро – медленно, светло – темно,
далеко – близко, высоко – низко, друг – враг …
XV. Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри".
Дети садятся за столы.
Логопед: - Наша страна очень большая, но дружная, мирная. Никогда Россия
сама не нападала на другие страны. Но если нам угрожала опасность,
и враги пытались захватить нашу землю, то русские люди боролись
очень мужественно за свою Родину.
Что это за картина? Кто ее написал? Кто изображен на ней?
Дети: - Картина "Богатыри". Написал художник Васнецов. Три богатыря на
картине: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Логопед: - Ребята, что вы помните об этих богатырях?
(Ответы детей).
Логопед: - А каких еще великих полководцев вы знаете?
Дети: - Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Донской …
XVI. Чистоговорка.
"От топота копыт
Пыль по полю летит".
XVII. Герб, флаг России.
Конструирование из полосок цветного картона.
Логопед: - Ребята, мы говорили сегодня о том, чего много в нашей стране и
кого много. А что, вы знаете, есть одно у нашей России? (Герб и флаг).
Показываю герб Москвы.
Логопед: - Что это? (Икона).
Кто изображен здесь?
Дети: - Это святой Георгий Победоносец. Он поражает змея.
Логопед: - Почему эта икона у нас здесь всегда стоит?
Дети: - Это герб Москвы и Московской области. На гербе России тоже есть
Георгий Победоносец.
Логопед: - Вспомните флаг России. Перед вами полоски из картона. Какого
они цвета?
Дети: - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.
Логопед: -
Выберите
себе
полоски
и
выложите
на
столе
так,
чтобы
получился флаг России.
Включаю
магнитофон.
Под
фонограмму
песни
"Моя
Россия"
дети
выкладывают полоски.
Показываю флаг России.
7
- Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху?
Какая снизу? Какая посередине?
XVIII. Подведение итогов.
Логопед: - Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что вы успели
показать и рассказать гостям?
XIX. Сюрпризный момент. Пословицы о Родине.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чем можно порадовать наших
гостей? Что можно подарить им на память?
(Ответы детей)
Логопед: - А еще можно подарить стихотворение. У нас есть сундучок,
который откроется, если вы вспомните пословицы о Родине.
Дети называют пословицы.
Из сундучка достаю открытки, зачитываю стихотворение:
Русь – необъятная, добрая, щедрая,
Непобедимая и милосердная,
Гостеприимная и хлебосольная,
Русь – православная и колокольная,
Многоголосая и многоликая,
Сильная, стойкая,
В общем – великая!
(Автор Филькина Л.В.)
Дарим открытки всем.
XX. Прощание.
Подходим
к
печке.
Включаю
диктофон.
Слышна
музыка.
Печка
говорит: "Молодцы,
детушки!
Потрудились,
а
теперь
попотчуйте
гостей моим караваем".
Достаю из печки каравай. На рушнике подносим гостям:
- Хлеб да соль, дорогие гости!
Гости отламывают по кусочку, обмакивают в соль и съедают.
Дарим каравай гостям. Прощаемся.
- До свидания, дорогие гости!
- Рады будем видеть Вас снова!
- До встречи!
- Счастливого пути!
- Всего Вам доброго!
- Ангела-хранителя в дорогу!
- Спаси Вас, Господи!
Речевой материал.
1. Стихотворение:
Все, что вижу из окна –
8
Это Родина моя.
Вижу поле, вижу речку,
Вижу облака – овечки,
А за полем, там вдали,
Вижу часть святой земли,
Где стремится к небесам
Православный дивный храм.
(Автор Филькина Л.В.)
2. Песня:
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе,
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Припев:
Ни вблизи, ни вдали
Не найти мне земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза,
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Припев.
(муз. П. Аедоницкого, слова И. Шаферана)
3. Пословицы:
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Кто Родине изменяет – того народ презирает.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Своя земля и в горсти мила.
9
На чужой земле и весна не красна.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Москва – всем городам мать.
5. Гласные звуки:
Этот гласный звук поется,
Этот звук, как песня льется,
Называть мы будем гласным,
Будем красить цветом красным.
А, О, У, И, Э, Ы.
6. Чистоговорки:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
"Дятел" (игра с пальчиками)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть он скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
10
11