Автор: Курынова Светлана Станиславовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ДС № 193 "Земляничка" АНО ДО "Планете детства "Лада"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Раздел: дошкольное образование
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Совершенствование системы образования находится в центре внимания
российских
реформ. Ступень
дошкольного
детства
рассматривается
как
предмет
особой
государственной
политики,
направленной
на
личностное
развитие
ребёнка.
В
связи
с
этим
повышается
роль
индивидуального
сопровождения в воспитательном процессе детского сада [1].
Деятельность
психологической службы в ДС № 193 г.о. Тольятти
базируется
на
идее
комплексного
медико-социо-психо-педагогического
сопровождения
развития
ребенка,
предложенного
профессором
Л.
М.
Шипицыной, которое мы называем «экологией детства» [1].
Актуальность
данного
направления
мы
видим
в
практическом
воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.
Сопровождение
основывается
на
интеграции
модульной
системы
деятельности
специалистов
в
виде
взаимодействующих
модулей
(управленческий
модуль,
медицинский
модуль,
психологический
модуль,
педагогический
модуль,
социально-педагогический
модуль,
модуль
диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого
[1].
При
таком
построении
взаимодействия
педагог-психолог
занимает
позицию
ведущего
специалиста,
способного
к
системному
анализу
проблемных
ситуаций,
программированию
и
планированию
деятельности
всех участников образовательного процесса.
Решение
этих
задач
определяет
выбор
психолого-педагогических
технологий в системе комплексного сопровождения.
Индивидуальное сопровождение ребенка начинается с первых дней его
пребывания
в
детском
саду.
Чтобы
адаптация
прошла
успешно,
мы
используем комплекс специальных мероприятий - подбираем воспитателей,
создаём оптимально комфортные условия жизни и деятельности ребенка,
консультируем
и
про свещаем
родителей
(содержание
р а б от ы
психологического модуля).
На
производственных
совещаниях
в
группах
раннего
возраста
происходит
знакомство
с
условиями
развития
ребенка
в
семье
и
особенностями его привыкания к д/с (медицинский модуль).
Итог
актуального
развития
каждого
ребенка
формулируется
на
консилиумах,
которые мы
делим на входящие, текущие и итоговые [1].
Педагог-психолог согласовывает деятельность всех участников консилиума -
воспитателей, узких специалистов, заведующего д/с, зам. заведующего по
ВМР, старших медсестёр. Проводятся ПМПк на всех возрастных группах.
По результатам входящих консилиумов, мы условно делим детей на
следующие
типологические
группы:
соматически
ослабленные
(часто
болеющие и диспансерные); дети «группы риска» (с проявлениями агрессии,
гиперактивности, замкнутости); дети с трудностями в обучении; дети с ярко
выраженными способностями; дети без особенностей в развитии.
Далее
начинается
самый
важный
и
ответственный
этап
–
коррекционная и развивающая работа. На этом этапе помощь оказывается как
непосредственно
самому
ребенку,
так
и
опосредованно
–
педагогам
и
родителям.
В индивидуальном сопровождении детей «группы риска» основной
задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. С
этими детьми работа строится по следующей схеме:
1.Сбор информации о ребенке.
2.Анализ полученной информации.
3.Совместная выработка рекомендаций по сопровождению ребенка для
воспитателей, специалистов, родителей.
4.Консультирование
всех
участников
сопровождения
о
путях
и
способах решения проблемы ребенка.
5.Решение
проблемы,
т.
е.
выполнение
рекомендаций
каждым
участником сопровождения.
6.Анализ
выполненных
рекомендаций
всеми
участниками
сопровождения.
7.Дальнейший анализ развития ребенка [1].
Эффективно
решаются
задачи
сопровождения
через
создание
образовательной
среды
(педагогический
модуль).
Во
всех
возрастных
группах размещены уголки социально-эмоционального развития. Там, где
есть дети с проблемами в развитии, уголки пополняются пособиями для
коррекционной работы (например, стаканчик для крика, мишень с дротиками,
валики – для работы с агрессивными детьми, мягкие игрушки, песок, вода,
разноцветные крупы – для работы с гиперактивными детьми и т. д.) [1].
Особое внимание в работе воспитателей и специалистов обращается на
кинезиологические упражнении, которые разработаны А. Л. Сиротюк [1]. Это
комплекс
движений
(пальцами
рук,
руками,
ногами),
позволяющий
акцентировать
межполушарное
взаимодействие,
синхронизировать
работу
п о л у ш а р и й ,
р а з в и в а ю т
п с и х и ч е с к и е
п р о ц е с с ы ,
п о в ы ш а ю т
стрессоустойчивость.
Дальнейший
анализ
и
прогноз
развития
ребёнка
обсуждается
на
итоговом консилиуме. Участники консилиума констатируют, что организация
индивидуального
комплексного
сопровождения
частично
или
полностью
снимает проблему поведения, учит ребенка помогать себе, улучшает
его
отношения со сверстниками и взрослыми.
Очень
важным
аспектом
индивидуального
сопровождения
развития
детей
является
взаимодействие
с
родителями,
поиск
новых
форм
просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль).
Именно с этой целью в 2004 г. был создан Центр семейного творчества
«Земляничкины друзья» [1]. Встречи с родителями и детьми, проходят в
разных
формах
–
пикники,
мастерские,
песенные
фестивали,
конкурсы,
эстафеты.
В
каждой
возрастной
группе
для
родителей
организованы
мини-
центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях
психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком
«группы риска» [2, с. 33]. Данный материал размещён в энциклопедиях,
шпаргалках, памятках [3].
Каждый
мини-центр
содержит
портфолио
дошкольника. Главной
целью
его
ведения
является отслеживание
личностного
развития
детей.
Портфолио
-
это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных
видах деятельности, копилка его положительных эмоций [4, с. 10].
Важным аспектом в комплексном сопровождении развития ребёнка, по
мнению
Д.
В.
Григорьева,
Л.
М.
Шипицыной,
является
сопровождение
сопровождающих
[1].
Индивидуальные
и
групповые
формы
работы
с
педагогами
вошли
в
авторскую
программу
нашего
ДС
«Педагогическая
гармония»,
в
одном
из
модулей
которой
раскрываются
вопросы
комплексного сопровождения [5].
Гл а в н ы м критерием
результативности
сопровождения
для
нас
выступают
качественные
изменения
после
коррекционно-развивающей
работы,
новообразования
ребёнка,
а
также
увлеченность
ребенка
деятельностью и позитивное отношение к ней, т. е. ощущение комфорта.
Смысловое
назначение
всей
системы
сопровождения
мы
связываем
с
личностным развитием детей. Практическая значимость данного направления
работы подтверждается стабильными результатами социопсихологического
мониторинга выпускников.
Таким образом, индивидуальное, комплексное сопровождение развития
ребенка является центральной идеей в организации работы психологической
службы нашего дошкольного учреждения. Оно лежит в основе создания
целостной системы и технологий, обеспечивающих оптимальные психолого-
педагогические условия, комфортную образовательную среду для развития
детей в соответствии с возрастными и типологическими особенностями.
Библиографический список
1.Курынова,
С.С.
«Экология
детства»
как
основа
деятельно сти
психологической
службы
детского
сада//
С.С.
Курынова
/
Материалы
Региональной
Ярмарки социально-педагогических
инноваций Самарской
области, 8 декабря 2010 г.
2.
Курынова,
С.С.
Комплексное
сопровождение
развития
дошкольника
с
учётом гендерных особенностей// С.С. Курынова /Тольяттинские агустовские
Педагогические
чтения
«От
компетентного
учителя
к
компетентному
ученику» (материалы участников). Проблемные секции. Часть II – Тольятти:
МОУДПОС «Ресурсный центр», 2009. – 152 с.
3. Курынова, С.С. Памятки как эффективная форма взаимодействия педагога-
психолога с родителями в процессе комплексного сопровождения ребёнка.//
С.С. Курынова / Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый
урок» 2010/2011 учебного года (на сайте фестиваля, на компакт –диске и в
сборнике тезисов)
4.Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей
и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под
ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2007. - 58с.
5.Тумакова,
О.Е.,
Руденко,
И.В.
Педагогическая
гармония.
Учебно-
методическое пособие для дополнительного профессионального образования
воспитателей детского сада./ О.Е. Тумакова, И.В Руденко. – Тольятти: ТГУ,
2010. – 126 с.