Напоминание

"ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"


Автор: Курынова Светлана Станиславовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ДС № 193 "Земляничка" АНО ДО "Планете детства "Лада"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Совершенствование системы образования находится в центре внимания

российских

реформ. Ступень

дошкольного

детства

рассматривается

как

предмет

особой

государственной

политики,

направленной

на

личностное

развитие

ребёнка.

В

связи

с

этим

повышается

роль

индивидуального

сопровождения в воспитательном процессе детского сада [1].

Деятельность

психологической службы в ДС № 193 г.о. Тольятти

базируется

на

идее

комплексного

медико-социо-психо-педагогического

сопровождения

развития

ребенка,

предложенного

профессором

Л.

М.

Шипицыной, которое мы называем «экологией детства» [1].

Актуальность

данного

направления

мы

видим

в

практическом

воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.

Сопровождение

основывается

на

интеграции

модульной

системы

деятельности

специалистов

в

виде

взаимодействующих

модулей

(управленческий

модуль,

медицинский

модуль,

психологический

модуль,

педагогический

модуль,

социально-педагогический

модуль,

модуль

диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого

[1].

При

таком

построении

взаимодействия

педагог-психолог

занимает

позицию

ведущего

специалиста,

способного

к

системному

анализу

проблемных

ситуаций,

программированию

и

планированию

деятельности

всех участников образовательного процесса.

Решение

этих

задач

определяет

выбор

психолого-педагогических

технологий в системе комплексного сопровождения.

Индивидуальное сопровождение ребенка начинается с первых дней его

пребывания

в

детском

саду.

Чтобы

адаптация

прошла

успешно,

мы

используем комплекс специальных мероприятий - подбираем воспитателей,

создаём оптимально комфортные условия жизни и деятельности ребенка,

консультируем

и

про свещаем

родителей

(содержание

р а б от ы

психологического модуля).

На

производственных

совещаниях

в

группах

раннего

возраста

происходит

знакомство

с

условиями

развития

ребенка

в

семье

и

особенностями его привыкания к д/с (медицинский модуль).

Итог

актуального

развития

каждого

ребенка

формулируется

на

консилиумах,

которые мы

делим на входящие, текущие и итоговые [1].

Педагог-психолог согласовывает деятельность всех участников консилиума -

воспитателей, узких специалистов, заведующего д/с, зам. заведующего по

ВМР, старших медсестёр. Проводятся ПМПк на всех возрастных группах.

По результатам входящих консилиумов, мы условно делим детей на

следующие

типологические

группы:

соматически

ослабленные

(часто

болеющие и диспансерные); дети «группы риска» (с проявлениями агрессии,

гиперактивности, замкнутости); дети с трудностями в обучении; дети с ярко

выраженными способностями; дети без особенностей в развитии.

Далее

начинается

самый

важный

и

ответственный

этап

коррекционная и развивающая работа. На этом этапе помощь оказывается как

непосредственно

самому

ребенку,

так

и

опосредованно

педагогам

и

родителям.

В индивидуальном сопровождении детей «группы риска» основной

задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. С

этими детьми работа строится по следующей схеме:

1.Сбор информации о ребенке.

2.Анализ полученной информации.

3.Совместная выработка рекомендаций по сопровождению ребенка для

воспитателей, специалистов, родителей.

4.Консультирование

всех

участников

сопровождения

о

путях

и

способах решения проблемы ребенка.

5.Решение

проблемы,

т.

е.

выполнение

рекомендаций

каждым

участником сопровождения.

6.Анализ

выполненных

рекомендаций

всеми

участниками

сопровождения.

7.Дальнейший анализ развития ребенка [1].

Эффективно

решаются

задачи

сопровождения

через

создание

образовательной

среды

(педагогический

модуль).

Во

всех

возрастных

группах размещены уголки социально-эмоционального развития. Там, где

есть дети с проблемами в развитии, уголки пополняются пособиями для

коррекционной работы (например, стаканчик для крика, мишень с дротиками,

валики – для работы с агрессивными детьми, мягкие игрушки, песок, вода,

разноцветные крупы – для работы с гиперактивными детьми и т. д.) [1].

Особое внимание в работе воспитателей и специалистов обращается на

кинезиологические упражнении, которые разработаны А. Л. Сиротюк [1]. Это

комплекс

движений

(пальцами

рук,

руками,

ногами),

позволяющий

акцентировать

межполушарное

взаимодействие,

синхронизировать

работу

п о л у ш а р и й ,

р а з в и в а ю т

п с и х и ч е с к и е

п р о ц е с с ы ,

п о в ы ш а ю т

стрессоустойчивость.

Дальнейший

анализ

и

прогноз

развития

ребёнка

обсуждается

на

итоговом консилиуме. Участники консилиума констатируют, что организация

индивидуального

комплексного

сопровождения

частично

или

полностью

снимает проблему поведения, учит ребенка помогать себе, улучшает

его

отношения со сверстниками и взрослыми.

Очень

важным

аспектом

индивидуального

сопровождения

развития

детей

является

взаимодействие

с

родителями,

поиск

новых

форм

просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль).

Именно с этой целью в 2004 г. был создан Центр семейного творчества

«Земляничкины друзья» [1]. Встречи с родителями и детьми, проходят в

разных

формах

пикники,

мастерские,

песенные

фестивали,

конкурсы,

эстафеты.

В

каждой

возрастной

группе

для

родителей

организованы

мини-

центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях

психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком

«группы риска» [2, с. 33]. Данный материал размещён в энциклопедиях,

шпаргалках, памятках [3].

Каждый

мини-центр

содержит

портфолио

дошкольника. Главной

целью

его

ведения

является отслеживание

личностного

развития

детей.

Портфолио

-

это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных

видах деятельности, копилка его положительных эмоций [4, с. 10].

Важным аспектом в комплексном сопровождении развития ребёнка, по

мнению

Д.

В.

Григорьева,

Л.

М.

Шипицыной,

является

сопровождение

сопровождающих

[1].

Индивидуальные

и

групповые

формы

работы

с

педагогами

вошли

в

авторскую

программу

нашего

ДС

«Педагогическая

гармония»,

в

одном

из

модулей

которой

раскрываются

вопросы

комплексного сопровождения [5].

Гл а в н ы м критерием

результативности

сопровождения

для

нас

выступают

качественные

изменения

после

коррекционно-развивающей

работы,

новообразования

ребёнка,

а

также

увлеченность

ребенка

деятельностью и позитивное отношение к ней, т. е. ощущение комфорта.

Смысловое

назначение

всей

системы

сопровождения

мы

связываем

с

личностным развитием детей. Практическая значимость данного направления

работы подтверждается стабильными результатами социопсихологического

мониторинга выпускников.

Таким образом, индивидуальное, комплексное сопровождение развития

ребенка является центральной идеей в организации работы психологической

службы нашего дошкольного учреждения. Оно лежит в основе создания

целостной системы и технологий, обеспечивающих оптимальные психолого-

педагогические условия, комфортную образовательную среду для развития

детей в соответствии с возрастными и типологическими особенностями.

Библиографический список

1.Курынова,

С.С.

«Экология

детства»

как

основа

деятельно сти

психологической

службы

детского

сада//

С.С.

Курынова

/

Материалы

Региональной

Ярмарки социально-педагогических

инноваций Самарской

области, 8 декабря 2010 г.

2.

Курынова,

С.С.

Комплексное

сопровождение

развития

дошкольника

с

учётом гендерных особенностей// С.С. Курынова /Тольяттинские агустовские

Педагогические

чтения

«От

компетентного

учителя

к

компетентному

ученику» (материалы участников). Проблемные секции. Часть II – Тольятти:

МОУДПОС «Ресурсный центр», 2009. – 152 с.

3. Курынова, С.С. Памятки как эффективная форма взаимодействия педагога-

психолога с родителями в процессе комплексного сопровождения ребёнка.//

С.С. Курынова / Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый

урок» 2010/2011 учебного года (на сайте фестиваля, на компакт –диске и в

сборнике тезисов)

4.Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей

и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под

ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2007. - 58с.

5.Тумакова,

О.Е.,

Руденко,

И.В.

Педагогическая

гармония.

Учебно-

методическое пособие для дополнительного профессионального образования

воспитателей детского сада./ О.Е. Тумакова, И.В Руденко. – Тольятти: ТГУ,

2010. – 126 с.



В раздел образования