Напоминание

Краткосрочная образовательная программа «Музыкальная мозаика»


Автор: Плеханова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества г. Аткарска Саратовской области"
Населённый пункт: Аткарск, Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Краткосрочная образовательная программа «Музыкальная мозаика»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краткосрочная образовательная программа

«Музыкальная мозаика»

Плеханова Е.А.

Г. Аткарск Саратовской области.

2018

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

«Музыкальная

мозаика

»

является

краткосрочной

дополнительной

образовательной

программой художественно направленности и реализуется в Центре

детского творчества города Аткарска Саратовской области.

В

программе

показана

возможность

органичного

сочетания разных

видов

музыкальной

деятельности:

восприятия,

исполнительства,

творчества

сочинения

музыки,

исследовательской

деятельности

в

области

музыкального

искусства

и

его

популяризации.

По признаку – общеразвивающая.

Новизна программы «Музыкальная мозаика» заключается в том, что она позволяет

удовлетворить познавательные интересы обучающихся во всех областях музыкального

искусства, как в сфере академической музыки, так и массовой культуры. Музыкальное

просвещение детей и подростков через создание условий для целостного восприятия и

понимания ими музыки – современная тенденция, отражающая новизну программы.

Актуальность Программа представляет собой образовательный маршрут освоения

ребенком единого музыкального комплекса, органичного

его способности целостного

переживания музыкального произведения.

Педагогическая целесообразность.

В

программе

используются формы и методы

работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков 6–14 лет без

предварительного

отбора,

без

их

предварительной

музыкальной

подготовки;

а

также

позволяющие им заниматься с небольшой временной загруженностью, без развернутых

домашних заданий.

Программа обеспечивает каждому обучающемуся возможность “делать не то, что

задано,

а

то,

что

получится”,

что

носит

выраженный терапевтический

характер.

Содержание программы систематизировано через проектный метод.

Программа реализуется в рамках ФГОС в учреждении дополнительного образования.

Путь развития группы, сформированной на основе ДОЛ ЦДТ, зависит во многом от задач,

стоящих перед сообществом детей, педагогов: формирование уникальной специализации ,

построение траектории творческого развития коллектива.

Целью

является

развитие

творческой

активности

ребенка

(подростка),

его

самоопределение, творческое самовыражение в области музыкального искусства.

Задачи

Воспитательные

-

предоставить ребенку возможности общения – межличностного и специального

профессионального;

- воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий

продукт.

Развивающие

-

обогатить

эмоциональный

опыт

обучающихся,

развить

эмоционально-волевые

качества

и

коммуникативные

навыки,

способствующие

социальной

самореализации

ребенка;

-

развить

музыкальные

умения

и

навыки:

технические

навыки

сольного

и

коллективного, вокального, развить голосовые функции;

Обучающие

-

освоить

различные

виды

музыкальной

деятельности:

слушание,

исполнение,

сочинение, изучение;

-

научить применять полученные знания и умения при анализе, обсуждении музыки,

аргументировать собственное мнение по проблеме;

-

научить

организовывать

самостоятельную

работу,

использовать

современные

технологи; стремится к расширению кругозора;

Отличительная особенность программы «Музыкальная мозаика» заключается в том, что

она представляет собой единый

музыкальный комплекс, основанный на целостности

музыкального

восприятия,

переживания,

исполнения

и

изучения

музыкального

произведения.

Программа

состоит

из

взаимопроникающих блоков:

теоретического,

исторического и практического, которые реализуются последовательно, синхронно или

самостоятельно, в зависимости задач, стоящих перед группой.

Образовательный

процесс

строится сообразно

возрастным

особенностям,

становящимся интересам к различным стилям, эпохам, методам и приемам продуктивной

деятельности, творческим пристрастиям и способам презентации продуктов творчества.

Также данную программу отличает отсутствие профессиональной установки, акцент

сделан

не

столько

на

художественный

результат,

сколько

на

процесс

освоения

музыкального

пространства,

что

делает

программу

привлекательной

для

детей

и

подростков.

Отличительной особенностью программы является и гуманистические подходы к

реализации программы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях,

эмоционально

насыщенной

обстановке

творчества. Ключ к созданию ситуации успеха,

способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии

изнутри, «самотворчестве», а не навязывание «готового ответа».

Программа

«Музыкальная

мозаика»,

охватывая

разнообразные

виды

музыкальной

деятельности, обращаясь к разным пластам музыкального искусства, позволяет каждому

ребенку свободно

выбрать

образовательный

маршрут

с

учетом

его

интересов

и

индивидуальных данных.

Программа предназначена для детей школьного возраста: 6-14 лет.

Младший школьный возраст, начало систематического школьного обучения – время

активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, развития его специальных

музыкальных

способностей.

Предоставление

возможности

освоения

музыкального

пространства через различные виды музыкальной деятельности позволяет наиболее полно

развить

музыкальность

ребенка

и

выявить

его

познавательные

интересы

в

области

музыки.

Каждый ребенок по-своему музыкален. Раскрытие его индивидуальных способностей

позволяют любому обучающемуся по программе «Музыкальная мозаика», независимо от

его успехов в школе, быть успешным, полезным, уникальным в творчестве.

Музыкальные занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной

подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности

мышления, памяти, внимания.

Особенности

формирования

музыкального

восприятия

(от

младшего

звена

к

среднему):

переход

от

фрагментарности,

эпизодичности

единичных

признаков

музыкального произведения к большей систематизации, охвату предмета по нескольким

признакам; перенос внимания от исполнительских (темп, динамика, тембр, артикуляция) к

мелодико-ритмическим средствам выразительности; переход от копирования и повторения

к осмысленному выражению, от освоения музыкального языка к освоению музыкальной

речи.

Эти

процессы

связаны

с

возникновением

новых

качественных

образований

анализа,

рефлексии,

дифференцированного

восприятия,

с

переходом

мышления

от

наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Активно

формирующееся

в подростковый

период

абстрактное,

теоретическое

мышление позволяет включать в работу новые виды деятельности, например,становление

нового уровня самосознания выражается в стремлении понять себя, свою неповторимость.

Возможность

выбора

вида

деятельности,

позиции

в

творческом

коллективе

делает

привлекательными занятия по данной программе для подростков. Формирующиеся в этот

период

межличностные

отношения,

стремление

к

общению

со

сверстниками

способствуют

эффективной

работе

в

группах

над

творческими

проектами.

В

период

отчуждения

подростка

от

мира

взрослых

музыка

как

важнейшая

часть

молодежной

субкультуры остается актуальной темой для совместной работы (диалога).

Формы и режим занятий. Основу учебного процесса составляют групповые занятия

(8-15 человек). В период подготовки особенно сложных проектов – исследовательских,

сценических, комплексных – возможна индивидуальная работа, занятия в малых группах

уменьшением

одновременного

числа

обучающихся

на

занятиях

в

соответствии

с

уставом ЦДТ до 3-5 человек); а также объединение групп для проведения совместных

мероприятий: коллективных творческих дел, общих сборов, репетиций, выступлений (до

30 обучающихся одномоментно).

Программа реализуется следующим образом: 2 раза в неделю по 1 часу.

Результатом

занятий

по

образовательной

программе

«Музыкальная

мозаика»

является

развитие

творческой

активности

ребенка

(подростка),

его

самоопределение,

творческое самовыражение.

У

ребенка

развивается

познавательная

активность,

происходит

обогащение

эмоционального

опыта

обучающихся,

развиваются

эмоционально-волевые

качества,

коммуникативные

навыки,

экспрессия,

способствующие

социальной

самореализации

ребенка.

Ребенок

(подросток)

осваивает

различные

виды

музыкальной

деятельности:

слушание, исполнение, сочинение, изучение; у него развиваются музыкальные умения и

навыки:

технические

навыки

сольного

и

коллективного,

вокального

развиваются

голосовые

функции;

приобретается

опыт

сценического

исполнения.

Развивается

эстетическая потребность через

приобщение к музыкальной культуре. Обучающийся

активно участвует в подготовке и проведении праздника, дела, проекта, несет личную

ответственность в общем деле.

Группа

осознает

себя

как

целостность,

уникальный

коллектив,

действующий

в

пространстве ЦДТ и школы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

концертное выступление, музыкальный праздник, спектакль, выставка эскизов (рисунков,

костюмов, реквизита, акции.

Способ

проверки

результатов:

наблюдение,

беседа

с

ребенком,

родителями,

сравнительное

сопоставление

уровня

сформированности

музыкальных

функций,

заполнение карты развития, сценические выступления.

Оценивается

уровень

развития

музыкальных

способностей,

сформированности

музыкальных

функций

динамике);

мелодического,

ритмического

слуха,

диапазона

голоса, координации движений.

Та к ж е оцениваются

в

целом

результаты концертного

выступления,

качество

выполнения заданий, усвоения полученных знаний, уровень самостоятельной работы,

степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств выразительности, умение

самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления.

Образовательная программа «Музыкальная мозаика» опосредованно направлена на

развитие

интонационного

и

аналитического

слуха.

Развитие

интонационного

слуха

(правополушарного), связано с выразительным, образным компонентом восприятия.

Занятия

по

данной

программе

помогают

детям

развивать

свою

потребностно-

мотивационную

сферу,

что

обусловлено

их

включенностью

в

творческую

учебную

деятельность под руководством педагога.

Программа

состоит

из

взаимопроникающих блоков:

теоретического

(«Мир

музыки»), исторического («Музыка в мире») и практического («Погружение»), которые

реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач,

стоящих перед группой. Подобное деление основано на постепенном включении в работу

различных видов деятельности и необходимо для планирования, систематизации и анализа

деятельности.

Блок

«Погружение»

направлен

на

практическое

освоение

музыкального

пространства. Постижение единства музыки, движения и слова внутри себя и в своих

проявлениях,

а

также

удовольствие,

получаемое

от

этого

единения.

Воспитание

отзывчивости на музыкальное произведение, эмоциональное обогащение – важнейшие

задачи блока «Погружение».

Блок

«Музыка

в

мире»

предполагает

изучение

многообразия

типов,

видов,

направлений, стилей, жанров музыки различных эпох, национальных, авторских школ,

творческого пути композиторов, музыкальных произведений.

На занятиях используется разнообразный материал: музыка авторской традиции и

устное коллективное творчество (фольклор), академическая музыка и массовая культура

(джаз, поп, рок, песни бардов и т.д.), концертная, обиходная, прикладная, функциональная

музыка.

Методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, творческая встреча, прослушивание,

исполнение,,

научно-поисковая

деятельность,

чтение,

работа

на

компьютере,

реферат,

доклад, выступление.

Блок

«Мир

музыки»

предполагает

теоретическое

осмысление,

освоение

музыкального пространства, знакомство с элементами музыкального языка, музыкальной

речи.

В зависимости от состава и направленности группы, возможно изучение нотной

грамоты.

Ожидаемые результаты

По итогам обучения.

Благодаря совместной творческой деятельности группа осознает себя как целостность,

уникальный коллектив, вписанный в пространства школы и ЦДТ.

Ребенок

владеет

необходимыми

для

совместного

исполнения

музыки знаниями:

строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические

особенности; навыками: хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения;

коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания

музыки; имеет представление о культуре праздника.

Ребенок, осваивая индивидуальную роль в музыкальном спектакле, осознает личную

ответственность в общем деле. Совершается переход от концертных коллективных форм к

индивидуальному творчеству, что дает ребенку право выбора собственного музыкального

образа.

II-1. Учебно-тематический план

Блок

Темы

Всего

часов

Из них

Теор.

Практ.

Погружение

Мир музыки

Вводное занятие

1

1

«Я пою». Вокальное исполнение

2

1

1

Музыкальный праздник

2

1

1

Музыка в мире

Песня

2

1

1

«Настроение». Музыкорисование

1

1

Итоговое занятие

1

1

Итого

9

3

6

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Отличительная

особенность

программы

«Музыкальная

мозаика»

-

целостность

восприятия и понимания предмета музыки и творческой деятельности. Поэтому методы,

приемы, используемые педагогом, прежде

всего, затрагивают эмоциональную сферу

личности, позволяя ребенку полнее воспринимать, понимать и музыку.

Релаксация под музыку – психическое и соматическое расслабление. Используется

классическая музыка, , или звуки природы.

Прослушивание (в записи и в живом исполнении) с конкретно поставленной задачей,

где музыкальное произведение - пластического воплощения, обсуждения.

Музыкорисование – перенесение (нехудожественное) потока музыки на бумагу “здесь

и

сейчас”,

включает

два

этапа:

расслабление

и

слияние

с

музыкой ,

динамическое

реагирование,

выход

проблем.

Художественное

рисование

под

музыку

способствует

активизации зрительных образов и представлений, развитию воображения.

Музицирование.

Пение

сольное

и

коллективное,

включает

любую

работу

голосом:

скороговорки,

речитация,

проговаривание,

звукоподражание,

крик,

декламация,

пение.

Формы:

импровизация, упражнения, разучивание музыкальных произведений, игры.

Групповое музицирование эффективно использует эмоциональные ресурсы, позволяет

ощутить себя включенным в целое, дает право свободного входа и выхода из действия,

право

анонимной

и,

следовательно,

безопасной

самореализации,

предоставляет

возможность установить контакт с помощью музыкального сопереживания. В подобной

коллективной деятельности возрастает роль старших участников, так как активизация

действий ребенка происходит через подражание лидеру. Сольное исполнение помогает

выявить

личную

позицию,

осознать

ответственность,

продемонстрировать

индивидуальные музыкальные качества.

Движение.

Работа

с

телом:

всевозможные

ритмические

проявления

(тело

как

музыкальный

инструмент),

дыхательные

упражнения,

импровизация

под

музыку,

этюды,

игры,

пантомима, жестикуляция, мимика, хореографические упражнения, танец. Выполнение

заданий может сопровождаться пением.

Сценические выступления.

Выступления

в

форме

концерта,

театрализованного

представления,

праздников

народного календаря.

Исследовательские формы и методы.

Анализ специальной литературы, музыкальных произведений.

Между различными видами музыкальной деятельности не существует четкой грани.

Каждое

задание

объединяет

работу

нескольких

анализаторов

(слуховых,

зрительных,

осязательных), любые музыкальные проявления имеют моторную основу. Вся работа

организма ориентирована на комплексное функционирование.

Структура занятия

Объединение

видов

заданий

в

рамках

единого

занятия

может

быть

различным.

Многовариантность

решений

музыкальной

регуляции

в

общих

чертах

соответствует

трехфазовой модели.

Вводная часть – установление коммуникации по так называемому изо-принципу, т.е.

подобное к подобному. Подбор музыки происходит сообразно вкусам и эмоциональному

состоянию группы детей на данный момент, с однотипным неконтрастным характером,

постоянным набором средств музыкальной выразительности. В одной и той же группе

может проходить с различным тонусом. Приемы: пассивное или активное прослушивание,

слияние с ритмом музыки в движении.

Второй

этап

конфронтация,

отреагирование.

Самая

яркая,

активная

часть,

с

подвижными играми. Этот этап может включать релаксацию для детей с повышенной

активностью. Используется контрастная по содержанию и средствам выразительности

музыка.

Рубеж

второго

и

третьего

этапов

перелом,

наивысшее

напряжение.

На

заключительном

этапе

достигается

и

закрепляется

нужное,

искомое,

положительное

состояние.

Дидактическое обеспечение программы.

Музыкальный материал: авторская классическая, популярная.

Инструментарий:

ударные

инструменты

(барабаны,

погремушки,

трещотки,

маракасы, бубны и т. д.), фортепиано.

Оборудование, дидактический материал: мягкие игрушки, , предметы для рисования

(мелки, карандаши, краски, бумага), фонотека, компьютер.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии` 95. / Сост. Старчеус М.С –

М.,1995.

2.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.

3.

Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия. – М., 2002.

4.

Воспитательная система ДТДиЮ. -Петрозаводск, 2003.

5.

Выготский Л. Психология искусства. – М.,1987.

6.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

7.

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. – М.,1997.

8.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

9.

Леонтьева О. Карл Орф. – М.1984.

10. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. – Киев, 1984.

11. Музыкальная психология: Хрестоматия. / Сост. М.С. Старчеус. – М.1992.

12. Музыкальное

воспитание

в

Венгрии:

Сборник

статей/

Составитель

и

редактор

Л.А.Баренбойм. – М.,1983.

13.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972.



В раздел образования