Автор: Осипова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: город Бердск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проекта в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование метода проектов в развитии познавательных и
творческих способностей дошкольников
Осипова Олеся Сергеевна, воспитатель
МАДОУ №8 г.Бердска Новосибирской области
В истории дошкольной педагогики
п р о б л е м а
р а з в и т и я
у
д е т е й
п о з н а в а т е л ь н о г о
и н т е р е с а ,
познавательных действий
всегда была
одной
из
актуальных.
Актуальность
развития
познавательного
интереса
обусловлена
тем,
что
дошкольный
возраст
-
важный
период
в
жизни
ч е л о в е к а .
В
э т о м
в о з р а с т е
закладывают ся
о сновы
буд у щ е й
личности,
формируются
предпосылки
физического,
умственного,
нравственного
развития
ребёнка.
Стремление
наблюдать,
создавать
что
-
либо
своими
руками,
экспериментировать,
самостоятельно
извлекать
новые
знания
–
важнейшие
черты
детского
поведения.
«Дети
–
пытливые
исследователи
окружающего
мира.
Эта
особенность
заложена
в
них
от
рождения.
Формирование
у
дошкольников
познавательного
интереса
является
одной
из
важнейших
задач
в
развитии
ребенка» - подчеркивал К. Д. Ушинский.
В настоящее время актуальность развития познавательного интереса,
познавательных
действий
отмечены в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте.
Так
один
из
целевых
ориентиров
«портрета»
дошкольника
-
«любознательной,
активной,
интересуется
причинно-
следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
я вл е н и я м
п р и р од ы
и
п о с ту п ка м
л юд е й ;
с к л о н е н
н а б л юд а т ь ,
экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности…».
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать,
анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно
развитых познавательных процессов, а главная задача взрослых - своевременно
поддержать детскую инициативу создавая ситуацию «думай, рассуждай, ищи
решения». Все это позволяет успешно решать проектная деятельность.
Учитывая что, одним из главных факторов и важнейшим условием
формирования познавательных интересов и познавательных действий является
зона ближайшего и актуального развития, я усовершенствовала развивающую
предметно-пространственную среду группы.
При поддержке родителей был
создан центр творчества и экспериментирования «Пробуй. Чувствуй. Узнавай».
Центр
художественно
оформляется,
оснащается
дидактическими
играми,
пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики
проектов. В нем много природного и бросового материала, с которым дети в
свободной
деятельности
могут
экспериментировать
и
использовать
для
воплощения
своего
творческого
замысла.
Кроме
того,
для
стимулирования
детской
инициативы
и
самостоятельности
центр
пополняется
сменными
выставками
–коллекциями,
такими
как,
например:
« Кол л е к ц и я
запахов»,«НЕобыкновенная бумага», «Такие разные краски».
Особенность детей дошкольного возраста - они еще не умеют читать, и
извлекать информацию они могут, в основном, из общения
со взрослыми и
сверстниками, поэтому
к проектной деятельности
я активно привлекаю
родителей.
В работе с детьми я учитываю мнение и интересы воспитанников и
родителей,
таким
образом
возникают
будущие
темы
проектов.
Работу
над
проектом мы с детьми
начинаем с традиционных трёх вопросов: Что мы
знаем? О чем хотели бы узнать? Где и как мы это можем узнать?
Свой первый небольшой проект «Тропой здоровья» мы реализовали с
детьми в средней группе. На предварительном этапе обсуждения темы проекта
дети выбрали себе микротемы из предложенных, которые их заинтересовали:
«Веселая зарядка с животными», « Рецепты полезных блюд», «Советы доктора
Неболейкина», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» и другие.
Учитывая
возраст
детей
и
то,
что
игра
-
основной
вид
детской
деятельности, мы через сюжетно-ролевые игры говорили с ними о здоровье и
здоровом образе жизни. Так,
играя в «Доктора Айболита», «На приеме у
врача»,
дети
«выписывали»
рецепты
здорового
образа
жизни
и
давали
рекомендации по закаливанию друг другу и сказочным животным.
В ходе совместной деятельности дети рассказывали о том, что нового
узнали о здоровье и здоровом образе жизни, представляли свои творческие
отчеты: проводили веселые физминутки, рекламировали полезные продукты и
блюда, рассказывали о пользе закаливания, представляли рисунки о здоровом
образе жизни. Реализуя этот проект, мы с детьми много рисовали и выполняли
аппликации,
используя
и
нетрадиционные
техники:
рисование
пальчиками
(«Овощи»),
граттаж
(
«Мое
настроение»),
точечная
живопись
ватными
палочками ( «Цветик – семицветик»). Такие виды рисования способствавали
развитию образного и абстрактного мышления воспитанников. А нарисовав
свой волшебный цветок Цветик – семицветик и представляя его сверстникам,
дети желали друг другу здоровья, добра, счастья.
В
традиционное
рисование
мы
включали
элементы
нетрадиционных
техник аппликации. Так, например, у нарисованного лыжника шарф и шапочку
ребята
изготовили
из
шерстяных
ниток,
а,
выполняя
панно
«Корзинка
здоровья», корзинку для фруктов скатали из бумажных салфеток. Данный вид
комбинирования
продуктивных
видов
деятельности
также
способствовал
развитию творческих способностей и креативного мышления.
По результатам продуктивной деятельности в детском саду и дома мы с
воспитанниками оформили творческую выставку «Здоровье-это…..». Каждый
«защищал» свою работу, пропагандируя здоровый образ жизни.
У
родителей
воспитанников
этот
проект
вызвал
интерес,
и
они
предложили
изготовить
вместе
с
детьми
массажеры
и
нетрадиционное
физкультурное
оборудование,
коллекция
которого
пополнила
наш
центр
творчества
и
которое
дети
в
удовольствием
используют
в
свободной
и
совместной деятельности.
На
итоговом мероприятии дети
с
гордостью
представляли
«продукты»
совместной
деятельности
(массажеры)
и
рассказывали о традициях здорового образа жизни своей семьи.
Следующий проект оздоровительной направленности родился из казалось
бы обычной ситуации: зачем полоскать зубы после еды, если они и так твердые
и крепкие? Что им будет?
Я не ограничилась «дежурным» ответом на вопрос, а предложила детям
поразмышлять, и у нас родился проект «Здоровые зубы с детства». В ходе
обсуждения проекта дети предложили пригласить медицинского работника
детского сада. С большим вниманием они слушали
о правилах гигиены
полости рта и как правильно чистить зубы. Закрепили полученные знания в
сюжетно-ролевых играх «На приеме у стоматолога», « У Винни-Пуха болят
зубы».
Реализуя этот проект мы с
детьми много занимались продуктивной
деятельностью:
выполнили
коллаж «Витамины с грядки»- дети вырезали
картинки
полезных продуктов и размещали их на заранее приготовленном ватмане;
изготовили игру-лото «Полезные продукты»,
лепили: фигурки зубов - «Зубок –дружок» ; «Поезд здоровья» - макет, на
котором
фигурки
различных
животных
отправились
на
поезде
в
путешествие к доктору Айболиту. Этот макет
дополнил предметно-
пространственную среду группы в природной зоне «Африка»;
создали панно « Волшебное дерево» в технике пластилинографии.
Занимаясь лепкой, дети удовлетворяли свои познавательные и
творческие
способности, передавали свои впечатления и отношение к окружающему миру,
к окружающей действительности. Работая с пластилином,
дети развивали
мелкую моторику, которая положительно влияет на развитие речи, мышления,
двигательной памяти.
Не остались в стороне от реализации проекта и родители. Вместе мы
создали
альбом
«Чтобы
зубы
были
здоровыми».
Воспитанники
вместе
с
родителями
сочиняли
«Сказки
Зубной
феи»,
составляли
правила
здоровых
зубов и советы «Чтобы зубы не болели», делали подборку загадок по теме,
которые красочно
проиллюстрировали
или
оформили
аппликацией.
На
итоговом мероприятии дети презентовали продукты совместной творческой
деятельности.
Результатом
проекта
«Зимняя
сказка»
стало
оформление
групповой
комнаты
к Новому году и украшение прогулочного участка. Этот проект
позволил расширить представления детей
о зиме и зимних праздниках, о
традициях празднования Нового года, порассуждать о «доброй»
зиме и об
ответственности за « братьев наших меньших». Один из дней проекта назвался
«День
доброты».
Мы
говорили
о
доброте
и
добрых
делах.
Воспитанники
предложили
сделать кормушки для птиц, которые
бы украсили наш прогулочный участок. Наш выбор
остановился на
кормушках в виде
фигурок из
картона
с
наклеенными
на
них
различными
крупами, зернами и семечками. Обсудив с детьми,
какие крупы и зерна подходят, что безопасно для
птиц
использовать в качестве клея, мы
сварили
клейстер
и
изготовили
замечательные
кормушки,
которые украсили наш участок и очень понравились
пернатым друзьям.
Реализуя
проект,
мы
с
детьми
работали
с
бумагой
в
различной
технике
–
вырезали
и
выполняли
объемные
снежинки,
в
технике
бумагопластики изготовили новогодние украшения,
способом оригами - елочные игрушки. Каждый по
собственному замыслу сделал для себя и украсил новогоднюю маску. Итогом
нашего
проекта
стало
развлечение
«Новогодний
маскарад
у
Карлсона».
Воспитанники
подготовили творческие номера и новогодние задания для
друзей: викторину «Новогодние вопросы- шутки», «Почемучкины вопросы,
потомучкины ответы», «Новогодние игры у ёлки», « Продолжи
фразу», «
Знаешь ли ты снег» и другие.
Детей старшего дошкольного возраста очень интересует, как устроен
мир, почему земля круглая, что такое космос и кто там живет, откуда берутся
вулканы…
Наш новый
проект
«вырос» из вопроса « Что такое Земля?». Дети
ответили, что так называется наша планета,
что это почва, на которой все
растет. А ответ одного воспитанника, что «Земля – это наш общий дом», так
понравился детям, что проект решили так и назвать – «Земля – наш дом».
В
ходе
работы
над
проектом
мы
с
воспитанниками
занимались
познавательно-
исследовательской деятельностью: знакомились
с
моделью
Земли
–
глобусом,
устанавливали
цветовые соответствия на глобусе с реальными
природными объектами, объясняли смену дня и
ночи,
экспериментировали
с
магнитами,
п р о и з в е л и
и з в е р ж е н и е
в у л к а н а ,
п р е д в а р и т е л ь н о
и з г о т о в и в
с в о й
«персональный»
вулкан;
придумали
игру
«Быстрая комета», правила к ней и с удовольствием играли в неё.
Занимаясь продуктивной деятельностью, воспитанники рисовали планеты,
придумывая
характер
каждой;
изготовили
в
технике
папье
–
маше
макеты
планет- «Солнечная система».
Дети выбрали «свою» планету и работали в
паре, клеили, раскрашивали.
Следующим
этапом
стало
создание
макета
«Поверхность
Земли».
Мы
с
ребятами создали макет Земли в разрезе и
ландшафт гор, рек, островов, вулканов в
т ех нике
папье -ма ше
и
о бъ е м н о го
раскрашивания. В процессе создания этого
макета ребята прочно и надолго закрепили
знания
о
таких
сложных
понятиях,
как:
слои
почвы,
полуостров,
остров,
горные
реки. Ведь теперь это был не просто набор
слов,
а
наглядно
продемонстрированные
объекты, созданные своими руками. Такая
работа вызвала интерес у воспитанников,
поскольку, поэтапно выполняя её,
они удовлетворяли свой познавательный
интерес, реализовали творческие способности, получали позитивные установки
к различным видам труда и творчества, так как все эти макеты
дополнили
развивающую предметно- пространственную среду группы.
В
ходе
реализации
проекта
мы
с
детьми
для
родителей
выпускали
информационный листок, в котором отразили все этапы нашего проекта и все
виды деятельности
Завершился проект итоговым мероприятием – пресс-конференцией для
родителей и воспитателей детского сада. Дети провели экскурсию по группе,
презентовали продукты проекта и рассказали о самых интересных моментах, о
впечатлениях,
о
макетах
и
личном
участии
в
реализации
проекта.
У
присутствовавших было много вопросов, на которые дети с удовольствием
ответили.
Подводя
итоги,
было
отмечено,
что
дети
достаточно
свободно
владеют
материалом,
умеют
рассказать
алгоритм
изготовления
макетов,
аргументированно отвечают на вопросы.
В
год
300-летия
Бердска
мы
не
могли
обойти
стороной
эту
дату
и
посвятили следующий проект юбилею родного города. Обсуждение будущей
темы проекта происходило вместе с детьми. На утреннем сборе мы говорили с
детьми о городе Бердске: Что вы знаете о нашем городе? А что хотели бы
узнать ещё? Что значит- любить свой город? А чем наш город неповторим, не
похож на другие? В чем его особенность? И мои воспитанники делали выводы:
любить свой город- значит, знать его историю, символику. Гордиться жителями,
беречь его природу и охранять,
что создано. А неповторим он
своими
традициями, жителями. Каждая семья в городе неповторима по- своему, имеет
свои семейные традиции. Оказалось, что у каждого в городе есть свое любимое
место,
о
котором
он
может
рассказать.
Так
возник
проект
«Экскурсия
по
родному городу». Мы решили, что результатом этого проекта станет альбом, в
котором
каждый
оставит
свою
страничку
–
о
памятных
местах
и
достопримечательностях города, интересных фактах о Бердске, знаменитых
земляках. Дети с родителями совершали экскурсии выходного дня, мы ходили
в библиотеку и Бердский историко-художественный музей. В результате у нас
получился замечательный иллюстрированный альбом «Экскурсия по родному
городу». Детей увлекла история нашего города, с чего начался Бердск.
Так мы
пришли к идее создания макета Бердского острога.
В подготовительной группе мои
в о с п и т а н н и к и
в
с в о б о д н о й
деятельно сти
с
уд о вол ь с т ви е м
з а н и м а л и с ь
о б ъ е м н ы м
конструированием и макетированием
из
бумаги.
Они
самостоятельно
изготавливали
атрибуты для
игр:
мебель для кукол, постройки в уголок
дорожной безопасности. Поэтому
макет острога предложила им сделать из
старых газет.
Дети
изготавливали
детали
для
крепости
-
скручивали
и
склеивали
трубочки из газет, помогали собирать башни, смотровые вышки. Когда острог
был
готов,
приступили
к
объемному
раскрашиванию.
В
ходе
изготовления
Бердского острога
мы знакомились с историческими фактами, традициями
первых поселенцев, разучивали народные казачьи игры.
Сегодня макет острога украшает
гражданско-патриотический уголок
нашей группы.
Каждый проект завершался рефлексией, во время которой дети отмечали,
что им нравится: узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать
другим, делиться своими знаниями и умениями, удивлять других интересными
фактами. Для детей оказывалось очень важным, что они были заняты общим
делом, виден их результат, а продукты их творческой деятельности украсили
группу и окажутся полезными для других детей.
Таким образом, проектная деятельность способствует удовлетворению их
познавательных интересов и активизации творческого мышления.
Основываясь
на
свой
педагогический
опыт
считаю,
что
проектная
деятельность - один из важнейших методов всестороннего развития ребенка
дошкольного
возраста,
формирования
у
них
познавательных
интересов
и
познавательных действий. Метод проектов позволяет интегрировать все виды
детской деятельности, дает возможность ребенку проявить свои способности,
открывает ему пространство для развития творческого потенциала.