Автор: Голубева Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шилекшинская оош"
Населённый пункт: Ивановская область
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Раздел: начальное образование
МОУ «Шилекшинская оош» Кинешемского района Ивановской области
Конспект урока литературного чтения
в 4 классе на тему: «Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш».
Педагог: Голубева Марина Борисовна
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: расширить знания о творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка, познакомить с произведением «Приёмыш»; закреплять
умение работать с текстом.
УУД, формируемые на уроке: Личностные (ЛР):
умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, привитие нравственных ценностей (любовь к
природе, к животным, малой родине, родителям), осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,
соотносить героев с нравственными нормами, формировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные (МПР):
-
регулятивные:
понимать
учебную
задачу
урока
и
стремиться
ее
выполнить;
осуществлять
самопроверку,
взаимопроверку; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), умение
работать со словарями;
1
-
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать
умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к
другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать;
Предметные (ПР):
закреплять умение работать с текстом, соотносить содержание текста с жизнью, читать выразительно, передавая
настроение интонацией; моделировать дружеские взаимоотношения.
Оборудование и технические средства обучения: учебники, выставка книг «Природа и мы», презентация к уроку,
АРМ учителя.
Наглядные пособия: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Ключевые слова: взаимоотношения людей и животных, ответственность за своё поведение.
Рабочие материалы для обучающихся: словари Ожегова, карточки «светофорчики» для самооценки и взаимооценки,
карточки для речевой разминки, карточки для работы по тексту.
2
Ход урока.
№ п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
универсальные
учебные действия
Экологически
й компонент
1.
Организационный
момент.
(Самоопределение
к деятельности).
Долгожданный дан
звонок
Начинается урок.
Урок чтения, друзья,
Не любить никак нельзя!
Постарайтесь всё
понять
И внимательно читать!
Настраиваются на
предстоящую
работу.
Личностные:
формирование
положительного
отношения к
процессу познания.
Регулятивные:
нацеливание на
успешную
деятельность.
Речевая разминка.
- Сегодня на уроке мы
будем говорить о важном,
нужном качестве
человека. Об этом
качестве говорится в
стихотворении:
(Стихотворение на
карточках)
Читают в разном
темпе, с разной
интонацией.
Слово это
серьезное,
главное, важное.
То, что значит
Познавательные:
развитие навыка
чтения.
Коммуникативные:
формирование
умения слушать и
слышать.
Доброта очень
важное
качество
человека по
отношению к
природе.
3
-Что такое доброта?
оно, очень нужно
для каждого.
В нем забота и
ласка, тепло и
любовь.
В нем стремленье
на помощь
прийти вновь и
вновь.
Это качество в
сердце у многих
живет
И о боли других
позабыть не
дает.
И оно поважней,
чем лица красота
Догадались, что
это? Сердец
ДОБРОТА.
Ответы детей.
( Это все
хорошее,
красивое,
счастливое.
Например мама,
Регулятивные:
формирование
умения
формулировать тему
урока.
4
-Как называется раздел,
который мы начали
изучать и выставка книг,
которую мы подготовили
к сегодняшнему уроку?
Определим тему урока.
весна, солнце и
т.д.
«Природа и мы»
Тема урока:
«Рассказ о
природе, о добром
отношении
человека к
природе…
2.
Целеполагание.
Проблемный вопрос.
- Зачем нам нужно об
этом читать и говорить?
Ответы детей.
-Чтобы правильно
себя вести по
отношению к
природе.
Только добрый
человек способен
жить в согласии с
Познавательные:
формировать умение
выдвигать гипотезу и
обосновывать её.
Коммуникативные:
формировать умение
ясно и чётко излагать
своё мнение.
Обращается
внимание на
экологическую
грамотность.
5
Слайд 1.
-Мы будем знакомиться с
новым произведением
Д.Н.Мамина-Сибиряка
«Приёмыш».
Слайд 2
-Сформулируем задачи
урока по алгоритму,
записанному на доске.
1.
Познакомимся…
2.
Научимся…
3.Будем учиться…
природой.
Формулируют
задачи урока.
…с новым
произведением о
природе, узнаем
об авторе.
...выделять
главное в
рассказе.
…правильному
отношению к
природе,
высказывать свою
точку зрения,
делать выводы,
Регулятивные:
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачи,
дополнять, уточнять
высказанные мнения.
Личностные:
приобщать к
постановке и
осознанию задач
урока.
Желание читать
произведения о
природе.
6
давать
характеристику
героев,
правильному,
выразительному
чтению…
3.
Актуализация
знаний
обучающихся.
Проверка
домашнего
задания.
- Найдём в словаре
определение слову
«приёмыш» и
предположим, о чём
пойдёт речь в рассказе.
Что вам известно об
авторе?
Слайд 3-4.
- Появилось ли желание
работать над новым
произведением
Д.Н.Мамина-Сибиряка?
Работают со
словарями.
«Приёмыш –
приёмный сын
или приёмная
дочь»
Рассказывают
подготовленные
сообщения об
авторе.
Ответы детей.
.
Познавательные:
выделять
информацию,
осуществлять
действия по этой
информации.
Коммуникативные:
умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной
деятельности.
Регулятивные:
Способность
осуществлять
самоконтроль и
взаимоконтроль,
обнаруживать
отклонения от
Красота родной
природы.
Обращается
особое
внимание на
любовь автора к
своей малой
родине и
природе.
7
4.
Работа над новым
материалом.
Слайд 5.
Составим план работы
над произведением:
-познакомиться с
героями, определить, кто
такой приёмыш;
-охарактеризовать героев;
-выяснить главную
мысль;
-высказать своё
отношение к
происходящему.
Слайд 6.
Словарная работа.
В тексте вам встретятся
непонятные слова,
попробуем их объяснить.
Церемония -
торжественный обряд,
порядок совершения
чего-то
Объясняют
значение слов
сами или находят
в словарях.
эталона.
Личностные:
умение выражать
своё мнение.
Коммуникативные:
умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной
деятельности.
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в речевой и
мыслительной
форме, осуществлять
анализ и строить
рассуждения.
Личностные:
умение выражать
своё мнение.
Высказывают
своё мнение о
поступках
героев в
природе.
Узнают новые
8
Доспехи - воинское или
другое тяжеловесное
снаряжение
Протока - боковой рукав
реки или речка,
соединяющая два
водоёма
Сайма - рыбацкая
стоянка
Заводь - небольшой
залив в реке или озере с
замедленным течением
Муштровать - обучать,
подвергая суровой
системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически
расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё
живое, созданное Богом
слова о природе
и их значение.
5.
Физкультминутка.
Круг «Дружбы»
В с т а н ь т е ,
д е т и ,
встаньте в круг,
Дружно в круге
выполняют
упражнения.
Коммуникативные:
Умение
взаимодействовать со
Воспитание
доброго
отношения друг
9
Я
твой
друг
и
ты
мой
друг,
В л е в о ,
в п р а в о
повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали
И
к
г р у д и
с к о р е й
прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир добрей гляди.
сверстниками.
Личностные:
развитие
доброжелательности,
Внимательности к
людям, готовности к
дружбе.
к другу и
окружающему.
6.
Работа
над
новым
материалом
(продолжение).
Первичное чтение
текста по частям и
работа над
содержанием.
Слайд 7.
1часть
-Где происходят события?
-Кто герои?
-Почему хозяина избушки
не оказалось дома?
Слайд 8.
2часть (читает учитель).
-Кто оказался
Читает хорошо
читающий ученик
вслух, остальные
следят по
учебнику.
Ответы детей.
Слушают учителя
и следят по
Личностные:
умение выражать
своё эмоциональное
отношение к
содержанию
прочитанного.
Коммуникативные:
формировать умение
Привитие
нравственных
ценностей
(любовь к
природе, к
животным,
ответственность
за свои
10
Приемышем?
-Как «Приемыш»
оказался в избушке у
Тараса?
-Какие слова в учебнике
характеризуют
«Приемыша»?
-Оказывается, приемыш-
это не только человек.
-Почему лебедь -сирота?
Слайд 9.
О лебедях написано
много. А что вы знаете
про этих птиц?
-Какая дружба вам
показалась необычной?
Почему?
-Расскажите о ней.
Слайд 10.
3часть
учебнику.
Выборочное
чтение.
Подготовленный
ученик
рассказывает о
лебедях.
Ответы детей.
-Между собакой и
лебедем.
Выборочный
пересказ.
Самостоятельное
слушать и слышать,
умение
аргументировать своё
предположение,
убеждать, уступать.
Познавательные:
Развивать навык
чтения, умение
соотносить,
сравнивать, выделять
информацию,
выражать своё
мнение.
Регулятивные:
Умение действовать
по плану,
планировать и
контролировать свою
деятельность.
поступки в
природе,
уважение к
старшим).
Привитие
нравственных
ценностей
(любовь к
природе, к
животным,
ответственность
за свои
поступки в
природе,
уважение к
старшим).
11
Прогнозирование.
Дискуссия.
-Прочитаем
самостоятельно.
-Выбрать слова и
сочетания слов,
характеризующие Тараса
и его жизнь.
-Что вы узнали о жизни
Тараса?
-Мы дали характеристику
двум героям.
-А что можете сказать о
Соболько?
-Является ли он главным
героем? Почему?
Как вы думаете, каким
будет конец этой
истории? Обсудите в
парах.
Слайд 11.
4часть
чтение.
Выборочный
чтение.
Ответы детей.
Ответы детей.
Работают в парах,
заслушиваются
несколько
историй.
Читает хорошо
Познавательные:
Развивать навык
чтения, умение
соотносить,
сравнивать, выделять
информацию,
выражать своё
мнение.
Коммуникативные:
активно использовать
речевые средства для
решения
коммуникативных
задач, строить
монологические
высказывания.
Привитие
нравственных
ценностей
(любовь к
природе, к
животным,
ответственность
за свои
поступки в
природе,
уважение к
старшим).
12
-Совпало ли ваше
мнение с авторским?
-А мог ли Тарас не
отпустить птицу?
Почему Тарас не запер
птицу, не обрезал
крылья?
читающий
ученик.
Ответы детей.
( дети приходят к
выводу, что
подружиться
легко, а
расставаться
тяжело, всё
зависит от её
величества
судьбы. Птице
нужна свобода, и
у неё должна
быть своя семья…
Людям надо
задумываться о
последствиях
своих действий и
любить всё
живое!)
Коммуникативные:
Договариваться и
приходить к общему
мнению в
совместной
деятельности,
соблюдать правила
общения.
Регулятивные:
Умение действовать
по плану,
планировать и
контролировать свою
деятельность.
Личностные:
умение выражать
своё мнение,
привитие
нравственных
ценностей.
13
7.
Рефлексия учебной
деятельности.
Что Мамин-Сибиряк
хотел сказать нам этим
произведением? Какова
его основная мысль?
- Над чем заставило
задуматься прочитанное
произведение?
- Какие качества вы
хотели бы воспитать в
себе?
-Какой это рассказ и
почему?
-Выбери карточку.
- Как вы думаете, трудно
ли быть добрым? Что для
этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе
сердце)
- Пусть ваша душа и
сердце будут добрыми
как у героя рассказа
«Приемыш».
.
Ответы детей.
Выбирают
карточку:
познавательный,
развлекательный,
поучительный.
Ответы детей
.
Личностные:
умение выражать
своё мнение,
привитие
нравственных
ценностей.
Главное
правило
поведения в
природе: «Не
навреди!»
14
Выполнили мы задачи
урока?
Слайд 12.
Рассказ
«Приемыш» вызвал
у меня чувства…
Рассказ помог
понять…
Для меня было
сложным…
Мне понравилось…
-На парте лежат
бумажные лебеди: белые
и черные. Если вам было
интересно на уроке, вы
достигли цели,
поставленной в начале-
« пустите плавать на
озеро белого лебедя».
-На следующем уроке мы
продолжим работу над
этим рассказом.
Слайд 13.
Ответы детей.
Выбирают лебедя
и пускают по
озеру.
Хорошо птице
не в золотой
клетке, а на
зелёной ветке.
Брать домой
можно только
больных
животных,
чтобы им
помочь
Составляя свой
рассказ, дети
выражают своё
отношение к
лебедю,
соотносят
поведение
человека в
15
8.
Домашнее задание.
Выразительное чтение
рассказа.
По желанию придумать
историю, что случилось с
Приёмышем дальше.
Выбирают и
записывают
домашнее
задание.
Регулятивные:
Умение организовать
самостоятельную
домашнюю работу.
Личностные:
умение выражать
своё
отношение к заданию
и делать выбор.
природе и
последствия.
16