Напоминание

"ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Иванова Анна Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: доклад
Тема: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Г.Г. Осипенко

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими

общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих

перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего

возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями.

Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него

будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение –

это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками

и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим,

чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости,

замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку

наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития

личности.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее,

обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование

словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка

скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным

поведением в целом.

Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной

деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью

(беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые

нарушения.

Что же мешает ребенку общаться с другими детьми?

Прежде чем приступить к решению этого вопроса, необходимо выяснить причины. Для этого мы

используем различные диагностические методики, которые проводит педагог–психолог. А

наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом, я считаю

наблюдение за тем, как ребенок играет. Свои наблюдения воспитатели фиксируют в «Дневниках

наблюдений», обсуждают с педагогом–психологом и совместно планируют этапы работы.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами

задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному

развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями,

художественной литературой и прочее.

Мне хотелось бы остановится на игровой деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности

ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития

ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и

«дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с

тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой

больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на

всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями

сотрудничества, навыками общения.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–

ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и

возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые

умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под

руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится

полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате

воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов

и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для

формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего

того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа

навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг

другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и

средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к

сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы

действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без

многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими

бы сложными они ни были.

Каков же путь развития игры? Когда она становится сюжетно-ролевой?

Когда малыш появляется на свет, он учится общаться с взрослыми, знакомится с окружающим

миром. К шести месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи.

Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык

общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с

детства «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие).

На рубеже двух-трех лет у ребенка возникает самая первая форма игры, которую психологи

назвали режиссерской. В ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или

спектакля. Сходство с режиссерской деятельностью заключается в том, что ребенок придумывает

сценарии и представляет в пространстве, кто из героев где будет находиться, и как персонажи

будут взаимодействовать.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения,

то возникает основа для развития сюжетно–ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка

до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая новое содержание. Поэтому очень

важно правильное планирование работы с детьми. Мы составили перспективные планы на каждую

возрастную группу, учитывая динамику развития игры, тематику занятий.

Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких

аспектах:

- приемы педагогического влияния на содержание игр;

- помощь детям при реализации игры;

- развитие сюжета;

- формирование взаимоотношений между участниками игры.

Перед знакомством с новой игрой у нас проводится предварительная работа:

- чтение,

- экскурсии,

- показ наглядного материала,

- изготовление атрибутов к игре.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка

воспитателями своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях

отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.

Мы с педагогическим коллективом проводим различные семинары, просмотры игр, проигрываем

какие-то этапы сами. Разработали рекомендации по руководству игровой деятельностью, памятки

на каждую возрастную группу с игровыми зонами и перечнем атрибутов к ним. Привлекаем

родителей для изготовления атрибутов к играм и оснащению игровых зон.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной

инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере

самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в

совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии

коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр

особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его

интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего

лучшего, что может быть в ребенке.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного

развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов

позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий

потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на

праздниках. Но у нас в детском саду театрализованная игра является одной из главных игр с

детьми. В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды театров (настольные,

кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно

владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую

сказку. Совместно с воспитателями изготавливают необходимые атрибуты.

С развитием ребенка развивается и усложняется игра: в ясельной группе используются малые

этюдные формы (игры–имитации животных, птиц), затем игры-импровизации, инсценировки,

драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям. В нашем детском саду существует

традиция празднования «Дня театра»

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям.

Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в

разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить

взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих

партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны

для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные

игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию.

Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка

– радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано

самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего

поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-

первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря

на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как

именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим

миром, а также со сверстниками и взрослыми.

В совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие

развитию основных умений общаться. С помощью педагога–психолога мы их условно разделили

на несколько различных направлений: замкнутый ребенок, застенчивый ребенок, с нарушением

самооценки.

Для каждой группы были подобраны разнообразные игры, упражнения, этюды, например:

застенчивый ребенок – игры « Школа разведчиков», «Помоги принцессе»; в этих играх

«застенчивый» ребенок берет на себя главную роль. Педагог–психолог тесно взаимодействует с

родителями, рекомендует использовать игры дома.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть.

Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме

игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе

сопереживания самой ситуации.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по

содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие

детям расслабиться.

Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

Ч т о

т р е б у е т с я

о т

в з р о с л о г о

в о

в р е м я

з а н я т и й :

-

терпение

(оно

вообще,

как

никакое

другое

качество,

необходимо

п ед а го г у ) ;

-

ж е л а н и е

и г р а т ь

и

в е р и т ь

в

и г р у

т а к ,

к а к

в е р и т

в

н е е

р е б е н о к ;

-

у м е н и е

п р и н и м а т ь

в с е х

д е т е й

т а к и м и ,

к а к и е

о н и

е с т ь ;

-

умение

выслушивать

любой

ответ,

любое

предложение,

любое

решение

ребенка;

- способность к импровизации.

И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной

жизни, а без них контакт с ребенком невозможен...

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте

это в общении с ним и всячески подчеркивайте.

Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

В ходе таких занятий мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но самое главное – мы получаем

огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Но без помощи семьи

нам не обойтись.

Развитие игровой деятельности начинается прежде всего в семье.

Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен

играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра

компьютерных игр.

Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре

может быть решена полностью. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех

направлениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся различные консультации,

семинары – практикумы, приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе.

Мы должны играть вместе – воспитатели, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения

детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым

устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на

коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной

игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные

игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и

интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими

детьми!



В раздел образования