Автор: Иванова Анна Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: доклад
Тема: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
Г.Г. Осипенко
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими
общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих
перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего
возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями.
Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него
будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение –
это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками
и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим,
чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости,
замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку
наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития
личности.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее,
обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование
словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка
скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным
поведением в целом.
Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной
деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью
(беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые
нарушения.
Что же мешает ребенку общаться с другими детьми?
Прежде чем приступить к решению этого вопроса, необходимо выяснить причины. Для этого мы
используем различные диагностические методики, которые проводит педагог–психолог. А
наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом, я считаю
наблюдение за тем, как ребенок играет. Свои наблюдения воспитатели фиксируют в «Дневниках
наблюдений», обсуждают с педагогом–психологом и совместно планируют этапы работы.
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами
задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному
развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями,
художественной литературой и прочее.
Мне хотелось бы остановится на игровой деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития
ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и
«дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с
тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой
больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на
всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями
сотрудничества, навыками общения.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–
ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и
возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые
умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под
руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится
полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате
воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов
и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для
формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего
того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа
навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг
другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и
средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к
сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы
действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без
многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими
бы сложными они ни были.
Каков же путь развития игры? Когда она становится сюжетно-ролевой?
Когда малыш появляется на свет, он учится общаться с взрослыми, знакомится с окружающим
миром. К шести месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи.
Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык
общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с
детства «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие).
На рубеже двух-трех лет у ребенка возникает самая первая форма игры, которую психологи
назвали режиссерской. В ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или
спектакля. Сходство с режиссерской деятельностью заключается в том, что ребенок придумывает
сценарии и представляет в пространстве, кто из героев где будет находиться, и как персонажи
будут взаимодействовать.
Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения,
то возникает основа для развития сюжетно–ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка
до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая новое содержание. Поэтому очень
важно правильное планирование работы с детьми. Мы составили перспективные планы на каждую
возрастную группу, учитывая динамику развития игры, тематику занятий.
Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких
аспектах:
- приемы педагогического влияния на содержание игр;
- помощь детям при реализации игры;
- развитие сюжета;
- формирование взаимоотношений между участниками игры.
Перед знакомством с новой игрой у нас проводится предварительная работа:
- чтение,
- экскурсии,
- показ наглядного материала,
- изготовление атрибутов к игре.
Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка
воспитателями своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях
отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.
Мы с педагогическим коллективом проводим различные семинары, просмотры игр, проигрываем
какие-то этапы сами. Разработали рекомендации по руководству игровой деятельностью, памятки
на каждую возрастную группу с игровыми зонами и перечнем атрибутов к ним. Привлекаем
родителей для изготовления атрибутов к играм и оснащению игровых зон.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной
инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере
самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в
совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии
коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр
особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его
интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего
лучшего, что может быть в ребенке.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного
развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов
позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий
потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на
праздниках. Но у нас в детском саду театрализованная игра является одной из главных игр с
детьми. В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды театров (настольные,
кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно
владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую
сказку. Совместно с воспитателями изготавливают необходимые атрибуты.
С развитием ребенка развивается и усложняется игра: в ясельной группе используются малые
этюдные формы (игры–имитации животных, птиц), затем игры-импровизации, инсценировки,
драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают
театрализованные представления своим младшим друзьям. В нашем детском саду существует
традиция празднования «Дня театра»
Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям.
Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в
разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить
взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих
партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны
для развития образной и выразительной речи.
Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные
игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию.
Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка
– радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано
самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего
поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-
первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря
на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как
именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим
миром, а также со сверстниками и взрослыми.
В совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие
развитию основных умений общаться. С помощью педагога–психолога мы их условно разделили
на несколько различных направлений: замкнутый ребенок, застенчивый ребенок, с нарушением
самооценки.
Для каждой группы были подобраны разнообразные игры, упражнения, этюды, например:
застенчивый ребенок – игры « Школа разведчиков», «Помоги принцессе»; в этих играх
«застенчивый» ребенок берет на себя главную роль. Педагог–психолог тесно взаимодействует с
родителями, рекомендует использовать игры дома.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть.
Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме
игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе
сопереживания самой ситуации.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для
доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по
содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие
детям расслабиться.
Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Ч т о
т р е б у е т с я
о т
в з р о с л о г о
в о
в р е м я
з а н я т и й :
-
терпение
(оно
вообще,
как
никакое
другое
качество,
необходимо
п ед а го г у ) ;
-
ж е л а н и е
и г р а т ь
и
в е р и т ь
в
и г р у
т а к ,
к а к
в е р и т
в
н е е
р е б е н о к ;
-
у м е н и е
п р и н и м а т ь
в с е х
д е т е й
т а к и м и ,
к а к и е
о н и
е с т ь ;
-
умение
выслушивать
любой
ответ,
любое
предложение,
любое
решение
ребенка;
- способность к импровизации.
И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной
жизни, а без них контакт с ребенком невозможен...
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте
это в общении с ним и всячески подчеркивайте.
Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
В ходе таких занятий мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные
проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но самое главное – мы получаем
огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Но без помощи семьи
нам не обойтись.
Развитие игровой деятельности начинается прежде всего в семье.
Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен
играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра
компьютерных игр.
Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре
может быть решена полностью. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех
направлениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся различные консультации,
семинары – практикумы, приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе.
Мы должны играть вместе – воспитатели, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения
детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым
устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на
коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной
игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные
игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и
интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими
детьми!