Напоминание

«Обучение плаванию детей с нарушением интеллекта»


Автор: Дорохова Людмила Александровна
Должность: тренер – преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «ДЮСШ « Юность»,
Населённый пункт: Красноярский край, г. Железногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Обучение плаванию детей с нарушением интеллекта»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Игровой метод как способ обучения

плаванию детей с нарушением интеллекта».

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста

игровому методу принадлежит ведущая роль.

В системе физического воспитания игровой метод используется для

решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность

занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

.Игра,

как

и

соревнование,

повышает

эмоциональность

занятий

плаванием.

Поэтому

при

проведении

игр

необходимо

соблюдать

следующие

требования:

- объясняя игру, необходимо чётко рассказать её содержание

правила,

выбрать водящего и разделить игроков на группы, равные по силам;

- в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в

воде;

- если

вода

в

бассейне

прохладная,

игра

должна

быть

активной,

проводиться в быстром темпе;

- во время игры, необходимо тщательно следить за выполнением правил;

- после

окончания

игры,

необходимо

обязательно

объявить

результаты,

назвать победителей, особенно поощрять взаимную помощь;

- каждую игру нужно вовремя закончить, пока дети не устали.

Особенности подбора игр и игровых ситуаций на этапе освоения с

водной средой определяются в первую очередь особенностями этой самой

непонятной малышам среды. На обучающегося ребенка действует множество

факторов, не встречавшихся ему при наземном передвижении, с которыми он

не в состоянии сразу освоиться. Это, прежде всего, переключение привычных

реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде -

земля - воздух, адаптацией с новым способом опоры о воду и передвижением

в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и

переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка

дыхания;

замена

локомоций

в

условиях

относительной

невесомости,

перестройка

дыхания,

замена

локомоций

в

вертикальном

положении

на

локомоции в положении горизонтальном (Н.Ж. Булгакова, 2008).

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с

водой,

что

помогает

детям

преодолевать

детям

чувства

неуверенности

и

страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры помогают

овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями (Х.Ф. Лейнус,

1977).

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для

проведения игры, глубины и температуры воды, количества занимающихся в

группе, их возраста, уровня подготовленности

Для

наиболее

эффективной

организации

занятий

с

детьми

5-7

лет

используют различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта,

надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т.д.), а также мелкие игрушки из

плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и

открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), обручи для

упражнений

на

погружение

в

воду

(игры

"Пройди

в

обруч",

"Поезд

в

туннель" и т.д.) (Н.Ж. Булгакова, 1997).

Особенности методики проведения игр на занятиях по освоению с

водой

состоит

в

том,

что

между

играми

и

игровыми

ситуациями,

включенными

в

урок,

должна

быть

обеспечена

тесная

организационно-

методическая

взаимосвязь.

На

одном

и

том

же

занятии

нежелательно

совмещать изучение новых игровых ситуаций с разучиванием новой игры.

Надо правильно определить место выбранной игры среди игровых ситуаций

и

учитывать

ее

длительность

(С.М.

Чурбанова,

2009).

Доступность,

при

освоении

малышей

с

водой,

предполагает

постоянное

преодоление

трудностей.

Только

в

этом

случае

будет

обеспеченно

решение

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе игр в

воде необходимо соблюдать правила "от известного к неизвестному", "от

легкого к сложному", а это значит опираться при изучении новой игры на

ранее усвоенные навыки, учитывать координационную сложность игровых

действий, нагрузку, получаемую юными пловцами в процессе игры (С.П.

Осипенко, 2008).

Рациональная

организация

занимающихся

в

процессе

игр

на

этапе

освоения с водой предполагает предъявление двигательных задач постепенно

нарастающей трудности. Критерием оценки степени в играх следует считать

такое

установление

последовательности

двигательных

задач,

решение

которых обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.

Игровой

метод

на

занятиях

по

плаванию

применяют

строго

целенаправленно,

с

учетом

конкретных

задач

каждого

занятия,

его

содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным

материалом.

Важно

подбирать

наиболее

эффективные

методы

и

методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся,

принимая

во

внимание

уровень

их

физической

и

плавательной

подготовленности, функциональные и психические особенности организма

детей, а также условия в которых проводятся занятия. Участвуя в играх, дети

должны

научиться

проявлять

сдержанность

и

самодисциплину,

упорство,

настойчивость,

нетерпимое

отношение

к

проявлению

грубости

в

игре,

уважение победителей к побежденным.

Известно, что в процессе игровой деятельности создаются хорошие

условия

для

развития

таких

качеств

как:

ловкость,

сила,

быстрота,

выносливость.

Поэтому

применение

игрового

метода

на

занятиях

по

плаванию

в

первую

очередь

может

использоваться

как

д л я

совершенствования физических качеств в процессе физического воспитания,

так

и

для

комплексного

совершенствования

движений,

при

их

первоначальном

разучивании.

Надо

учитывать,

что

кроме

обычных

подвижных

игр

при

проведении

занятий

по

плаванию,

крайне

важно

использовать различные игровые задания и упражнения в игровой форме.

Применение в процессе обучения игровых заданий способствует успешному

овладению

и

закреплению

изучаемых

плавательных

упражнений.

Используемые

задания

должны

характеризоваться

оригинальностью,

разнообразием и что немаловажно положительной эмоциональной окраской.

Примеры игр и развлечений на воде:

Игры с преодолением сопротивления воды:

"Кто

выше?".

Стоя

в

воде,

присесть,

оттолкнуться

ногами

от

дна

и

выпрыгнуть как можно выше из воды.

"Переправа". Ходьба с помощью гребков руками. "Кто быстрее?" Бег в воде

с помощью гребков руками.

"Море волнуется". Стоя в одной шеренге, играющие по команде "Море

волнуется" расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде

"На море тихо" быстро занимают свои места. При этом инструктор считает:

"Раз,

два,

три

-

на

место

встали

мы".

Опоздавший

лишается

права

продолжать игру.

"Волны на море". Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за

руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками

вправо влево, поднимая волны.

"Рыбы

и

сеть".

Выбирают

двух

водящих.

Остальные

играющие

разбегаются. Водящие, держась за руки ("сеть"), стараются поймать "рыбу"-

для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный

игрок присоединяется к водящим, образуя с ними "сеть". Игра кончается,

когда все "рыбы "пойманы.

Игры с погружением в воду:

"Кто

быстрее

спрячется

под

воду?"

По

сигналу

инструктора

дети

приседают и погружаются в воду.

"Хоровод". Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до

десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод

движется в противоположную сторону.

"Поезд и тоннель". Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на

пояс друг другу, образуя "поезд". Двое играющих становятся лицом друг к

другу,

взявшись

за

руки

(руки

опускают

на

поверхность

воды),

--

это

"тоннель". Чтобы "поезд" прошел через "тоннель", его "вагоны" поочередно

подныривают. После того как весь "поезд" прошел "тоннель", изображающие

"тоннель" заменяются ребятами из "поезда". "Сядь на дно". По команде

инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду.

"Насос". Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки.

Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется

из воды, другой приседает и скрывается под водой. "Лягушата". Играющие

встают в круг. По команде "Щука!" "лягушата" подпрыгивают вверх, по

команде

"Утка!"

--

прячутся

под

воду.

Неверно

выполнивший

команду

выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

Игры на всплывание и лежание на воде.

"Поплавок", "Медуза".

"Пятнашки с поплавком". "Пятнашка" старается осалить кого-нибудь из

играющих. Спасаясь от "пятнашки", они принимают положение "поплавок".

Если

"пятнашка"

дотронется

до

играющего

раньше,

чем

он

принял

это

положение, они меняются местами.

Игры с выдохом в воду.

кого

больше

пузырей".

Играющие

погружаются

в

воду

и

делают

длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей

на поверхности воды.

"Ванька-встанька". Играющие делятся на две шеренги, встают друг против

друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки

одной

шеренги

опускаются

под

воду

и

делают

глубокий

выдох

(глаза

открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги.

Игры с открыванием глаз в воде:

"Найди клад". Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его

команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот

предмет.

"Морской бой". Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к

другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать

водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал

глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками.

"Брод". Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном

направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине

бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и

лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду. Игры со

скольжением и плаванием.

"Скользи вперед". Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение

на груди и на спине.

"Торпеды". Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на

груди с движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине

"Эстафета". В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым

способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор

проводит

комбинированные

эстафеты,

где

участники

плывут

разными

способами при помощи ног.

Игры с мячом.

"Борьба за мяч". Играющих делят на две команды. Игроки одной команды,

плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй

команды

стараются

отнять

мяч;

Как

только

мяч

будет

пойман,

команды

меняются местами.

"Волейбол в воде". Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу,

передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно

дольше не падал в воду.

"Мяч тренеру". В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по

одну сторону бассейна, вторая -- по другую. У каждой команды -- тренер. Он

участвует

в

игре,

стоя

на

противоположном

от

своей

команды

бортике

бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и,

перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру.

Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.

Развлечения в воде:

"Мяч no кругу". Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу.

"Чехарда". Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от

друга

и

наклоняются

вперед.

Игрок,

стоящий

последним,

перепрыгивает

через каждого, стоящего впереди.

"Кто перетянет?" Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть

силы руками, стараясь протащить за собой партнера.

Играм

в

уроках

плавания

принадлежит

особая

роль.

Они

являются

эффективным средством обучения плаванию, совершенствования отдельных

элементов

его

техники;

способствует

развитию

двигательных

навыков

и

воспитанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость,

ловкость,

гибкость.

Игра

воспитывает

такие

качества,

как

коллективизм,

взаимопомощь, дисциплинированность, воля и решительность. И наконец,

игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в веселом отдыхе и

развлечениях.

Все

эти

игры

заставляют

человека

двигаться

и

поэтому

отлично подходят как для детей, так и для взрослых.

Список использованных источников:

1. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. / Под ред. Н.Ж.

Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 288 с., ил.

2. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.:

"Четыре четверти"; "Экоперспектива", 1998. - 352 с., ил.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. - 3-е изд., перераб. и доп. -

М.: Физкультура и спорт, 1989. - 128 с., ил.

4. Буллах И.М. Плавание в пионерском лагере. - Мн.: Полымя, 1988. - 126с.,

ил.

5. Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. - М.:

Физкультура и спорт, 1973. - 240 с., ил.

6

.

Дукальский В.В., Маряничева Е.Г. Игры на воде при обучении детей

плаванию: учебное пособие. - Краснодар, 2001. - 112 с.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме :«Игровой метод как способ обучения

плаванию».

Поготовила тренер- преподаватель

МАУ ДО ДЮСШ «ЮНОСТЬ»

Дорохова Л.А.

утверждена на педагогическом совете

протокол №__ от _________2018г.

г. Железногорск

2018 год



В раздел образования