Автор: Мироненко Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №15 "Ручеёк"
Населённый пункт: город Петровск, Саратовская область
Наименование материала: презентация педагогического опыта
Тема: "Детская инициатива – залог успешной личности"
Раздел: дошкольное образование
Презентация
педагогического опыта
«Детская инициатива –
залог успешной личности»
Презентацию подготовила:
Мироненко Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»,
участница
муниципально
го
этап
а
Всероссийского конкурс
а
«Воспитатель года
-
2018»
г. Петровск, 2018г.
Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка,
даже если она кажется неуместной.
Инициатива – первый шаг к творчеству.
Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда,
а чтобы возродить – годы.
Интернет-ресурсы
Уважаемое коллеги!
Для Вашего внимания предлагаю свой педагогический опыт на тему
«Детская инициатива – залог успешной личности».
Рассмотренная мною тема актуальна в настоящее время, так как идет 21
век, мы вступили в эпоху значительных изменений, наши дети - лидеры
завтрашнего дня.
Через
пару
-
тройку
десятков
лет
они
будут
формировать
мнение
мирового сообщества.
Мы не знаем пока, где место их призвания.
Но мы хотим подготовить их так, чтобы они, обладая необходимыми
знаниями, внесли свой действенный вклад на благо мира и на благо будущего
поколения.
Современная
ситуация
в
Российском
образовании
характеризуется
интенсивными
поисками
путей
формирования
инициат ив ного,
ответственного
человека,
готового
самостоятельно
принимать
решения
в
ситуации выбора.
ФГОС
ДО
определяет
несколько
принципов,
на
основе
которых
реализуется
данное
направление
педагогического
воздействия
и
взаимодействия:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
ребенок
сам
выбирает
содержание своего образования (становится субъектом образования);
-
содействие
и
сотрудничество
всех
участников
образовательных
отношений в различных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида
деятельности;
-
создание
условий
для
принятия
детьми
решений,
свободного
выражения чувств и мыслей, недирективная помощь детям.
Также указаны основные виды деятельности, в которых ребенок может
проявлять и развивать себя как личность:
- общение;
- игра;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- коммуникативная и др.
Дошкольное
детство
–
короткий,
но
важный
период
становления
личности,
когда
мои
воспитанники
росли,
приобретали
знания
об
окружающей жизни, у них формировалось определенное отношение к людям,
к
труду,
вырабатывались
навыки
и
привычки
правильного
поведения,
у
каждого складывается свой характер.
А
началось
все
со
встречи
с
малышами
–
трехлетками,
которые
интересовались всем, что их окружает.
Для
удовлетворения
этого
интереса
я
использовала
различные
дидактические игры, в том числе и сделанные своими руками.
Пособие
«Мишкина
школа»
дает
возможность
решать
различные
педагогические
задачи
в
игровой
форме,
наиболее
доступной
и
привлекательной для детей, способствует обогащению словарного запаса.
За счет того, что книга трансформируется на отдельные страницы, у
ребенка
появляется
возможность
самостоятельно
выбрать
собственную
деятельность,
съемные
детали
возможно
добавлять,
перемещать
с
одной
страницы на другую, тем самым происходит изменение сюжета.
Данное
пособие
предполагает
разные
формы
организации
образовательного
процесса,
как
индивидуальные,
так
и
работу
в
малых
подгруппах,
что
способствует
формированию
готовности
к
совместной
деятельности со сверстниками.
Мои воспитанники росли.
Наблюдая за их развитием, замечала, что не все дети занимают активную
позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда передо мной
встала задача - оказание им недирективной помощи.
Помощником в этом мне стала педагогическая технология Л.В.Свирской
«Детский совет».
«Советы» мы проводили в кругу, сидя на ковре или индивидуальных
подушечках.
Так, в процессе «Детских советов» зарождались проекты ….
Хочется остановиться на проекте «Молоко», который разрабатывался по
инициативе детей, длительностью один месяц.
Всем известно, что любителей молочных каш среди дошкольников не
очень много.
В целях поднять детский интерес к молочному завтраку, я однажды на
«Совете»
стала рассказывать
детям
о
пользе
молока,
о
том,
какой
путь
проходит молоко, чтобы появиться на нашем столе.
В результате дискуссии выяснилось, что вопросов - то очень много: Что
можно приготовить из молока? Как делается сметана? Где у коров хранится
молоко? и др.
Во время проекта экспериментировали, смотрели видео, дети приносили
в группу распечатанные картинки, рецепты, которые вместе с родителями
узнали из книг и интернета.
На примере данного проекта можно утверждать, что это направление
работы с дошкольниками позволяет значительно повысить самостоятельную
активность
детей,
разными
способами
находить
информацию
об
интересующем предмете.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в
самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Формирование
инициативности
дошкольников
уже
признано
важной
образовательной задачей.
Какие
же
характеристики
необходимы
для
успешной
реализации
самостоятельности?
Для педагога - хотелось бы, чтоб ребенок умел задавать вопросы, когда
чего-то
не
понимает,
чтобы
проявлял
интерес
к
новому
и
умел
взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Реализация
творческо-познавательного
проекта
«Волшебство
елочной
игрушки» помогла нам разобраться в вопросах: Как ее делают? Из чего?
Какие бывают елочные игрушки? Почему елку украшают игрушками?
В результате проведенного проекта у детей повысился интерес к елочной
игрушке, укрепились связи поколений, произошло приобщение к народной
культуре.
Также была активизирована поисковая деятельность дошкольников.
Мои воспитанники перешли в подготовительную к школе группу.
Событие, которое запомнилось как детям, так и их родителям – это
участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звездочка в ладошке»,
цель которого повысить самооценку каждого ребенка перед переходом в
школу.
Участвуя
в
конкурсе,
воспитанникам
предоставлялась
возможность
проявить
свое
речевое
и
художественное
творчество,
познавательную
активность, инициативность.
Дети
составляли
рассказ
о
себе,
решали
логические
задачи,
придумывали сказки и заклинания, воплощали свое представление о школе в
творческом коллаже! А самое главное и приятное — это возможность делать
все это сообща с родителями и педагогами.
Наши воспитанники получили массу приятных эмоций и позитива от
участия в конкурсе, от творческого общения!
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только
основное образование, но и дополнительное.
В
своей
работе
по
дополнительной
общеразвивающей
программе
«Умелые ручки» старались подбирать такие задания, которые способствовали
раскрытию
социально
значимых
качеств
личности:
активно сти,
инициативности, самостоятельности.
Переход на ФГОС ДО внес значительные коррективы и в предметно-
развивающую
среду
группы,
которая
должна
выполнять
разносторонние
функции,
и
самое
главное
-
она
должна
работать
на
развитие
самостоятельности ребенка.
Постарались организовать ее так, чтобы у ребенка был самостоятельный
выбор: с кем, где, как и во что играть.
Подобная
организация
пространства
создала
возможность
для
реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
Развивающая среда не может быть построена окончательно.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей
среды продолжается, а главными критериями при этом являются творчество,
талант и фантазия.
Главное в любом деле - единомышленники. Их я нашла в лице родителей
.
Все мероприятия, проводимые в детском саду, обязательно проводятся
с участием
родителей,
но
не
как
сторонними
наблюдателями,
а
как непосредственными участниками.
Результаты работы по поиску эффективных путей формирования инициативы
и самостоятельности у дошкольников были представлены на методических
мероприятиях локального и муниципального уровня, имеются результаты
участия в различных конкурсах.
Таким
образом,
свою
задачу
по
реализации
Стандарта
дошкольного
образования
я
вижу
в
создании
для
моих
дошкольников
комфортных
оптимальных условий для всестороннего развития успешной личности.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и
экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она
сопровождается ошибками.
Для
взрослых
это
замечательная
возможность
показать:
«Я
тебе
доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!».
Не скупитесь на похвалу.