Автор: Снитко Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Гимназия №44
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Значение режима дня дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Режим дня для детей дошкольного
возраста
«Значение режима дня дошкольника».
Консультация для родителей
Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития
детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке
полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других
важных черт личности.
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования,
приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и
самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же
время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от
строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно
сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот,
возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и
спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду
от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено
заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая
системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности,
точности, порядку.
Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель,
осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов
в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной
энергии и приводит к утомлению.
У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне,
отдыхе наступает через определённые промежутки времени и
сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних
органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую
деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без
лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием
видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это
объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и
отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а
отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью,
остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При
изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается
и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры
головного мозга.
В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их
подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной
приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие
выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы
оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник
она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского
сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в
большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям
окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и
продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно
продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно
влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от
возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и
вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные
игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо,
шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только
гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную
систему, способствует быстрому засыпанию.
Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель,
чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать.
Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.
Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать
утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание,
кровообращение, повышает тонус мышечной системы, улучшает обмен
веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при
открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.
Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу,
дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны,
приседания), кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с
удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать
упражнения вместе с ним.
Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы.
Когда ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему
как можно меньше.
Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители
не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в
воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень
важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро
вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от
еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, - все это имеет
большое значение для правильного пищеварения. Многие родители,
бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его сказками,
мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-
либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также
снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры или
занятия.
Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с
удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки.
Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной
прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке
мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то
он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды
ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой.
Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты,
причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16—15 °С.
Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению
глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если
есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду
или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от
поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.
Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Дневной сон
обязателен для детей раннего и дошкольного возраста.
После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10—15 мин отдыхают и
затем ужинают.
Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком
впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика,
лепка, рисование.
Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги,
самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой
привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима
последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать,
позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок
станет привычным.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.
Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно
только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15,
предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это
время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка
раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти
самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении
последующих лет эти навыки совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность
находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность
и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными
отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно
функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во
второй третий день недели. Необходима серьезная организационная и
воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима
и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание
родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а
в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации
просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.