Напоминание

Использование инновационных технологий для формирования практических навыков сочинения, подбора мелодий по слуху и аккомпанемента.


Автор: Моисеева Наталья Филипповна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.о. Отрадный Самарской области
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: Использование инновационных технологий для формирования практических навыков сочинения, подбора мелодий по слуху и аккомпанемента.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Отрадный Самарской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по сольфеджио с учащимися 5 класса

фортепианного отделения .

Тема:

«Использование инновационных технологий для формирования

практических навыков сочинения, подбора мелодий по слуху и

аккомпанемента»

Преподаватель: Моисеева Наталья Филипповна

02 марта 2017г.

План учебного занятия:

Цель занятия:

развитие практических навыков сочинения, подбора мелодии и

аккомпанемента.

Триединая задача урока:

1.

Образовательная: развивать

музыкальный

слух,

творческое

мышление,

навыки мелодической и ритмической импровизации.

2 .

В о с п и т ат е л ь н а я : формировать

коммуникативность,

воспитывать

доброжелательность и взаимопонимание обучающихся.

3.

Развивающая:

способствовать

развитию

творческого

потенциала

через

игровую импровизацию.

Материальное и методическое обеспечение:

- план урока;

- журнал учёта успеваемости;

- аудиоаппаратура;

- синтезатор;

- раздаточный материал (нотные примеры для мелодической импровизации,

гармонического анализа).

Тип урока: урок закрепления практических навыков обучающихся.

Жанр урока: творческая лаборатория.

Методы:

музицирование,

словесный,

иллюстративный,

поисковый,

исполнительский.

ПЛАН УРОКА:

I.

Теоретическая разминка.

5 мин

II. Ритмическая импровизация.

5 мин.

III.

Сочинение мелодии на текст С. Есенина «Белая берёза».

5 мин.

IV.Работа в ладу:

7 мин.

а) пение B-dur 1-2х голосно;

б) пение кадансового оборота;

в) чтение с листа и сочинение импровизации на гармонический оборот.

V.

Игра гармонического оборота.

5 мин.

Т

5

3

–S

6

4

– Д

6

- Т

5

3

в р. 2/4, 3/4 в разных гармонических фактурах.

VI.

Подбор аккомпанемента к песне А. Зацепина

6 мин.

«Песенка о медведях».

VII.Игра собственных сочинений обучающихся.

7 мин.

ХОД УРОКА:

I.

Теоретическая разминка:

Цель: закрепление пройденного.

Описание: обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя по пройденному

теоретическому материалу.

Методические указания: вопросы преподавателя охватывают знания материала

по ключевым знакам, аккордов в ладу и от звука.

II.

Ритмическая импровизация.

Цель: развитие чувства метроритма, мышления, воображения.

Описание: обучающиеся показывают ритмическую импровизацию, отстукивая

ритм под предложенный музыкальный фрагмент.

Методические

указания: часть фрагмента даётся для прослушивания, затем

учащиеся поочерёдно отстукивают ритмическую импровизацию.

III.Сочинение мелодии на стихи С. Есенина «Белая берёза».

Цель: развитие творческого мышления, ритмического чувства.

Описание:

обучающиеся

сочиняют

мелодию

под

ритмическую

фактуру,

звучащую на синтезаторе.

Методические

указания: ритмический

фон

для

каждого

обучающегося

меняется.

IV. Интонационная работа:

а) пение B-dur 2х и 3х голосно;

б) пение кадансового оборота Т53- S64- Д6 –Т53;

в) чтение с листа;

г) сочинение импровизации в ладу.

Цель: развитие гармонического слуха, ладоинтонационных навыков, сочинения

мелодии в определённом жанре.

Описание: обучающиеся сначала поют вместе, затем индивидуально.

Методические

указания: перед

пением

необходимо

сделать

гармонический

анализ, следить за чистотой интонирования.

V. Игра гармонического оборота.

Т

5

3

–S

6

4

– Д

6

- Т

5

3

в р. 2/4, 3/4 в разных гармонических фактурах.

Цель: развитие творческих навыков через игровую деятельность.

Описание: обучающиеся играют в разных фактурах аккомпанемент и в разных

тональностях (Y-3, Д-h, Es-с).

Методические

указания: обучающиеся

играют

сразу

в

2-х

параллельных

тональностях.

VI. Подбор аккомпанемента к песне А. Зацепина

«Песенка о медведях».

Цель: развитие навыка подбора аккомпанемента.

Описание: обучающиеся

играют

в

разных

тональностях

и

в

разных

гармонических фактурах.

Методические указания: перед исполнением сделать анализ.

VII. Игра собственных сочинений обучающихся.

Цель: развитие навыка сочинения произведений в простых формах.

Описание: обучающиеся играют собственные сочинения.

Методические

указания: учащиеся

анализируют

музыкальную

форму

прослушанного произведения.

Психолого-педагогическая характеристика

группы учащихся V класса

фортепианного и оркестрового отделений и отделения народных

инструментов

Группа учащихся:

1. Эртнер Ольга;

5. Дубровина Валерия;

2. Толстова Елена;

6. Ермолаев Максим;

3. Серендеева Анна;

7. Келлер Рудольф;

4. Карпова Алина;

8. Савельев Александра;

9. Вязов Михаил.

В состав группы входит 9 человек. Из них 5 занимаются на фортепианном

отделении, 3 на оркестровом, 1 на отделении народных инструментов.

Эмоциональный климат в коллективе положительный, где все открыты,

дружелюбны,

общительны.

Учащиеся

обладают

различными

музыкальными

способностями, памятью, вниманием, воображением, творческим мышлением. В

целом они стабильно посещают занятия, выполняют домашние задания, что

является положительным фактором усвоения учебного материала.

Обучающихся можно разделить на 2 уровня развития способностей:

1

уровень

это

обучающиеся,

которые

активно,

эмоционально-осознанно,

творчески относятся к обучению: Эртнер О., Толстова Е., Карпова А., Келлер Р.,

Ермолаев М.

2 уровень – это обучающиеся, которые не всегда активны в работе класса, в

выполнении домашнего задания: Серендеева А., Вязов М., Савельев С.

Цель дальнейшей работы – систематически и целенаправленно работать

над развитием памяти, музыкального слуха, творческих способностей, навыков

подбора аккомпанемента, сочинения и импровизации мелодий.

Пояснительная записка

В настоящее время в педагогике всё больше внимания уделяется развитию

творческих

способностей

обучающихся.

Поиск

и

внедрение

в

практике

инновационных

методик

сегодня

является

особенно

актуальным.

Предмет

сольфеджио обладает большими возможностями для решения этих задач. Хотя

возможности реализуются не полностью. Ни для кого не секрет, что сольфеджио

предмет сложный и поэтому многие педагоги основной целью обучения видят

только усвоение нужных знаний, игнорируя тот факт, что любой учебный процесс

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

личности

ребёнка.

Это

происходит

потому,

что

работа

преподавателя

теоретических

дисциплин

оценивается

по

качеству знаний его учеников. Все усилия преподавателя направлены на усвоение

программы. Творческие задания и музицирование уходят, как правило, на второй

план, так как не служат критерием оценки преподавателя и детей.

Музицирование – это одна из важных форм развития в обучении. В отличие

от концертной деятельности музицирование – это исполнение музыки для себя, а

не для слушателей. В курсе сольфеджио музицирование – это самостоятельное

разучивание мелодий, подбор мелодий, аккомпанемента, дополнение и сочинение

мелодий,

пение

с

собственным

аккомпанементом.

Но

все

эти

задания

воспринимаются обучающимися как дополнительные и многие дети с ними не

справляются. Элементы творчества целесообразно включать как можно раньше,

сначала на простых заданиях, затем постепенно усложняя. В младших классах это

допевание

фраз,

затем

сочинение

на

несложные

тексты,

импровизация

ритмическая, мелодическая, далее подбор мелодии по слуху с аккомпанементом,

используя гармонические обороты, сочинение жанровых пьес, пьес в простых

музыкальных формах, с применением более сложных ритмов. Новые технические

средства

открывают

большие

возможности

для

развития

творческих

способностей обучающихся. Это использование синтезатора и компьютера. Детям

интересно попробовать и послушать произведение разных тембров, ритмических

сопровождений.

В завершении хочется отметить, что цель творческих заданий на уроках

сольфеджио не «вырастить» из ученика композитора, а пробудить интерес к

изучению

музыки,

сформировать

устойчивую

потребность

в

развитии

своих

дарований.

По

высказыванию

Б.

Асафьева:

«Человек,

испытавший

радость

творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт

и

становится

иным

по

психологическому

складу,

чем,

человек,

только

подражающий актам других».

Таким образом, применение на уроках сольфеджио творческих форм работ

способствует

развитию

музыкального

воображения,

активно

развивает

мышление, игровую деятельность, повышает мотивацию к обучению.

Список используемой литературы:

1.

Давыдова

Е.В.

Методика

преподавания

сольфеджио,

М.

Музыка,

1986г.

(учебное пособие).

2.

Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века. (Учебное пособие), М. Кифара, 1999г.

3.

Шатковский

Г.И.

Развитие

музыкального

слуха

и

навыков

творческого

музицирования (методическое пособие для преподавателей), М., 1986г.

4.

Калугина М.Е., Халатузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио

(методическое

пособие

для

преподавателей).

М.,

Советский

композитор, 1987г.

5.

Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио (учебное пособие), М., 2000-

2005г.г.

6.

Булаева

О.П.,

Геталова

О.А.

учусь

импровизировать

и

сочинять.

СПб

Композитор, 1999г.

7.

Ефремова

Л.В.

Учиться

интересно!

Пособие

для

сольфеджио,

СПб

Композитор, 2006г.

8.

Чустова

Л.И.

Гимнастика

музыкального

слуха.

Учебное

пособие

по

сольфеджио для ДМШ и ДШИ, М. Владос, 2003г.



В раздел образования