Напоминание

«Особенности народного костюма села Никитское Борисовского района Белгородской области»


Автор: Задеренко Римма Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская СОШ№1 имени А.М. Рудого"
Населённый пункт: Белгородская область, Борисовский район, поселок Борисовка
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Особенности народного костюма села Никитское Борисовского района Белгородской области»
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени

А.М. Рудого»

Исследовательская работа

«Особенности народного костюма села Никитское Борисовского района

Белгородской области»

Направление: Народная одежда

Выполнили: Рудась Екатерина Николаевна

Ямпольская Виктория Витальевна

учащиеся 8 класса

МБОУ «Борисовская СОШ

№1 имени А.М.Рудого»

Научный руководитель: Задеренко Римма Васильевна

Учитель технологии

Борисовка 2018

Содержание

Введение

1. История возникновения села Никитское

2. Особенности женского костюма села Никитское Борисовского района

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Народный костюм формировался на протяжении веков. Красота народного

костюма доставляет людям радость, учит чувствовать и понимать красоту.

Судьба народной одежды тесно связана с историей заселения края. Она

формировалась в тесном взаимодействии разных национальных и этнических

традиций. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев,

отразить личность и образ человека. История всегда вызывала очень большой

интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека

знать историю своего народа. Именно с интереса, любви и уважения ребенка

к своему дому, улице, городу, поселку или деревне, их традициям, обычаям,

культуре начинаются любовь и уважение взрослого человека к своей

Родине.Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она

сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали.

В каждой губернии были свои фасоны костюма. Одежда имела у каждой

губернии свой орнамент и отделку. Это зависело от климатических условий

местности, где жил народ и от того, каким ремеслом он занимался.

В современном мире мало кто знает о народных костюмах своего края. Ведь

сейчас русскую традиционную одежду можно увидеть только на

фольклорных праздниках.

Цель нашей работы:

Изучение народного костюма села Никитское Борисовского района

Белгородской области.

Задачи нашей работы:

1.

Изучить историю и особенности народного костюма Борисовского

района Белгородской области.

2.

Охарактеризовать

элементы

костюма,

наиболее

характерные

для

исследуемого региона.

3.

Выполнить

практическую

работу:

изготовитьженскийнародный

костюм села Никитское Борисовского района.

Объект исследования:

Народный

костюм

села

Никитское

Борисовского

района

Белгородской

области.

Предмет исследования:

Характерные особенности народной женской одеждыБорисовского района

Белгородской области.

Гипотеза:

Мы считаем, что народный костюм Борисовского района имеет свои

отличительные черты, свойственные только этой местности.

Актуальность:

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается

тема изучения наших духовных и исторических истоков.

Нам кажется, что каждому культурному человеку это важно знать. Ведь у

каждого национального костюма, а именно у костюма села Никитское

Борисовского района есть своя собственная история и свои особенности, так

как она тесно связана с народным фольклором, окружающей природой,

социально-бытовым укладом и трудовой деятельностью наших предков.

1. История возникновения села Никитское

Свое название село получило по имени местной церкви св. Никиты. К концу

ХVII столетия плотность населения Акулиновского поселения была свыше 58

жителей на квадратную версту. Это вполне соответствовало двум

организационным волнам. Одна с севера более ранняя, когда Московское

правительство на окраины своего государства, на юг, на плодородные земли,

под прикрытие Тульской, а позднее Белгородской сторожевой черты, начало

выселять из центральных областей служивых, ратных людей и землеробов.

Вторая волна, более поздняя – южная – переселение беглых черкес, под

прикрытием Белгородской сторожевой черты. Наиболее плотно население

селилось в речных долинах, в силу естественных условий (близость воды).

Так были заселены территории сел Никитское и Акулиновка.Местом

поселений стал Обыхожий колодезь, приток реки Ворсклы. Истоки его

расположены близко к верховьям Лисицы, здесь возникло самое крупное из

сел – Никитское.в 1692 году в нем было 47 дворов, из них 26 казачьих.

Помещиков в селе не было.

2. Особенности женского праздничного костюма села Никитское

Борисовского района

Особняком в культуре Борисовского района стоит село Никитское.Костюм

этого села характерен для некоторых сел в бассейне реки Ворсклица –

Почаево, Косилово, Мокрая Орловка и др. Поскольку почти все села с

подобным типом одежды находятся на территории Грайворонского района, то

с полным правом никитский костюм можно назвать грайворонским.

Все вышеупомянутые села были однодворческими, а однодворцы, как

известно, отличались очень бережным отношением к своей одежде, к своим

традициям. Характерным для сел бассейна Ворсклицы было бытование

одновременно двух комплексов одежды – с сарафаном и с паневой. Рубахи в

Никитском по крою и орнаментации идентичны рубахам сел Крюково и

Чуланово.

Народный костюм села Никитское состоял из:

1.

Бархатник

2.

Сарафан

3.

Рубаха

4.

Подпояска

5.

Чулки

6.

Черевики

7.

Монисты

8.

Чинарка

9.

Бухарка

Рубаха. Неотъемлемой частью женского костюма являлась рубаха.

Она

изготавливалась

из

материалов

домашнего

производства

конопли

(«замашный» холст), льна на станах.

Украшалась

рубаха

вышивкой

крест

чем

праздничнее,

тем

больше

вышивки.

Орнамент

растительного

характера

красно-черными

нитями.

Расположение орнамента на женских рубахах таково: по вороту и разрезу,

рукавам, обшлагам, подолу.

Рубахи представляли большую материальную ценность приданого любой

девушки, входили в состав свадебных подарков и переходили по наследству.

Сарафан

старинный

вид

одежды,

который

носили

и

женщины,

и

девушки.Сарафан«удвое», «утрое»,«штоховый».Необычны местные названия

традиционных праздничных сарафанов с. Никитское Белгородской области

надевавшихся местными жительницами по разным случаям – в зависимости

от

значимости

праздника.

Сарафан

«удвое»

-

с

двумя

«плетеньками»

(тонкими парчовыми лентами), уложенными вдоль горловины – поскромнее

«утрое»

-

с

тремя

«плетеньками»

более

праздничный,

«штоховый»

-

наиболее праздничный с нашивками из ярко-красной ткани вдоль ворота.

Богатые

молодыхи

расшивали

сарафан

от

пояса,

победнее

2-3

полосы

снизу.Этикета

ношения

строжайшим

образом

придерживались

над

наряженной не по случаю (и не по возрасту) женщиной все село потешаться

будет.

Необычен и сам сарафан – плиссированный в основе сарафана – домотканое

полотно. Полотно «чернили», затем «наряжали», т.е. украшали позументом

лентами, бархатными нашивками. Чем богаче семья, тем больше на сарафане

«уложено»

бархата

с

«плетеньками».

Складки

сарафана

«запаривали»

на

хлебном

пару,

при

правильном

хранении

складки

держались

надежно

и

долго. В народной среде принято было относиться к одежде бережно, ведь

давалась она большим трудом.

Чинарка. В

холодноевремя

года

женский

костюм

дополнялся

удобной

приталенной

верхней

одеждой

«чинаркой».

Шилась

из

домотканого

полотна темного цвета, расшита по низу и бортам парчой и ленточкой.

Черное

поле

праздничныхчинарок

украшалось

многочисленными

перламутровыми

пуговицами.

Сзади

басочка

в

сборочку.

Одевалась

с

большим запахом на правую сторону и завязывалась тесьмой.

Голова женщины всегда была укрыта. Богатым головным убором замужней

женщины являлся бархатник.

Головным

убором в

селе

Никитское

был

кокошник

«бархатник»

-

четырехгранная

цилиндрическая

шапочка

из

красного

или

малинового

бархата, украшенная спереди парчой, а по швам – шнура с кистями на

концах. Сзади украшался разноцветными лентами.

Кроме бархатника существовала – «бухарка». «Бухарку» надевали сверху на

бархатник, сзади слегка завязывалась.

Платков было множество – шерстяные цветастые «бухарки», шелковые с

атласным узором, шерстяные клетчатые, «рублевые» красные с разноцветной

бахромой, «монашеские» черные и др.

Монисты.

Женский праздничный наряд обязательно дополняли украшения: ленточное

монисто (ожерелье из бус, монет, камней).

Праздничными украшениями были бусы из полевого шпата или, как еще

называли,

пирного

жемчуга

видимо,

поэтому

такие

бусы

называли

«зямчуг». Ожерелье из полевого шпата и монет называли «монисто». На

шелковой

ленте

вешался

«крест»

из

полевого

шпата.

Дополнительно

надевались разноцветные бусы.

Подпояска в селе были, в основном, двух видов – традиционные полосатые

и одноцветные (красные или зеленые) из фабричных тканей, украшенные на

концах кружевом, лентами, бахромой, пуговицами, блестками.

Обувь.

Самой распространенной обувью были лапти, сплетенные чаще из лыка (луб

от молодой липы, ивы), иногда из бересты (кора березы), а также из кожаных

ремешков.

На ногах у женщин были неизмененные вязаные чулки (зимой и летом), из

белой шерсти с 2-3 цветными полосками

вверху.

Носились с напуском

(гармошкой),

подвязывались

веревочками

от

черевичек.

Чулки

вязали

не

спицами, а крючком («иглой»).

В

праздники

обувались

в черевики

туфли

из

грубой

черной

кожи

с

небольшим

наборным

каблучком,

в

задник

вдевалась

подвязка.

В

более

холодное

время

носили

сапоги

«на

хвалдочках»-

то

есть

с

голенищем

«гармошкой». Для этого чтобы «хвалдочки» не разошлись, сапоги набивали

соломой и запаривали.

Заключение

В

результате

нашей

работы

мы

сделали

вывод,

что

народный

костюм

является

неотъемлемой

частью

всей

нашей

национальной

культуры.

Народный

костюм

это

символ,

дающий

представление

о

человеке

и

обществе. Мы должны знать свою культуру, в том числе и историю народного

костюма, являющейся частью этой культуры.История своего народа, своей

страны всегда волновала умы людей. Конечно, уже много времени прошло.

Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать.

В

результате

исследования

мы

выяснили,

какое

место

в

истории

традиционной народной одежды Белгородской области занимает одежда села

Никитское Борисовского района.

Таким

образом,

мы

убедились,

что

костюм

села

Никитское

это

часть

истории народа, отражающая общую картину народной жизни на самом

близком,

бытовом

уровне.

Вещи

уходят

вместе

с

поколениями,

которым

принадлежат.

Поэтому

мы

считаем,

что

для

нашего

поколения,

просто

необходимо возможно более подробное и полное описание и изучение всех

доступных

образцов,

выявление

места

и

времени

их

бытования,

особенностей местных традиций.

В

итоге,

мы

сделали

вывод,

что

народная

одежда

села

Никитское

Борисовского района является нашим богатейшим достоянием, частью нашей

духовной

культуры,

неисчерпаемым

источником

изучения

исторического

прошлого

населения

нашего

края,

его

мировоззрения,

национального

самосознания, а также художественно-эстетических взглядов.

Наш народ чтит традиции предков и уважительно относится к ним. В народе

старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплексом и даже

одеждой, а скажут «наряд» или «обряд».

Без

прошлого

нет

будущего.

Изучив

множество

источников,

мы

можем

сказать,

что

для

возрождения

духовности

подрастающего

поколения

необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам,

бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики

человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками

прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Литература

1.

Неопубликованные:

1.1 Борисовский историко-краеведческий музей

1.2 Школьный этнографический музей

2.

Опубликованные: ( из фондов МБУК «Борисовский историко-

краеведческий музей»)

2.1 Агаева И.В., Згинникова М.И., Станкевич В.И., Хамитулина М.А.

«Тайны старинного ремесла», 2007.

2.2 Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. «Рукотворная краса

земли Белгородской», 2007.

2.3 Зотова И.П. Традиционная культура Белгородского края, 2006.

2.4 Работнова И. П. Русская народная одежда, 1964.

Приложение

Посещение краеведческого музея поселка Борисовка

Посещение школьного этнографического музея МБОУ «Борисовкая СОШ №1

имени А.М.Рудого»



В раздел образования