Автор: Задеренко Римма Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская СОШ№1 имени А.М. Рудого"
Населённый пункт: Белгородская область, Борисовский район, поселок Борисовка
Наименование материала: Статья
Тема: ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК ПРИ СИСТЕМНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Раздел: полное образование
ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК ПРИ СИСТЕМНОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Р.В. Задеренко,
Учитель технологии МБОУ «Борисовская СОШ №1
имени А.М. Рудого»
(п. Борисовка)
Перед
учительством
во
все
времена
государство
ставило
серьезные
задачи. А вот сегодня перед нами стоит цель: раскрыть способности каждого
ученика, воспитать порядочного и патриотического человека, готового к жизни
в
высокотехнологичном,
конкурентном
мире.
Ведь,
страна
желает
видеть
молодежь,
которая
способна
самостоятельно
ставить
перед
собою
цели
и
находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях.
Поэтому на современном этапе перед учителем стоит задача – внедрить в
школьную практику учебный проект.
Остановимся на таком виде образовательных технологий, как проектная и
исследовательская
деятельность.
Попробуем
разобраться,
как
осуществить
взаимодействие
между
участниками
образовательного
процесса
в
области
проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов возник во второй половине 19 в. в сельскохозяйственных
школах США,
затем был перенесен в общеобразовательную школу. Личный
интерес
учащегося
являлся
необходимым
условием
успешной
работы.
Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и
значимой для ребенка.
В
настоящее
время
исследовательская
деятельность
учащихся
школы
занимает
ведущее
место
в
учебном
процессе.
Ведь
в
стандартах
общего
образования
большое
внимание
уделяется
организации
уч е б но-
исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе. Обучающиеся
должны
овладеть
навыками
проектной
и
исследовательской
деятельности,
уметь определять цели и задачи, планировать проведение исследования, найти
информацию
по
интересующему
вопросу,
самостоятельно
углубить
и
применить на практике добытые знания, уметь выявлять и решать проблемы со
знанием дела. А учитель, являясь партнером,
оказывает помощь ученику на
всех этапах работы над проектом или исследовательской деятельности. Именно
отношения учителя с учеником положило в основу организацию творческой
проектной деятельности.
Под творческим проектом можно понимать, как учебно-трудовое задание,
в результате которого учащиеся создают продукт, обладающий некой новизной.
В
основе
творчества
лежит
система
творческого
воспитания.
Это
индивидуальная заинтересованность и социальная значимость. Творчество –
это
исследование.
Опыт
показывает,
что
если
с
раннего
возраста
детей
включать в творческую деятельность, то у них развиваются ум, мышление,
память,
видение
проблемы.
Творческие
способности
допустимы
каждому
человеку, ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Ведь дети
очень любознательны, талантливы и способные. Элементы творчества могут
присутствовать в самых различных видах деятельности человека – это и в
создании новой техники, в пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и
т.д. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся
неотъемлемыми чертами личности человека.
Здесь
и
от
учителя
требуются
огромные
усилия,
чтобы
поддержать
ученика, не допускать разочарования в своих силах, отказа от творчества, что он
не умеет. Метод проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности
своих
учеников.
Главное,
чтобы
ученик
выполнял действия самостоятельно, которые затем только лишь обсуждал с
педагогом.
Учитель
должен
создать
условия
и
предлагать
способы
для
выявления
реализации
и
осмысления
школьником
своего
познавательного
интереса.
Учительское сопровождение может осуществляться по следующим этапам:
1.
Сопровождает
самостоятельную
познавательную
деятельность
учащегося, так как цели этой деятельности определяет сам ученик, исходя
из собственных индивидуальных интересов;
2.
Создает
ситуации,
при
которых
ученик
самостоятельно
выстраивает,
планирует этапы своей деятельности и их сроки;
3.
Анализирует эту деятельность вместе с учеником;
4.
Обсуждает,
зачем
ему
нужна
эта
деятельность,
каковы
результаты
проведенной исследовательской работы, к каким изменениям они ведут;
5.
Выявляет совместно с учеником причины успехов и неудач;
6.
Осуществляет сопровождение процесса выбора способов деятельности, а
не его ситуативность;
7.
Корректирует процесс в ходе его реализации, а не его моделирование;
8.
Анализирует,
как
основание
выбора
того
или
иного
способа
работы
повлияло на результат, учитывая при этом собственную познавательную
направленность ученика;
9.
Курирует
этапы
подготовки
и
реализацию
этапов
исследования
или
проекта.
Проанализировав все этапы учительского сопровождения исследовательской
деятельности
учащихся,
можно
сделать
вывод,
что
оно
является
гуманитарными по своей сути, так как основывается на отношениях между
учителем
и
учеником
и
создании
условий
реализации
права
ребенка
на
самостоятельность и индивидуальность.
Достоинство
метода
проектов
в
том,
что
учащиеся
видят
перед
собой
конечный результат – это изделие, которым можно пользоваться в быту, которое
они сделали своими руками, а также вложили в него свою душу. И ради этого,
конечно же, стоит потрудиться. Когда учащийся выполняет проект, то иногда
они задумываются над вопросами: на что он способен, и где может применить
свои знания. Это помогает им в профессиональном самоопределении. Обучение
проектным методом развивает личность учащегося, помогает адаптироваться в
условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения.
Список использованной литературы
1.
Использование метода проектов на уроках технологии (трудового
обучения) в школе: методические рекомендации / под ред. М.Б.Павловой.
– СПб. : Либра, 1996.
2.
Кайл Р. Детская психология : (Серия «Психологическая энциклопедия»). –
М. : Олма-прес, 2002. – 416 с.
3.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной
деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П.
Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59с.