Напоминание

ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК ПРИ СИСТЕМНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ


Автор: Задеренко Римма Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская СОШ№1 имени А.М. Рудого"
Населённый пункт: Белгородская область, Борисовский район, поселок Борисовка
Наименование материала: Статья
Тема: ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК ПРИ СИСТЕМНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Раздел: полное образование





Назад




ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК ПРИ СИСТЕМНОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Р.В. Задеренко,

Учитель технологии МБОУ «Борисовская СОШ №1

имени А.М. Рудого»

(п. Борисовка)

Перед

учительством

во

все

времена

государство

ставило

серьезные

задачи. А вот сегодня перед нами стоит цель: раскрыть способности каждого

ученика, воспитать порядочного и патриотического человека, готового к жизни

в

высокотехнологичном,

конкурентном

мире.

Ведь,

страна

желает

видеть

молодежь,

которая

способна

самостоятельно

ставить

перед

собою

цели

и

находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях.

Поэтому на современном этапе перед учителем стоит задача – внедрить в

школьную практику учебный проект.

Остановимся на таком виде образовательных технологий, как проектная и

исследовательская

деятельность.

Попробуем

разобраться,

как

осуществить

взаимодействие

между

участниками

образовательного

процесса

в

области

проектной и исследовательской деятельности.

Метод проектов возник во второй половине 19 в. в сельскохозяйственных

школах США,

затем был перенесен в общеобразовательную школу. Личный

интерес

учащегося

являлся

необходимым

условием

успешной

работы.

Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и

значимой для ребенка.

В

настоящее

время

исследовательская

деятельность

учащихся

школы

занимает

ведущее

место

в

учебном

процессе.

Ведь

в

стандартах

общего

образования

большое

внимание

уделяется

организации

уч е б но-

исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе. Обучающиеся

должны

овладеть

навыками

проектной

и

исследовательской

деятельности,

уметь определять цели и задачи, планировать проведение исследования, найти

информацию

по

интересующему

вопросу,

самостоятельно

углубить

и

применить на практике добытые знания, уметь выявлять и решать проблемы со

знанием дела. А учитель, являясь партнером,

оказывает помощь ученику на

всех этапах работы над проектом или исследовательской деятельности. Именно

отношения учителя с учеником положило в основу организацию творческой

проектной деятельности.

Под творческим проектом можно понимать, как учебно-трудовое задание,

в результате которого учащиеся создают продукт, обладающий некой новизной.

В

основе

творчества

лежит

система

творческого

воспитания.

Это

индивидуальная заинтересованность и социальная значимость. Творчество –

это

исследование.

Опыт

показывает,

что

если

с

раннего

возраста

детей

включать в творческую деятельность, то у них развиваются ум, мышление,

память,

видение

проблемы.

Творческие

способности

допустимы

каждому

человеку, ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Ведь дети

очень любознательны, талантливы и способные. Элементы творчества могут

присутствовать в самых различных видах деятельности человека – это и в

создании новой техники, в пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и

т.д. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся

неотъемлемыми чертами личности человека.

Здесь

и

от

учителя

требуются

огромные

усилия,

чтобы

поддержать

ученика, не допускать разочарования в своих силах, отказа от творчества, что он

не умеет. Метод проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

своих

учеников.

Главное,

чтобы

ученик

выполнял действия самостоятельно, которые затем только лишь обсуждал с

педагогом.

Учитель

должен

создать

условия

и

предлагать

способы

для

выявления

реализации

и

осмысления

школьником

своего

познавательного

интереса.

Учительское сопровождение может осуществляться по следующим этапам:

1.

Сопровождает

самостоятельную

познавательную

деятельность

учащегося, так как цели этой деятельности определяет сам ученик, исходя

из собственных индивидуальных интересов;

2.

Создает

ситуации,

при

которых

ученик

самостоятельно

выстраивает,

планирует этапы своей деятельности и их сроки;

3.

Анализирует эту деятельность вместе с учеником;

4.

Обсуждает,

зачем

ему

нужна

эта

деятельность,

каковы

результаты

проведенной исследовательской работы, к каким изменениям они ведут;

5.

Выявляет совместно с учеником причины успехов и неудач;

6.

Осуществляет сопровождение процесса выбора способов деятельности, а

не его ситуативность;

7.

Корректирует процесс в ходе его реализации, а не его моделирование;

8.

Анализирует,

как

основание

выбора

того

или

иного

способа

работы

повлияло на результат, учитывая при этом собственную познавательную

направленность ученика;

9.

Курирует

этапы

подготовки

и

реализацию

этапов

исследования

или

проекта.

Проанализировав все этапы учительского сопровождения исследовательской

деятельности

учащихся,

можно

сделать

вывод,

что

оно

является

гуманитарными по своей сути, так как основывается на отношениях между

учителем

и

учеником

и

создании

условий

реализации

права

ребенка

на

самостоятельность и индивидуальность.

Достоинство

метода

проектов

в

том,

что

учащиеся

видят

перед

собой

конечный результат – это изделие, которым можно пользоваться в быту, которое

они сделали своими руками, а также вложили в него свою душу. И ради этого,

конечно же, стоит потрудиться. Когда учащийся выполняет проект, то иногда

они задумываются над вопросами: на что он способен, и где может применить

свои знания. Это помогает им в профессиональном самоопределении. Обучение

проектным методом развивает личность учащегося, помогает адаптироваться в

условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения.

Список использованной литературы

1.

Использование метода проектов на уроках технологии (трудового

обучения) в школе: методические рекомендации / под ред. М.Б.Павловой.

– СПб. : Либра, 1996.

2.

Кайл Р. Детская психология : (Серия «Психологическая энциклопедия»). –

М. : Олма-прес, 2002. – 416 с.

3.

Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной

деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П.

Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59с.



В раздел образования