Напоминание

"Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"


Автор: Овсянникова Лариса Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 276"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманской области
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Учитель русского языка и литературы: Овсянникова Лариса Ивановна

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе

сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в

сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать

обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию

мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение

знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в

программе «PowerPoint»

План урока:

1.Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

3. Повторение изученного:

Орфоэпическая разминка

Цифровой диктант

Работа со схемой

4. Экспериментальная работа

5. Комплексный анализ текста.

6. Домашнее задание (дифференцированное)

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели урока

Слово учителя: Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом

предложении с несколькими придаточными, о способах подчинения придаточных. Задача

сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со

сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая

позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы

усвоили материал последних уроков.

III. Разминка

Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать,

документ, задолго, звонишь, щавель, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать,

углубить.

Задание 2. Цифровой диктант

Слово учителя: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть

правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в

буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное

предложение?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100

101».

Задание 3. Работа с таблицей

Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Расскажите об основных видах

подчинения придаточных.

IV. Эксперимент

Задание. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида

подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими

придаточными.

Вариант 1. Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что

они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной

поставьте вопрос, укажите вид каждой части. Объясните постановку запятых. Составьте

схемы предложений.

1)

Мальчишки,

притихшие, глядели вслед

грузовику, /

1

пока тот н е

от ъ еха л за

перекресток, /

2

пока не

рассеялась п од н я т а я

и м

п ы л ь , /

3

пока с а м

о н н е

с т а л

клубом пыли /

4

(Жуховицкий).

[ ]

1

, (пока – союз)

2

, (пока – союз)

3

, (пока – союз

4

.

2) Отец мой говорил мне, /

1

что он не видывал таких хлебов /

2

и / что нынешний год

урожай отличный /

3

(Аксаков).

[ гл.]

1

, (что – союз)

2

и (что – союз)

3

.

Вариант 2. Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой

степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к

придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой

степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и

т. д. Объясните постановку запятых. Составьте схемы предложений.

1 )

Я слышал, /

1

как Гайдар чистил ко т е л о к

п е с ком

и ругал его з а

т о, /

2

что у

того отвалилась ручка /

3

(Паустовский).

[ гл.]

1

, (как – союз гл. + ук. сл.)

2

, (что – союз)

3

.

2) Горничная была сирота, /1 которая, /2 чтобы кормиться, /3 должна была поступить в

услужение /2 (Л. Толстой).

[ сущ. ]1, (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз ...),3 ...)2.

3) Держу пари, /1 что /2 если вы передадите это герцогу, /3 то он останется здесь ещё на

три дня /2 (Лесков).

[ сущ. ]1, (что – союз 2 (если – союз ...),3 то...)2.

Вариант 3. Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной

части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для

этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных,

отметьте, что они поясняют в главной части. Объясните постановку запятых. Составьте

схемы предложений.

1)Когда он подъезжал к заднему двору, /

1

Егорушка напряг своё

зрение, /

2

чтобы получше рассмотреть его /

3

(Чехов).

(когда – союз)

1

, [ ]

2

, (чтобы – союз)

3

.

2)Надо точно учитывать среду, /

1

вкоторой развивается поэтическое произведение, /

2

что

бы чуждое этой среде слово не попадало случайно /

3

(Маяковский).

[ сущ.]

1

, (в которой – союз. сл.)

2

, (чтобы – союз)

3

.

3)Я спросил его, /

1

почему он так далеко ушёл от фанзы, /

2

и сказал, /

1

что беспокоился о

нём /

3

(Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.)

2

, гл.]

1

, (что – союз)

3

.

V. Комплексный анализ текста

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то)

передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от

забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы

поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и

интереснее(?) чем многие передачи.

4. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела

выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

5. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.

6. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется

существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему,

которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию

автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени.

Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при

вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось

членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

VII. Задание на дом:

1 вариант: самостоятельная работа №1

2 вариант: самостоятельная работа №2

VIII. Закрепительно-тренировочный этап

1. Конструирование предложений

Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте

сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте

знаки препинания.

1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько

копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие

дни

бывают только летом.

IX. Подведение итогов урока

Самостоятельная работа №1

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими

придаточными.

На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше

трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег

чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.

На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые

т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта

имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами

которые покрывались снегом.

Задание 2: расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

с последовательным подчинением__________________________________ ,

с параллельным подчинением _____________________________________ ,

с однородным подчинением _______________________________________ ,

с комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый

свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются

отверстием на восток. __________________________________________________________

2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже

полечу в глубокую трясину._______________________________________________

3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться

сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________

4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые

говорят о приближении грозы. ______________________________________________

5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы

России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких

гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой.

__________________

Самостоятельная работа №2

Осложнённое списывание

1.

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и

расставьте знаки препинания.

2.

Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

1) Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда

солнце вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже

ки(л,лл)ометров семь от того села в к..тором мы ноч..вали. 2) Потом я в(с,з)помнил

какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о

пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и

с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир

становится синим. 3) Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в

те(р,рр)а(с,сс)ы засажены лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет

часть его труда наполняло Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было

пр..готовлено к от..езду ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что

когда мы д..стигли её то у нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой.



В раздел образования