Напоминание

Творческая мастерская "Я и задача"


Автор: Федорова Елена Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 77"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческая мастерская "Я и задача"
Раздел: среднее образование





Назад




Творческая мастерская «Я и задача»

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, я надеюсь, что вы пришли на занятие кружка в хорошем

настроении, будете помогать мне, а я вам, будем работать дружными командами, и у

нас всё обязательно получится!

2. Актуализация знаний.

- Началась декада математики в школе, поэтому сегодняшний день назовем

«День счёта»

1.

15+37

2.

48-29

3.

0,5*13

4.

1:4

5.

½ + 1/3

6.

1 2/9 - 8/9

7.

25% от 80

8.

19-20

9.

164/0

10. 1 ¾ : 1,75

- Давайте вспомним, с какими важными для вас темами познакомились

вы в этом году?

- делимость

(Вычеркните в числе 181615121 три цифры так, чтобы получившееся число делилось

на 12. Укажите одно такое число, слайд)

- проценты

(В начале года число абонентов телефонной компании «Восток» составляло 800 тыс.

человек, а в конце года их стало 880 тыс. человек. На сколько процентов увеличилось

за год число абонентов этой компании?, слайд)

- действия с дробями

(Некоторое число сначала умножили на ¼, затем полученный результат разделили на

3, получилось - 4/9. Найдите первоначальное число. слайд)

- отношения, пропорция

(Число хвойных деревьев в парке относится к числу лиственных как 3:2. Сколько

процентов деревьев в парке составляют лиственные?, слайд)

Когда мы изучаем что-то новое, какие внутренние вопросы возникают у нас?

- зачем

- где можно использовать

- как мне это может пригодиться

- чем это знание необходимо лично мне

Итак, важным для нас является то, что нас развивает и что помогает нам в

профессиональной

деятельности

и

повседневной

жизни.

Поэтому

сегодня

наше

занятие мы посвятим ….решению задач, связанных с той или иной деятельностью

человека.

3. Индукция -

Сейчас вам предстоит угадать и выбрать сферу деятельности человека.

Создается эмоциональный настрой и мотивация к творческой деятельности.

Детям предлагаются рисунки. Какого типа задачи могут решаться в этой сфере?

4.

Деконструкция

-

Возникновение

проблемной

ситуации,

отделение

известного от неизвестного, создание информационного запроса.

Группы получают текст, представляющий перемешанные условия задач:

1.

В каком соотношении нужно взять компоненты, чтобы не навредить ребенку

весом 25 кг, если для человека массой 60 кг безопасной считается доза по 2 мл

***гина и ***рина, и 1 мл ***рола?

2.

Два мотоциклиста едут навстречу друг другу.

3.

В

связи

с

обновлением

парка

машин

были

приобретены

автомобили

производительностью 2т.

4.

Сколько груза могут перевезти все машины при полной загрузке, сделав по

одному рейсу, если до обновления парка общая масса груза при аналогичных

условиях была такой же?

5.

В период эпидемии гриппа врач Скорой помощи был вызван к ребенку, у

которого оказалась очень высокая температура- 38,8

0

.

6.

Скорость другого мотоциклиста (в км/ч) составляет 10% от 540.

7.

При этом количество машин изменилось на 10 единиц.

8.

Для

выполнения

плана

в

срок

цех

Аккумуляторного

завода

должен

задействовать 60% производственных мощностей.

9.

Для быстрого снижения температуры врач сделал ребенку укол «Тройчатку»,

состоящий из смеси растворов ***гина, ***рина и ***рола.

10.Скорость одного из них равна (в км/ч) площади прямоугольника со сторонами

31 и 2.

11.Транспортная компания ежедневно осуществляет перевозку грузов по Саратову

и области, задействовав при этом машины грузоподъемностью 1,5т.

12.Сколько процентов производственных мощностей должен задействовать цех,

чтобы к тому же сроку освоить спецзаказ, перевыполнив план на 10%?

Возникает вопрос, что с этим делать? Составить возможные задачи.

5. Реконструкция -

Выдвижение гипотезы, способов ее решения создание

своего мира: рисунков, рассказов и т.д.

Составляем задачи, соотносим их со своей сферой, решаем.

1.

(8;12)Для

выполнения

плана

в

срок

цех

Аккумуляторного

завода

должен

задействовать

60%

производственных

мощностей.

Сколько

процентов

производственных мощностей должен задействовать цех, чтобы к тому же сроку

освоить спецзаказ, перевыполнив план на 10%?

Решение.

мощности % выполнения заказа

60% 100%

х% 110%

х = (60*110)/100 = 66%

2. (5;9;1)В период эпидемии гриппа врач Скорой помощи был вызван к ребенку, у

которого

оказалась

очень

высокая

температура-

38,8

0

.

Для

быстрого

снижения

температуры врач сделал ребенку укол «Тройчатку», состоящий из смеси растворов

***гина, ***рина и ***рола. В каком соотношении нужно взять компоненты, чтобы

не навредить ребенку весом 25 кг, если для человека массой 60 кг безопасной

считается доза по 2 мл ***гина и ***рина, и 1 мл ***рола?

Решение.

масса объем

60 кг 1 мл

25 кг х мл

х = (25*1)/60= 5/12 мл - ***рола, 5/6 мл ***гина и 5/6 мл ***рина

3. (11;3;7;4)Транспортная компания ежедневно осуществляет перевозку грузов по

Саратову и области, задействовав при этом машины грузоподъемностью 1,5т. В связи

с обновлением парка машин были приобретены автомобили производительностью

2т. При этом количество машин изменилось на 10 единиц. Сколько груза могут

перевезти

все

машины

при

полной

загрузке,

сделав

по

одному

рейсу,

если

до

обновления парка общая масса груза при аналогичных условиях была такой же?

Решение.

грузопдъемность кол-во машин

1,5 т х м

2 т (х – 10) м

1,5х = 2х – 20; х = 40; 60 т груза

Лишнее (2;10;6)

6. Социализация - Соотнесение своей деятельности с деятельностью других

учеников и представление окончательного результата. Дают самооценку и проводят

самокоррекцию. Работа внутри группы.

7.

Афиширование

-

Наглядное

представление

результатов

деятельности

обучающихся и учителя. Презентация решений.

8. Разрыв - Высшая точка творческого процесса. Осознание неполноты своих

знаний и побуждение к поиску ответов. Результатом должен быть инсайт (озарение).

Соединить оставшиеся предложения смешанного текста и понять, что с ними делать:

Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Скорость одного из них равна (в км/ч)

площади прямоугольника со сторонами 31 и 2. Скорость другого мотоциклиста (в

км/ч) составляет 10% от 540. Через сколько часов мотоциклисты встретятся, если

сейчас между ними расстояние, равное (в км) количеству кубиков с ребром, равным

1, составляющих прямоугольный параллелепипед с измерениями 29, 4 и 3?

9. Рефлексия - Анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в

ходе мастерской.

1). Что узнали нового на уроке?

2). Какие испытывали трудности в работе?

3). Что удалось, что понравилось?

4). Удалось ли достичь цели урока?

5). Можно ли изучить математику, наблюдая, как это делает сосед?

А. Нивен «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

1.

В каком соотношении нужно взять компоненты, чтобы не навредить ребенку

весом 25 кг, если для человека массой 60 кг безопасной считается доза по 2 мл

***гина и ***рина, и 1 мл ***рола?

2.

Два мотоциклиста едут навстречу друг другу.

3.

В

связи

с

обновлением

парка

машин

были

приобретены

автомобили

производительностью 2т.

4.

Сколько груза могут перевезти все машины при полной загрузке, сделав по

одному рейсу, если до обновления парка общая масса груза при аналогичных

условиях была такой же?

5.

В период эпидемии гриппа врач Скорой помощи был вызван к ребенку, у

которого оказалась очень высокая температура- 38,8

0

.

6.

Скорость другого мотоциклиста (в км/ч) составляет 10% от 540.

7.

При этом количество машин изменилось на 10 единиц.

8.

Для

выполнения

плана

в

срок

цех

Аккумуляторного

завода

должен

задействовать 60% производственных мощностей.

9.

Для быстрого снижения температуры врач сделал ребенку укол «Тройчатку»,

состоящий из смеси растворов ***гина, ***рина и ***рола.

10.Скорость одного из них равна (в км/ч) площади прямоугольника со сторонами

31 и 2.

11.Транспортная компания ежедневно осуществляет перевозку грузов по Саратову

и области, задействовав при этом машины грузоподъемностью 1,5т.

12.Сколько процентов производственных мощностей должен задействовать цех,

чтобы к тому же сроку освоить спецзаказ, перевыполнив план на 10%?

- делимость

(Вычеркните в числе 181615121 три цифры так, чтобы получившееся число делилось

на 12. Укажите одно такое число, слайд)

- проценты

(В начале года число абонентов телефонной компании «Восток» составляло 800 тыс.

человек, а в конце года их стало 880 тыс. человек. На сколько процентов увеличилось

за год число абонентов этой компании?, слайд)

- действия с дробями

(Некоторое число сначала умножили на ¼, затем полученный результат разделили на

3, получилось - 4/9. Найдите первоначальное число. слайд)

- отношения, пропорция

(Число хвойных деревьев в парке относится к числу лиственных как 3:2. Сколько

процентов деревьев в парке составляют лиственные?, слайд)

- делимость

(Вычеркните в числе 181615121 три цифры так, чтобы получившееся число делилось

на 12. Укажите одно такое число, слайд)

- проценты

(В начале года число абонентов телефонной компании «Восток» составляло 800 тыс.

человек, а в конце года их стало 880 тыс. человек. На сколько процентов увеличилось

за год число абонентов этой компании?, слайд)

- действия с дробями

(Некоторое число сначала умножили на ¼, затем полученный результат разделили на

3, получилось - 4/9. Найдите первоначальное число. слайд)

- отношения, пропорция

(Число хвойных деревьев в парке относится к числу лиственных как 3:2. Сколько

процентов деревьев в парке составляют лиственные?, слайд)

Истоки

Над

разработкой

этой

системы

трудились

французские

педагоги

и

психологи,

официальным

же

названием

этого

коллектива

единомышленников

стало

«Французская

группа

нового

образования».

Министерство

образования

Франции

признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до

сих пор не теряет своей популярности.

Задачи технологии творческих мастерских:

Активное восприятие учащимися учебного материала;

Творческое осмысление учебного материала;

Саморазвитие ученика;

Повышение интереса к процессу обучения;

Развитие креативности;

Повышения уровня грамотности;

Повышение навыков аргументированного разговора и письма;

Развитие социальной компетенции.

И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение

знаний

о

самом

себе.

Это

значит,

что

в

процессе

обучения

в

лучшую

сторону

меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности,

постигает глубины своей души и разума.

Концепция технологии

Давайте

же

представим

урок,

проведённый

согласно

технологии

творческих

(французских) мастерских. Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных

основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, назидателем,

лектором и урокодателем. Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и

цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого

процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного,

книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником,

который

организует

урок,

способствует

новому

для

ребят

виду

деятельности,

способствует познанию.

По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает

ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и

умозаключениям.

Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет

способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок

совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия,

катализирует процесс познания.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе

собственного опыта.

Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы (8-15 человек),

Мастер

предлагает

и

гарантирует

ребятам

творческий

характер

деятельности,

направляет их на поисковые методы.

Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят,

даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе,

учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.

В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую,

они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько

заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.

Очень важные нюансы

Эта

технология

не

ранжируют

детей.

Она

утверждает,

что

все

способны

к

постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели

технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен

составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё

одно

незыблемое

правило

технологии

свобода.

Ребёнок

свободен

в

выборе

инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы

и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для

творчества и для самовыражения.

Материал

лишён

логического

построения:

дети

вольны

сами

выбрать

последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей.

Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.

Ученик движется к истине своим путём.

Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.

Коллективное

творчество

культивируется

совместная

работа

только

усиливает

эффект плодотворной работы.

Этапы творческой мастерской

Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:

Индукция.

Суть

этапа

в

эмоциональном

настрое

на

интересную

работу,

в

мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание,

учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке.

Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал

(рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у

ученика.

Деконструкция.

Обозначает

неспособность

с

помощью

имеющихся

средств

выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью

предлагаемого материала.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения

проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в

творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный

материал

с

результатами

работы

других

групп,

делают

выводы,

обнаруживают

закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь

важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих

моментов следит Мастер.

Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же

схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом

(озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и

понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к

дальнейшему, более глубокому познанию.

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке,

своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в

ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на

уроке.



В раздел образования