Напоминание

«Будьте внимательны к речи детей».


Автор: Акимова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Будьте внимательны к речи детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Будьте внимательны к речи детей».

В развитии речи детей, как и в каждом этапе взросления, всё взаимосвязано. Если есть нарушения

устной речи, будут нарушения и в письменной, детям будет сложнее читать и сложнее

воспринимать звучащий текст, сложнее выражать свои мысли. А значит, если упустить момент и не

позаботиться о произношении ребёнком звуков сразу, можно получить не только существенные

проблемы в школьном обучении, но и, позже, комплексы у подростка, а ещё позже, сложности

при устройстве на работу.

Речь развивается длительное время. Можно говорить, что её развитие начинается с рождения и не

заканчивается никогда. В разные возрастные этапы формируется свой «кусочек» речи, поэтому

родителям нужно всегда быть на чеку, нужно следить за речью ребёнка, играть в соответствующие

игры, при необходимости обращаться к специалисту. Чтобы понимать, где кроются опасные

моменты, обратимся к нарушениям речи. Виды нарушений речи крайне разнообразны и могут

проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с другими:

1. Нарушение произношения звуков: неправильная артикуляция, пропуски, замена звуков;

2. Нарушение слоговой структуры слова;

3. Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования

слов, непонимание значения и смысла слова;

4. Неправильное грамматическое оформление высказывания;

5. Нарушение связного высказывания: отсутствие последовательности, планирования фразы;

6. Мелодико-интонационные недостатки: нарушение силы, высоты, тембра голоса;

7. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки,

спотыкание, необоснованные остановки в речи,скандирование звуков, слогов, слов и др.;

8. Бедность выразительных средств устной речи;

9. Нарушение общения.

Каждый родитель задаётся вопросом, в чём же причины недоразвития речи? Они разнообразны:

от медицинских (нарушение артикуляционного аппарата или строения уха) и психологических, до

банального отсутствия внимания со стороны родителей или педагогов. Если вы наблюдаете

серьёзное нарушение речи (более одного пункта из классификации выше) у ребёнка старше 3 лет,

советуем обратиться к логопеду. Чтобы не допустить нарушений в развитии речи, постоянно

занимайтесь с ребёнком. Игры на развитие речи очень доступны, не требуют сложных

приспособлений.

Слуховое внимание

1. Угадывание «домашних» звуков, например: что там шумит? Это шумит стиральная машина.

2. Музыкальные звуки. Покажите ребёнку музыкальные инструменты, продемонстрируйте, как

они звучат. Попросите ребёнка отвернуться и угадать, какой инструмент звучит.

Инсценировки или игра в «Театр»

1. При чтении детских стихотворений просите ребёнка изображать то, что вы читаете. Если ребё-

нок может сам читать стихи, просите вам прочитать стихотворение и изобразить сюжет, сценку

«как в театре». Новые слова помогут обогатить словарный запас ребёнка. (Отлично подойдёт

стихотворение Даниила Хармса «Весёлые чижи» для детей от 5 лет или русские народные

потешки для детей помладше).

2. Домашний театр. Следующая ступень игры — настоящие «представления» по сюжету

стихотворений или сказок. На начальном этапе вы можете читать текст, а ребёнок будет его

инсценировать. Можно обойтись минимальными декорациями. Подойдут игрушки ребёнка или

нарисованные герои. Обязательно репетируйте, а потом покажите ваш спектакль родственникам!

(Например, стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок» позволяет не только вести диалог

и развивать жесты, но и работать над звукоподражанием).

Активизация речи

1. Дневник событий. Выберите большую красивую книгу-блокнот — это будет дневник.

Открывайте её каждый вечер и записывайте вместе с ребёнком вслух впечатления за день.

2. Предмет по описанию. Предложите ребёнку угадать предмет по описанию. Учитывайте опыт

ребёнка, давайте точные и доступные его пониманию определения. А потом поменяйтесь ролями.

Пусть малыш опишет вам предмет. Эта игра удобна для использования и на прогулке, и дома, и в

транспорте.

3. Прогноз погоды. Запишите прогноз погоды и предложите ребёнку рассказать о погоде в своём

районе на сегодня, завтра «как по телевизору».

4. Рисунок. Понадобится лист бумаги и карандаш или краски. Договоритесь, что вы говорите, куда

линию вести, чтобы получился рисунок, а ребёнок делает. Поменяйтесь ролями.

5. Телефонный разговор. Предложите ребёнку поиграть в «Телефон». Обсудите роли, которые

будете играть. И «созвонитесь». Возможные ситуации: заболевший друг, впечатления от поездки,

договориться о встрече, что подарить другу, предстоящая поездка, рецепт блюда.

6. Кулинарная книга. При помощи рисунков или картинок «запишите» рецепт в книгу. Попросите

ребёнка рассказать рецепт или помочь его приготовить



В раздел образования