Автор: Акимова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Будьте внимательны к речи детей».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Будьте внимательны к речи детей».
В развитии речи детей, как и в каждом этапе взросления, всё взаимосвязано. Если есть нарушения
устной речи, будут нарушения и в письменной, детям будет сложнее читать и сложнее
воспринимать звучащий текст, сложнее выражать свои мысли. А значит, если упустить момент и не
позаботиться о произношении ребёнком звуков сразу, можно получить не только существенные
проблемы в школьном обучении, но и, позже, комплексы у подростка, а ещё позже, сложности
при устройстве на работу.
Речь развивается длительное время. Можно говорить, что её развитие начинается с рождения и не
заканчивается никогда. В разные возрастные этапы формируется свой «кусочек» речи, поэтому
родителям нужно всегда быть на чеку, нужно следить за речью ребёнка, играть в соответствующие
игры, при необходимости обращаться к специалисту. Чтобы понимать, где кроются опасные
моменты, обратимся к нарушениям речи. Виды нарушений речи крайне разнообразны и могут
проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с другими:
1. Нарушение произношения звуков: неправильная артикуляция, пропуски, замена звуков;
2. Нарушение слоговой структуры слова;
3. Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования
слов, непонимание значения и смысла слова;
4. Неправильное грамматическое оформление высказывания;
5. Нарушение связного высказывания: отсутствие последовательности, планирования фразы;
6. Мелодико-интонационные недостатки: нарушение силы, высоты, тембра голоса;
7. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки,
спотыкание, необоснованные остановки в речи,скандирование звуков, слогов, слов и др.;
8. Бедность выразительных средств устной речи;
9. Нарушение общения.
Каждый родитель задаётся вопросом, в чём же причины недоразвития речи? Они разнообразны:
от медицинских (нарушение артикуляционного аппарата или строения уха) и психологических, до
банального отсутствия внимания со стороны родителей или педагогов. Если вы наблюдаете
серьёзное нарушение речи (более одного пункта из классификации выше) у ребёнка старше 3 лет,
советуем обратиться к логопеду. Чтобы не допустить нарушений в развитии речи, постоянно
занимайтесь с ребёнком. Игры на развитие речи очень доступны, не требуют сложных
приспособлений.
Слуховое внимание
1. Угадывание «домашних» звуков, например: что там шумит? Это шумит стиральная машина.
2. Музыкальные звуки. Покажите ребёнку музыкальные инструменты, продемонстрируйте, как
они звучат. Попросите ребёнка отвернуться и угадать, какой инструмент звучит.
Инсценировки или игра в «Театр»
1. При чтении детских стихотворений просите ребёнка изображать то, что вы читаете. Если ребё-
нок может сам читать стихи, просите вам прочитать стихотворение и изобразить сюжет, сценку
«как в театре». Новые слова помогут обогатить словарный запас ребёнка. (Отлично подойдёт
стихотворение Даниила Хармса «Весёлые чижи» для детей от 5 лет или русские народные
потешки для детей помладше).
2. Домашний театр. Следующая ступень игры — настоящие «представления» по сюжету
стихотворений или сказок. На начальном этапе вы можете читать текст, а ребёнок будет его
инсценировать. Можно обойтись минимальными декорациями. Подойдут игрушки ребёнка или
нарисованные герои. Обязательно репетируйте, а потом покажите ваш спектакль родственникам!
(Например, стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок» позволяет не только вести диалог
и развивать жесты, но и работать над звукоподражанием).
Активизация речи
1. Дневник событий. Выберите большую красивую книгу-блокнот — это будет дневник.
Открывайте её каждый вечер и записывайте вместе с ребёнком вслух впечатления за день.
2. Предмет по описанию. Предложите ребёнку угадать предмет по описанию. Учитывайте опыт
ребёнка, давайте точные и доступные его пониманию определения. А потом поменяйтесь ролями.
Пусть малыш опишет вам предмет. Эта игра удобна для использования и на прогулке, и дома, и в
транспорте.
3. Прогноз погоды. Запишите прогноз погоды и предложите ребёнку рассказать о погоде в своём
районе на сегодня, завтра «как по телевизору».
4. Рисунок. Понадобится лист бумаги и карандаш или краски. Договоритесь, что вы говорите, куда
линию вести, чтобы получился рисунок, а ребёнок делает. Поменяйтесь ролями.
5. Телефонный разговор. Предложите ребёнку поиграть в «Телефон». Обсудите роли, которые
будете играть. И «созвонитесь». Возможные ситуации: заболевший друг, впечатления от поездки,
договориться о встрече, что подарить другу, предстоящая поездка, рецепт блюда.
6. Кулинарная книга. При помощи рисунков или картинок «запишите» рецепт в книгу. Попросите
ребёнка рассказать рецепт или помочь его приготовить