Автор: Тарасова Виктория Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, поселок Тульский
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения 4 класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Раздел: начальное образование
Учитель: Тарасова В.Н.
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №16
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Задачи урока: формируемые УУД
Познавательные: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией;
развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах
художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения
стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Создание положительной мотивации
Предлагает детям создать хорошее,
дружелюбное настроение, улыбнуться друг
другу. Для активизации внимания учащихся и
настроя на деятельность задает вопросы:
-Руки? (На месте!)
- Ноги? (На месте!)
- Локти? (У края!)
- Спина? (Прямая!)
Настрой на урок
Выполняют просьбы учителя, отвечают на
вопросы учителя.
-Руки? На месте!
- Ноги? На месте!
- Локти? У края!
- Спина? Прямая!
Актуализация
знаний
Целеполагание
Прочитать
на
экране
стихотворение
М.Ю.
Лермонтова «Утес»»:
- «птичьим базаром»,
- хором,
- по рядам:
1 ряд - выделяя голосом существительные и
местоимения,
2 ряд – весело
Какой
вариант
прочтения
стихотворения
является наиболее правильным.
Во
время
речевой
разминки
работали
над
стихотворением замечательного русского поэта,
прозаика и драматурга.
О каком поэте идет речь?
Читают
на
экране
стихотворение
М.Ю.
Лермонтова «Утес»
- «птичьим базаром»,
- хором
( тихо)
- по рядам:
1 ряд - выделяя голосом существительные и
местоимения,
2 ряд - весело
Отвечают
на
вопрос
учителя,
что
вариант
прочтения
стихотворения
с
интонационным
выделением существительных и местоимений
более правильный.
Отвечают
на
вопро с.
Если
у ч а щ и е с я
затрудняются,
предлагаю
послушать
еще
несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Определить тему урока, пользуясь учебником.
Определяем цели урока
Создание условий для изучения и восприятия
стихотворных произведений великого русского
поэта М.Ю. Лермонтова
Высказывают
предположения
о
теме
урока,
пользуясь учебником. Читают название темы
урока.
Называют личностно-значимые цели изучения
творчества М.Ю.Лермонтова.
Постановка
проблемы.
Знакомство с
биографией поэта
Большинство
произведений
автора
посвящены
Кавказу.
Сегодня
на
уроке
мы
с
ва м и
и
от в е т и м
н а
в о п р о с :
П о ч е м у
большинство произведений автора посвящены
Кавказу.
Для
того,
чтобы
понять,
п оч е му
большинство
его
произведений
посвящены
Кавказу,
для
начала
обратимся
к
биографии
М.Ю.Лермонтова.
Детство Лермонтова было счастливым и
несчастным
одновременно.
Он
рано
потерял
мать,
зато
бабушка
окружила
его
заботой
и
лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет
Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской
губернии, а затем бабушка отдала его учиться в
Московский
благородный
университетский
пансион. Через 4 года (1831г.) он поступает в
Московский университет. Ко времени учебы в
пансионе
относятся
первые
изве стные
стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в
университете
он
написал
более
половины
Учащиеся слушают рассказ учителя,
сопровождаемый показом слайдов и
подготовленные доклады детей.
своих поэтических произведений. В 1832 году
Лермонтов
поступает
в
военное
училище
в
Петербурге.
Через
2
года
после
окончания
училища он становится офицером Гусарского
полка.
После
появления
стихотворения
«Смерть
поэта»
(30
января
1834г.),
он
стал
з н а м е н и т.
Ст и хот в о р е н и е
м г н о в е н н о
разнеслось по Петербургу. Но стихи попали к
императору Николаю, вызвав его гнев. А 18
февраля 1837 года поэт был арестован, а поэже
отправлен
в
действующую
армию
Кавказа.
Первая
ссылка
была
недолгой,
благодаря
бабушке, которая вымолила прощение внуку, и
вскоре
Лермонтов
попадает
в
блестящий
литературный круг Петербурга. Но в феврале
1840 года его снова арестовывают из-за дуэли и
отправляют
воевать
на
Кавказ.
Лермонтов
навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему
много своих стихотворений. Здесь вышли две
его
книги:
поэтический
сборник
и
роман,
которые имели огромный успех.
Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли со
своим однокашником. Ему было всего 27 лет.
Словарная работа
Попробуйте
объяснить
значение
с л о в ,
записанных
на
доске
(Терек,
дары,
Казбек,
Дарьял, валун)
Пытаются
объяснить
значение
непонятных
слов.
Демонстрирую
слайды
с
фотографиями
г.
Казбек,
Дарьяльского
ущелья,
валунов.
Демонстрация
слайдов
сопровождается
объяснением значения данных слов:
Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.
Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная
долина
с
отве сными,
непроходим ым и
склонами, самая узкая часть русла Терека.
Валун
–
большой
обломок
горной
породы
(камень),
который
под
воздействием
воды
и
ветра
из
остроугольного
превратился
в
круглый.
Терек – это река на Северном Кавказе, которая
берет свое начало на склоне Кавказского хребта
и впадает в Каспийское море. Название реки
Терек
в
переводе
с
карачаево-балкарского
языка означает «быстрая вода». Длина реки 623
км.
В
верхнем
сво ем
течении
Те р е к
прокладывает себе путь по горным ущельям и
склонам.
Здесь
он
очень
стремительный
и
бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет
уже по равнине, где становится спокойным и
широким.
Знакомят ся
с
правильным
з н ач е н и е м
непонятных слов
Первичное
восприятие
стихотворения
Аудио запись стихотворения
М. Лермонтова
«Дары Терека»
Понравилось ли стихотворение, какие чувства,
Воспринимают
стихотворение,
читаемое
учителем.
Говорят о своих впечатлениях от услышанного
эмоции оно вызвало?
Прочитайте стихотворение самостоятельно 2-3
раза
стихотворения.
Читают стихотворение 2-3 раза
Чтение по строфам и
анализ
стихотворения
Читаем первые 4 строки стихотворения.
- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и
злобен…»
- С кем автор сравнивает реку?
- Какие эпитеты он при этом использует?
- Что такое утесистые громады?
- Какое средство художественной
выразительности здесь использует поэт?
-
Как
понимаете
выражение
«Буре
плач
его
подобен, слезы брызгами летят…»
-
Какие
выразительные
средства
зде сь
использовал поэт?
- Что можно узнать о характере горной реки из
первых строк стихотворения?
Чтение следующих 4 строк:
- Как меняется характер реки на равнине?
- Какие слова и выражения указывают на это?
Один
ученик
читает
первые
4
ст роки
стихотворения.
-
Река
очень
быстрая,
волны
с
шумом
разбиваются о камни, создается впечатление,
что она воет и рычит.
- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.
- Дикий, злобный.
- Горы, скалы.
- Метафору – скрытое сравнение.
– как слезы.
- Сравнение, олицетворение – плакать может
только человек.
- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая,
опасная.
Один ученик читает следующие 4 строки
-
Река
на
равнине
становится
спокойной,
ласковой.
- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь,
журчит.
- Хитрый.
- Что означает слово «лукавый»?
-
Мож н о
л и
в е р и т ь
Те р е к у,
ч т о
о н
действительно стал спокойным и ласковым?
- О чем же журчит Терек старому Каспию?
Прочитаем следующие 4 строки.
- Как вы поняли эти строки?
- С кем сравнивается море?
- Он притворяется. Эта река еще покажет свой
суровый характер.
Один ученик читает следующие 4 строки:
- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он
просит, чтоб море расступилось и приняло его
в свои объятья.
Море
сравнивается
со
стариком
–
это
олицетворение.
П р о ч и т а е м
п о с л е д н и е
8
с т р о к
стихотворения.
- Где Терек берет свое начало?
- С кем сравниваются облака?
-
Как
понимаете
выражение
«С
чуждой
властью человека вечно спорить был готов…»?
- Как поняли, о чем идет речь в следующих
строках?
Один ученик читает вслух последние 8 строк
стихотворения.
- Терек берет свое начало у горы Казбек.
- С женщиной, которая кормит ребенка грудью
– это олицетворение.
-
Терек
–
река
непокорная,
очень
опасная,
человек
в
схватке
с
ней
может
погибнуть.
Человек никогда не сможет укротить эту реку.
- Терек принес в подарок Каспию огромное
количество камней, которые захватил с собой,
протекая по Дарьяльскому ущелью.
- Найдите метафору в этих строках.
- Чем является выражение «разорил Дарьял»?
- В стихотворении очень часто употребляется
один звук. Какой? Для чего?
- Какой вывод можем сделать о характере реки?
- Куча камней сравнивается со стадом.
-
Олицетворением.
Терек
здесь
в
образе
завоевателя, который разоряет и грабит.
-
Звук
[р].
Для
того,
чтобы
ярче
показать
суровый
характер
реки,
которая
рычит
как
дикий зверь.
- Терек то дикий и злобный, то спокойный и
ласковый,
что
говорит
о
непостоянстве
его
характера.
Работа над
выразительностью
- С какой интонацией будем читать первые 4
строки?
- Как будем читать следующие 8 строк?
- С какой интонацией будем читать последние 8
строк?
-
Первые
4
строки
нужно
читать
громко,
сердито.
- Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой
интонацией
- Последние 8 строк – горделиво
Итог урока
В
у ч е б н и к е
с о к р а щ е н н ы й
в а р и а н т
стихотворения, и вот, что было дальше:
- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и
другие
дары:
мертвого
воина
кабардинца,
которого
он
принес
прямо
с
поля
битвы,
и
прекрасную
казачку
с
томно-бледными
плечами, светло-русою косой.
Найти концовку стихотворения к следующему
уроку.
Слушают чтение учителя.
Обобщающая беседа:
-Как принял старый Каспий дары Терека?
- Какова тема стихотворения?
- Какова основная мысль?
- Как человек должен относиться к такой реке?
-Познакомившись
со
сти хотворен и ями
Лермонтова, что можем сказать о нем, как о
человеке?
- Какой литературный прием использовал автор
для передачи характера реки?
- Да, они ему понравились.
- Терек, и его непостоянный характер.
-
Терек
–
река
с
непостоянным
характером,
очень опасная и никогда не покорится человеку.
- С уважением, с восхищением, с опасением.
-
Лермонтов
любил
природу
Ка в ка з а ,
восхищался ею. Сам он обладал бунтарским,
непокорным характером, как и Терек.
- Олицетворение, как - будто Терек – человек с
непокорным характером, сам автор.
- Ребята, какое настроение у вас после урока.
Выслушивание мнений детей.
Домашнее
задание
дифференцированное
( п о
в ы б о р у
учащихся):
1.
Найти другое стихотворение Лермонтова
о
Кавказе.
Подготовить
выразительное
чтение.
2.
Выучить
стихотворение
«Дары
Терека»
наизусть.
3.
Иллюстрировать
стихотворение
«Дары
Терека».