Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ № 7 им. О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатского края
Наименование материала: статья
Тема: " О совершенствовании педагогической деятельности на разных этапах внедрения ФГОС"
Раздел: начальное образование
Продолжая
учиться.
О совершенствовании педагогической деятельности
на разных этапах внедрения ФГОС.
Учитель начальных классов
Комарова Ирина Борисовна.
МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н.Мамченкова
г.Елизово
Камчатского края
2018г.
Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу,
и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение
цели педагогической деятельности. К.Д.Ушинский.
Объем научной информации стремительно возрастает за последние годы.
Каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и
обширны не были знания наших учеников, они окажутся беспомощными в
жизни
перед
лавиной
обрушившихся
на
них
задач
и
проблем,
если
не
научатся учиться изменять себя. Многие годы эта
проблема волновала
педагогическое сообщество. И
я, как любой другой творческий человек,
тянулась ко всему новому, что происходило в сфере образования. Более
двадцати
лет
назад
я
начинала
работать
по
разноуровнему
обучению.
Каждому ребенку была дана возможность развиваться в соответствии со
своими способностями. Три года я проработала с так называемым «сильным»
классом. При записи были отобраны ребята, более подготовленные к школе,
половина из них была читающей. Работать с этими ребятами было нелегко.
Приходилось
постоянно
«рыться»
в
литературе,
что-то
подбирать,
составлять, самой
искать «пищу», которая соответствовала уровню этих
ребят. В это время в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о
целях
образования.
Заговорили
о
развивающем
обучении.
В
системе
начального образования стали появляться вариативные системы обучения.
Мой интерес к новой дидактической системе «Школа 2000» был обусловлен
прежде всего тем, что я могла постепенно, поэтапно перейти к реализации
нового
качественного
образования,
продолжая
решать
проблему
дифференцированного обучения и не разрушая уже имеющийся у меня опыт.
Проработав 18 лет по этой образовательной системе, я была убеждена, что
сделала
все,
чтобы
сформировать
у
моих
учеников
способность
к
самовыражению, самовоспитанию и саморазвитию. Введение федерального
государственного образовательного стандарта общего образования второго
поколения заставило меня вновь переосмыслить свой педагогический опыт и
задуматься над риторическим вопросом «Как обучать в новых условиях?».
Исходя из этого, вот те цели и задачи, которые я ставлю перед собой на
сегодняшний день.
Цели:
1.Учить детей умению сравнивать, сопоставлять, анализировать, наблюдать,
рассуждать, обобщать, делать выводы.
2.Учить в процессе деятельности самостоятельно открывать для себя новые
знания,
искать
пути
решения
проблемы,
составлять
план
выхода
из
затруднения по данной теме.
Задачи:
1.Создать атмосферу успеха.
2.Создать ситуацию роста достижений.
3.Сформировать адекватную самооценку своей деятельности.
4.Сформировать навыки действия в нестандартной жизненной ситуации.
5.Создать атмосферу психологической комфортности ребенка в коллективе.
Я понимала, только тогда цели и задачи станут не «высокими» словами, а
реальной практикой, когда я смогу овладеть современными технологиями
организации образовательного процесса. Несмотря на то, что я второй год
работаю по образовательной системе «Школа России», опыт, накопленный за
годы работы в
дидактической системе «Школа 2000» оказался для меня
бесценным.
Реализуя
ФГОС
второго
поколения,
структура
современного
урока
у
меня
была
уже
отработана,
сложнее
было
определиться
с
универсальными учебными действиями. Это новообразование вызывало у
меня
массу
вопросов.
И
в
этом
направлении
своей
педагогической
деятельности мне пришлось немало потрудиться. Сегодня я с уверенностью
могу
сказать
сама
себе,
что
я
сумела
преодолеть
и
эту
ступень
преобразований.
Математическое образование играет исключительную роль во всей
образовательной структуре. Начальный курс математики раскрывается на
системе
целесообразно
подобранных
задач.
Несмотря
на
обилие
задач,
развивающих
логическое
мышление
и
задач
обобщенного
вида
с
использованием буквенной символики, я заметила, что ребята моего класса
теряются при решении текстовой задачи. А ведь, именно, текстовые задачи
продолжают занимать значительное место в учебнике «Математика» любой
дидактической системы. Они необходимы для того, чтобы сформировать у
учащихся не только регулятивные универсальные действия, но и важные для
обыденной жизни знания, связанные с решением постоянно возникающих
проблемных ситуаций, поэтому очень важно научить ученика в широком
смысле слова работать над задачей. Я долго раздумывала, как научить ребят
решать задачи? Выбирая средства, методы и приемы решения текстовой
задачи, я поняла, что их нельзя универсализировать. В результате я пришла к
выводу: надо основательно отрабатывать один тип задачи, а затем постепенно
расширять его и углублять от простого к сложному. Я стараюсь донести до
каждого ученика своего класса, что любая задача-это единство условия и
цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. При этом, я
убеждена,
что
формы
организации
работы
на
уроке
должны
иметь
обязательно социальную обусловленность.
Контроль и оценка в учебном процессе имеют два взаимосвязанных
аспекта. Это-контроль и самоконтроль как со стороны учителя, так и со
стороны ученика. Так было всегда, но с введением ФГОС нового поколения в
контрольно-оценочной деятельности произошли так же серьезные изменения.
Итоговая оценка выпускника начальной школы стала достижением не только
предметных,
но
и
метапредметных
результатов
(УУД).
Не
могу
не
согласиться,
что
актуальной
становится
диагностика
-
как
эффективная
форма
контроля
динамики
УУД
учащихся.
Проведение
педагогической
диагностики позволяет мне не просто дать детям определенные знания, но и
научить их думать, сомневаться и рассуждать. Признаюсь, дается это не так
легко, как хотелось бы, но все же есть и небольшие успехи. Мои ученики,
сегодня, не только пытаются ответить на вопросы: чему я научился, что у
меня получается, какие я допустил ошибки и как их устранить, но и учатся
оценивать свою учебную деятельность на разных этапах урока, используя
«лестницу успеха», а так же диагностировать уровень знаний на начало и
конец
урока.
Я,
как
учитель
тоже
пытаюсь
ответить
на
вопросы:
чему
научила, что нужно скорректировать в будущем, диагностировать ошибки,
допущенные при изучении конкретных тем, а так же динамику успешности
каждого ребенка. Определенные трудности в работе у меня, конечно, есть, но
тем
интереснее
«проживать»
педагогическую
деятельность,
тем
больше
желание стремиться к совершенствованию педагогического мастерства. До
введения нового ФГОСА, я была убеждена, что настолько глубоко изнутри
преобразовать
нашу
образовательную
систему
просто
невозможно.
И
я
радуюсь, что в процессе своей деятельности, мне не приходиться стоять на
месте, а постоянно работать над собой. За многие годы моей работы, меня
всегда
окружали
люди,
которые
на
своем
примере
отношения
к
делу,
помогали и помогают мне открывать в себе новые грани возможностей,
достигая своих маленьких побед.
25 апреля 2018 г.