Напоминание

" О совершенствовании педагогической деятельности на разных этапах внедрения ФГОС"


Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ № 7 им. О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатского края
Наименование материала: статья
Тема: " О совершенствовании педагогической деятельности на разных этапах внедрения ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Продолжая

учиться.

О совершенствовании педагогической деятельности

на разных этапах внедрения ФГОС.

Учитель начальных классов

Комарова Ирина Борисовна.

МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н.Мамченкова

г.Елизово

Камчатского края

2018г.

Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу,

и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение

цели педагогической деятельности. К.Д.Ушинский.

Объем научной информации стремительно возрастает за последние годы.

Каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и

обширны не были знания наших учеников, они окажутся беспомощными в

жизни

перед

лавиной

обрушившихся

на

них

задач

и

проблем,

если

не

научатся учиться изменять себя. Многие годы эта

проблема волновала

педагогическое сообщество. И

я, как любой другой творческий человек,

тянулась ко всему новому, что происходило в сфере образования. Более

двадцати

лет

назад

я

начинала

работать

по

разноуровнему

обучению.

Каждому ребенку была дана возможность развиваться в соответствии со

своими способностями. Три года я проработала с так называемым «сильным»

классом. При записи были отобраны ребята, более подготовленные к школе,

половина из них была читающей. Работать с этими ребятами было нелегко.

Приходилось

постоянно

«рыться»

в

литературе,

что-то

подбирать,

составлять, самой

искать «пищу», которая соответствовала уровню этих

ребят. В это время в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о

целях

образования.

Заговорили

о

развивающем

обучении.

В

системе

начального образования стали появляться вариативные системы обучения.

Мой интерес к новой дидактической системе «Школа 2000» был обусловлен

прежде всего тем, что я могла постепенно, поэтапно перейти к реализации

нового

качественного

образования,

продолжая

решать

проблему

дифференцированного обучения и не разрушая уже имеющийся у меня опыт.

Проработав 18 лет по этой образовательной системе, я была убеждена, что

сделала

все,

чтобы

сформировать

у

моих

учеников

способность

к

самовыражению, самовоспитанию и саморазвитию. Введение федерального

государственного образовательного стандарта общего образования второго

поколения заставило меня вновь переосмыслить свой педагогический опыт и

задуматься над риторическим вопросом «Как обучать в новых условиях?».

Исходя из этого, вот те цели и задачи, которые я ставлю перед собой на

сегодняшний день.

Цели:

1.Учить детей умению сравнивать, сопоставлять, анализировать, наблюдать,

рассуждать, обобщать, делать выводы.

2.Учить в процессе деятельности самостоятельно открывать для себя новые

знания,

искать

пути

решения

проблемы,

составлять

план

выхода

из

затруднения по данной теме.

Задачи:

1.Создать атмосферу успеха.

2.Создать ситуацию роста достижений.

3.Сформировать адекватную самооценку своей деятельности.

4.Сформировать навыки действия в нестандартной жизненной ситуации.

5.Создать атмосферу психологической комфортности ребенка в коллективе.

Я понимала, только тогда цели и задачи станут не «высокими» словами, а

реальной практикой, когда я смогу овладеть современными технологиями

организации образовательного процесса. Несмотря на то, что я второй год

работаю по образовательной системе «Школа России», опыт, накопленный за

годы работы в

дидактической системе «Школа 2000» оказался для меня

бесценным.

Реализуя

ФГОС

второго

поколения,

структура

современного

урока

у

меня

была

уже

отработана,

сложнее

было

определиться

с

универсальными учебными действиями. Это новообразование вызывало у

меня

массу

вопросов.

И

в

этом

направлении

своей

педагогической

деятельности мне пришлось немало потрудиться. Сегодня я с уверенностью

могу

сказать

сама

себе,

что

я

сумела

преодолеть

и

эту

ступень

преобразований.

Математическое образование играет исключительную роль во всей

образовательной структуре. Начальный курс математики раскрывается на

системе

целесообразно

подобранных

задач.

Несмотря

на

обилие

задач,

развивающих

логическое

мышление

и

задач

обобщенного

вида

с

использованием буквенной символики, я заметила, что ребята моего класса

теряются при решении текстовой задачи. А ведь, именно, текстовые задачи

продолжают занимать значительное место в учебнике «Математика» любой

дидактической системы. Они необходимы для того, чтобы сформировать у

учащихся не только регулятивные универсальные действия, но и важные для

обыденной жизни знания, связанные с решением постоянно возникающих

проблемных ситуаций, поэтому очень важно научить ученика в широком

смысле слова работать над задачей. Я долго раздумывала, как научить ребят

решать задачи? Выбирая средства, методы и приемы решения текстовой

задачи, я поняла, что их нельзя универсализировать. В результате я пришла к

выводу: надо основательно отрабатывать один тип задачи, а затем постепенно

расширять его и углублять от простого к сложному. Я стараюсь донести до

каждого ученика своего класса, что любая задача-это единство условия и

цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. При этом, я

убеждена,

что

формы

организации

работы

на

уроке

должны

иметь

обязательно социальную обусловленность.

Контроль и оценка в учебном процессе имеют два взаимосвязанных

аспекта. Это-контроль и самоконтроль как со стороны учителя, так и со

стороны ученика. Так было всегда, но с введением ФГОС нового поколения в

контрольно-оценочной деятельности произошли так же серьезные изменения.

Итоговая оценка выпускника начальной школы стала достижением не только

предметных,

но

и

метапредметных

результатов

(УУД).

Не

могу

не

согласиться,

что

актуальной

становится

диагностика

-

как

эффективная

форма

контроля

динамики

УУД

учащихся.

Проведение

педагогической

диагностики позволяет мне не просто дать детям определенные знания, но и

научить их думать, сомневаться и рассуждать. Признаюсь, дается это не так

легко, как хотелось бы, но все же есть и небольшие успехи. Мои ученики,

сегодня, не только пытаются ответить на вопросы: чему я научился, что у

меня получается, какие я допустил ошибки и как их устранить, но и учатся

оценивать свою учебную деятельность на разных этапах урока, используя

«лестницу успеха», а так же диагностировать уровень знаний на начало и

конец

урока.

Я,

как

учитель

тоже

пытаюсь

ответить

на

вопросы:

чему

научила, что нужно скорректировать в будущем, диагностировать ошибки,

допущенные при изучении конкретных тем, а так же динамику успешности

каждого ребенка. Определенные трудности в работе у меня, конечно, есть, но

тем

интереснее

«проживать»

педагогическую

деятельность,

тем

больше

желание стремиться к совершенствованию педагогического мастерства. До

введения нового ФГОСА, я была убеждена, что настолько глубоко изнутри

преобразовать

нашу

образовательную

систему

просто

невозможно.

И

я

радуюсь, что в процессе своей деятельности, мне не приходиться стоять на

месте, а постоянно работать над собой. За многие годы моей работы, меня

всегда

окружали

люди,

которые

на

своем

примере

отношения

к

делу,

помогали и помогают мне открывать в себе новые грани возможностей,

достигая своих маленьких побед.

25 апреля 2018 г.



В раздел образования