Напоминание

рабочая программа по русскому языку 3 класс


Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ № 7 им. О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа по русскому языку 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЕСШ №7

им. ОН. Мамченкова

__________ Е. А. Верижникова

от _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 «А» класс

«Школа России» УМК

170 ч. общее количество

5 ч. в неделю

Программу разработала

учитель Комарова Ирина Борисовна

высшей квалификационной категории

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизово

Согласовано

«___»________20___ г.

Зам. директора по УВР

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

__________ /Березина Е.В./

Елизово

2017 г

Пояснительная записка по русскому языку

Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г.

Горецкого «Русский язык. 1-4» (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ

гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык

является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и

творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно

через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через

посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,

обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и

логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а

также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями

общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике,

графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять

несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его

уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

2

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика

(морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает

постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и

развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского

языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.

Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и

формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и

основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,

языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях,

задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и

совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать

собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного

раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения

младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений,

взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,

лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в

системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической

формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через

овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой,

разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают

формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых

3

умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию

текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с

учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на

развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры

предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения,

формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о

лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова

в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению

умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию

необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка.

Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения,

чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,

синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются

интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего

формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.

Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить

орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой

грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к

изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,

систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении

языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского

языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться

лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст,

рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную

информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие

сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный

познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия

4

для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,

умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане. В 3 классе отводится по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебных недели)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

КУРСА.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным

языком

Российской

Федерации,

родным

языком

русского

народа,

средством

межнационального

общения.

Изучение

русского

языка

способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной

культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к

русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются

показателем

общей

культуры

человека.

На

уроках

русского

языка

ученики

получают

начальное

представление

о

нормах

русского

литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых

средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский

язык

является

для

учащихся

основой

всего

процесса

обучения,

средством

развития

их

мышления,

воображения,

интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом

определяют результаты обучения по другим школьным предметами.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных

результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной

принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов

и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям .

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с

содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между

объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

6

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого

общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской

позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,

орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства

для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и

правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения

познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,

словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять

языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться

психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность

эмоциональных реакций ребенка.

Оценить диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по

русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

изучения

предмета

предполагает

комплексный

уровневый

подход

к

оценке

результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом

сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики,

промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность

демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля

проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят

из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

7

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы

программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют

проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения

самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которых отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного

опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие,

контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на

межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому

языку

во

втором

классе:

способность

решать

учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

сформированность

обобщённых

способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Критерии оценивания.

1.

Объективность, т.е. соответствие оценки знаниям, умениям и отношению к учёбе школьников. Беспристрастное

отношение к оценке делает учителя в глазах его учеников справедливым человеком, побуждает их к учению. Выраженные симпатии

педагога к другим – источник прямых и скрытых конфликтов между ними.

2.

Всесторонность, т.е. возможно более полный учёт знаний, умений и навыков школьников; глубина, осмысленность,

научность ответов; форма подачи информации (культура речи, образность, эмоциональность). Всесторонность оценки предполагает учёт

различных видов работы ученика на протяжении всего урока.

3.

Гласность и ясность, доведение до сознания отвечающего ученика и класса обоснованности оценки; поддержание

морального тонуса (Может или мог бы лучше знать при условии...); указание путей преодоления недочётов в ответе.

4.

Действенность, т.е. воспитательное влияние оценки знаний на получение оптимального результата в обучении.

Действенность оценки проявляется тем ярче, чем полнее совпадает заключение учителя с самооценкой школьников. Умелое привлечение

учащихся к анализу ответов своего товарища – одно из эффективных условий повышения действенности оценки.

5.

Значимость и авторитетность оценки: нельзя оценивать ответ школьника в зависимости от его дисциплинированности,

поведения на уроке.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию и

символику;

8

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при

выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых

при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию

учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из

недостатков:

в изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один-два недочёта при освещении основного содержания, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию

учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и

продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к

подготовке учащихся»);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после

нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного

уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах, графиках, которые не

исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий:

оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задания. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель

руководствуется следующими нормами оценок.

9

За диктант ставятся отметки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок;

«4» - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки;

«3» - за работу, в которой допущены 3-5 ошибок;

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Главными критериями оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником:

усвоение правил и определений;

умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

За выполнение заданий ставятся отметки:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или полностью выполненное, но при 2 ошибках;

«2» - за задание, к выполнению которого ученик не приступил.

Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.

Изложение.

К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной

речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, т.к. при изложении авторского текста дети

должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.

В изложении оцениваются:

содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий,

главной части);

построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);

построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);

орфографическая и пунктуационная грамотность.

За изложение ставят отметки:

10

«5» - за работу, в которой правильно (без пропусков существенных моментов)

передано содержание текста; правильно построены предложения и

употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;

«4» - за правильно переданное содержание (без искажения); в построении

предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены

1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;

«3» - за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо

моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении

предложений и в употреблении слов есть недочёты; допущено 3-5 ошибок в

правописании или постановке знаков препинания;

«2» - за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены

важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений

нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им

значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно

оформлены предложения.

Контрольное списывание.

К оценке работ за контрольное списывание учитель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. диктант дети

пишут по слуху, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст, требуется внимание при списывании, аккуратность, умение

сличать написанное с образцом.

За контрольное списывание ставятся отметки:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка.

«3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;

«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

Тестирование.

Тестирование оценивается по уровням:

11

«высокий» (выполнены правильно все предложенные задания),

«средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями;

«низкий» - выполнены отдельные задания.

Словарный диктант.

Объёмы словарных диктантов: 1 класс – 8 слов, 2 класс – 10 слов, 3 класс – 12 слов, 4 класс – 15 слов.

За словарный диктант ставятся отметки:

«5» - нет ошибок;

«4» - 1 ошибка, 1 исправление;

«3» - 2 ошибки, 1 исправление;

«2» - 3-5 ошибок.

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие,

контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10; III класс — 10—12; IV класс — 12—15. Количество слов в

текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I класс, конец года — 15—17; II класс, первое полугодие — 25—30, конец года —

35—45; III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65; IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.

Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; III класс, конец

первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов. В текстах,

предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов

оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий (УУД)

3

класс

1. Ценить и принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

1. Самостоятельно

организовывать свое рабочее

1. Ориентироваться в учебнике: определять

умения, которые будут сформированы на

1.Участвовать в

диалоге; слушать и

12

«терпение»,

«родина», «природа»,

«семья»,

«мир»,

«настоящий друг».

2. Уважение к своему

народу, к своей родине.

3. Освоение

личностного смысла

учения, желания

учиться.

4. Оценка жизненных

ситуаций и поступков

героев художественных

текстов с точки зрения

общечеловеческих

норм.

место.

2. Следовать режиму

организации учебной и

внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной

деятельности с помощью учителя

и самостоятельно.

4. Определять план выполнения

заданий на уроках, внеурочной

деятельности, жизненных

ситуациях под руководством

учителя.

5. Соотносить выполненное

задание с образцом,

предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение

задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по

следующим параметрам: легко

выполнять, возникли сложности

при выполнении.

основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы

учителя, самим задавать вопросы, находить

нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы,

объекты по нескольким основаниям;

находить закономерности; самостоятельно

продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное

или прослушанное; составлять простой

план .

5. Определять, в каких источниках можно

найти необходимую информацию для

выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как

в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные

простые выводы

понимать других,

высказывать свою

точку зрения на

события, поступки.

2.Оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи с

учетом своих учебных

и жизненных речевых

ситуаций.

3.Читать вслух и про

себя тексты учебников,

других художественных

и научно-популярных

книг, понимать

прочитанное.

4. Выполняя различные

роли в группе,

сотрудничать в

совместном решении

проблемы (задачи).

Содержание курса

13

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,

содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и

т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,

рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,

благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,

заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и

обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,

письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов

(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,

литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.

Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших

рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе

опорных слов.

Систематический курс

Фонетика

и

орфоэпия.

Различение

гласных

и

согласных

звуков.

Нахождение

в

слове

ударных

и

безударных

гласных

звуков.

Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение

звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной

характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный;

согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и

логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков

в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме

разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в

словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных

знаков (в пределах изученного).

1

14

Знание

алфавита:

правильное

называние

букв,

их

последовательность.

Использование

алфавита

при

работе

со

словарями,

справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение

значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о

прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте.

Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных

форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение

в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых

слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.

Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по

вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Начальная форма

имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Различение

падежных

и

смысловых

(синтаксических)

вопросов. Определение

принадлежности

имён

существительных

к

1,

2,

3-му

склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы

имени

прилагательного

от

формы

имени

существительного. Начальная

форма

имени

прилагательного.

Словообразование

имён

прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,

3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и

что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и

числам. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство

с

наиболее

употребительными

предлогами.

Функция

предлогов:

образование

падежных

форм

имён

существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании

главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и

побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

15

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных

членов

предложения.

Установление

связи

(при

помощи

смысловых

вопросов)

между

словами

в

словосочетании

и

предложении.

Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование

интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в

зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• перенос слов

• заглавная буква в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и

согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях(знакомство);

• запятая между частями в сложном предложении(знакомство).

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.

Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого

этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе

при обращении с помощью средств ИКТ.

16

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с

использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План

текста.

Составление

планов

к

заданным

текстам.

Создание

собственных

текстов

по

предложенным

и

самостоятельно

составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности

письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений)

Т

РЕБОВАНИЯ

К

УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

• понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические

особенности предложений, различных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный

знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

17

Третьеклассники получат возможность научиться:

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70-85 слов), включающий изученные

орфограммы за 1-3 класс;

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных;

время и число глаголов; лицо и число местоимений);

изменять

имена

существительные,

имена

прилагательные,

глаголы

по

числам

склонять

в

единственном

числе

имена

существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и

самостоятельно составлять план текста;

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебник

Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 3 класс

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы.3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Список литературы для учителя:

1.

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

3.

Контрольные работы по русскому языку. 3 класс в 2 частях. О.А.Крылова. М.: Издательство «Экзамен», 2013

4.

Русский язык. 1-4 классы: конспекты уроков-диктантов. Н.Н.Бобкова. – Волгоград;Учитель, 2011

5.

Диктанты и изложения по русскому языку: 1-4 классы. О.В. Узорова. – М.: Астрель,2012

18

6.

Русский язык: правила и упражнения: 1-5 классы. О.В. Узорова. – М.: Астрель,2013

Список литературы для учащихся:

Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2

19

К

АЛЕНДАРНО

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Планируемая

дата урока

Фактическая

дата урока

Раздел программы

Тема

урока

Примечание

1.

Язык и речь (2 ч)

Наша речь. Виды речи.

2.

Наш язык.

3.

Текст. Предложение.

Словосочетание (15 ч)

Что такое текст?

4.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

5.

Диктант №1. Входной контроль.

6.

Работа над ошибками. Предложение.

7.

Виды предложений по цели высказывания.

8.

Виды предложений по интонации.

9.

Предложение с обращением.

10.

Р.р. Составление предложений по рисунку.

11.

Главные и второстепенные члены предложения.

12.

Главные и второстепенные члены предложения.

13.

Простое и сложное предложение.

14.

Простое и сложное предложение.

15.

Словосочетание.

16.

Словосочетание.

17.

Диктант № 2 по теме «Текст. Предложение».

Словосочетание».

18.

Слово в языке и речи (19 ч)

Работа над ошибками. Лексическое значение слов.

19.

Синонимы и антонимы.

20.

Омонимы. Общее представление. Работа со словарём

омонимов.

21.

Слово и словосочетание.

22.

Значение и использование фразеологизмов. Контрольный

словарный диктант №1.

23.

Р.р. Обучающее изложение с языковым анализом текста.

«Осенняя ёлочка»

24.

Работа над ошибками. Части речи и их значение.

25.

Имя существительное.

26.

Имя прилагательное.

27.

Глагол.

28.

Что такое имя числительное.

29.

Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.

30.

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

31.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

32.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости

согласными. Разделительный ь знак.

33.

Р.р. Обучающее изложение текста со свободной передачей

его содержания. «Сыроежка»

34.

Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»

35.

Итоговый диктант № 3 за 1 четверть.

36.

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление

изученного.

37.

Состав слова (14 ч)

Что такое корень слова.

38.

Как найти в слове корень

39.

Сложные слова.

40.

Формы слова. Окончание.

41.

Как найти в слове окончание.

42.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку.

43.

Значение приставок.

44.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

45.

Значения суффиксов.

46.

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины А.А.

Рылова «В голубом просторе»

47.

Работа над ошибками. Что такое основа слова.

48.

Обобщение знаний о составе слова.

49.

Диктант № 4 по теме «Состав слова».

50.

Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

51.

Правописание частей слова

(29 ч)

Общее представление о правописании слов с

орфограммами в значимых частях слова.

52.

Правописание безударных гласных в корне слова.

53.

Правописание безударных гласных в корне слова.

54.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными

в корне.

55.

Правописание слов с глухими и звонкими

21

согласными.

56.

Правописание слов с глухими и звонкими

согласными.

57.

Правописание слов с глухими и звонкими

согласными.

58.

Правописание слов с глухими и звонкими

согласными.

59.

Р.р. Обучающее изложение.

60.

Работа над ошибками.

61.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в

корне

62.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в

корне

63.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в

корне

64.

Правописание слов с удвоенными согласными.

65.

Правописание слов с удвоенными согласными.

66.

Итоговый диктант № 5 за 1 полугодие.

67.

Работа над ошибками. Проект «Составляем

орфографический словарь»

68.

Р.р. Сочинение

по репродукции картины В.М. Васнецова

«Снегурочка»

69.

Работа над ошибками. Правописание приставок и

суффиксов.

70.

Правописание приставок и суффиксов.

71.

Правописание приставок и суффиксов.

72.

Контрольное списывание (административное).

73.

Правописание приставок и предлогов.

74.

Правописание приставок и предлогов.

75.

Правописание слов с разделительным ъ знаком.

76.

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ

и ь знаками

77.

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ

и ь знаками

22

78.

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ

и ь знаками

79.

Части речи (75 ч)

Работа над ошибками. Части речи.

80.

Значение и употребление имён существительных в

речи.

81.

Значение и употребление имён существительных в

речи.

82.

Одушевлённые и неодушевлённые имена

существительные.

83.

Р.р. Подробное обучающее изложение по самостоятельно

составленному плану.

84.

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные

имена существительные.

85.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени»

86.

Изменение имён существительных по числам.

87.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

88.

Род имён существительных.

89.

Упражнение в определении, рода имен существительных в

косвенных падежах.

90.

Имена существительные, которые могут быть употреблены

и как существительные женского и мужского рода.

91.

Мягкий знак после шипящих в конце имён

существительных женского рода.

92.

Р.р Обучающее изложение по самостоятельно

составленному плану. «Лев и мышь»

93.

Работа над ошибками.

Мягкий знак после шипящих в

конце имён существительных женского рода.

94.

Итоговый диктант № 6 за 3 четверть

95.

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

96.

Упражнение в склонении имён существительных и

распознавании падежей.

97.

Несклоняемые имена существительные.

98.

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины

Билибина «Иван царевич и серый волк»

99.

Работа над ошибками. Именительный падеж имён

23

существительных.

100.

Родительный падеж имён существительных.

101.

Дательный падеж имён существительных.

102.

Винительный падеж имён существительных.

103.

Упражнение в различении изученных падежей имён

существительных.

104.

Творительный падеж имён существительных.

105.

Предложный падеж имён существительных.

106.

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

107.

Диктант № 7 по теме «Имя существительное»

108.

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

109.

Р.р. Обучающее изложение по самостоятельно

составленному плану. «Кот и петух»

110.

Работа над ошибками. Значение и употребление имен

прилагательных в речи.

111.

Лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Связь имен прилагательных с именами

существительными.

112.

Роль имён прилагательных в тексте. Общее представление.

113.

Художественное и научное описание. Общее

представление.

114.

Род имени прилагательного.

115.

Изменение имён прилагательным по родам.

116.

Правописание родовых окончаний имён

прилагательных.

117.

Изменение имён прилагательных по числам.

118.

Изменение имён прилагательных по числам. Составление

текста описательного характера.

119.

Изменение имён прилагательных по падежам. Общее

представление.

120.

Изменение имён прилагательных по падежам.

121.

Обобщение знаний об имени прилагательном

122.

Обобщение знаний об имени прилагательном

123.

Диктант № 8 по теме «Имя прилагательное».

24

124.

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в

загадках»

125.

Р.р. Сочинение - отзыв по репродукции картины В.А.

Серова «Девочка с персиками»

126.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени

прилагательном

127.

Личные местоимения. Общее представление.

128.

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

129.

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический

разбор.

130.

Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-

письма.

131.

Обобщение знаний о местоимении. Контрольный

словарный диктант №2 (административный).

132.

Повторение и углубление представлений о глаголе.

133.

Упражнение в определении лексического значения

глаголов.

134.

Упражнение в распознавании глаголов среди других частей

речи..

135.

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам.

136.

Глагол в начальной (неопределенной) форме.

137.

Упражнение в распознавании глаголов в

неопределённой форме.

138.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

139.

Упражнение в различии глаголов единственного и

множественного числа.

140.

Времена глагола.

141.

Времена глагола. 2-е лицо глаголов.

142.

Изменение глаголов по временам.

143.

Изменение глаголов по временам.

144.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста

«Лось».

145.

Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени.

146.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

147.

Правописание частицы не с глаголами.

148.

Правописание частицы не с глаголами.

25

149.

Обобщение знаний о глаголе.

150.

Обобщение знаний о глаголе.

151.

Диктант № 9 по теме «Глагол».

152.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

153.

Повторение (14 ч)

Части речи.

154.

Части речи.

155.

Обобщение изученного о слове, предложении

156.

Правописание окончаний имен прилагательных.

157.

Правописание приставок и предлогов

158.

Правописание безударных гласных

159.

Правописание значимых частей слов

160.

Текст.

161.

Р.р. Обучающее сочинение «Почему я жду летних

каникул»

162.

Работа над ошибками.

163.

Итоговый диктант № 10 за год

164.

Работа над ошибками.

165.

Проведение конференции на тему «Части речи в русском

языке»

166.

Резерв

167.

Резерв

168.

Резерв

169.

Резерв

170.

Резерв

26



В раздел образования