Напоминание

"Урок русского языка в формате игры квест"


Автор: Сажнева Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1400"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Урок русского языка в формате игры квест"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в формате игры квест

В

последние

годы

так

много

говорят

об

изменениях,

которые

претерпевает

современная

школа,

а

вместе

с

ней

и

современные

педагоги,

желающие изменить привычный взгляд на процесс обучения. В современных

школах

должно

быть

не

только

современное

оборудование:

интерактивные

доски, панели, проекторы, - но и современный подход к построению урока,

позволяющий привлечь обучающихся к учебному предмету.

Для меня приятным открытием стало то, что детей можно заинтересовать

учебным материалом, построив урок в формате игры квест. В случайной беседе

я выяснила, что мои ученики любят играть во всевозможные квесты, и даже

однажды пробовали свои силы в создании подобной игры. Детей, как и многих

взрослых, увлекает решение логических задач, поиск разнообразных метафор и

сравнений, интригующее ощущение игры, в конце которой все пазлы должны

сложиться в единую картину, все слова в одну фразу, все мысли в одну идею.

Всё это и натолкнуло меня на мысль создать урок в формате игры квест.

Сценарий урока для 5 класса мы разработали вместе с учениками 6 класса,

которым и предстояло провести игру. На дворе стоял апрель, к этому времени мы

заканчивали изучение большого раздела русского языка «Морфология». Дело

неотвратимо шло к контрольному диктанту с грамматическим заданием, а перед

всеми контрольными работами мы, учителя, обязаны дать урок обобщения и

систематизации полученных знаний по пройденному материалу. Поэтому выбор

названия нашей игры – «Погружение в морфологию» - объясняется просто: нам

надо было за короткий срок вспомнить максимальное количество изученного

материала.

Особенностью игры квест является то, что игрок не может перейти на

следующий

этап,

не

решив

задания

предыдущего

этапа.

Каждое

задание

предполагает многоуровневое решение, так как над ним будут трудиться как

сильные ученики, так и слабые.

На первом этапе нашей игры пятиклассникам был предложен опросник,

состоящий

из

10

вопросов

и

заданий.

У

нас

было

4

варианта,

но

вашему

вниманию я предлагаю один.

1. Что изучает морфология?

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

В чистом небе ярко засияли звезды и луна.

3.

Определите

склонение

следующих

слов:

тюль,

без

свеч,

роскошь,

полотенце, из-за туч.

4. Назовите морфологические признаки прилагательного: в темных лесах.

5.

Укажите

спряжение

глаголов: смотреть,

клеить,

колоть,

нести,

прыгать.

6.

Впишите

пропущенные

орфограммы: они

бор_тся,

мы

кол_м,

ты

вид_шь, умыва_шься, вы уч_те.

7.

Поставьте

прилагательное древний

в

форму

единственного

числа,

женского рода, предложного падежа.

8. Что общего у слов Петербург, Шарик, Иван?

9. Впишите пропущенные орфограммы: на ветв_, с ветк_, в сара_, о

книг_, по дорог_.

10.

Допишите

окончания

прилагательных: в

син___

море,

в

осенн__

листву, в дремуч____ лесу, терпк___ запаха, о дальн____ родне.

За каждое выполненное задание ученик получает один балл, а каждый

балл дает право на получение карточки. Это значит, за 10 заданий, выполненных

правильно, ученик получает 10 карточек. Для того чтобы быстро проверить все

работы, я разделила класс на группы. К каждой группе был приставлен куратор,

ученик 6 класса, который проверял работы ребят из своей группы.

На втором этапе игры учащиеся за свои заработанные баллы получали

карточки.

На

каждой

карточке

с

обратной

стороны

записано

по

одному

морфологическому признаку.

Карточка

Морфологический признак

1

Женский род

2

Единственное число

3

Первое спряжение

4

Творительный падеж

5

Средний род

6

Настоящее время

7

Именительный падеж

8

Множественное число

9

Прошедшее время

10

Мужской род

Следовательно, у каждого ученика имеется свой набор морфологических

признаков, необходимых для работы с текстом.

Работа с текстом (третий этап) – это основная часть игры, требующая

от детей максимальной сосредоточенности. Дети получают текст, в котором они

должны найти слова со «своими» морфологическими признаками, у каждого

слова должно определяться не менее трёх морфологических признаков.

Журавли

Каждый

год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное

болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами

летят

на

свою

родину

весной

журавли.

Высоким

камышом

и

сухой

прошлогодней осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах

устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном

болоте.

Не

пройдёт

по

болоту

волк,

не

проберётся лисица, не подкрадётся

осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок

на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Например,

на

первом

этапе

игры

Маша

выполнила

8

заданий

из

опросника,

затем

получила

8

карточек

и

имеет

следующий

набор

морфологических

признаков:

женский

род,

единственное

число,

первое

спряжение, множественное число, настоящее время, средний род, творительный

падеж, предложный падеж. Рядом с каждым словом, выписанным из текста,

ученик

должен

указать

часть

речи.

В

соответствии

со

«своими»

морфологическими признаками Маша может выписать из текста следующие

слова:

Возвращаются, машут – множественное число, настоящее время,

первое спряжение. Глагол.

(На) болоте - единственное число, предложный падеж, средний род.

Существительное.

Широкою – единственное число, женский род, творительный падеж.

Прилагательное.

Лисица – единственное число, именительный падеж, женский род.

Н а заключительном

этапе

игры

мы

подводим

итоги:

проверяем

правильность выписанных слов, подсчитываем их количество. Если были слова,

выписанные

ошибочно,

проводим

анализ.

Побеждают

те

ребята,

которые

правильно выписали наибольшее количество слов.

Уроки в формате игры-квест можно создавать по любому изучаемому

предмету и теме. Но уроки обобщения, повторения и систематизации знаний, на

мой взгляд, лучше всего подходят именно этому формату игры. Нам, взрослым

людям, умудренным жизненным опытом и уставшим от бесконечных проблем,

не стоит забывать, что дети – это всего лишь дети, и они любят игры и забавы.

Так постараемся не отказывать им в этой маленькой радости на наших уроках!



В раздел образования