Напоминание

Неформальное образование родителей как средство активизации ресурсного потенциала семьи


Автор: Калашникова Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Кунгур
Наименование материала: Статья
Тема: Неформальное образование родителей как средство активизации ресурсного потенциала семьи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Калашникова Д.Н.

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №7»,

Пермский край, г.Кунгур

kalashnikova.

dashenka@bk.

ru

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО КАК

СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы в определении понятия

«активизации

ресурсного

потенциала

семьи»

в

контексте

неформального

образования,

теоретически

обосновывается

содержание

и

понятие

неформального

образования,

раскрыты

особенности ресурсного потенциала семей дошкольников.

Ключевые

слова: неформальное образование, ресурсный потенциал, семья, дошкольное

образование.

В российском обществе происходят динамичные изменения в общественной, социальной,

экономической жизни, что влечет за собой трансформацию и института семьи - уникальной

подсистемы

государства,

способной

успешно

решать

специфические

функции

по

воспроизводству населения и социализации новых поколений[3].

Сегодня

в

обществе

идет

становление

новой

системы

дошкольного

образования.

1

сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в

котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего

образования,

что

сделало

необходимым

разработку

и

утверждение

федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в

силу 1 января 2014 г [2].

С

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

большое

внимание

уделяется

работе

с

родителями.

Одни

из

основных

принципов

дошкольного

образования: сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства[2].

Все

множество

проблем,

связанных

с

современной

семьей,

можно

разделить

на

следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические;

проблемы

рождаемости

и

планирования

семьи;

проблемы

стабильности

семьи;

проблемы

семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска» и другие проблемы [3].

Немаловажной характеристикой социальной линии развития семьи являются ее ресурсы.

Ресурсный потенциал семьи - это совокупность ресурсов семьи (экономических, воспитательных,

материальных,

психологических,

образовательных

и

т.п.),

позволяющих

целенаправленно

удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации [1]

Ресурсный потенциал семьи будет рассматриваться как наиболее общий, интегральный

показатель

жизнедеятельности

семьи,

отражающий

совокупность

средств

для

выполнения

семьей своих основных функций и характеризующий реальные возможности для удовлетворения

актуальных потребностей семьи с целью ее выживания и развития в постоянно изменяющихся

условиях, а также резервы для достижения более высокого уровня жизни семьи [1].

К анализу ресурсного потенциала семьи проявляется в соединении представлений о семье

как социальном институте и как малой группы, а также в прослеживании взаимодействия семьи с

агентами «вне семейного пространства», в которые естественным образом включены члены

семьи,

выполняющие

различные

социальные

роли.

На

этом

основании

с

позиций

микросоциологического анализа изучению подлежат внутренние ресурсы семьи, определяющие

возможность

развития

определенного

жизненного

«сценария»

семьи,

определенной

истории

жизни

семьи,

а

теоретико-методологические

принципы

макросоциологии

используются

при

изучении ресурсов молодой семьи, локализованных вне пространства семьи и оказывающих

влияние на «устроение» ее жизнедеятельности [1].

На первых этапах своего жизненного цикла молодая семья неизбежно сталкивается в

своей

повседневной

жизни

с

разнообразными

проблемами,

оказывается

в

тех

или

иных

ситуациях, порождающих напряжения, стрессы и оказывающих определенное воздействие на

семью и ее «сценарий» жизни [1].

Петренко

Е.С.

выделяет

три

вида

ресурсного

потенциала

семьи:

воспитательный,

экономический, социальный.

Экономический -

обладание материальными благами, к которым

можно отнести деньги. Воспитательный -

о

бразование (общее, профессиональное, специальное)

и соответствующий диплом, а также тот культурный опыт индивида, который ему достался в

наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации.

Белоусов

О.А.

выделяет

следующие

критерии

и

показатели

развития

ресурсного

потенциала

семьи.

Ресурсный

потенциал,

который

подразумевает

интегральный

учет

демографических характеристик семьи (половозрастной состав, число детей, иждивенческая

нагрузка),

экономических

показателей

(душевой,

располагаемые

доходы

и

ресурсы,

имущественная

обеспеченность,

человеческий

капитал),

а

также

социальный

потенциал

(социальное положение, социальный капитал, как общественная значимость, широта социальных

связей

и

сетей)

Также

ресурсный

потенциал

семьи

рассматривается

через

воспитательные

возможности

семьи.

Потенциал

семьи

в

успешном

развитии

ребёнка,

поддержке

его

способностей, ресурсы родителей в процессе воспитания ребёнка [3].

Таким образом, основой формирования воспитательного потенциала родителей является

учет

специфики

образовательной

деятельности

взрослого;

развитие

и

реализация

воспитательного

потенциала

семьи

осуществляется

с

опорой

на

формирование

у

детей

ценностного отношения к семье; организована совместная социокультурная деятельность детей,

родителей

и

педагогов.

Воспитательный

потенциал

семьи,

определяя

её

педагогические

возможности,

не

является

данностью,

его

можно

и

нужно

развивать.

В

целях

повышения

воспитательного

потенциала

семьи

педагогам

дошкольных

образовательных

организаций

необходимо

анализировать

все

многообразие

факторов,

определяющих

состояние

семейной

микросреды: состав семьи, ее материальные возможности, характер внутрисемейных отношений,

уровень образовательных потребностей, а также педагогическую подготовленность родителей

[3].

Куликова Т.А. утверждает, что растущее многообразие информационно образовательных

запросов

детей

и

взрослых

невозможно

удовлетворять

в

рамках

существующих

форм

традиционного

образования.

Родителям

другим

членам

семьи)

нужна

образовательная

деятельность, с одной стороны отвечающая их актуальным запросам, а с другой подводящая к их

анализу своего и чужого семейного опыта, позволяющая своевременно осмыслить, и если нужно,

скорректировать приоритеты и стереотипы своего родительского поведения в целях достижения

желаемых результатов воспитания [3].

В Меморандуме непрерывного образования Европейского союза приводится следующее

определение: «Неформальное образование – это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей

документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях,

клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [2].

Основной признак неформального образования отсутствие единых, в той или иной мере

стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. Эта сфера образовательной

практики обычно ориентирована на пополнение знаний и умений в области любительских

занятий и увлечений, со стремлением расширить культурный кругозор и приобрести знания и

умения, необходимые в быту, в сфере межличностного общения, для компетентного участия в

различных видах социально значимой задачи [2].

Неформальному

образованию

присуща

высокая

эффективность,

которая

обусловлена:

высокой степенью мотивации, т.к. побудительные причины к продолжению обучения коренятся

не

столько

во

внешних

принудительных

условиях,

сколько

во

внутренних

импульсах

человеческой

личности,

которыми

могут

быть,

осмысленные,

прочувствованные,

внешние

факторы;

целенаправленностью,

гибкостью

учебной

деятельности

самого

обучающегося,

основанной

в

основном

на

самостоятельном

учении;

гибкостью,

необходимой

для

удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающих через использование

аудио, видеосредств, печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися

[2].

Процесс неформального образования детей и взрослых в дошкольной образовательной

организации целью поддержки семейного воспитания должен быть направлен: во-первых, на

формирование педагогической компетенции родителей; во-вторых, на формирование социальной

компетенции детей в быту и семейной жизни; в-третьих, на подготовку педагогов к реализации

задач поддержки семейного воспитания [2].

Таким образом, неформальное образование в наибольшей мере способствует духовному

развитию, самообразованию и самовоспитанию субъектов. Система неформального образования

ориентирована

не

только

на

усвоение

определённых

знаний,

умений,

навыков,

овладение

компетенциями, но и на изменение психологических черт, установок поведения, личности детей

и взрослых.

Библиографический список

1.Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: на примере молодых

семей

Тверской

области:

автореферат

дисс.

…канд.

экон.

наук/

О.А.

Белоусов;

Институт

социально-экономических проблем народонаселения Российская Академия наук.- Москва, 2007-

65с.

2.Букина

Н.П.

Неформальное

образование

родителей

в

условиях

современной

школы:дис….канд.пед.наук/Н.П.Букина.-Спб.,2007.-154с.

3.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и

высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 232 с.

© Калашникова Д.Н., 2018



В раздел образования