Автор: Калашникова Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Кунгур
Наименование материала: Статья
Тема: Неформальное образование родителей как средство активизации ресурсного потенциала семьи
Раздел: дошкольное образование
Калашникова Д.Н.
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №7»,
Пермский край, г.Кунгур
kalashnikova.
dashenka@bk.
ru
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО КАК
СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы в определении понятия
«активизации
ресурсного
потенциала
семьи»
в
контексте
неформального
образования,
теоретически
обосновывается
содержание
и
понятие
неформального
образования,
раскрыты
особенности ресурсного потенциала семей дошкольников.
Ключевые
слова: неформальное образование, ресурсный потенциал, семья, дошкольное
образование.
В российском обществе происходят динамичные изменения в общественной, социальной,
экономической жизни, что влечет за собой трансформацию и института семьи - уникальной
подсистемы
государства,
способной
успешно
решать
специфические
функции
по
воспроизводству населения и социализации новых поколений[3].
Сегодня
в
обществе
идет
становление
новой
системы
дошкольного
образования.
1
сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в
котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего
образования,
что
сделало
необходимым
разработку
и
утверждение
федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в
силу 1 января 2014 г [2].
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
большое
внимание
уделяется
работе
с
родителями.
Одни
из
основных
принципов
дошкольного
образования: сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства[2].
Все
множество
проблем,
связанных
с
современной
семьей,
можно
разделить
на
следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические;
проблемы
рождаемости
и
планирования
семьи;
проблемы
стабильности
семьи;
проблемы
семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска» и другие проблемы [3].
Немаловажной характеристикой социальной линии развития семьи являются ее ресурсы.
Ресурсный потенциал семьи - это совокупность ресурсов семьи (экономических, воспитательных,
материальных,
психологических,
образовательных
и
т.п.),
позволяющих
целенаправленно
удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации [1]
Ресурсный потенциал семьи будет рассматриваться как наиболее общий, интегральный
показатель
жизнедеятельности
семьи,
отражающий
совокупность
средств
для
выполнения
семьей своих основных функций и характеризующий реальные возможности для удовлетворения
актуальных потребностей семьи с целью ее выживания и развития в постоянно изменяющихся
условиях, а также резервы для достижения более высокого уровня жизни семьи [1].
К анализу ресурсного потенциала семьи проявляется в соединении представлений о семье
как социальном институте и как малой группы, а также в прослеживании взаимодействия семьи с
агентами «вне семейного пространства», в которые естественным образом включены члены
семьи,
выполняющие
различные
социальные
роли.
На
этом
основании
с
позиций
микросоциологического анализа изучению подлежат внутренние ресурсы семьи, определяющие
возможность
развития
определенного
жизненного
«сценария»
семьи,
определенной
истории
жизни
семьи,
а
теоретико-методологические
принципы
макросоциологии
используются
при
изучении ресурсов молодой семьи, локализованных вне пространства семьи и оказывающих
влияние на «устроение» ее жизнедеятельности [1].
На первых этапах своего жизненного цикла молодая семья неизбежно сталкивается в
своей
повседневной
жизни
с
разнообразными
проблемами,
оказывается
в
тех
или
иных
ситуациях, порождающих напряжения, стрессы и оказывающих определенное воздействие на
семью и ее «сценарий» жизни [1].
Петренко
Е.С.
выделяет
три
вида
ресурсного
потенциала
семьи:
воспитательный,
экономический, социальный.
Экономический -
обладание материальными благами, к которым
можно отнести деньги. Воспитательный -
о
бразование (общее, профессиональное, специальное)
и соответствующий диплом, а также тот культурный опыт индивида, который ему достался в
наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации.
Белоусов
О.А.
выделяет
следующие
критерии
и
показатели
развития
ресурсного
потенциала
семьи.
Ресурсный
потенциал,
который
подразумевает
интегральный
учет
демографических характеристик семьи (половозрастной состав, число детей, иждивенческая
нагрузка),
экономических
показателей
(душевой,
располагаемые
доходы
и
ресурсы,
имущественная
обеспеченность,
человеческий
капитал),
а
также
социальный
потенциал
(социальное положение, социальный капитал, как общественная значимость, широта социальных
связей
и
сетей)
Также
ресурсный
потенциал
семьи
рассматривается
через
воспитательные
возможности
семьи.
Потенциал
семьи
в
успешном
развитии
ребёнка,
поддержке
его
способностей, ресурсы родителей в процессе воспитания ребёнка [3].
Таким образом, основой формирования воспитательного потенциала родителей является
учет
специфики
образовательной
деятельности
взрослого;
развитие
и
реализация
воспитательного
потенциала
семьи
осуществляется
с
опорой
на
формирование
у
детей
ценностного отношения к семье; организована совместная социокультурная деятельность детей,
родителей
и
педагогов.
Воспитательный
потенциал
семьи,
определяя
её
педагогические
возможности,
не
является
данностью,
его
можно
и
нужно
развивать.
В
целях
повышения
воспитательного
потенциала
семьи
педагогам
дошкольных
образовательных
организаций
необходимо
анализировать
все
многообразие
факторов,
определяющих
состояние
семейной
микросреды: состав семьи, ее материальные возможности, характер внутрисемейных отношений,
уровень образовательных потребностей, а также педагогическую подготовленность родителей
[3].
Куликова Т.А. утверждает, что растущее многообразие информационно образовательных
запросов
детей
и
взрослых
невозможно
удовлетворять
в
рамках
существующих
форм
традиционного
образования.
Родителям
(и
другим
членам
семьи)
нужна
образовательная
деятельность, с одной стороны отвечающая их актуальным запросам, а с другой подводящая к их
анализу своего и чужого семейного опыта, позволяющая своевременно осмыслить, и если нужно,
скорректировать приоритеты и стереотипы своего родительского поведения в целях достижения
желаемых результатов воспитания [3].
В Меморандуме непрерывного образования Европейского союза приводится следующее
определение: «Неформальное образование – это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей
документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях,
клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [2].
Основной признак неформального образования отсутствие единых, в той или иной мере
стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. Эта сфера образовательной
практики обычно ориентирована на пополнение знаний и умений в области любительских
занятий и увлечений, со стремлением расширить культурный кругозор и приобрести знания и
умения, необходимые в быту, в сфере межличностного общения, для компетентного участия в
различных видах социально значимой задачи [2].
Неформальному
образованию
присуща
высокая
эффективность,
которая
обусловлена:
высокой степенью мотивации, т.к. побудительные причины к продолжению обучения коренятся
не
столько
во
внешних
принудительных
условиях,
сколько
во
внутренних
импульсах
человеческой
личности,
которыми
могут
быть,
осмысленные,
прочувствованные,
внешние
факторы;
целенаправленностью,
гибкостью
учебной
деятельности
самого
обучающегося,
основанной
в
основном
на
самостоятельном
учении;
гибкостью,
необходимой
для
удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающих через использование
аудио, видеосредств, печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися
[2].
Процесс неформального образования детей и взрослых в дошкольной образовательной
организации целью поддержки семейного воспитания должен быть направлен: во-первых, на
формирование педагогической компетенции родителей; во-вторых, на формирование социальной
компетенции детей в быту и семейной жизни; в-третьих, на подготовку педагогов к реализации
задач поддержки семейного воспитания [2].
Таким образом, неформальное образование в наибольшей мере способствует духовному
развитию, самообразованию и самовоспитанию субъектов. Система неформального образования
ориентирована
не
только
на
усвоение
определённых
знаний,
умений,
навыков,
овладение
компетенциями, но и на изменение психологических черт, установок поведения, личности детей
и взрослых.
Библиографический список
1.Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: на примере молодых
семей
Тверской
области:
автореферат
дисс.
…канд.
экон.
наук/
О.А.
Белоусов;
Институт
социально-экономических проблем народонаселения Российская Академия наук.- Москва, 2007-
65с.
2.Букина
Н.П.
Неформальное
образование
родителей
в
условиях
современной
школы:дис….канд.пед.наук/Н.П.Букина.-Спб.,2007.-154с.
3.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 232 с.
© Калашникова Д.Н., 2018