Напоминание

«Мир сказок Андерсена»


Автор: Клюсова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 164
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Краткосрочный проект для детей подготовительной группы
Тема: «Мир сказок Андерсена»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №164

«Мир сказок Андерсена».

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы в

рамках проекта детского сада № 164

« Неделя книги»

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

МДОУ № 164

Клюсова Н.А.

г. Иркутск

2018г

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени

и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость

и доброту!

Г.Х.Андерсен

Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится

в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся старше,

но интерес к сказкам не уменьшается. Я почувствовала потребность детей в

«новых» сказках, ещё неизвестных им. Так пришло решение познакомить

детей с творчеством зарубежного сказочника, и мой выбор остановился на Г.

Х. Андерсене.

Проблема: Дома, детям читают очень мало. А сегодня без сказок немыслимо

детство любого человека. Я, считаю, что необходимо познакомить детей со

сказками Г.Х. Андерсена. Так как, его имя стало символом всего настоящего,

чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую

детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Христиана

Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым

писателям и художникам.

Цель проекта: Развитие творческой личности в разных видах детской

деятельности, знакомство с творчеством Ганса Христиана Андерсена,

развитие интереса к чтению.

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители.

Задачи:

• Познакомить детей со сказками Андерсена и биографией великого датского

сказочника. Изучить сказки Андерсена через разные виды детской

деятельности

(рисование, аппликация, лепка, музыка, драматизация и т. д.)

• Воспитывать нравственные качества детей (доброту, сострадание, понятие

об истинных и ложных ценностях) через сказки Андерсена.

• Формировать устойчивый интерес к чтению и книге как источнику

проведения досуга.

Этапы реализации:

1.

Подготовительный

2.

Работа над проектом

3.

Заключительный

Предполагаемый результат.

В ходе проекта дети должны овладеть знаниями о творчестве Андерсена

через:

• знакомство со сказками в свободной деятельности;

• чтение сказок, просмотр фильмов, слушание аудиозаписей сказок;

• комплекс занятий по сказкам Андерсена;

• комплекс дидактических игр по сказкам;

• продуктивную деятельность (рисование, лепка и аппликация) по сказкам на

занятиях, в свободной деятельности, совместно с родителями;

• подготовку и проведение викторины по сказкам Г.Х.Андерсена в

подготовительной группе.

По окончании проекта дети должны узнавать сказки Андерсена, называть их

героев, передавать содержание; дети должны научиться давать оценку

поступкам, стать добрее и терпимее друг к другу; должен возрасти интерес к

чтению вообще и к сказкам в частности.

План реализации проекта:

Мероприятия

Время

Ответственные

Беседа «Моя любимая

сказка»

12.02.2018г.

Воспитатель

Коллективное панно к

сказке Г. Х. Андерсена

«Дюймовочка»

12.02.2018г.

Воспитатель

Интегрированное

занятия

Тема: «Мир сказок

Андерсена»

13.02.2018г.

Воспитатель

Составление схемы

«Оформим книжный

уголок»

14.02.2018г.

Воспитатель, родители

Знакомство с лепбуком,

настольная игра «

Помоги Герде найти

Кая»

14.02.2018г.

Воспитатель

Подготовка к викторине,

по сказкам Г.Х.

Андерсена

15.02.2018г.

Воспитатель

Занятие по развитию

речи

«Викторина по сказкам

Г.Х.Андерсена»

16.02.2018г.

Воспитатель

Выставка результатов

творчества детей по

теме данного проекта,

отзывы от родителей

16.02.2018г.

Воспитатель

Результат проекта.

С 12 по 16 февраля в подготовительной группе проходила неделя,

посвященная творчеству Г.Х.Андерсена, датского сказочника.. каждый день

имел свою тематику.

– знакомство с творчеством Г.Х.Андерсена. в группу был внесен портрет

сказочника, дети познакомились с его биографией. Ребята узнали, в какой

семье рос Ганс, чьи сказки любил слушать и кто сделал для него театр

марионеток. Так же материал о творчестве Г.Х.Андерсена был предоставлен

родителями, которые с удовольствием откликнулись на создание мини-

библиотеки по сказкам. В книжном уголке была оформлена выставка детских

работ по сказкам Г. Х. Андерсена. Сказки ребята читали дома, совместно с

родителями.

– «Мир сказок Андерсена»

Познакомили детей с жизнью и творчеством

сказочника Г.Х. Андерсена. Повторили знакомые детям сказки (сюжет,

главные герои) Беседа по сказкам, позволила понять борьбу

противоположностей – добра и зла, внутреннего и внешнего, забвения и

воспоминания.

Дети рисовали иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена.

стараясь передать характер, доброту, внутренний мир. Работа так увлекла

детей, что некоторые решили продолжить ее дома. Детские работы собраны.

Данная работа вызвала у детей восторг.

– Детьми было сделано Коллективное панно к сказке Г. Х. Андерсена

«Дюймовочка»

Дети совершенствовали умения по созданию поделок.

Развивали свое воображение. Учились создавать коллективное панно,

объединяя части общей композиции. Очень понравилось объединять свои

поделки в одно панно, дети с удовольствием помогали своим товарищам.

– дети подготовительной группы участвовали в викторине «Сказки Х. К.

Андерсена ».в игре участвовали две команды: команда «Читалкины» и

команда «Буквоешки». С увлечением дошколята соревновались в знании

героев сказок Андерсена. Затруднение вызвал кроссворд, но зрители

поспешили на помощь игрокам и кроссворд разгадан.

– Неделя по сказкам Г.Х.Андерсена прошла интересно и увлекательно не

только для детей, но и для взрослых. Каждый день таил в себе открытие

нового героя, помогал детям понять добро и зло, воспитывал уважение и

сострадание. Проект помог детям лучше узнать сказки Г. Х. Андерсена. Дети

увидели насколько он великий сказочник. Данная работа позволила сблизить

детей и родителей, родителей и нас педагогов.

Приложение № 1

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Мир сказок Андерсена»

Цель: Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к

поступкам героев.

Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством

сказочника Г.Х. Андерсена. Повторить знакомые детям сказки (сюжет,

главные герои). Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

Развивать творческие способности.

Оборудование: Книги и иллюстрации сказок Г.Х. Андерсена.

Подготовительная работа: Знакомство со сказками «Снежная королева»,

«Свинопас», «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Огниво»,

«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик» (чтение,

пересказ, просмотр).

Ход занятия:

- Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил

король. Так начинается сказка Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди».

А вы знаете еще какие-нибудь сказки этого замечательного сказочника? Кто

же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных

сказок? В бедной каморке проживала молодая семья башмачника. Как вы,

думаете, кто такой башмачник? (Ответы детей.) В этой семье родился

мальчик. В детстве малыш часто слушал сказки из уст бедных старух. Став

взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал

писать. Он писал для взрослых, для театра. Но не всегда у него получалось

хорошо. А вот когда Андерсен начал писать сказки, о нем узнал весь мир.

Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим

сказки Андерсена: и отважную Герду, и смелого солдата с огнивом, и гадкого

утенка, и маленькую Дюймовочку.

-Взгляните на эти иллюстрации к сказкам Андерсена и постарайтесь угадать

эти сказки.

Дидактическая игра, «Из какой сказки»

- Маленькая разбойница, северный олень, лапландка, советник.

(Снежная королева.)

- Ведьма, собаки, принцесса, солдат.

(Огниво.)

- Тюфяки, пуховики, принцесса, горошина.

(Принцесса на горошине.)

- Жабы, жуки, полевая мышь, ласточка, крот.

(Дюймовочка.)

- Принц, морская ведьма, немая девушка, морская пена.

(Русалочка.)

- Король, двое обманщиков, придворные, маленький мальчик.

(Новое платье короля.)

- Тролль, рыба, мальчики, танцовщица, солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик.)

- Король, мачеха-колдунья, Элиза, двенадцать братьев.

(Дикие лебеди.)

- Бедный принц, горшочек, трещотка, фрейлины, принцесса, бубенцы.

(Свинопас.)

- Утки, лебеди, курица, кот.

(Гадкий утенок.)

А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы попробуйте

вспомнить названия этих сказок.

- А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот

ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю

прыть.

(Огниво.)

- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала

с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-

таки уверяла, что она настоящая принцесса.

(Свинопас.)

- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию

лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.

(Дюймовочка.)

- Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она

ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и

шла об руку с принцем, легкая, как пузырек воздуха.

(Русалочка.)

- Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто

усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было.

(Новое платье короля.)

- На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое

оловянное сердечко, от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся

обгорела и почернела, как уголь.

(Стойкий оловянный солдатик.)

- Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она стала совсем

коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы.

Даже отец ее испугался и сказал, что это не ее дочь.

(Дикие лебеди.)

- Придя на задний двор, император потихоньку подкрался к фрейлинам, а те

все были ужасно заняты подсчетом поцелуев.

(Свинопас.)

- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то,

что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше

быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да

терпеть холод и голод зимой! (Гадкий утенок.)

- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по

болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же

превращалось в густой туман.

(Снежная королева.)

Дети, расскажите, какие герои сказок вам нравятся, а какие нет? Объясните

почему.

Физкультминутка «Герои сказок Андерсена»

Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,

(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)

От милой доброй ласточки привет вам принесла.

(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)

Русалка странное создание,

(Пожимания плечами вверх-вниз)

Она прекрасно сложена,

И в синем море-океане

С волной и пеною дружна.

(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто «выныривают»)

Солдатик, сказочный герой

Знаком с игрушечной войной.

(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)

Как все – в коробочке лежал,

Как все – ружьё в руках держал.

(Складывают руки на груди, а затем опускают их «по швам»)

- Сейчас, вы нарисуете рисунки к любимой сказке Г.К.Андерсена.

На этом наше занятие закончено, а вот знакомство со сказками Андерсена

продолжится. Вы узнаете еще немало его сказок.

Приложение № 2

Коллективное панно к сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Программное содержание: Совершенствовать умения детей при создании

поделок. Развивать творчество и воображение. Учить создавать коллективное

панно, объединяя части общей композиции. Уметь выбрать для своей поделки

место на коллективном панно. Способствовать желанию детей прийти на

помощь своему товарищу в случае необходимости.

Материал к занятию. Портрет писателя, оформленная выставка книг

писателя, предметы-рисунки (горошина, санки, бумажный корабль, крапива,

утиное яйцо). Листы бумаги прямоугольной формы, клей, ножницы, бумага

для дополнительных деталей.

Предварительная работа. Чтение сказок Андерсена.

Ход занятия

Ребята, давайте поприветствуем друг друга

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем мы вместе.

«Доброе утро! » взрослые и дети

Какие вы знаете сказки, которые написал этот писатель? Сможете ли вы

узнать по предмету или рисунку сказку Андерсена и показать ее на нашей

выставке.

• Горошина ("Принцесса на горошине").

• Санки (Кай, "Снежная королева").

• Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”).

• Крапива ("Дикие лебеди").

• Утиное яйцо ("Гадкий утенок").

Узнайте, про какую сказку говорится в этой загадке

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла

Почему девочку назвали Дюймовочкой? (её рост 2, 5 см – дюйм). Какая она

была (малюсенькая, крохотная, небольшая). Давайте вспомним содержание

этой сказки.

1. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек?

(Цветок, на котором сидела Дюймовочка).

2. Что послужило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке

тюльпана? (Тарелка).

3. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба).

Что можно казать о жабе и ее сыночке. Какие они (ужасные, безобразные,

некрасивые, отвратительные)

4. «У неё только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее

тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! » (жучки-

барышни).

Не понравилась жукам Дюймовочка, посадили они ее на полянку и улетели.

Вокруг Дюймовочки было много цветов. Закончите мое предложение, и вы

узнаете, какие цветы росли на поляне.

Вокруг Дюймовочки синели… васильки.

Рядом звенели… колокольчики.

А вот, посмотрите, розовеет… клевер, кашка.

И вся поляна белеет от… ромашек.

5. Кто так говорил: "Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя –

видишь, какие у меня острые белые зубы? " (Мышь).

Вам понравилась полевая мышь. Какая она (добрая, отзывчивая,

приветливая).

6. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и

рассказывала сказки).

7. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка).

Почему не улетела ласточка?

Чем закончилась сказка? Кого встретила наша героиня. Что предложил ей

эльф? Я предлагаю сделать для нашей сказочной героини цветок лилию,

чтобы она остались немного погостить у нас. Дети подходят к столам.

Выбирают схему цветка, квадраты бумаги для цветка. Приступают к работе.

Звучит фонограмма музыки. Не забывайте помогать своим друзьям, если у

них что-то не получается.

Давайте поместим наших героев на вашу работу. Как им здесь все нравится.

Вспомните, о сказках какого писателя мы сегодня говорили. Вы хорошо

поработали. Молодцы. Спасибо

Приложение № 3

«Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена».

Цель: закрепить знания детей о творчестве Г.Х. Андерсена.

Задачи:

-обогащение и уточнение представлений детей о жизни и творчестве Г.Х.

Андерсена;

-развитие коммуникативной компетенции детей, творческих способностей;

-формирование навыков сотрудничества при работе в команде;

-воспитание интереса к художественной литературе.

Предварительная работа: чтение сказок Г.Х. Андерсена: «Снежная королева»,

«Гадкий утенок», «Огниво», «Свинопас», «Снеговик», «Дюймовочка»,

«Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди».

Просмотр мультфильмов «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине»,

«Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво».

Просмотр лепбука «Сказки Андерсена». Оформление книжки – раскраски

«Герои сказок Андерсена».

Ход занятия:

Звучит песня о сказке «Приходите в гости к нам».

Ребята! Вы любите сказки?

Сказок очень много.

А чем отличаются сказки от других произведений? (в сказках могут говорить

и звери, и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные

приключения)

А кто пишет сказки (сказки складывает народ или придумывают авторы)

Сегодня мы обратились к творчеству одного из сказочников-Ганса Христиана

Андерсена. (Воспитатель рассказывает о жизни и творчестве писателя)

Отец Андерсена был сапожником, но очень много читал. Он и привил

будущему сказочнику любовь к книгам. Для Ганса отец построил домашний

кукольный театр, а пьесы маленький Ганс сочинял сам.

Сказки Ганс Христиан Андерсен начал писать с 15 лет.

Андерсен много путешествовал по разным странами и то, что видел,

описывал в своих сказках. Больше всего автор восхищался красотами родной

Дании и никогда не уставал ее воспевать. В своём творчестве сказочник

использовал обычные, «жизненные» истории.

Сказки его чудесны. В них есть волшебство и колдовство, дружба,

отвага. Сказки Андерсена учат самому важному в жизни – добру. Но сказки

Андерсена не всегда имеют счастливый конец.

– Г. Х. Андерсен написал много интересных сказок. Некоторые из них мы с

вами прочитали. Сегодня посмотрю, как вы запомнили эти сказки и их

героев. Мы проведем викторину по его сказкам. Для этого нам надо

разделиться на 2 команды.

Деление на команды.( у детей жетоны с названием команды)

1 команда «Читалкины»

Если хочешь, много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

2 команда «Буквоежки»

Мы команда "Буквоежки"!

Нас дружней, умнее нет!

Вы спросите, что хотите,

Мы на всё дадим ответ!

Дети выбирают капитана команды и ответственного за жезл. Представляют

свою команду с помощью девиза

1 задание Разминка:

Раздаточный материал « Мозаика» Дети собирают картину из отдельных

частей .

Предварительный подсчет баллов.

2 Задание « Вопросы по сказкам».

1.

В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек

льда? ( Снежная королева )

2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая

утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного…

Очень уж он велик, да чудной какой-то… ( Гадкий утёнок )

3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка,

похожего на тюльпан? (Дюймовочка )

4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от

бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого

принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка )

5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем,

что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы,

кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих

братьев? ( Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на

одной ноге, как его братья на двух )

6. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос )

7. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому

королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней?

(Принц – свинопас )

8. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели

публично сжечь на костре, на городской площади? ( Дикие лебеди. Элиза)

9. Старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жильё тростником и

жёлтыми кувшинками – надо же было приукрасить для молодой невестки!

Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела…

(«Дюймовочка»)

10. Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих

скамеечках, является он. В одних чулках он тихо-тихо поднимается по

лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и

слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая

спринцовка, и молоко брызжет из неё тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда

веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его, а он

подкрадывается к ним сзади и начинает тихонько дуть им в затылки. Подует –

и головки у них сейчас отяжелеют.

(«Оле-Лукойе»)

Предварительный подсчет баллов.

Музыкальная пауза « На танцующих утят быть похожими хотят»

3 задание «Тайный конверт».

– Попрошу выйти ко мне по одному человеку от команды. Я даю вам по

конверту. В каждом конверте лежит картинка, на которой изображено по

четыре предмета. Вам надо по очереди достать картинку, и определить из

какой сказки эти предметы. После чего вы должны взять с выставки книгу с

этой сказкой.

( Снежная королева, Дюймовочка)

Предварительный подсчет баллов.

4 задание «Кто больше»

Предлагается назвать как можно больше героев сказок Андерсена по очереди.

Какая команда назовет последней, та и получает фишку.

Предварительный подсчет баллов.

5 задание «Кроссворд».

Детям раздать по кроссворду на каждый стол по сказкам Г.Х. Андерсона. Кто

быстрее разгадает , тому один балл.

Подведение итогов викторины.

Вручение медалей за участие в викторине по сказкам Г. Х. Андерсена.

Приложение № 4

Консультация для родителей «Читаем детям»

Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся, как можно раньше

познакомить его с буквами и научить читать, полагая, что умение читать

способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и

будущему успешному определению жизненного пути человека. Умение

читать сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в

технике чтения, призывы, а то приказы самостоятельно читать книги дают

обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое

формирование читателя в дошкольнике. Общение ребенка с книгой нужно

организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий

интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и

души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы,

многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции;

увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так,

что чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие

интересов книги должно стать приоритетом в развитие образования

дошкольников. В подготовительной группе ознакомление с художественной

литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных

жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы,

стихи, а также следить за развитием действия в произведении, сочувствовать

положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный

язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к

повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок

персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова

разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для

дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности.

Как подобрать книгу по возрасту?

Прежде всего, нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок

способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с

удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом

понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему

постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные

книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и

начать слушать рассказы. Очень важным показателем доступности книги

является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в

рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два

и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять

содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая

часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно

жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят

дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает

возрастные границы. Карл сон – герой без возраста. А вот другая повесть той

же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-

шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все

абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и

запоминается. Поэтому, выбирая ребенку книгу, советую читателям «Mир

Cоветов», пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они

поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их

месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более

понятной будет для него данная книга. Сказки, казалось бы, не имеют

возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не

совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно

отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже

неинтересна, то вторая еще пока малопонятна. Детям до полутора лет нужно

читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка

Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К.

Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого,

наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр»,

«Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти

произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть.

Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской

народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о

стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник

стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании». После трех

лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут

читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского

«Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев»

Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милина, уже

упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»,

«Приключения Буратино» А.Н. Толстого. В четыре года дети начинают

осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не

упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка

Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях,

переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно

научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и

взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые

задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное.

После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более

спокойное и веселое. Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще,

поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить.

В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам

мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие

дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом

случае собственный выбор ребенка особенно важен.



В раздел образования