Напоминание

"ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ"


Автор: Медведева Анастасия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Прогимназия № 1
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ"
Раздел: начальное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –

ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.»

В.А.Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных

стратегических

задач

развития

страны.

Она

регламентируется

и

обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как:

- Закон РФ «Об образовании»

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А

также

указами

Президента

России:

-

«О

неотложных

мерах

по

обеспечению здоровья населения РФ»

-

«Об

утверждении

основных

направлений

государственной

социальной политики по улучшению положения детей РФ» и др.

ФГОС начального образования определяет, как одну из важнейших

задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий

безопасной

образовательной

среды,

осуществление

комплекса

психолого-

педагогической, профилактической и оздоровительной работы в ОУ.

Один

из

главных

приоритетов

государственной

образовательной

политики в условиях перехода к открытому, инновационному обществу –

достижение современного качества образования.

Педагогический

аспект

определяет

качество

образования

в

соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также

успешное взаимодействие педагога с родителями.

Качество образования – понятие развивающееся, оно не может быть

статичным и неизменным.

Для

родителей

как

участников

образовательных

отношений

это

удовлетворенность

предоставляемыми

образовательными

услугами,

успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья.

Качество знаний младших школьников зависит от:

Образовательной деятельности;

Укрепления

здоровья,

формирования

потребности

в

здоровом

образе жизни.

Школа призвана давать подрастающему поколению глубокие и прочные

знания; вырабатывать знания, умения и навыки; формировать мировоззрение;

обеспечивать всестороннее развитие личности.

Одновременно школа должна выполнять оздоровительную роль:

1.

Содержание, методы, темы обучения детей в школе не должны

вызывать перегрузки.

2.

Обучение

в

нача льной

школе

ст ановит ся

ш и рок и м

экспериментированием,

введением

инновационных

режимов,

изменением

содержания и методики обучения.

Цель инновационных процессов заключается не только в повышении

качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся.

Здоровье

обучающихся

один

из

важных

показателей

качественного

образования.

Что такое здоровье?

Здоровье

это

состояние

физического,

психического,

социального

благополучия.

Компоненты

здоровья:

соматическое,

физическое,

психическое,

нравственное.

Соматическое

здоровье

текущее

состояние

органов

и

систем

организма человека, основу которого составляет индивидуальное развитие.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем

организма.

Психическое

здоровье

состояние

психической

сферы,

основу

которого составляет состояние душевного комфорта.

Нравственное

здоровье

комплекс

характеристик

мотивационной

сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,

установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Образ жизни человека включает три критерия: уровень жизни, качество

жизни, стиль жизни.

От чего зависит здоровье человека:

Наследственные факторы;

Внешние условия;

Деятельность здравоохранения;

50% от самого человека.

Психологи

считают,

что

человек

использует

10%

своих

природных

данных. Задатков у человека больше, чем он их реализует.

Возраст учащихся начальной школы 6-10 лет. В этом возрасте скорость

роста детей в длину падает. Начинает появляться избыточный вес, связанный

с

тем,

что

излишек

потребляемой

с

пищей

энергии

не

используется

в

обменных

процессах,

а

откладывается

в

виде

жира.

А

это

вероятность

заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Это связано с тем, что дети, придя в школу, сели за парты и стали меньше

двигаться. Именно поэтому учителю необходимо использовать на уроках

здоровьесберегающие технологии:

1.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

2.

Тренажер для стоп.

3.

Тренажер для пальцев рук.

4.

Гимнастика для дыхания.

5.

Музыкальные паузы.

6.

Физминутки.

Нарушение

в

режиме

питания,

несоблюдение

правил

при

выборе

пищевых

продуктов

приводят

к

заболеванию

желудка.

Для

правильного

питания нужно два условия: умеренность и разнообразие.

Важно учителю обратить внимание на организацию горячего питания и

на проведение бесед с родителями и обучающимися о правильном питании,

режиме

дня.

Тематика

бесед:

«Как

следует

питаться?»,

«Питание

необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи»,

«Умеем ли мы правильно питаться?».

В

этом

возрасте

напряжение

организма

связано

с

активной

перестройкой чуть ли не всех органов и систем.

Адаптация к изменению условий важна. Начало обучения в школе

вызывает состояние школьного стресса. Адаптация – изменение режима для

р е бе н ка .

С м е н а

и гр

н а

у ч е б н у ю

д е я т е л ь н о с т ь ,

в о с п и т а н и е

самостоятельности.

В

период

адаптации

необходимо

проводить

как

можно

больше

диагностик для изучения ребенка и его психологического состояния. Здесь

должна прослеживаться совместная работа учителя и психолога.

У первоклассников – незрелость внимания. Ребенок может или слушать

или приостанавливать работу. Созревание функций мозга дает основу для

развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности и

здесь

важно

влияние

учителя.

Формирование

внимания

сказывается

на

возможностях запоминания материала.

Темы занятий на внимание:

1.

Развитие произвольного внимания.

2.

Развитие пространственных представлений.

3.

Формирование элементов самоконтроля.

4.

Развитие объема внимания.

5.

Развитие слухового внимания.

6.

Развитие наблюдательности.

В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения важно

приучить

ребенка

к

самостоятельному,

творческому

действию,

совершенствованию познавательных потребностей.

Темы занятий на развитие памяти:

1-2. Развитие слуховой памяти.

3-4. Развитие зрительной памяти.

5-6. Развитие вербальной памяти.

7-8. Развитие логической памяти.

9-10. Развитие слуховых ощущений.

Педагогу

необходимо

видеть

единство

между

здоровьем ,

работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.

Работоспособность – это способность человека развивать энергию и

экономно ее расходовать.

Педагогу

необходимо

при

планировании

разнообразить

формы

мышления

и

чередовать

виды

деятельности.

Это

облегчит

работу

мыслительного

аппарата,

снижает

утомление

и

способствует

успеху

в

освоении учебного материала.

Работоспособность зависит от ряда факторов:

Внутренних:

1.

Психофизиология личности учащихся;

2.

Память;

3.

Внимание;

4.

Скорость переработки информации.

Внешних:

1.

Социально-бытовые условия;

2.

Тепловой режим помещения;

3.

Психологический климат;

4.

Режим дня;

5.

Учебный фактор.

Таким образом, на мой взгляд пути повышения качества знаний заключаются:

1.

Образовательная деятельность:

-Мониторинги отслеживания результатов;

-Разнообразие форм работы и видов деятельности педагога.

2.

Укрепление здоровья:

-Мониторинг состояния здоровья;

-Биологическое развитие;

-Распределение детей по группам здоровья;

-Внеурочные занятия в спортивных секциях и кружках;

-Формирование потребности в здоровом образе жизни.



В раздел образования