Автор: Медведева Анастасия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Прогимназия № 1
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ"
Раздел: начальное образование
ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –
ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.»
В.А.Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как:
- Закон РФ «Об образовании»
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А
также
указами
Президента
России:
-
«О
неотложных
мерах
по
обеспечению здоровья населения РФ»
-
«Об
утверждении
основных
направлений
государственной
социальной политики по улучшению положения детей РФ» и др.
ФГОС начального образования определяет, как одну из важнейших
задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий
безопасной
образовательной
среды,
осуществление
комплекса
психолого-
педагогической, профилактической и оздоровительной работы в ОУ.
Один
из
главных
приоритетов
государственной
образовательной
политики в условиях перехода к открытому, инновационному обществу –
достижение современного качества образования.
Педагогический
аспект
определяет
качество
образования
в
соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также
успешное взаимодействие педагога с родителями.
Качество образования – понятие развивающееся, оно не может быть
статичным и неизменным.
Для
родителей
как
участников
образовательных
отношений
–
это
удовлетворенность
предоставляемыми
образовательными
услугами,
успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья.
Качество знаний младших школьников зависит от:
Образовательной деятельности;
Укрепления
здоровья,
формирования
потребности
в
здоровом
образе жизни.
Школа призвана давать подрастающему поколению глубокие и прочные
знания; вырабатывать знания, умения и навыки; формировать мировоззрение;
обеспечивать всестороннее развитие личности.
Одновременно школа должна выполнять оздоровительную роль:
1.
Содержание, методы, темы обучения детей в школе не должны
вызывать перегрузки.
2.
Обучение
в
нача льной
школе
ст ановит ся
ш и рок и м
экспериментированием,
введением
инновационных
режимов,
изменением
содержания и методики обучения.
Цель инновационных процессов заключается не только в повышении
качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся.
Здоровье
обучающихся
один
из
важных
показателей
качественного
образования.
Что такое здоровье?
Здоровье
–
это
состояние
физического,
психического,
социального
благополучия.
Компоненты
здоровья:
соматическое,
физическое,
психическое,
нравственное.
Соматическое
здоровье
–
текущее
состояние
органов
и
систем
организма человека, основу которого составляет индивидуальное развитие.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем
организма.
Психическое
здоровье
–
состояние
психической
сферы,
основу
которого составляет состояние душевного комфорта.
Нравственное
здоровье
–
комплекс
характеристик
мотивационной
сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Образ жизни человека включает три критерия: уровень жизни, качество
жизни, стиль жизни.
От чего зависит здоровье человека:
Наследственные факторы;
Внешние условия;
Деятельность здравоохранения;
50% от самого человека.
Психологи
считают,
что
человек
использует
10%
своих
природных
данных. Задатков у человека больше, чем он их реализует.
Возраст учащихся начальной школы 6-10 лет. В этом возрасте скорость
роста детей в длину падает. Начинает появляться избыточный вес, связанный
с
тем,
что
излишек
потребляемой
с
пищей
энергии
не
используется
в
обменных
процессах,
а
откладывается
в
виде
жира.
А
это
вероятность
заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Это связано с тем, что дети, придя в школу, сели за парты и стали меньше
двигаться. Именно поэтому учителю необходимо использовать на уроках
здоровьесберегающие технологии:
1.
Упражнения для снятия зрительного утомления.
2.
Тренажер для стоп.
3.
Тренажер для пальцев рук.
4.
Гимнастика для дыхания.
5.
Музыкальные паузы.
6.
Физминутки.
Нарушение
в
режиме
питания,
несоблюдение
правил
при
выборе
пищевых
продуктов
приводят
к
заболеванию
желудка.
Для
правильного
питания нужно два условия: умеренность и разнообразие.
Важно учителю обратить внимание на организацию горячего питания и
на проведение бесед с родителями и обучающимися о правильном питании,
режиме
дня.
Тематика
бесед:
«Как
следует
питаться?»,
«Питание
–
необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи»,
«Умеем ли мы правильно питаться?».
В
этом
возрасте
напряжение
организма
связано
с
активной
перестройкой чуть ли не всех органов и систем.
Адаптация к изменению условий важна. Начало обучения в школе
вызывает состояние школьного стресса. Адаптация – изменение режима для
р е бе н ка .
С м е н а
и гр
н а
у ч е б н у ю
д е я т е л ь н о с т ь ,
в о с п и т а н и е
самостоятельности.
В
период
адаптации
необходимо
проводить
как
можно
больше
диагностик для изучения ребенка и его психологического состояния. Здесь
должна прослеживаться совместная работа учителя и психолога.
У первоклассников – незрелость внимания. Ребенок может или слушать
или приостанавливать работу. Созревание функций мозга дает основу для
развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности и
здесь
важно
влияние
учителя.
Формирование
внимания
сказывается
на
возможностях запоминания материала.
Темы занятий на внимание:
1.
Развитие произвольного внимания.
2.
Развитие пространственных представлений.
3.
Формирование элементов самоконтроля.
4.
Развитие объема внимания.
5.
Развитие слухового внимания.
6.
Развитие наблюдательности.
В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения важно
приучить
ребенка
к
самостоятельному,
творческому
действию,
совершенствованию познавательных потребностей.
Темы занятий на развитие памяти:
1-2. Развитие слуховой памяти.
3-4. Развитие зрительной памяти.
5-6. Развитие вербальной памяти.
7-8. Развитие логической памяти.
9-10. Развитие слуховых ощущений.
Педагогу
необходимо
видеть
единство
между
здоровьем ,
работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Работоспособность – это способность человека развивать энергию и
экономно ее расходовать.
Педагогу
необходимо
при
планировании
разнообразить
формы
мышления
и
чередовать
виды
деятельности.
Это
облегчит
работу
мыслительного
аппарата,
снижает
утомление
и
способствует
успеху
в
освоении учебного материала.
Работоспособность зависит от ряда факторов:
Внутренних:
1.
Психофизиология личности учащихся;
2.
Память;
3.
Внимание;
4.
Скорость переработки информации.
Внешних:
1.
Социально-бытовые условия;
2.
Тепловой режим помещения;
3.
Психологический климат;
4.
Режим дня;
5.
Учебный фактор.
Таким образом, на мой взгляд пути повышения качества знаний заключаются:
1.
Образовательная деятельность:
-Мониторинги отслеживания результатов;
-Разнообразие форм работы и видов деятельности педагога.
2.
Укрепление здоровья:
-Мониторинг состояния здоровья;
-Биологическое развитие;
-Распределение детей по группам здоровья;
-Внеурочные занятия в спортивных секциях и кружках;
-Формирование потребности в здоровом образе жизни.