Напоминание

Экологический турнир знатоков


Автор: Мазурова Ольга Викторовна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шаталовская СШ
Населённый пункт: п.Шаталово–1 Починковский район Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический турнир знатоков
Раздел: начальное образование





Назад




Экологический турнир знатоков «Викторина – мозаика леса.»

Цели: расширять знания о растительном и животном мире леса.

Развивать любознательность, находчивость.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1.

Вступительная беседа.

Лес- это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В

лесу нашли приют звери и птиц, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём

разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они

приглашают всех полюбоваться красоте. Вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Сегодня мы проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими

знаниями о лесе. В нём участвуют две команды ( Названия, эмблемы). Следить за ходом

поединка будет жюри.

2.

Разминка.

-Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

-Какие грибы растут на пнях? (опята)

- Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

-Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)

-Куда зайцу легче бежать- в гору или с горы? (в гору)

-Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

3. О страшных, храбрых и не очень.

1 этап. Узнай животное.

А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых

веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька

тепло и чисто. Внутри своё жилище выстилает мхом-лишайником, сухими травинками,

листьями. В таком гнезде один или два выхода, которые в сильные морозы затыкает

лёгким мхом . (Белка). Если берут подсказку, вычитается балл.

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных:

«Мерзкий лик, дикий вид, Устрашающий голос, Невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка (санитар леса).

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние

необыкновенное: зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине несколько метро.

А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько

сам весит. Ест всё: ягоды, семена, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка ( Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ёж).

Г) Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него

острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком

положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда

ежами, зайцами.

Подсказка (Убегать от преследователя помогает рыжий хвост.)

2 этап. Верю – не верю.

- Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?

Ответ: нет. Зимой у медведя на подошве отслаивается кожа. Молодая и нежная зудит и

мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.

-Кабаны любят принимать ванну?

Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в лужах, а также валяются в болотной грязи.

Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а

вместе с ней и различные жучки, которые мешают животному.

3 этап. Отгадай-ка.

А) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. Ель.

Б) Какую траву и слепой знает? (крапива)

В) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

Г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост. Но ах. Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Д) Спинка в веснушках ах как не ловко,

И покраснела…(божья коровка).

Е) Белые пятна на шапочке красной.

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней (мухомор).

Ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)

4. Игра «Лес наш дом.» Вопросы.

Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.

-Какие лесные обитатели могут заменить мясо? Грибы или ягоды.

-Сколько раз в году приносит приплод зайчиха? 1-2-3.

-Какой гриб называют дедушкин табак. Сморчок или дождевик.

-Сок какого дерева сладкий. Осины или берёзы.

- Какие дрова самые жаркие Еловые или берёзовые.

-Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.

-Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.

5. Конкурс капитанов.

Капитаны вытягивают конверты с заданиями и рассказывают о съедобных и несъедобных

ягодах и грибах.

6. Подумай. Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке.

Вот что она мне рассказала: «Скоро Новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит

печальная. А почему-не знаю.»

-Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)

-Давайте нарисуем плакаты в защиту «Зелёной красавицы». (Команды рисуют, жюри

оценивает)

7.Песня «Раненая птица»

8. «Лесные заморочки». Оборудование: фишки, иллюстрации птиц.

1) всё у этих птиц не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она

выводит не летом, а зимой. (Клёст)

2) эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик.)

3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А

потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе мух и насекомых ловит. (Мухоловка)

4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет. Это,

как язычок пламени, подпрыгивает яркий хвостик птички. ( Горихвостка.)

5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз

головой. (Поползень.)

6) Эта небольшая птичка, скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным

пением. ( Соловей)

7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А

на самом деле – это полезная птица. (Сова.)

8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на

сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая.

(Рябчик.)

9) Все его называют «лесным доктором.» (Дятел.)

Подведение итогов.



В раздел образования