Автор: Тисленок Екатерина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Конспект по хореографии
Тема: "Единство музыки и танца"
Раздел: дополнительное образование
Конспект
занятия по хореографии
с использованием элементов проблемного обучения,
ИКТ и игровых технологий
Тема: «Единство музыки и танца»
Цель:
Познакомить
обучающихся
с
музыкальными
произведениями
классического и эстрадного жанра и их авторами.
Задачи:
закрепить
представление
детей
о
музыкальных
жанрах
и
огромном мире искусства, о способах и выразительных средствах различных
видов искусств;
научить анализировать услышанную музыку, научить определять
характер
произведения,
размышлять,
что
может
выражать
и
изображать
музыка;
научить детей выражать и передавать свои чувства, настроение,
эмоции посредством музыки, пения, цвета, движения, пластики;
развивать эмоционально-эстетическую сферу ребят, их образное
мышление, образное мышление, фантазию;
воспитывать
любознательность,
прививать
любовь
к
прекрасному, к замечательной русской музыке;
воспитывать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
содействовать творческому росту ребёнка.
Методы и приёмы:
Методы
мотивации
и
эмоциона льного
с т и м ул и р о в а н и я :
доброжелательность, поощрение, поддержка, установка на успех, игра.
Методы организации познавательной деятельности:
- словесный метод: беседа, пирамида проблемных вопросов, элементы
ИКТ, обращение к жизненному опыту детей.
Методы организации практической деятельности:
- наглядный: показ приёмов исполнения педагога, метод упражнения;
- репродуктивный: повторение за педагогом, имитация, идентификация.
- элементы танцевальной импровизации.
Методы
контроля
и
коррекции: наблюдение,
коррекция, контроль
педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Формы
работы:
коллективная,
групповая
(большими
и
малыми
группами), в парах.
Тип урока:
Интегрированное занятие художественно-эстетического
цикла, получение новых знаний; закрепление и систематизация полученных
ранее знаний.
Наглядно-дидактические пособия: нарезка из музыкальных фильмов,
презентация,
слайд-шоу
(фотографии
классиков,
детских
композиторов-
песенников).
Музыкальное сопровождение:
Подборка отрывков музыкальных произведений советских и
российских композиторов разных жанров, нарезка из популярных детских
песен.
Условия проведения занятия, оборудование:
- Танцевальный класс со станком и зеркалами на 15 человек;
- магнитная доска.
ТСО:
- музыкальный центр с пультом управления;
- диск с фонограммами;
- мультимедиа.
Ход открытого занятия
Педагог выстраивает ребят в одну линию. Звучит музыка.
I.
Организационно-подготовительный этап (3 минуты).
- Взаимное приветствие.
-
Организация
начала
занятия.
Создание
позитивного
настроя,
положительного
психологического
климата,
снятие
эмоционального
напряжения.
- Сообщение темы, цели и задач предстоящего занятия.
- Обеспечение мотивацией о предстоящей деятельности.
Педагог: «Ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей! Сегодня
у нас необычное занятие - «занимательное путешествие». Тема нашего УЗ:
«Единство музыки и танца». «Вы знаете, что танец невозможен без музыки,
они едины и неразделимы. Главным направлением в танцевальном искусстве
является….
правильно
классика,
балет.
Какими
бы
танцами
мы
не
занимались, основа хореографической подготовки – классический экзерсис.
Значит, мы должны знать музыку не только эстрадных композиторов, но и
наших великих классиков. Давайте попробуем вместе определить, какова же
цель нашего занятия?»
Звучат варианты ответов детей. Педагог обобщает и озвучивает
цель
занятия:
Познакомиться
с
музыкальными
произведениями
классического и эстрадного жанра и их авторами.
II.
Подготовительный этап (7 минут).
- Интеллектуальная разминка.
- Актуализация опорных знаний.
-
Проверка
имеющихся
у
детей
знаний
по
теории
и
умений
для
подготовки к восприятию нового материала и основной работы.
Интеллектуальная
разминка:
«пирамида
проблемных
вопросов»,
использование имеющихся знаний ребёнка и его жизненного опыта:
- что такое искусство, какие виды искусства вы знаете, чем из всего
перечисленного
вам
приходилось
заниматься,
что
больше
всего
вам
нравится?
(Ответы:
живопись,
графика,
скульптура,
фотоискусство,
граффити, театр, опера, эстрада, цирк, кино, архитектура, декоративно-
прикладное
искусство,
музыка, хореография,
балет
и
т.д.-
это
виды
искусства);
- что такое музыкальное произведение? Ответы.
Молодцы!
А кто такие танцоры? (танцорами можно назвать тех людей, которые
занимаются любым видом танца). Все люди искусства учатся у природы, нас
повсюду окружает звуки, движения, ритмы, цвет, линии.
Все вы с детства знаете сказки, среди них есть самые любимые, все
они о добре и зле, о феях и волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных
царевнах. Назовите их, пожалуйста…»
Дети отвечают: «Царевна-лягушка», «Колобок», «Красная Шапочка»,
«Иванушка-дурачок», «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»,
«Оловянный
солдатик»,
«Царевна-несмеяна»,
«Гуси-лебеди»,
«Мальчик-
спальчик».
Педагог: «Хорошо. А знаете ли
вы, что в сказочную страну можно
попасть
не
только
с
помощью
книг,
но
и
с
помощью
танца
и
музыки,
живописи и литературы. И сегодня мы с вами попадём в мир искусства
именно
так…
Вспомните,
пожалуйста,
сказочных
героев,
которые
поют
песни в ваших любимых сказках или мультфильмах?».
Дети отвечают: песня Красной Шапочки, Буратино, Антошка, песня
Эли из «Волшебника Изумрудного города», песенка Винни-Пуха, крокодила
Гены и Чебурашки. Педагог вывешивает на доске картинки с изображением
героев.
Педагог: «Правильно! Все эти герои умеют петь, давайте поиграем в
игру «Угадай мелодию» и попробуем узнать наши знакомые с детства песни».
Звучит музыка: мелодии песен «Голубой вагон», «Всем на свете нужен
дом» из «Трёх поросят», «Три весёлых гуся», «Если добрый ты», «Кто ходит
в гости по утрам», песня Маши и Медведя (клип) и др. Дети узнают и
радостно отгадывают.
Педагог:
«Назовите
вид
сценического
искусства,
спектакль,
содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах,
когда
автор
пишет
музыку,
а
герои
танцуют
и
рассказывают
нам
свою
историю через танец. Что это?»
Дети рассуждают… Балет!
Педагог: «Правильно – балет. Как сказал русский поэт-сатирик Эмиль
Кроткий, балет - это опера для глухих. А балетная юбка - это... Что? (Пачка.)
- А каких композиторов-классиков вы знаете? (Ответы: Чайковский,
Прокофьев, Штраус, Бах, Моцарт).
III.
Основной этап - Путешествие (30 минут).
Давайте послушаем и познакомимся с отрывками из балетов и их
авторами.
Показ
слайд-шоу.
Звучат
отрывки
из
балетов
П.И.
Чайковского
«Щелкунчик», «Спящая красавица», Прокофьева «Золушка» К. Хачатуряна
«Чиполлино».
Во
время
беседы
педагог
вешает
на
доску
портреты
композиторов.
Если
дети
затрудняются
-
педагог
помогает
детям
с
ответами. Ребята рассуждают: «Да, Золушка танцует на балу с принцем»,
«Это вальс цветов», «Чиполлино спасается бегством» и т.д.
Педагог: «Вы уже знаете, что каждый вид искусства имеет свой язык
общения с нами, людьми. В изобразительном искусстве (в рисовании) – это
линии, цвет. В музыке – это звуки, нотки. В танце – это движения, мимика,
пластика.
Давайте
сочиним
свой
танец.
Вставайте,
исполним
«вальс
Золушки», каждый из вас сейчас – хореограф-исполнитель. И помните, что
музыка – живая, она передаёт чувства, эмоции и переживания героя».
Звучат отрывки из балета «Золушка» С.С. Прокофьева - вальс. Дети
изображают в танце образ Золушки.
Педагог: «Очень хорошо! Вы настоящие – артисты. Мы вспомнили
разную музыку. Вы поняли, что через танец можно рассказать историю,
показать кого-нибудь, поиграть, выразить свои чувства, мысли, переживания.
Но есть еще и общие понятия, которые объединяют все виды искусства.
Например, ритм – чередование цветовых пятен, линий в рисовании; звуков –
в музыке; движений, элементов – в танцах.
Ребята, а как вы думаете, какая тишина: теплая или холодная по цвету?
Ведь
вы
уже
знаете,
что
цвета
бывают
теплые
и
холодные?
Можно
ли
«увидеть»
тишину,
«потрогать»?
Можно
ли
нарисовать
тишину?
Как
нарисовать
то,
что
невидимо?
В
этом
нам
поможет
воображение!
(самостоятельная работа: дети рисуют тишину на листе бумаги – каждый
свою).
Ребята, а теперь попробуйте движениями, жестами, мимикой показать
тишину, выразить её (дети ищут пластический образ тишины).
Педагог: Как видите, искусство помогает нам выразить то, что мы
чувствуем, пусть даже это невидимо или неслышимо.
Ну,
а
теперь
давайте
потанцуем
под
музыку,
своими
движениями
попытайтесь передать характер и настроение музыки, которую вы услышите,
в паузах вы должны «застыть» в определённой позе (играет музыкальная
нарезка). Молодцы!
Какое же «настроение» было у этой музыки, на что она похожа, с чем
можно ее сравнить? (ответы детей).
Могли
бы
вы
нарисовать
эту
музыку,
какие
цвета
для
этого
бы
использовали? (показать цвета из конвертиков).
Неожиданно звучит тревожная музыка.
Педагог: Итак, что вы почувствовали? (одиночество, печаль, страх,
горе, испуг и т.д.)
Ребята, а что это напомнило вам? (ответы: бушующее море, гроза,
ураган, стихийное бедствие).
Да, вы правы. Это шторм, буря. Но всегда ли это состояние природы? О
какой буре ещё может идти речь? О буре в душе человека, а когда это бывает?
Когда человек переживает, плачет, сердится.
А
какого
цвета
эти
чувства? (злость,
страдание,
зависть,
гнев).
Выберите в своих конвертиках один цвет, которым вы могли бы выразить эти
тревожные чувства. А какого цвета, вы думаете, счастье, любовь, покой,
доброта. Покажите. А какое у вас сейчас настроение? Оказывается, цветом
можно выражать радость и горе, и сам цвет может вызывать у человека
разные ощущения.
Педагог: А теперь предлагаю вернуться к эстрадным детским песням.
Послушайте.
Звучит
нарезка
песен
В.
Шаинского
(напомнить
детям
о
танцевальном номере «Чунга-Чанга» и рассказать об авторе).
Какого человека мы называем автором? Кто автор этих песен?
Давайте споем песенку «Улыбка» - сл. М.Пляцковского, муз.
В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот" и попробуем выразить своё настроение,
при помощи голоса и интонации попытаемся передать свои чувства (звучит
фонограмма детской песни, исполнение отрывка детской песни с разной
интонацией).
Педагог: «В заключение, давайте исполним танцевальную композицию
этого автора – наш номер… «Чунга-Чанга».
Дети встают и исполняют концертный номер.
На
протяжении
всего
занятия
педагог
наблюдает
за
точностью
исполнения хореографических элементов, корректирует движения детей,
даёт
образную
установку,
акцентирует
внимание
на
эстетической
составляющей, просит передавать характер и чувства.
После исполнения танца педагог подводит итог занятия.
IV. Итоговый (5 минут).
Ведущий: «Молодцы, ребята! Но сказочное путешествие закончилось,
вы стали умнее, знаете теперь не только простые детские песенки, но и
произведения великих классиков. Понравилось ли вам путешествие, ребята?
Значит,
будем
и
дальше
знакомиться
с
волшебным
миром
искусства,
в
котором ещё так много неизведанного! Ребята, что нового и важного для
себя вы узнали о мире танца и музыки? Всё ли у нас получилось? Почему не
получилось, что нужно исправить?
Дети отвечают.
Заданием для вас будет: придумать танец на вашу любимую мелодию.
До новых встреч.
Поклон.