Напоминание

"Единство музыки и танца"


Автор: Тисленок Екатерина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Конспект по хореографии
Тема: "Единство музыки и танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект

занятия по хореографии

с использованием элементов проблемного обучения,

ИКТ и игровых технологий

Тема: «Единство музыки и танца»

Цель:

Познакомить

обучающихся

с

музыкальными

произведениями

классического и эстрадного жанра и их авторами.

Задачи:

закрепить

представление

детей

о

музыкальных

жанрах

и

огромном мире искусства, о способах и выразительных средствах различных

видов искусств;

научить анализировать услышанную музыку, научить определять

характер

произведения,

размышлять,

что

может

выражать

и

изображать

музыка;

научить детей выражать и передавать свои чувства, настроение,

эмоции посредством музыки, пения, цвета, движения, пластики;

развивать эмоционально-эстетическую сферу ребят, их образное

мышление, образное мышление, фантазию;

воспитывать

любознательность,

прививать

любовь

к

прекрасному, к замечательной русской музыке;

воспитывать

доброжелательное

отношение

друг

к

другу,

содействовать творческому росту ребёнка.

Методы и приёмы:

Методы

мотивации

и

эмоциона льного

с т и м ул и р о в а н и я :

доброжелательность, поощрение, поддержка, установка на успех, игра.

Методы организации познавательной деятельности:

- словесный метод: беседа, пирамида проблемных вопросов, элементы

ИКТ, обращение к жизненному опыту детей.

Методы организации практической деятельности:

- наглядный: показ приёмов исполнения педагога, метод упражнения;

- репродуктивный: повторение за педагогом, имитация, идентификация.

- элементы танцевальной импровизации.

Методы

контроля

и

коррекции: наблюдение,

коррекция, контроль

педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Формы

работы:

коллективная,

групповая

(большими

и

малыми

группами), в парах.

Тип урока:

Интегрированное занятие художественно-эстетического

цикла, получение новых знаний; закрепление и систематизация полученных

ранее знаний.

Наглядно-дидактические пособия: нарезка из музыкальных фильмов,

презентация,

слайд-шоу

(фотографии

классиков,

детских

композиторов-

песенников).

Музыкальное сопровождение:

Подборка отрывков музыкальных произведений советских и

российских композиторов разных жанров, нарезка из популярных детских

песен.

Условия проведения занятия, оборудование:

- Танцевальный класс со станком и зеркалами на 15 человек;

- магнитная доска.

ТСО:

- музыкальный центр с пультом управления;

- диск с фонограммами;

- мультимедиа.

Ход открытого занятия

Педагог выстраивает ребят в одну линию. Звучит музыка.

I.

Организационно-подготовительный этап (3 минуты).

- Взаимное приветствие.

-

Организация

начала

занятия.

Создание

позитивного

настроя,

положительного

психологического

климата,

снятие

эмоционального

напряжения.

- Сообщение темы, цели и задач предстоящего занятия.

- Обеспечение мотивацией о предстоящей деятельности.

Педагог: «Ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей! Сегодня

у нас необычное занятие - «занимательное путешествие». Тема нашего УЗ:

«Единство музыки и танца». «Вы знаете, что танец невозможен без музыки,

они едины и неразделимы. Главным направлением в танцевальном искусстве

является….

правильно

классика,

балет.

Какими

бы

танцами

мы

не

занимались, основа хореографической подготовки – классический экзерсис.

Значит, мы должны знать музыку не только эстрадных композиторов, но и

наших великих классиков. Давайте попробуем вместе определить, какова же

цель нашего занятия?»

Звучат варианты ответов детей. Педагог обобщает и озвучивает

цель

занятия:

Познакомиться

с

музыкальными

произведениями

классического и эстрадного жанра и их авторами.

II.

Подготовительный этап (7 минут).

- Интеллектуальная разминка.

- Актуализация опорных знаний.

-

Проверка

имеющихся

у

детей

знаний

по

теории

и

умений

для

подготовки к восприятию нового материала и основной работы.

Интеллектуальная

разминка:

«пирамида

проблемных

вопросов»,

использование имеющихся знаний ребёнка и его жизненного опыта:

- что такое искусство, какие виды искусства вы знаете, чем из всего

перечисленного

вам

приходилось

заниматься,

что

больше

всего

вам

нравится?

(Ответы:

живопись,

графика,

скульптура,

фотоискусство,

граффити, театр, опера, эстрада, цирк, кино, архитектура, декоративно-

прикладное

искусство,

музыка, хореография,

балет

и

т.д.-

это

виды

искусства);

- что такое музыкальное произведение? Ответы.

Молодцы!

А кто такие танцоры? (танцорами можно назвать тех людей, которые

занимаются любым видом танца). Все люди искусства учатся у природы, нас

повсюду окружает звуки, движения, ритмы, цвет, линии.

Все вы с детства знаете сказки, среди них есть самые любимые, все

они о добре и зле, о феях и волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных

царевнах. Назовите их, пожалуйста…»

Дети отвечают: «Царевна-лягушка», «Колобок», «Красная Шапочка»,

«Иванушка-дурачок», «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»,

«Оловянный

солдатик»,

«Царевна-несмеяна»,

«Гуси-лебеди»,

«Мальчик-

спальчик».

Педагог: «Хорошо. А знаете ли

вы, что в сказочную страну можно

попасть

не

только

с

помощью

книг,

но

и

с

помощью

танца

и

музыки,

живописи и литературы. И сегодня мы с вами попадём в мир искусства

именно

так…

Вспомните,

пожалуйста,

сказочных

героев,

которые

поют

песни в ваших любимых сказках или мультфильмах?».

Дети отвечают: песня Красной Шапочки, Буратино, Антошка, песня

Эли из «Волшебника Изумрудного города», песенка Винни-Пуха, крокодила

Гены и Чебурашки. Педагог вывешивает на доске картинки с изображением

героев.

Педагог: «Правильно! Все эти герои умеют петь, давайте поиграем в

игру «Угадай мелодию» и попробуем узнать наши знакомые с детства песни».

Звучит музыка: мелодии песен «Голубой вагон», «Всем на свете нужен

дом» из «Трёх поросят», «Три весёлых гуся», «Если добрый ты», «Кто ходит

в гости по утрам», песня Маши и Медведя (клип) и др. Дети узнают и

радостно отгадывают.

Педагог:

«Назовите

вид

сценического

искусства,

спектакль,

содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах,

когда

автор

пишет

музыку,

а

герои

танцуют

и

рассказывают

нам

свою

историю через танец. Что это?»

Дети рассуждают… Балет!

Педагог: «Правильно – балет. Как сказал русский поэт-сатирик Эмиль

Кроткий, балет - это опера для глухих. А балетная юбка - это... Что? (Пачка.)

- А каких композиторов-классиков вы знаете? (Ответы: Чайковский,

Прокофьев, Штраус, Бах, Моцарт).

III.

Основной этап - Путешествие (30 минут).

Давайте послушаем и познакомимся с отрывками из балетов и их

авторами.

Показ

слайд-шоу.

Звучат

отрывки

из

балетов

П.И.

Чайковского

«Щелкунчик», «Спящая красавица», Прокофьева «Золушка» К. Хачатуряна

«Чиполлино».

Во

время

беседы

педагог

вешает

на

доску

портреты

композиторов.

Если

дети

затрудняются

-

педагог

помогает

детям

с

ответами. Ребята рассуждают: «Да, Золушка танцует на балу с принцем»,

«Это вальс цветов», «Чиполлино спасается бегством» и т.д.

Педагог: «Вы уже знаете, что каждый вид искусства имеет свой язык

общения с нами, людьми. В изобразительном искусстве (в рисовании) – это

линии, цвет. В музыке – это звуки, нотки. В танце – это движения, мимика,

пластика.

Давайте

сочиним

свой

танец.

Вставайте,

исполним

«вальс

Золушки», каждый из вас сейчас – хореограф-исполнитель. И помните, что

музыка – живая, она передаёт чувства, эмоции и переживания героя».

Звучат отрывки из балета «Золушка» С.С. Прокофьева - вальс. Дети

изображают в танце образ Золушки.

Педагог: «Очень хорошо! Вы настоящие – артисты. Мы вспомнили

разную музыку. Вы поняли, что через танец можно рассказать историю,

показать кого-нибудь, поиграть, выразить свои чувства, мысли, переживания.

Но есть еще и общие понятия, которые объединяют все виды искусства.

Например, ритм – чередование цветовых пятен, линий в рисовании; звуков –

в музыке; движений, элементов – в танцах.

Ребята, а как вы думаете, какая тишина: теплая или холодная по цвету?

Ведь

вы

уже

знаете,

что

цвета

бывают

теплые

и

холодные?

Можно

ли

«увидеть»

тишину,

«потрогать»?

Можно

ли

нарисовать

тишину?

Как

нарисовать

то,

что

невидимо?

В

этом

нам

поможет

воображение!

(самостоятельная работа: дети рисуют тишину на листе бумаги – каждый

свою).

Ребята, а теперь попробуйте движениями, жестами, мимикой показать

тишину, выразить её (дети ищут пластический образ тишины).

Педагог: Как видите, искусство помогает нам выразить то, что мы

чувствуем, пусть даже это невидимо или неслышимо.

Ну,

а

теперь

давайте

потанцуем

под

музыку,

своими

движениями

попытайтесь передать характер и настроение музыки, которую вы услышите,

в паузах вы должны «застыть» в определённой позе (играет музыкальная

нарезка). Молодцы!

Какое же «настроение» было у этой музыки, на что она похожа, с чем

можно ее сравнить? (ответы детей).

Могли

бы

вы

нарисовать

эту

музыку,

какие

цвета

для

этого

бы

использовали? (показать цвета из конвертиков).

Неожиданно звучит тревожная музыка.

Педагог: Итак, что вы почувствовали? (одиночество, печаль, страх,

горе, испуг и т.д.)

Ребята, а что это напомнило вам? (ответы: бушующее море, гроза,

ураган, стихийное бедствие).

Да, вы правы. Это шторм, буря. Но всегда ли это состояние природы? О

какой буре ещё может идти речь? О буре в душе человека, а когда это бывает?

Когда человек переживает, плачет, сердится.

А

какого

цвета

эти

чувства? (злость,

страдание,

зависть,

гнев).

Выберите в своих конвертиках один цвет, которым вы могли бы выразить эти

тревожные чувства. А какого цвета, вы думаете, счастье, любовь, покой,

доброта. Покажите. А какое у вас сейчас настроение? Оказывается, цветом

можно выражать радость и горе, и сам цвет может вызывать у человека

разные ощущения.

Педагог: А теперь предлагаю вернуться к эстрадным детским песням.

Послушайте.

Звучит

нарезка

песен

В.

Шаинского

(напомнить

детям

о

танцевальном номере «Чунга-Чанга» и рассказать об авторе).

Какого человека мы называем автором? Кто автор этих песен?

Давайте споем песенку «Улыбка» - сл. М.Пляцковского, муз.

В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот" и попробуем выразить своё настроение,

при помощи голоса и интонации попытаемся передать свои чувства (звучит

фонограмма детской песни, исполнение отрывка детской песни с разной

интонацией).

Педагог: «В заключение, давайте исполним танцевальную композицию

этого автора – наш номер… «Чунга-Чанга».

Дети встают и исполняют концертный номер.

На

протяжении

всего

занятия

педагог

наблюдает

за

точностью

исполнения хореографических элементов, корректирует движения детей,

даёт

образную

установку,

акцентирует

внимание

на

эстетической

составляющей, просит передавать характер и чувства.

После исполнения танца педагог подводит итог занятия.

IV. Итоговый (5 минут).

Ведущий: «Молодцы, ребята! Но сказочное путешествие закончилось,

вы стали умнее, знаете теперь не только простые детские песенки, но и

произведения великих классиков. Понравилось ли вам путешествие, ребята?

Значит,

будем

и

дальше

знакомиться

с

волшебным

миром

искусства,

в

котором ещё так много неизведанного! Ребята, что нового и важного для

себя вы узнали о мире танца и музыки? Всё ли у нас получилось? Почему не

получилось, что нужно исправить?

Дети отвечают.

Заданием для вас будет: придумать танец на вашу любимую мелодию.

До новых встреч.

Поклон.



В раздел образования