Автор: Еськова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: город Старый Оскол , Белгородская область
Наименование материала: из опыта педагогической работы
Тема: Использование цифровой электронной лаборатории, как один из инструментов формирования исследовательской компетенции младших школьников
Раздел: начальное образование
Использование цифровой электронной лаборатории, как один из
инструментов формирования исследовательской компетенции младших
школьников
В настоящее время общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной
среде , четко обозначился вопрос воспитания компетентной личности, способной эффективно
действовать в нестандартной ситуации на основе целостного восприятия мира. То есть
возникла необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действии,
порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию,
сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Государству нужны образованные и мыслящие люди. Будущее поколение должно уметь
самостоятельно добывать знания, при этом приобретать навыки, необходимые для жизни в
современном обществе, для способствования дальнейшему развитию этого же общества.
Введение ФГОС НОО и осуществление системно-деятельностного подхода в
образовании повышают интеллектуально-творческий потенциал младшего школьника через
развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского
поведения. Задача любого учителя заключается в следующем:
• помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через
организацию специальных занятий и игр;
• развивать умение работать с различными источниками информации и представлять результаты
своих исследований на публичных выступлениях;
• развивать творческие и интеллектуальные способности младших школьников.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает,
что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-
исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной
единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская
задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в
виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и
предполагает определенные действия.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна выполнять ряд
объективных педагогических требований:
• учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной •
основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых
знаний;
• способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью,
гибкостью, креативностью;
• содействовать формированию научного мировоззрения;
• стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала
учащихся.
Главной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую
деятельность является обогащение исследовательского опыта младших школьников.В
приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на
процесс.Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная
учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных
объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но
адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Анализируя
исследовательскую деятельность ученого и ученика, можно выделить их сходство и отличие.
Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких
этапов исследования) являются основной формой организации исследовательской
деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших
школьников.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений
и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических
задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям,
проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,
классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и
защищать свои идеи.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое
взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и
постановку деятельности;
Условия реализации исследовательской деятельности:
Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в
классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.
Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской
деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ
саморазвития.
Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя
поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.
Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и
интересным.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
· постановка проблемы;
· изучение теории, посвящённой данной проблематике;
· подбор методик исследования;
· сбор материала, его анализ и обобщение;
· научный комментарий;
· собственные выводы.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение
предстоит найти ученику;
· второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение
ученику предстоит найти самостоятельно;
· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само
решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
· по месту проведения (урочные и внеурочные);
· по времени (кратковременные и долговременные);
· по теме (предметные или свободные),
· по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала
изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень,
форму,
время
исследования
учитель
определяет
в
зависимости
от
возраста
учащихся
и
конкретных
педагогических
задач.
Формирование
исследовательской
деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Исследовательская
деятельность
младших
школьников
может
быть
очень
разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные
технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде
мультимедийной
презентации.
Несомненно,
овладение
учащимися
ИКТ
соответствует
современным задачам обучения.
Не
менее
важно
в
исследовательской
работе
развитие
умений
и
навыков
экспериментирования. Эксперимент (проба, опыт) – важнейший из методов исследования и
самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно
воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо
практических
действий
с
целью
проверки
и
сравнения.
Однако
эксперименты
бывают
и
мысленные, т.е. такие, которые можно проводить только в уме. В этом вопросе незаменимым
помощником
выступает цифровое экспериментальное оборудование. Именно оно позволит
существенно сократить время на организацию и проведение работ. Также повысит точность и
наглядность
экспериментов,
предоставит
практически
неограниченные
возможности по
обработке
и
анализу
полученных
данных,
освоению
понятий
и
навыков
в
смежных
образовательных
областях:
современные
информационные
технологии,
современное
оборудование,
составление
отчетов,
презентация
проведенной
работы.
Применение
исследовательского подхода к обучению создаст условия для приобретения учащимися навыков
научного
анализа
явлений
природы,
осмыслению
взаимодействия
общества
и
природы,
осознанию
значимости
своей
практической
деятельности.
Формирует
коммуникативную
культуру учащихся; развивает умение работать с различными типами информации, раскрывает
творческий потенциал учащихся.
В рамках исследовательской деятельности
на занятиях внеурочной деятельности
«
Фикси-лаборатория», нами используется цифровая электронная лаборатория , предназначенная
для изучения различных граней науки при проведении исследовательских занятий.
Цифровое
оборудование
существенно
расширяют
эффективность
школьных
лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляет новые
возможности для проектной деятельности. Это обеспечивается, в частности, использованием
цифровых
инструментов
измерения
и
обработки
данных,
использованием
виртуальных
лабораторий, возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В
течении года учащиеся посещают физическую, химическую, биологическую и 3-д лабораторию.
Здесь при использовании электронных датчиков и устройств анализа ребята:
-
наблюдают
за
явлениями,
происходящими
очень
быстро,
либо
протекают
в
течение
длительного периода времени, а также, которые нельзя увидеть невооруженным глазом;
- проводят измерения с помощью оборудования, которое можно многократно использовать
повторно;
- снимают, отображают графически и анализируют данные, максимально эффективно используя
время;
-создают 3-д модели и реализовывают их в жизнь.
Таким образом , используя цифровое электронное оборудование, проводя исследования,
учащиеся формулируют вопросы и ищут ответы на них, собирают и интерпретируют данные,
систематизируют их, формируя собственные познания, а также проверяют их достоверность,
они
активно
развивают
свое
понимание
науки,
комбинируя
научные
познания
со
своими
рассуждениями и навыками мышления. Можно с уверенностью сказать ,что формирование
исследовательской деятельности младших школьников в данных условиях проходит успешно.