Напоминание

урок по теме "Плавание тел"


Автор: Ветрова Наталья Алексеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ г.Шахты "Лицей №26"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок по теме "Плавание тел"
Раздел: среднее образование





Назад




Ветрова Наталья Алексеевна учитель МБОУ г.Шахты «Лицей №26».

Открытый урок по физике на тему "Плавание тел" (7-й класс)

Цель урока: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне

понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;

установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела

и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них

выводы;

научить учащихся решать качественные задачи;

проверить усвоение нового материала;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

воспитание интереса к предмету;

закрепление правил поведения на воде;

знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;

воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование:

проектор, экран;

компьютеры с тестами по количеству учеников;

на 2 человека набор: два стакана с водой, грузики: деревянный и железный, фольга,

кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка;

опорные конспекты по количеству учащихся.

Ход урока

(Урок сопровождается показом презентации –

Оргмомент. Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека.

Объявление темы урока. (Слайд 1)

Актуализация знаний.

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на

керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или

иной жидкости?

Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Проблема.

Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Дети отвечают: Архимед,

показать Слайд 3 с фото скульптуры учёного).

Решение проблемы - изучение нового материала.

И начинаем шагать к нашей цели маленькими шажками.

Поработаем с опорными конспектами карточками к уроку, но сегодня они полностью не

дописаны.Вам самим нужно в течение урока их сделать.

Выполняем первое задание на карточке к уроку.

Задание 1. Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри жидкости.

(Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4).

Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный.

Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.

(Дети проводят опыт и выполняют Задание 2, проверяем по слайду 5).

А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести,

действующие на тело, проверяем по слайду 6).

Итак, мы решили проблему?

Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для

определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости?

(Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять).

Гипотеза не доказана. Значит, проблема решена не до конца. Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте

доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в

один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел

зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Докажем это ещё и теоретически.

Запишите формулу, выражающую закон Архимеда.

Запишите формулу для вычисления силы тяжести Какие одинаковые величины входят в

обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от

плотности веществ.

Допишите в опорный конспект условия плавания тел, используя понятие плотности

вещества.

Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на

керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности

веществ).

Поработаем с таблицей плотностей веществ.

1.

Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в

ртути, а какие тонуть?

2.

В какой жидкости утонет лёд?

3.

Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

4.

Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует

большая выталкивающая сила?

5.

Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?

6.

А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?

7.

В какой воде и почему легче плавать?

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого

значительно больше плотности пресной.

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.

Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием

выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду,

обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление

выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4

см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется

масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям

плавания тел.

8.

Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной

плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились

жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача

на карточке).

1)Укажите порядок расположения жидкостей.

2) В этот сосуд бросили три шарика: парафиновый, пробковый, фарфоровый.

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.

Для проверки правильности выполнения задания включить слайд 10 или анимацию «Три

жидкости»

Учёные придумали интересный прибор – ареометр. Посмотрите. Он представляет

собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают

песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот

прибор?

На первом рисунке ареометр плавает в воде. Как изменится его расположение, если его

погрузить в серную кислоту?

А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом

компьютер. (Если нет возможности использовать большое количество компьютеров на

уроке, я предлагаю и печатную версию теста

Напомнить ребятам правила работы с компьютерным тестом.

(Для учителей: Папка размещается на диске С компьютера. Тест запускается файлом

Плавание тел – 7 кл., который в папке Exam, можно этот файл вынести и на рабочий стол)

Компьютерное тестирование

Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер.

Домашнее задание. (Напечатано в опорном конспекте).

Проводим опыт 4.

Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик

плавает.

А другой кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно и

тоже тело ведёт себя по-разному?

Домашнее задание.

1.

Почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно

свёрнутая – тонет?

2.

Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо

больше плотности даже солёной воды, не тонут в море?

3.

§ 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы

4.

Упр.25(1,2)- устно

Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном

штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки.

Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение

грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подро-

сток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей.

Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней

содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой

воде нелегко.

Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы?

Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение

животных и человека в этом водоёме?

Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.

Литература:

1.

Учебник «Физика-7», автор Громов.

2.

Марон «Дидактические материалы по физике», 7класс



В раздел образования