Автор: Ракова Фаина Кирилловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Умка"
Населённый пункт: пгт Федоровский Сургутский район ХМАО–Югра
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Коллекционирование пуговиц"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия
в группе старшего возраста
Тема: «Коллекционирование пуговиц»
Цель: знакомство с коллекционированием пуговиц
Задачи:
1. Дать детям знания о появлении пуговицы.
2. Учить систематизировать предметы (пуговицы) по определенному признаку;
3. Подвести детей к пониманию коллекционирования, познакомить с понятием
«филобутонист»;
4. Формировать умения и навыки поисково-познавательной деятельности (закреплять
умение определять материал, из которого сделаны предметы)
5. Закреплять правила безопасного поведения при работе с пуговицами;
5. Развивать память, речь, мелкую моторику рук, умение проявлять инициативу в ходе
экспериментирования
6. Закрепить знание геометрических фигур;
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение помогать друг другу.
Материалы: пуговицы разноцветные, коробки для коллекций – 10 штук, мешочки по
числу детей, в каждом по одной пуговичке разной формы и размера и сделанных из
разных материалов, пуговичный домик, 2 подноса для пуговиц, карточки – схемы с 9
пустыми квадратами на каждого ребенка, карточки – схемы с 9 квадратами на каждого
ребенка, на которых в разных квадратах нарисованы пуговицы, столы и стулья по
количеству детей, презентация «Принцесса Пуговица», компас, пуговица большая с
наклеенной на обратной стороне компасной стрелкой, фоновая музыка, большие
картонные пуговицы разных форм (2 треугольных, 2 круглых, 2 овальных, 2
ромбовидных, все разного цвета) для физминутки, материалы для
экспериментирования (стакан с водой, магнит, лупа, чайная ложечка, салфетки,
одноразовая тарелка)
Ход НОД
слайд 1 (тема занятия)
Дети входят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Фаина Кирилловна, я думаю, мы с
вами подружимся. Поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями. (Дети здороваются)
слайд 2 (пуговица на экране)
Пуговица с экрана: Здравствуйте, вы со мной забыли поздороваться.
Воспитатель: Представься, пожалуйста. Пуговица: Меня зовут принцесса Пуговица.
Я очень хочу пригласить вас к себе в гости.
Воспитатель: (В это время незаметно для детей бросает им под ноги пуговицу).
Ребята, а что это у вас под ногами (дети отвечают). А для чего нужны пуговицы? Как
вы думаете, какие пуговицы были раньше? А вы знаете, из чего делают пуговицы?
Молодцы, наверное, в гостях у Принцессы Пуговицы мы узнаем ответы на все
вопросы.
Воспитатель: А как вы думаете, где могут жить пуговицы? (дети отвечают: в коробке,
в шкатулке, на юбке, на платье, на рубашке, на шортах , в магазине и т.д. ) Все
правильно. Давайте у Принцессы Пуговицы спросим, где находится ее дом.
Пуговица: Я живу в пуговичном домике, который находится недалеко от вас, вместе с
другими пуговичками-принцессами, моими сестричками. Предлагаю вам с ними
познакомиться.
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, вы видите домик Принцессы Пуговицы? (Где
он:справа, слева, впереди, сзади и т.д.)
Давайте пройдем к нему.
слайд 3 (пуговица шагает)
слайд 4
Воспитатель: «Давайте, посмотрим, что же в домике есть?». (Ребенок открывает
двери домика и вытаскивает оттуда мешочки одинакового размера. Мешочки
заполнены разными видами пуговиц.
- Какие же пуговички выдумщицы. Давайте посмотрим, в каком мешочке какие
пуговицы спрятались.
Но сначала давайте с вами вспомним правила работы с пуговицами, что можно
делать с ними, а чего нельзя.
Теперь я предлагаю вам достать по одной пуговице и по очереди рассказать о них.
Саша, расскажи о своей пуговичке. Таня расскажи о своей пуговичке.
Ребята, скажите, все пуговицы сделаны из одного материала? Выложите свои
пуговички, которые у вас в руке, в один ряд. Посмотрите на них. Эта пуговичка из чего
сделана? А эта? А следующая?
А давайте проверим, действительно ли мы правы? У нас есть лупа, магнит и вода.
Давайте, возьмем магнит. Как он нам поможет определить из какого материала
пуговица? Что делает магнит, если рядом находится металл. Давайте попробуем.
Петя, возьми магнит, и проведи им над пуговицами? Что произошло? Почему? Как ты
думаешь?
Значит эта пуговица из какого материала изготовлена? (металл). Значит пуговица
какая? (металлическая)
А как вы думаете, из какого материала сделана эта пуговичка? (дерево) Вы уверены?
Как проверить? У нас есть еще вода и лупа. Предлагайте, что мы будем делать. (дети
говорят)
А что может быть с деревянной пуговичкой, если она попадет в воду. (плавает) А с
пластмассовой ( она утонет)
Давайте проверим.(опыт). Пуговица, действительно плавает, если она сделана из
дерева, значит, она какая? (деревянная)
Ребята, так что мы сейчас узнали про пуговицы? (бывают деревянные, металлические,
пластмассовые)
Воспитатель: ребята, я хочу рассказать вам еще один секрет. Пуговички бывают
разные по форме, по цвету, по размеру. Они имеют разное количество отверстий, они
могут быть на ножке, и без ножки. А вы хотите знать откуда пуговица к нам пришла?
Предлагаю пройти в видеозал и посмотреть фильм.
Слайд 5 (Видеоролик «Мультфильм про пуговицу»)
После просмотра: О чем был фильм, что нового вы узнали? Как называется человек,
который коллекционирует пуговицы? Что такое коллекция и какие коллекции можно
собирать?
А сейчас я хочу предложить вам поиграть с пуговицами. Встаньте, пожалуйста, и
обойдите стульчики с другой стороны. Возьмите пуговицы, которые я прикрепила к
спинке стульчиков. Встаньте в круг. Сейчас, когда заиграет музыка, вы будете весело
танцевать с ними, а когда музыка остановится, вы тоже остановитесь, найдете свою
пару с такой же пуговичкой и встанете друг напротив друга. Всем понятно?
Дети играют.
-Ну вот, устали, наверное. Положите пуговички. И присядьте на стульчики.
Воспитатель: О чем был фильм, ребята, что вы узнали? А как называется
коллекционер, который собирает пуговицы (филобутонист). Какое красивое слово
филобутонист. Давайте его повторим еще раз. Я предлагаю вам стать
коллекционерами – филобутонистами и собрать свои первые коллекции. В чем, как вы
думаете, хранятся коллекции. (Дети отвечают)
слайд 6
Пуговица: Я приготовила для вас специальные чудо-коробки. Возьмите их в домике.
Воспитатель предлагает 1 ребенку посмотреть, что в домике, ребенок вынимает
коробочку с карточками, на которой 9 квадратиков, внутри них хаотично распложены 3
пуговички одного цвета, но разного размера.
Воспитатель: Что же это может означать, как вы думаете? (дети отвечают)
Воспитатель: Какие пуговички выдумщицы, опять для нас задание придумали,
Присядьте, дети за столы,
Раздаю карточки, ставлю на стол карандаши. Задание такое: вы внимательно смотрите,
сколько квадратиков нарисовано, и как в них расположены пуговицы. Теперь карточки
переворачиваем рисунком вниз, и по памяти рисуем на своих листочках пуговицы так,
как они были расположены на картинке. Понятно задание?
Закончил Петя? Давайте проверим. Молодцы, ребята, все справились. Давайте, ребята,
сложим наши карточки в одну линию, давайте начнем раскладывать карточки Что у
нас получилось? На что похоже? (на стрелку).
Принцесса Пуговица подсказывает, где спрятаны волшебные коробочки. Давайте
встанем из-за стола, поставим стульчики на край ковра, и отправимся за волшебными
коробочками, куда указывает стрелка.
Вот и чудо-коробки. В каждой лежит какая-то карточка. Посмотрите, ребята.
Принцесса Пуговица подсказывает нам, какие пуговицы в свою коллекцию будете
собирать. Что у вас нарисовано? (Дети отвечают).
берите коробки и проходите за столы.
Посчитайте, пожалуйста, сколько ячеек в коробочке? (9)
Значит, в вашей коллекции должно быть 9 пуговиц по одной в каждой ячейке.
Воспитатель: А теперь приступайте к работе, но будьте очень внимательными. Дети
собирают коллекции.
Рефлексия.
Воспитатель: Вы закончили, ребята? Замечательно. Я поздравляю вас, сегодня вы
стали самыми настоящими коллекционерами – филобутонистами и собрали свою
первую коллекцию. Что нового вы узнали? А что больше всего вам сегодня
запомнилось в гостях у Принцессы-пуговицы? О чем вы расскажете своим друзьям,
когда придете в группу? Я надеюсь, что пройдет время, вы подрастете, и кто-то из вас
станет известным коллекционером. Это очень увлекательное и интересное занятие. А
сейчас мы с Принцессой Пуговицей хотим подарить вам собранные вами коллекции,
возьмите их и держите очень аккуратно. Давайте поблагодарим Принцессу Пуговицу,
попрощаемся с ней и с гостями, и я провожу вас в группу.
Дети прощаются
Слайд 11 (пуговица говорит «Спасибо, До свидания» и уходит.)
Дети с коллекциями уходят в группу.