Автор: Иванова Наталья Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи предложно – падежными конструкциями"
Раздел: дошкольное образование
Особенности овладения детьми с общим недоразвитием
речи предложно – падежными конструкциями
Любая
игра
есть
деятельность.
При
таком
её
понимании
открываются
широкие
возможности
применения
игры
в
коррекционных целях.
Ц е л ь
к о р р е к ц и о н н о - л о го п е д и ч е с к о й
р а б о т ы:
формирование
активной
речи
детей;
формирование
у
детей
правильного
представления
о
лексическом
и
синтаксическом
значении предлога как средства выражения связи между словами в
словосочетании и предложении.
Работа над предлогами рассматривается как составная часть
работы
над
связью
слов
в
предложении.
Формирование
грамматической стороны речи, в том числе предложно-падежных
форм, является одним из условий развития речи и, следовательно,
успешной
интеграции
выпускников
логопедических
групп
дошкольных учреждений в общеобразовательные школы.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у
ребенка происходит в тесном взаимодействии.
Морфология - это раздел науки о языке, который изучает
слово как часть речи.
Си́
нтаксис
-
раздел
лингвистики,
изучающий
строение
и
взаимодействие
различных
частей
речи
в
предложениях,
словосочетаниях.
Появление
новых
форм
слова
способствует
усложнению
структуры предложения, и наоборот: использование определенной
структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и
грамматические формы слов. Предлоги, как известно, помогают
выразить
многообразие
отношений
между
предмет ами
окружающей действительности и являются орудием, при помощи
которого
достигается
сочетаемость
слов
и
строится
высказывания.
Характерной особенностью нормального речевого развития
является
то,
что
усвоение
предлогов
происходит
лишь
после
усвоения
основных
наиболее
функциональных
грамматических
элементов языка – флексий (окончаний).
На
начальных
этапах
речевого
развития
в
детской
речи
отсутствуют
предлоги
(на
столе
–
толе).
Но
этот
период
непродолжителен. Научившись выделять и использовать окончание,
ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий элемент –
предлог,
выражая
лексико-грамматическое
значение
с
помощью
предлога и окончания.
Раньше
всего
усваиваются
предлоги
для
обозначения
пространственных отношений. По мере развития речи значения
предлогов все больше и больше детализируются и обогащаются
Постепенно ребенок овладевает не только общими правилами
грамматики,
но
и
более
частными
правилами,
системой
«фильтров», накладываемых на использование общих правил.
Предложно-падежные конструкции обозначают:
•
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ;
•
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА;
•
СОВМЕСТНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ;
•
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
Один
и
тот
же
предлог,
употребляющийся
в
различных
предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения
•
Предлог
НА
–
Винительный
падеж
–
значение
направления действия (ставит на стол).
•
Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение
предмета (лежит на столе).
•
Предлоги
С
(СО)
–
Родительный
падеж
–
значение
направления действия (съехал с горы, взял со стола).
•
Предлог
С
–
Творительный
падеж
–
совместность
действия (булка с маком).
•
Предлог
У
–
Родительный
падеж
–
з н ач е н и е
принадлежности (у утки утенок).
•
Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение
предмета (спрятался за дом).
Предложные
конструкции
связаны
с
основными
формами
косвенных
падежей,
к
каждому
падежу
относится
своя
группа
предлогов.
•
Родительный падеж. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ
ВОКРУГ С СО ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД ОТ
•
Д.п. – К ПО
•
В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
•
Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
•
П.п. – В НА О ОБ ПРИ
Очевидным
является
тот
факт,
что
русский
язык
-
очень
сложный язык. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми
отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все
слова
правильно
согласовывались
друг
с
другом
–
«дружили».
Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи.
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно
представлен количественный и качественный анализ особенностей
овладения
грамматиче ским
компонентом
о ф о рм л е н и я
высказывания при общем недоразвитии речи.
По мнению Раисы Ивановны Лалаевой, Наринэ Витальевны
С е р е б р я ков о й , грамматические
формы
словоизменения,
словообразования
появляются
у
детей
с
ОНР
в
той
же
последовательности,
что
и
при
нормальном
речевом
развитии.
Своеобразие
овладения
грамматическим
строем
проявляется
в
более
медленном
темпе
усвоения,
в
дисгармонии
развития
морфологической и синтаксической системы языка, в искажении
общей картины речевого развития.
При
многих
формах
ОНР
формирование
грамматического
строя речи происходит с бо'льшими трудностями, чем овладение
активным
и
пассивным
словарем.
Это
обусловлено
тем,
что
грамматические
значения
всегда
более
абстрактны,
чем
лексические,
а
грамматическая
система
языка
организована
на
основе большого количества языковых правил.
Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт
длительного
сосуществования
предложений
грамматически
правильно и неправильно оформленных. Одно и то же слово в
одной и той же синтаксической конструкции может использоваться
ребенком разнотипно, а появление правильных форм слов не ведет
к динамичному изживанию старого стереотипа.
Если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды
грамматическое обозначение той или иной ситуации, осуществляет
широкое
обобщение,
так
как
сходство
ситуаций
и
сходство
их
обозначения быстро улавливается, то ребенок с нарушенным ходом
речевого
развития
этого
сходства
не
улавливает
и
длительно
обозначает
однотипные
речевые
ситуации
по-ра зному.
Грамматический элемент не сразу становится для него носителем
определенного значения и однотипные ситуации не связываются с
однотипными грамматическими элементами, как это наблюдается в
норме.
Е с л и
п р и
н о рма л ь н ом
р а з в и т и и
р еч и
од н а ж д ы
воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает
большое количество случаев образований форм слов по аналогии,
то
при
нарушениях
речевого
развития
дети
не
способны
использовать
«подсказывающий»
образец
слов.
А
поэтому
в
грамматическом
оформлении
одних
и
тех
же
синтаксических
построений имеются непредвиденные колебания.
Светлана
Николаевна
Шаховская
отмечает,
что
у
большинства детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности,
связанные
с
ориентацией
в
окружающем
пространстве,
в
особенности,
если
дефект
включает
дизартрический
компонент.
Отсюда
оказываются
несформированными
пространственные
понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования
навыков
правильного
употребления
грамматических
форм
(существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
По
наблюдениям
Н.С. Жуковой,
ребенок
на
пути
к
овладению правильной грамматической формой слова производит
перебор
вариантов
сочетаний
лексических
и
грамматических
языковых
единиц.
При
этом
выбираемая
грамматическая
форма
слова
чаще
всего
находится
в
прямой
зависимости
от
общего
уровня
сформированности
лексико-грамматического
и
синтаксического строя речи.
Например, на разных этапах своего развития дети по-разному
оформляют свой ответ на один и тот же вопрос логопеда: «С кем ты
пришел (пришла), приехал (а) в детский сад» ?
1. «Мама» - форма ответа у детей, пользующихся отдельными
словами или предложениями из аморфных слов-корней.
2. «Мами» - у детей, в речи которых могут иметь место
отдельные случаи словоизменения.
3.
«Мамом»
-
часто
встречаемая
форма
слова
на
первых
этапах усвоения словоизменения.
4.
«Мамой»
(без
предлога)
-
в
случаях
относительно
развитой фразовой речи и относительно развитого словоизменения.
5.
«С
мама»
-
в
наиболее
тяжелых
случаях
проявления
аграмматизма.
6. «С мамой» - только у детей с достаточно высоким уровнем
речевого развития.
Н. С. Жукова отмечает, что, дети, не накопив необходимого
набора
словоизменительных
элементов
(окончаний)
и
не
научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как
это
наблюдается
в
норме,
преждевременно
обращаются
к
воспроизведению
предлога.
Они
длительно
не
замечают,
что
предлог
и
окончание
связаны
отношениями
симультанности
(синхронности)
и
что
их
сочетание
представляет
собой
определенное единство.
Таким
образом,
своеобразие
овладения
грамматическим
строем
у
детей
с
недоразвитием
речи
проявляется
в
более
медленном
темпе
усвоения,
в
дисгармонии
р а з в и т и я
морфологической и синтаксической систем языка, в хаотическом и
беспорядочном сочетании грамматических и лексических средств, в
преждевременном
обращении
к
воспроизведению
предлогов.
Дошкольники
пропускают,
заменяют,
искажают
предлоги
и
окончания существительных.
Ряд
этих
недостатков
был
выявлен
у
детей
с
речевой
патологией, посещающих наше дошкольное учреждение. Владение
операциями грамматического оформления речевого высказывания,
в частности словосочетаний, составленных по способу предложно-
падежного управления, выявлялось в естественных условиях, путем
наблюдения за детьми в процессе игровой и учебной деятельности,
выполнения специальных заданий, анализе документации, и т.д.
Анализ
полученных
результатов
показал,
что
ошибки
в
использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны
и специфичны
От сюда
можно
сделать
вывод
о
н е о бход и м о с т и
формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим
недоразвитием речи
Усвоение предложно-падежных
конструкций
происходит
в
течение длительного времени. Для достижения лучших результатов
в работе с детьми дошкольного возраста требуется создать хорошо
оснащенную
развивающую
среду,
необходимую
для
развития
умственного и речевого развития каждого ребенка.
Грамматические
нарушения
в
речи
детей
с
общим
недоразвитием речи являлись в течение нескольких десятилетий
предметом
интере са
многих
ведущих
и с с л ед о в ат е л е й
(
Л.Н.Ефименкова,
Г.И.Жаренкова
,
Н.С.Жукова
,
Р.И.Лалаева
,
Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева и др.), но, несмотря на это, проблема их
изучения остается актуальной до сих пор.