Напоминание

"Особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи предложно – падежными конструкциями"


Автор: Иванова Наталья Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи предложно – падежными конструкциями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности овладения детьми с общим недоразвитием

речи предложно – падежными конструкциями

Любая

игра

есть

деятельность.

При

таком

её

понимании

открываются

широкие

возможности

применения

игры

в

коррекционных целях.

Ц е л ь

к о р р е к ц и о н н о - л о го п е д и ч е с к о й

р а б о т ы:

формирование

активной

речи

детей;

формирование

у

детей

правильного

представления

о

лексическом

и

синтаксическом

значении предлога как средства выражения связи между словами в

словосочетании и предложении.

Работа над предлогами рассматривается как составная часть

работы

над

связью

слов

в

предложении.

Формирование

грамматической стороны речи, в том числе предложно-падежных

форм, является одним из условий развития речи и, следовательно,

успешной

интеграции

выпускников

логопедических

групп

дошкольных учреждений в общеобразовательные школы.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у

ребенка происходит в тесном взаимодействии.

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает

слово как часть речи.

Си́

нтаксис

-

раздел

лингвистики,

изучающий

строение

и

взаимодействие

различных

частей

речи

в

предложениях,

словосочетаниях.

Появление

новых

форм

слова

способствует

усложнению

структуры предложения, и наоборот: использование определенной

структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и

грамматические формы слов. Предлоги, как известно, помогают

выразить

многообразие

отношений

между

предмет ами

окружающей действительности и являются орудием, при помощи

которого

достигается

сочетаемость

слов

и

строится

высказывания.

Характерной особенностью нормального речевого развития

является

то,

что

усвоение

предлогов

происходит

лишь

после

усвоения

основных

наиболее

функциональных

грамматических

элементов языка – флексий (окончаний).

На

начальных

этапах

речевого

развития

в

детской

речи

отсутствуют

предлоги

(на

столе

толе).

Но

этот

период

непродолжителен. Научившись выделять и использовать окончание,

ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий элемент –

предлог,

выражая

лексико-грамматическое

значение

с

помощью

предлога и окончания.

Раньше

всего

усваиваются

предлоги

для

обозначения

пространственных отношений. По мере развития речи значения

предлогов все больше и больше детализируются и обогащаются

Постепенно ребенок овладевает не только общими правилами

грамматики,

но

и

более

частными

правилами,

системой

«фильтров», накладываемых на использование общих правил.

Предложно-падежные конструкции обозначают:

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ;

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА;

СОВМЕСТНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ;

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.

Один

и

тот

же

предлог,

употребляющийся

в

различных

предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения

Предлог

НА

Винительный

падеж

значение

направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение

предмета (лежит на столе).

Предлоги

С

(СО)

Родительный

падеж

значение

направления действия (съехал с горы, взял со стола).

Предлог

С

Творительный

падеж

совместность

действия (булка с маком).

Предлог

У

Родительный

падеж

з н ач е н и е

принадлежности (у утки утенок).

Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение

предмета (спрятался за дом).

Предложные

конструкции

связаны

с

основными

формами

косвенных

падежей,

к

каждому

падежу

относится

своя

группа

предлогов.

Родительный падеж. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ

ВОКРУГ С СО ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД ОТ

Д.п. – К ПО

В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО

Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ

П.п. – В НА О ОБ ПРИ

Очевидным

является

тот

факт,

что

русский

язык

-

очень

сложный язык. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми

отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все

слова

правильно

согласовывались

друг

с

другом

«дружили».

Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи.

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно

представлен количественный и качественный анализ особенностей

овладения

грамматиче ским

компонентом

о ф о рм л е н и я

высказывания при общем недоразвитии речи.

По мнению Раисы Ивановны Лалаевой, Наринэ Витальевны

С е р е б р я ков о й , грамматические

формы

словоизменения,

словообразования

появляются

у

детей

с

ОНР

в

той

же

последовательности,

что

и

при

нормальном

речевом

развитии.

Своеобразие

овладения

грамматическим

строем

проявляется

в

более

медленном

темпе

усвоения,

в

дисгармонии

развития

морфологической и синтаксической системы языка, в искажении

общей картины речевого развития.

При

многих

формах

ОНР

формирование

грамматического

строя речи происходит с бо'льшими трудностями, чем овладение

активным

и

пассивным

словарем.

Это

обусловлено

тем,

что

грамматические

значения

всегда

более

абстрактны,

чем

лексические,

а

грамматическая

система

языка

организована

на

основе большого количества языковых правил.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт

длительного

сосуществования

предложений

грамматически

правильно и неправильно оформленных. Одно и то же слово в

одной и той же синтаксической конструкции может использоваться

ребенком разнотипно, а появление правильных форм слов не ведет

к динамичному изживанию старого стереотипа.

Если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды

грамматическое обозначение той или иной ситуации, осуществляет

широкое

обобщение,

так

как

сходство

ситуаций

и

сходство

их

обозначения быстро улавливается, то ребенок с нарушенным ходом

речевого

развития

этого

сходства

не

улавливает

и

длительно

обозначает

однотипные

речевые

ситуации

по-ра зному.

Грамматический элемент не сразу становится для него носителем

определенного значения и однотипные ситуации не связываются с

однотипными грамматическими элементами, как это наблюдается в

норме.

Е с л и

п р и

н о рма л ь н ом

р а з в и т и и

р еч и

од н а ж д ы

воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает

большое количество случаев образований форм слов по аналогии,

то

при

нарушениях

речевого

развития

дети

не

способны

использовать

«подсказывающий»

образец

слов.

А

поэтому

в

грамматическом

оформлении

одних

и

тех

же

синтаксических

построений имеются непредвиденные колебания.

Светлана

Николаевна

Шаховская

отмечает,

что

у

большинства детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности,

связанные

с

ориентацией

в

окружающем

пространстве,

в

особенности,

если

дефект

включает

дизартрический

компонент.

Отсюда

оказываются

несформированными

пространственные

понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования

навыков

правильного

употребления

грамматических

форм

(существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

По

наблюдениям

Н.С. Жуковой,

ребенок

на

пути

к

овладению правильной грамматической формой слова производит

перебор

вариантов

сочетаний

лексических

и

грамматических

языковых

единиц.

При

этом

выбираемая

грамматическая

форма

слова

чаще

всего

находится

в

прямой

зависимости

от

общего

уровня

сформированности

лексико-грамматического

и

синтаксического строя речи.

Например, на разных этапах своего развития дети по-разному

оформляют свой ответ на один и тот же вопрос логопеда: «С кем ты

пришел (пришла), приехал (а) в детский сад» ?

1. «Мама» - форма ответа у детей, пользующихся отдельными

словами или предложениями из аморфных слов-корней.

2. «Мами» - у детей, в речи которых могут иметь место

отдельные случаи словоизменения.

3.

«Мамом»

-

часто

встречаемая

форма

слова

на

первых

этапах усвоения словоизменения.

4.

«Мамой»

(без

предлога)

-

в

случаях

относительно

развитой фразовой речи и относительно развитого словоизменения.

5.

«С

мама»

-

в

наиболее

тяжелых

случаях

проявления

аграмматизма.

6. «С мамой» - только у детей с достаточно высоким уровнем

речевого развития.

Н. С. Жукова отмечает, что, дети, не накопив необходимого

набора

словоизменительных

элементов

(окончаний)

и

не

научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как

это

наблюдается

в

норме,

преждевременно

обращаются

к

воспроизведению

предлога.

Они

длительно

не

замечают,

что

предлог

и

окончание

связаны

отношениями

симультанности

(синхронности)

и

что

их

сочетание

представляет

собой

определенное единство.

Таким

образом,

своеобразие

овладения

грамматическим

строем

у

детей

с

недоразвитием

речи

проявляется

в

более

медленном

темпе

усвоения,

в

дисгармонии

р а з в и т и я

морфологической и синтаксической систем языка, в хаотическом и

беспорядочном сочетании грамматических и лексических средств, в

преждевременном

обращении

к

воспроизведению

предлогов.

Дошкольники

пропускают,

заменяют,

искажают

предлоги

и

окончания существительных.

Ряд

этих

недостатков

был

выявлен

у

детей

с

речевой

патологией, посещающих наше дошкольное учреждение. Владение

операциями грамматического оформления речевого высказывания,

в частности словосочетаний, составленных по способу предложно-

падежного управления, выявлялось в естественных условиях, путем

наблюдения за детьми в процессе игровой и учебной деятельности,

выполнения специальных заданий, анализе документации, и т.д.

Анализ

полученных

результатов

показал,

что

ошибки

в

использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны

и специфичны

От сюда

можно

сделать

вывод

о

н е о бход и м о с т и

формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим

недоразвитием речи

Усвоение предложно-падежных

конструкций

происходит

в

течение длительного времени. Для достижения лучших результатов

в работе с детьми дошкольного возраста требуется создать хорошо

оснащенную

развивающую

среду,

необходимую

для

развития

умственного и речевого развития каждого ребенка.

Грамматические

нарушения

в

речи

детей

с

общим

недоразвитием речи являлись в течение нескольких десятилетий

предметом

интере са

многих

ведущих

и с с л ед о в ат е л е й

(

Л.Н.Ефименкова,

Г.И.Жаренкова

,

Н.С.Жукова

,

Р.И.Лалаева

,

Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева и др.), но, несмотря на это, проблема их

изучения остается актуальной до сих пор.



В раздел образования