Автор: Омельчук Елена Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Обогащение и активизация словаря детей 2 младшей группы в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Омельчук Елена Иосифовна МБДОУ «Детский сад №13 «Чебурашка»
г.Нефтеюганск
Обогащение и активизация словаря детей 2 младшей группы в игровой
деятельности
Консультация для воспитателей
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с
обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и
явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. В словарной работе используют
совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми
слова. Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные
и игровые.
К словесным приёмам относятся:
1.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность
педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и
по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.
2.Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и
того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
3.Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и
действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований
предметов.
4.Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого
результата.
5.Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на
основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что?
Какой? Какая? Где? Куда?" и поисковыми, требующими установления связей и
отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи?" вспомогательные
вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех
методах речевого развития.
Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ
образца, способов действия.
1. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка
интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный
эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность
детей и результативность занятий.
2 Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста –
дидактические игры.Например, в игре "Назови три предмета" приходится вспоминать
и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель,
посуду. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в
Омельчук Елена Иосифовна МБДОУ «Детский сад №13 «Чебурашка»
г.Нефтеюганск
решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из
представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда
и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, которые загадывает
Петрушка или другой сказочный персонаж.
3.Когда игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а например: кукла,
повышается умственная и словарная активность малышей. Например, в гости к детям
может прийти Андрюша – кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его
появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша
проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например "Что изменилось?", но
эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать
воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение
словаря дошкольника.
4.Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер,
цвет. Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, эффективно
используют дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет
больше?", "Продолжи фразу» («Доскажи словечко»), "Что изменилось" и другие.
Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные
игры и словесные игры - все это можно успешно использовать для активизации
словаря младших дошкольников.
5.В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются
движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по
свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между
предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и
отличительные особенности. Например, дидактическая игра: « Что лишнее?».
5.Учитывая индивидуальные особенности детей, организуются в группе центры по
развитию речи: театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр
дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности используются
проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных
явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет
расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в
активной речи.
6.Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулки и
экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми
и людьми дети. Дети знакомятся с понятием живой - неживой природы.
Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и
родовые обобщения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно формировать
такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при
Омельчук Елена Иосифовна МБДОУ «Детский сад №13 «Чебурашка»
г.Нефтеюганск
этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные
признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи