Автор: Алексеева Анна Евгеньевна
Должность: учитель МХК, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Об участии в Фестивале инновационных площадок"
Раздел: среднее образование
18
мая
2018
года
состоялся
XII
муниципальный
фестиваль
инновационных
площадок
образовательных
организаций
Георгиевского
городского округа «Лучшие инновационные практики реализации ФГОС», в
котором
приняли
участие
руководители,
заместители
руководителей
образовательных
организаций,
ответственные
за
работу
в
учреждении,
участники инновационной деятельности.
МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного представляла Алексеева Наталья
Михайловна,
учитель
физической
культуры,
автор
программы
инновационной
площадки
муниципального
уровня «Школа
и
семья
–
фундаментальная основа общества. Обучение и воспитание в семье через
интеграцию урочной и внеклассной деятельности».
Площадка
начала свою работу с сентября 2016 года, имеет статус
муниципальной инновационной площадки. Авторы инновационного проекта
Алексеева Наталья Михайловна и Корчагин Игорь Александрович, учителя
физической
культуры.
Научным
руководителем
инновационной
работы
является
Анатолий
Ильич
Селезнев, профессор
кафедры
физической
культуры
и
здоровье сбережения
СКИРО
ПК
И
П Р О , кандидат
педагогических
наук.
В
работе
площадки
принимают
участие
все
обучающиеся
школы
–
это
518
человек,
родители
школьников,
педагогические работники.
Цель
работы
инновационной
площадки:
создание
единого
пространства воспитания и развития детей в школе и в семье.
В
настоящее
время
мы
завершаем организационно-внедренческий
этап, задачами которого являются:
1.
Разработка
учебно-методического
обеспечения
взаимодействия
семьи и школы в воспитании и обучении.
2.
Формирование доверительных, дружеских
отношений между
семьей и школой.
3.
Создание
условий
для
обмена
педагогическим
и
семейным
опытом.
4.
Продолжение
реализации
программы
инновации
с
учётом
коррекций по результатам первого этапа.
Ожидаемый научно-методический и практический результат этого
этапа:
1.
Повышение качества образования обучающихся.
2.
Создание
максимально
благоприятных
условий
для
раскрытия
личностного
потенциала
школьников,
повышение
уровня
их
саморазвития и самообразования.
3.
Формирование новой практико-преобразующей профессиональной
компетенции педагогов.
4.
Формирование
и
развитие
творческого
потенциала
личности
учителя, родителей и учащихся.
А теперь о том, почему мы остановили свой выбор именно на этой
теме, и как мы достигаем поставленные задачи инновационной работы в
целом и данного этапа в частности.
Сегодня
одной
из
главных
задач
согласно
ФГОС
становится
привлечение
родителей
к
участию
в
работе
школы,
однако
в
реальных
взаимоотношениях
учителей
и
родителей
существует
определенная
дисгармония.
Проблема
взаимодействия
школы
с
семьёй
всегда
была
актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни
своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители
разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Работая с родителями,
мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть
авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и
понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать
сильные
и
слабые
стороны
ребёнка
и
учитывать
их
в
решении
задач
во спит ания
и
физиче ского
развития;
проявлять
и с к р е н н ю ю
заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной
поддержке.
Поэтому мы, учителя, должны проявить инициативу и понять, каким
образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей во благо ребенка.
Большинство
семей
в
наше
время
озабочено
решением
проблем
экономического
характера,
усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей от решения вопросов воспитания и физического развития ребёнка.
Родители,
не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребёнка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно.
Всё
это,
как
правило,
не
приносит
позитивных результатов. Это касается и нравственного, и социокультурного,
и физического воспитания детей. Поэтому очень важна скоординированная
целенаправленная совместная работа семьи и школы. И особенно в вопросах
физического развития детей.
Мы
предлагаем
ряд методов и форм работы и взаимодействия с
родителями, направленных на качественное повышение уровня физического
развития обучающихся.
Обозначим некоторые из них.
1)
Выступления
учителя
физической
культуры
на
классных
и
общешкольных родительских собраниях:
- тематические;
- информационные, пропагандистские;
- инструктивные, консультативные;
- отчётные.
2) Анализ уровня физического развития ребёнка в индивидуальных
карточках, которые раздаются родителям вначале и в конце учебного года. В
карточке
содержатся
виды
нормативов
и
результаты
конкретного
обучающегося, а так же
таблица уровня физического развития данного
возраста,
чтобы
родители
смогли
сравнить
показатели.
К
карточке
прилагаются в письменном виде
рекомендации учителя по двигательному
режиму
ребёнка,
советы,
на
что
именно
нужно
обратить
внимание
родителей, к каким видам спорта имеет склонность их ребёнок. Родители
имеют возможность оценить достижения собственного ребёнка, сравнить
прошлые и настоящие результаты.
3) «День открытых дверей спортивного зала» - посещение родителями
уроков физической культуры.
4) Индивидуальные консультации родителей.
5) Совместные творческие проекты учителя, детей и родителей по
пропаганде
занятий
физической
культурой
и
спортом.
Это
доклады,
презентации, видеоролики, которые потом показываются на родительских
собраниях.
6)
Совместные
Дни
Здоровья
и
спортивные
праздники
«Отцы
–
молодцы», «На урок физкультуры всей семьей», «Папа, мама, я - здоровая
семья».
В конце учебного года мы обязательно проводим итоговую линейку с
награждением лучших спортсменов года, куда приглашаем родителей.
И,
конечно, награждаем тех, кто по итогам мониторинга уровня физического
развития добился за год наибольшего улучшения собственных показателей.
Несколько
слов
о
том,
какие мероприятия
проведены
в
рамках
организационно-внедренческого этапа и чего мы достигли за обозначенный
период:
-реализуется план учебно-методического обеспечения взаимодействия
семьи и школы в воспитании и обучении;
- сформированы доверительные, дружеские отношения между семьей
и школой, которые подтверждаются в соцопросах родителей, анкетировании
и
выражаются
в
99%
посещении
родителями
родительских
собраний,
конференций, открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- проведены диспуты, организованы заседания круглого стола, работает
«Клуб молодых родителей» для обмена педагогическим и семейным опытом;
-проведены
классные
родительские
собрания
«Психологические
и
физиологические
закономерности
развития
ребёнка»,
«Подготовка
школьников к сдаче норм комплекса ГТО», «Анализ уровня физического
развития
обучающихся»,
«Итоги
внеклассной
деятельности
школы
по
физическому,
нравственному
воспитанию».
Совместные
физкультурно
–
массовые мероприятия «На урок физкультуры всей семьёй», «Папа, мама, я
- соревнуется вся семья», «День Здоровья в семье и школе», тематический
праздник «Родительский дом». На заседании круглого стола рассмотрены
вопросы
«Как
помочь
школьнику
организовать
оптимальный
режим
деятельности вне школы, благотворно влияющий на учебную деятельность,
здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность», «Семейное
физическое воспитание – каким оно должно быть?», «Родители +дети =
система подготовки к сдаче нормативов ГТО».
Продолжается внедрение программы «Заботиться Думать О Ребёнке
Обучая Воспитывая Ежедневно» (ЗДОРОВЬЕ).
Программа
Алексеевой
Н.М.,
учителя
физической
культуры
«ЗДОРОВЬЕ» построена на принципе
«Хочешь быть здоровым – будь им!»
Способствует принятию правильных решений детьми в отношении своего
здоровья. В беседах, элементах уроков, внеклассных мероприятиях красной
нитью
проходит
идея
целенаправленного
воспитания
культуры
здоровья
обучающихся, их потребности, способности и умения заботиться о своём
здоровье, духовном и телесном благополучии.
Результаты
работы
отслеживаются
и
оцениваются
по
тестам,
опросам, контрольным упражнениям и признаны удовлетворительными, так
как
у
обучающихся
наблюдается
осознание
личной
причастности
к
состоянию
своего
здоровья,
положительная
мотивация
к
двигательной
деятельности, присутствует определённый уровень знаний, умений и навыков
ведения
здорового
образа
жизни;
суще ствует
бла гоприя т ны й
психологический
климат
в
школьном
коллективе,
заинтересованность
и
участие со стороны семьи в укреплении здоровья школьников.
Результаты мониторинга по ведению ЗОЖ
2014
2015
2016
2017
2018
0
1
2
3
4
5
6
7
занимаются в кружках
делают зарядку
проводят закаливающие
процедуры
Сравнительный
анализ
болезненности
за
2014-2018
г.г.
показывает
положительную динамику. В 2014 году 3 и более раз за учебный год болели
36% учащихся, в 2018 году - 21%.
Сравнительный анализ болезненности
2014
2015
2016
2017
2018
0
5
10
15
20
25
30
35
40
36
31
27
24
21
Таким образом, все запланированные мероприятия в рамках реализации
организационно
–
внедренческого
этапа
эксперимента
выполнены.
Материалы
экспериментальной
работы
систематизированы
с
целью
подготовки к заключительному этапу эксперимента.