Автор: Аёшина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №24
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Почитайте детям сказку"
Раздел: дошкольное образование
Почитайте детям сказку
Аёшина Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 24 г. Томска,
воспитатели первой квалификационной категории;
"Сказка - ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам - урок"
Состоявшийся факт, что в наш век информационных технологий роль
книги
изменилась,
любовь
к
чтению
стала
убывать.
По
данным
многочисленных
исследований,
уже
в
дошкольном
возрасте
дети
предпочитают
книге
другие
источники
информации:
телевидение,
видеопродукцию, компьютер. Как результат - школьники не любят и не хотят
читать.
Как
утверждают
специалисты,
с
одной
стороны
телевидение
побуждает
интерес
к
окружающему;
например,
мультфильм
может
стать
стимулом
к
прочтению
книги.
С
другой
стороны,
ребёнок,
хорошо
зная
содержание рассказа или сказки
«по мультфильму», отказывается читать
книгу.
Кроме
того,
просмотр
телепередач
порождает
поверхностное
восприятие информации. Телевидение приучает употреблять готовые схемы
поведения,
готовые
образы
для
подражания,
заполняет
мозг
ребёнка
стереотипами,
подавляя
развитие
его
собственного
мнения.
Книга
же,
напротив
-
даёт
возможность
домыслить,
пофантазировать,
развить
мыслительный
процесс.
Она
учит
размышлять
над
сюжетом,
развивает
творческие способности, умение думать самостоятельно, ставить перед собой
вопросы, пытаться найти на них ответы.
Кто
же
первым
знакомит
ребёнка
с
книгой?
Как
правило,
ребёнок
знакомится
с
книгой,
ещё
не
умея
читать
–
сказки
ему
рассказывают
родители, бабушки и дедушки.
Об отношении каждого ребёнка к доброй,
художественно
обогащающей
его
литературе,
в
своё
время
с
ласковым
юмором писал в одном из стихотворении Сергей Михалков:
«Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать».
Темп современной жизни стремителен, родители вынуждены, заботится
о семейном достатке и зачастую это приводит к недостатку времени, которое
они могут уделить своим чадам. Проблема недостатка семейного чтения
привела
коллектив
нашей
группы
к
необходимости
создания
проекта,
направленного
на
решение
одной
из
основных
задач
художественно
–
эстетического воспитания
- приобщение дошкольников (желательно и их
родителей) к русскому народному творчеству (сказкам).
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный
уклад,
своя
духовная
культура.
У
всех
народов
было
много
обычаев
и
традиций,
облагораживающих
жизнь
трудящихся.
Они
проявлялись
и
в
отношении
к
природе,
и
в
поэзии
земледельческого
труда,
и
в
устном
народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте
одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях
хорошего тона и правилах приличия. Многое из выше перечисленного нашло
отражение в русских народных сказаниях.
Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно
только
на
естественном
многовековом
фундаменте
народных
традиций.
Педагогические
наука
и
практика,
игнорирующие
коллективный
педагогический
опыт
народа,
не
могут
стать
существенным
элементом
массовой
педагогической
культуры.
Изучение
народного
творчества
чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый
народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, педагог нередко
помогает его возрождению и дальнейшему развитию.
Устное народное творчество, неиссякаемая сокровищница мудрости и
фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт
многих поколений, фольклор имеет огромное воспитательное значение для
ребёнка.
Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки
помогают
формировать
художественный
вкус,
воспитывать
доброе
отношение к миру и людям. Ребенок обожает сказки в период своего самого
интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают
их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с
различными
персонажами.
Сказки
просто
не
могут
не
влиять
на
их
внутренний мир. Что в них такого, что позволяет им существовать столько
времени?
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за
счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа
было немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены
лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде,
безграничная
преданность
народу
и
родине.
Воплощение
в
сказках
положительных
черт
народа
и
сделало
сказки
эффективным
средством
передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки
отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем
поколении
эти
черты,
народность
оказывается
одной
из
важнейших
характеристик сказок. Во многих сказках описываются путешествия героев в
чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и
доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между
собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в
чужих
странах
ожесточенную
борьбу
со
всевозможными
чудовищами
и
злыми
волшебниками,
то
обычно
победа
над
ними
влечет
за
собой
освобождение
людей,
томящихся
в
подземном
царстве
или
в
темницах
чудовищ.
Сказки
очень
увлекательны,
сюжет
насыщен.
Постоянно
меняются
события, что делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна.
Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке
внимание
детей.
Поэтому
правомерно
утверждение,
что
в
сказах
учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость
и подвижность их внимания.
Также в некоторых сказках за основу взяты реальные события, и по мере
передачи содержания из поколения в поколение обрастали дополнительными
подробностями.
Сказка,
былина,
народная
песня
–
вот
истоки
детской
литературы.
И
не
случайно
главными
героями
«лицевых
картинок»
и
«потешных
листов»
–
далеких
предвестников
нынешней
книжки
для
малышей, – дошедших до нас, были Илья Муромец да Никита Кожемяка,
Бова
Королевич
и
Еруслан
Лазаревич.
Молодецкая
удаль,
необычайные
приключения, победа добра над злом... Ни времени, ни тлену неподвластны
эти вечные мотивы...
Сказка звучала повсюду. Она снимала усталость после дальней дороги
или тяжелого трудового дня (недаром русские поморы – рыбаки нанимали
для
своей
артели
профессионального
«байщика»
и
платили
ему
за
рассказывание
сказок
немалые
деньги),
сказка
звучала
на
сельских
девичниках и вечерних посиделках.
Сказки слушали не только из-за интереса, но и в качестве своего рода
обучения. В старые времена крестьянин не мог дать своим детям школьного
образования, поэтому на помощь приходили сказки, которые рассказывали об
окружающем мире, давали начала знаний, воспитывали нравственно.
Но
сказки
не
были
бы
сказками,
если
бы
в
них
отсутствовала
занимательность. С первых же слов они вводят детей в свой неповторимый
мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык
животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают
опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки,
спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы. Русский
народ в своих сказках запечатлел свою историю. Давайте попробуем почитать
ребенку рассказ о Полтавской или Бородинской битве. И ребенку многое не
будет понятно и навряд ли запомнится надолго, потому, что это происходило
давно. Вот еще, почему хочется порекомендовать читать нашим детям сказки,
потому, что занимательные повествования об удивительных приключениях
сказочных
героев
есть
словесный
памятник
«живой
старины»
и
национальной истории.
За
внешне
неправдоподобными
сказочными
сюжетами
ясно
видится
реальная русская история, полная славы и драматизма, созидания и борьбы.
Народ всегда чтил своих героев, боровшихся с иноземными захватчиками, и
сохранила память о них не только в былинном эпосе, но и в прекрасных
образах русской волшебной сказки.
Другая причина, по которой надо читать детям русские народные сказки
– это нравственность. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей.
Старому отцу понадобились молодильные яблоки и сын отправился за ними в
далекое и опасное путешествие («Молодильные яблоки»). В другой сказке
сын выручает мать из плена, дочь ради отца идет в лес в лютые морозы
«Морозко».
Русские сказки учат детей тому, что «один в поле не воин». Каким бы ни
был сильным Иван, ему кто-то да помогает. То мать или отец советом;
товарищ силой; слабый старик мудростью; волшебные предметы, как бы,
дают герою второе дыхание. И опять же дети узнают, что сам по себе
волшебный предмет ничего не стоит, если бы он лежал просто на полке.
Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о
невероятной, но поучительной истории.
Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память
ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять
рассказы, что очень нужно для развития речи, логического мышления, они
уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь
начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.
Богат язык сказок, читая их детям, мы обогащаем и их язык. Так же
обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в
сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко
ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это
сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о
большом таланте и мастерстве ее создателей.
Как выше было сказано, проблема недостатка семейного чтения привела
коллектив нашей группы к необходимости создания проекта, направленного
на
решение
одной
из
основных
задач
художественно
–
эстетического
воспитания
- приобщение дошкольников к книге. Мы сделали акцент на
русские народные сказки, и решили совместно с воспитанниками создать
свою книгу русских народных сказок. Дети ещё раз прослушают сказки,
проанализируют совместно с воспитателями её содержание. Размышляя над
сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев,
правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность и т.д. У
детей
хрупкая
психика,
и
сказки
являются
тем
уникальным
средством,
которое позволяет без морального ущерба рассказывать им об отрицательном
в жизни и проводить параллели с современной действительностью. То есть
на примере сказки можно учить детей безопасному поведению в нашем
современном мире. Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» заставляет
детей
задуматься
о
том,
что
привлекательная
внешность
не
всегда
соответствует хорошим внутренним качествам. Сказка «Колобок» заставляет
детей
задуматься
о
том,
что
нельзя
терять
бдительность.
Также
сказка
«Колобок»
способна
нас
подтолкнуть
к
рассмотрению
наших
русских
традиций. Можно задаться вопросом, а что же такое колобок? Откуда взялся
такой
персонаж?
И
это
приведёт
нас
к
знакомству
с
технологией
приготовления
колоба
(русская
народная
выпечка),
познакомить
с
таким
устройством, как сусеки. Можно узнать и о национальных костюмах и о
русских традициях и праздниках – всё это мы черпаем из русских сказок. Как
результат
нашей
работы
мы
планируем
вызвать
интерес
к
русскому
народному творчеству не только у воспитанников, но и у их родителей. Так
проявили интерес и желание рассказать детям о веретене сами родители.
Планируем вместе с воспитанниками создать книгу русских народных сказок
с детскими иллюстрациями. Знакомить детей с бытом и культурой на Руси.
Ещё в рамках проекта планируем вместе с детьми вдохнуть в сказки
новую жизнь с помощью инсценировок. Конспект одного театрализованного
действия
по
сказке
“Петушок
и
бобовое
зёрнышко”
с
использованием
русских народных игр мы представляем вашему вниманию.
Театрализация сказки “Петушок и бобовое зёрнышко” с использованием
русских народных игр.
Ведущий
1:
Здравствуйте,
наши
гости!
Ребята
в
нашей
группе
очень
артистичные, любят разные инсценировки, любят петь и танцевать. Поэтому
мы с ребятами решили показать вам небольшой спектакль. Называется он
“Петушок и бобовое зёрнышко” по русской народной сказке.
Ведущий 2: Колобок, колобок,
Золотистый бок,
За ёлки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся.
На весь мир улыбнулся.
(Л. Кузьмин)
Ведущий 2: Что же это за колобок?
(Ответ детей)
Ведущий 1: Ребята, давайте солнышко позовём!
Ребёнок: Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко покатись!
Красное, нарядись!
Ребёнок: Солнышко, Солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Дам тебе мёду
Целую колоду!
(появляется игрушка – солнышко, прикрепляется)
Ведущий 2: Разбудило солнышко петушка.
Петушок: У меня отличный слух!
Ведущий 2: Как-то хвастался петух.
Петушок: Ни козе, ни индюку,
Ни корове, ни быку
Так не спеть: “Ку-ка-ре-ку!”
Песня – игра “Как у наших у ворот”.
Ведущий 2: Услышала петушка курочка.
(появляется курочка)
Ведущий 2: Ходит курочка – хохлатка,
Следом жёлтые цыплята –
От неё не отстают,
Дружно зёрнышки клюют.
Ведущий 2: В то время как петушок со своей семьёй клевал зёрнышки на
птичий двор забрёл кот.
(подвижная игра “Кот на птичьем дворе”)
Ведущий 2: Нашёл петушок бобовое зёрнышко и стал его клевать. А курочка
приговаривает.
Курочка: Петя, не торопись! Петя, не торопись!
Ведущий 1: Не послушал петушок курочки, быстро клевал да подавился
бобовым
зёрнышком.
Лежит,
словно
мёртвый,
не
дышит,
не
слышит.
Побежала курочка к хозяйке. А хозяйка в это время крынки мыла да на
плетень развешивала.
(подвижная игра “Плетень”) фотография 1
Курочка: Хозяюшка, дай мне маслица смазать петушку горлышко!
Подавился петушок бобовым зёрнышком.
Хозяюшка: Беги скорее к коровушке. Попроси у неё молоко, из молока я
собью тебе маслице.
Ведущий 1: Побежала курочка к коровушке.
(Появляется корова)
Курочка:
Коровушка
–
Буренушка,
дай
мне
молочка.
Молоко
я
отнесу
хозяюшке,
хозяюшка
собьёт
мне
маслице,
маслицем
я
смажу
горлышко
петушку, подавился он бобовым зёрнышком.
Коровушка: Пожалуйста, поиграйте со мной.
(подвижная игра “горячий горшочек”)
Коровушка: Рада тебе помочь, но сходи сначала к хозяину, пусть даст мне
свежей травушки. Съем я сочную травушку, появится у меня молоко.
Ведущий
2:
Побежала
курочка
к
хозяину.
А
хозяин
в
огороде
овощи
пропалывает.
Ведущий 1: Посмотрим, какие овощи растут у хозяина в огороде.
Загадки:
Я важный и сочный.
У меня красные щёчки. (Помидор)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – гладкая,
На вкус – как сахар сладкая! (Морковь)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Крепкие зелёные,
Хороши солёные! (огурец)
Ведущий 1: Давайте в гости зайдём к хозяину, поиграем в подвижную игру
“Здравствуй, догони!”
Курочка:
Хозяин,
дай,
Пожайлуста,
коровушке
сочной
травы.
Траву
Бурёнушка съест и даст хозяюшке молоко; из молока сделает хозяюшка
маслице, а я смажу горлышко петушку.
Хозяин: Рад бы, да нет у меня косы. Сходи-ка курочка к кузнецу, попроси у
него острую косу, тогда я накошу сочной травушки для коровы.
Ведущий
2:
Побежала
курочка
к
кузнецу.
А
кузнец
работает,
молотком
стучит. Давайте и мы попробуем.
Кузнец показывает действия, сопровождая их словами.
Тук-таки, тук-таки! –
Застучали молотки.
Туки-туки-туки-точки! –
Застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток! –
Так стучит молоток.
Курочка: Кузнец, кузнец, дай хозяину косу. Хозяин накосит траву; я отнесу
траву коровушке; коровушка съест травушку и даст молочка; молоко я отнесу
хозяюшке; хозяюшка собьёт маслице из молока; маслицем я смажу горлышко
петушку, подавился петушок бобовым зёрнышком.
Кузнец: есть у меня хорошая коса, а чтобы её взять, нужно пройти через
“Золотые ворота”, которые я выковал.
(подвижная игра “Золотые ворота”)
Ведущий 2: Дал кузнец хозяину косу. Хозяин накосил сочной травы для
коровушки; коровушка травушку съела и дала молока. Хозяйка сбила из
молока маслице. Смазала курочка петушку горлышко. Проскочило бобовое
зёрнышко. Очнулся петушок, взлетел на забор и закричал.
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Всех со мной играть зову!
(подвижная игра “Петух и хозяйка”)
Фотография 2
Ведущий 1: Вот и закончилась наша сказка. Спасибо вам, ребята.
Хочется, чтобы наши дети росли на русских культурных традициях и
устоях, чтобы старались быть похожими на героев: Василису Премудрую,
Ивана
–
царевича
и
т.д.
Хочется,
чтобы
родители
задумались,
к
чему
приведут мультфильмы, навязываемые телевидением.
Взрослые
часто
удивляются:
почему
же
дети
вырастают
совсем
с
другими моральными качествами и принципами, почему они не уважают то,
что было так дорого им самим? Старшее поколение выросло на сказке, на
русской былине (много сказок было экранизировано), нынешнее поколение
лишено этого. Другое время, другие герои, - и, как следствие, - другие
ценности.
Но, кто, как не взрослый в ответе за ребёнка, за то, - каким человеком он
вырастит?
Ребёнок,
как
природный
материал,
пластичный,
мягкий,
впитывающий.
Он
вберёт
в
себя
то,
что
его
окружает.
Задача
взрослых
окружить ребёнка добротой, здоровыми моральными устоями, культурными
национальными традициями. Дети не любят, когда их «учат жить», не любят
нравоучений и чтений морали. А это и не нужно! Сказка учит ненавязчиво,
увлекательно,
интересно!
Сделайте
для
своего
ребёнка
такую
малость
–
прочитайте сказку на ночь!
Список литературы:
1.
Волков
Г.Н.
Этнопедагогика:
Учебник
для
студентов
среднего
и
высшего пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
2.
Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. М.: Высшая
школа, 1988.
3.
Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста
средствами
народной
педагогики:
Монография.
Екатеринбург:
Уральский гос. пед. ун-т, 2006.
4.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.
5.
Побегаем, попрыгаем…: Сборник подвижных игр и забав для детей 6
-10 лет/Авт. – сост. Н.Л. Воробьёва. – М.: АРКТИ, 2007.
Периодические издания:
1.
Лашкова
Л.
«Формирование
коммуникативных
качеств
у
детей
старшего
дошкольного
возраста»
научно-методический
журнал
«Дошкольное воспитание» №3, 2009г.
2.
Поштарева
Т.
«Использование
народных
игр
в
образовательном
процессе»
научно-методический
журнал
«Дошкольное
воспитание»
№5, 2009г.