Напоминание

"Урок как основная форма реализации требований ФГОС"


Автор: Кобякова Светлана Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Нижние Серги-3 Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок как основная форма реализации требований ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»

Выпускная работа

слушателя дополнительной профессиональной программы

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования: идеология, содержание, технология ведения»

ТЕМА

Урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Выполнила:

Кобякова Светлана Викторовна,

учитель ИЗО и черчения,

МКОУ СОШ №3,

г.Нижние Серги-3

Проверила:

Куровская Мария Анатольевна.

Екатеринбург

2013

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие

обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём

учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к

обеспечению процесса образования.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных

условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели

и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы

не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем

держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только

на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса:

учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но

решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому

положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,

когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и

совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный – деятельный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще

– действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня

живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для

будущего .

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не

только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди,

которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их

возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое

процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный

урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее

окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика

с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи)

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и

первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,

консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых

условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,

смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и

навыками.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в

учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,

рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно

сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

метод проектов;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровье сберегающие технологии (интеграция);

портфолио

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется

по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы,

памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного

занятия. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей

эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе. Обучение с

использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный

процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений

(универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго

Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая

карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,

позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими

параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и

приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и

деятельность обучающихся.

Структура технологической карты включает:

название темы;

цель освоения учебного содержания;

планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

основные понятия темы;

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы),

технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,

проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса,

гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать

действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в

процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной

деятельности.



В раздел образования