Автор: Кобякова Светлана Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Нижние Серги-3 Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок как основная форма реализации требований ФГОС"
Раздел: среднее образование
ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
Выпускная работа
слушателя дополнительной профессиональной программы
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования: идеология, содержание, технология ведения»
ТЕМА
Урок как основная форма реализации требований ФГОС.
Выполнила:
Кобякова Светлана Викторовна,
учитель ИЗО и черчения,
МКОУ СОШ №3,
г.Нижние Серги-3
Проверила:
Куровская Мария Анатольевна.
Екатеринбург
2013
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие
обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём
учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к
обеспечению процесса образования.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных
условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели
и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы
не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только
на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса:
учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но
решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому
положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,
когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и
совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный – деятельный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще
– действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня
живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для
будущего .
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не
только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди,
которые могут:
•
анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их
возможные последствия;
•
отличаться мобильностью;
•
быть способны к сотрудничеству;
•
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое
процветание.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный
урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее
окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока:
•
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
•
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
•
вывод делают сами учащиеся;
•
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•
время-сбережение и здоровье-сбережение;
•
в центре внимания урока – дети;
•
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
•
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•
планирование обратной связи;
•
урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
•
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);
•
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика
с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
•
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в
форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
•
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся);
•
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи)
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и
первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых
условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,
смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
•
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в
учении;
•
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,
рефлексивные, самооценочные;
•
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно
сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
•
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
•
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Методы и формы современного урока:
•
метод проектов;
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
здоровье сберегающие технологии (интеграция);
•
портфолио
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется
по следующим направлениям:
•
создание презентаций к урокам;
•
работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
•
использование готовых обучающих программ;
•
разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
•
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы,
памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
•
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
•
создание текстовых работ;
•
обобщение методического опыта в электронном виде и т.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного
занятия. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе. Обучение с
использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный
процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго
Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая
карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и
приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и
деятельность обучающихся.
Структура технологической карты включает:
•
название темы;
•
цель освоения учебного содержания;
•
планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
•
основные понятия темы;
•
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы),
технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса,
гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать
действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в
процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной
деятельности.