Напоминание

"Народные промыслы"


Автор: Шитикова Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5 "Полянка"
Населённый пункт: г. Пестово, Новгородская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Народные промыслы России»

(старшая группа)

(Воспитатель Шитикова Виктория Викторовна)

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Дата проведения:

26.01.2018 – 25.01.2018

Актуальность проекта:

В

условиях

современного

общества

мало

внимания

уделяется

знакомству

детей

с

различными

видами

декоративно

прикладного

искусства, народными промыслами и народными традициями.

В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение

детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и

т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к

возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её

проявлениях,

ребёнок

учится

быть

гражданином

и

развивает

в

себе

природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем

гармонически развитую личность.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок

почувствовал

уникальность

своего народа,

знал

историю

своей

семьи,

страны,

возлюбил

свою

родину,

пришел

к

пониманию

и

осознанию

собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на

земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в

этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив

ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его

страны».

Цель проекта:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей

посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

Познакомить

детей

с

видами

народного

декоративно-прикладного

искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской

игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами

русской матрёшки.

Формировать

у

детей

патриотические

чувства:

чувство

любви

и

гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Развивать

художественно-творческие

способности

в

процессе

восприятия

произведений

декоративного

искусства

и

детской

деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Приобщить

к

культуре

и

традициям

русского

народа;

воспитывать

лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку,

сочувствие.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к

культуре,

русским

традициям

и

промыслам,

мастерам

народного

творчества.

Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного

искусства.

Донести

до

воспитанников,

что

они

являются

носителями

великой

русской культуры, наследниками великих мастеров.

Предполагаемый результат:

1.

Познакомить

детей

и

привлечь

родителей

к

историческому

и

культурному наследию родного края;

2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах

России;

3.

Заинтере сованно сть

и

активное

участие

родителей

в

образовательном процессе детского сада;

4. Развитие творческого воображения, творческого мышления

5.

Формирование

предпо сылок

поисковой

д е я т е л ь н о с т и ,

интеллектуальной инициативы.

Организационный этап:

Подготовка материалов:

-

Подбор

наглядных

и

дидактических

материалов

(тематические

картинки, плакаты с элементами росписи);

-

Подготовка

презентаций

по

ознакомлению

детей

с

народными

промыслами;

-

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

-

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка

материалов

для

организации

творческой

деятельности

детей;

-

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

«Народные промыслы России»

Виды совместной

деятельности

Наименование мероприятий

Непосредственно

образовательная

деятельность

Формирование

целостной

картины мира

Тема: «Народные промыслы»

Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к

Родине, уважение к труду людей, создающих произведения

искусств. Развивать способности различать стили в декоративном

искусстве.

Конструирование /

Ручной труд

Конструирование: Тема: «Русская народная изба»

Цель: Продолжить знакомить с народными промыслами России.

Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными

промыслами. Расширить представления о городецких изделиях.

Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных

досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной

доски. Воспитывать интерес к народной культуре.

Чтение

художественной

литературы:

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность

использования в литературном произведении выразительно-

изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами,

развивать умение понимать их переносное значение.

Рисование:

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного

декоративно - прикладного искусства. Учить замечать

художественные элементы, определяющие специфику "золотой

хохломы": назначение предметов, материал, технология

изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому

восприятию, колорит, узор.

Лепка /

Аппликация:

Тема: «Козлики», «Дымковская игрушка-петушок» (из

пластилина)

Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской

игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена);

какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с

многообразием игрушек и спецификой декора - характерными

элементами и цветосочетаниями.

Развитие речи:

Ознакомление с предложением

Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности

слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и

распространять предложение, правильно читать его; закреплять

умение называть слова в предложении последовательно и

вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные

по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить

чистоговорки с разной силой голоса.

«Социально –

коммуникативное

развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин

промыслов»

Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» ,

«Дверная скважина», «Укрась слово»

Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»

Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой

домашний адрес? »

«Речевое

развитие»

Обучение рассказыванию

«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Богат Ермошка»

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории

хохломской росписи) .

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские

матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая

хохлома»

«Физическое

развитие»

Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная

гимнастика» комплекс № 10

Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн. »

«Забавные художники» (38)

Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»

П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»

А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»

Д- «Прогулка в лес» (Картотека)

Народная игра «Ручеёк».

Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,

«У Миланьи, у старушки»,

«У медведя во бору»;

Художественно –

эстетическое

развитие»

Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой

Роспись дымковские барышни

«Роспись досок. Городецкая роспись».

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного

материала

Прослушивание аудио записи русской народной песни

“Матрёшка”

«Познавательное

развитие»

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением

игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки)

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с

просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью

предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Взаимодействие с

родителями и

социумом

Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему:

«Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое

воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно –

эстетическое воспитание детей в семье»

Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта,

народной утвари.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1.

Оформление выставки рисунков и поделок детей;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к

декоративно

-

прикладному

искусству

у

детей

появилось

желание

еще

больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети

самостоятельно

стали

различать

стили

известных

видов

декоративной

живописи,

научились

создавать

выразительные

узоры

на

бумаге.

Таким

образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень

интересна

и

многогранна,

она

помогает

развить

не

только

творческую

личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному

краю, к своей стране в целом.



В раздел образования