Автор: Шитикова Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5 "Полянка"
Населённый пункт: г. Пестово, Новгородская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Народные промыслы России»
(старшая группа)
(Воспитатель Шитикова Виктория Викторовна)
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Дата проведения:
26.01.2018 – 25.01.2018
Актуальность проекта:
В
условиях
современного
общества
мало
внимания
уделяется
знакомству
детей
с
различными
видами
декоративно
–
прикладного
искусства, народными промыслами и народными традициями.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение
детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и
т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к
возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её
проявлениях,
ребёнок
учится
быть
гражданином
и
развивает
в
себе
природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем
гармонически развитую личность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок
почувствовал
уникальность
своего народа,
знал
историю
своей
семьи,
страны,
возлюбил
свою
родину,
пришел
к
пониманию
и
осознанию
собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на
земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в
этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив
ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его
страны».
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей
посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
Познакомить
детей
с
видами
народного
декоративно-прикладного
искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской
игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами
русской матрёшки.
Формировать
у
детей
патриотические
чувства:
чувство
любви
и
гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Развивать
художественно-творческие
способности
в
процессе
восприятия
произведений
декоративного
искусства
и
детской
деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Приобщить
к
культуре
и
традициям
русского
народа;
воспитывать
лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку,
сочувствие.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к
культуре,
русским
традициям
и
промыслам,
мастерам
народного
творчества.
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного
искусства.
Донести
до
воспитанников,
что
они
являются
носителями
великой
русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1.
Познакомить
детей
и
привлечь
родителей
к
историческому
и
культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах
России;
3.
Заинтере сованно сть
и
активное
участие
родителей
в
образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5.
Формирование
предпо сылок
поисковой
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальной инициативы.
Организационный этап:
Подготовка материалов:
-
Подбор
наглядных
и
дидактических
материалов
(тематические
картинки, плакаты с элементами росписи);
-
Подготовка
презентаций
по
ознакомлению
детей
с
народными
промыслами;
-
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
-
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка
материалов
для
организации
творческой
деятельности
детей;
-
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
«Народные промыслы России»
Виды совместной
деятельности
Наименование мероприятий
Непосредственно
образовательная
деятельность
Формирование
целостной
картины мира
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к
Родине, уважение к труду людей, создающих произведения
искусств. Развивать способности различать стили в декоративном
искусстве.
Конструирование /
Ручной труд
Конструирование: Тема: «Русская народная изба»
Цель: Продолжить знакомить с народными промыслами России.
Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными
промыслами. Расширить представления о городецких изделиях.
Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных
досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной
доски. Воспитывать интерес к народной культуре.
Чтение
художественной
литературы:
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность
использования в литературном произведении выразительно-
изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами,
развивать умение понимать их переносное значение.
Рисование:
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного
декоративно - прикладного искусства. Учить замечать
художественные элементы, определяющие специфику "золотой
хохломы": назначение предметов, материал, технология
изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому
восприятию, колорит, узор.
Лепка /
Аппликация:
Тема: «Козлики», «Дымковская игрушка-петушок» (из
пластилина)
Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской
игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена);
какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с
многообразием игрушек и спецификой декора - характерными
элементами и цветосочетаниями.
Развитие речи:
Ознакомление с предложением
Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности
слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и
распространять предложение, правильно читать его; закреплять
умение называть слова в предложении последовательно и
вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные
по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить
чистоговорки с разной силой голоса.
«Социально –
коммуникативное
развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин
промыслов»
Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» ,
«Дверная скважина», «Укрась слово»
Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»
Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой
домашний адрес? »
«Речевое
развитие»
Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Богат Ермошка»
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории
хохломской росписи) .
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские
матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая
хохлома»
«Физическое
развитие»
Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная
гимнастика» комплекс № 10
Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн. »
«Забавные художники» (38)
Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»
П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»
А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»
Д- «Прогулка в лес» (Картотека)
Народная игра «Ручеёк».
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,
«У Миланьи, у старушки»,
«У медведя во бору»;
Художественно –
эстетическое
развитие»
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Роспись дымковские барышни
«Роспись досок. Городецкая роспись».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного
материала
Прослушивание аудио записи русской народной песни
“Матрёшка”
«Познавательное
развитие»
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением
игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки)
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с
просмотром слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью
предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Взаимодействие с
родителями и
социумом
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему:
«Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно –
эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта,
народной утвари.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Обобщающий этап
1.
Оформление выставки рисунков и поделок детей;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к
декоративно
-
прикладному
искусству
у
детей
появилось
желание
еще
больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети
самостоятельно
стали
различать
стили
известных
видов
декоративной
живописи,
научились
создавать
выразительные
узоры
на
бумаге.
Таким
образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень
интересна
и
многогранна,
она
помогает
развить
не
только
творческую
личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному
краю, к своей стране в целом.