Напоминание

"Профессия и карьера."


Автор: Орликов Владимир Васильевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Ширинская СОШ"
Населённый пункт: г.Новомосковск, поселок Ширинский, Тульская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Профессия и карьера."
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

технологии.

Учитель:Орликов Владимир Васильевич.

Класс :9

Учебник: Технология: 9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждения / А.Н Богатырев, О.П Очинин, П.С. Самородский, под

редакцией В,Д. Симоненко.-М.:Вентана Граф,2013.

Тема урока:Профессия и карьера.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Образовательные ресурсы (средства обучения):учебник,презентация, раздаточный материал.

Приглашенные: ученица 10 класса, победитель городского конкурса «Стратегия успеха».

Цель урока.

Предметная:

-формирование представления учащихся о роли профессии в жизни человека; формирование понятий профессиональный

план, профессиональная проба, профессиональная карьера, формула выбора профессии;

-научиться анализировать форму деятельности и уметь определять способ её образования;

- умений и навыков по составлению учащимися планапрофессионального образования и трудоустройства.

Метапредметная:

развитие логического и творческого мышления, внимательности, навыков учебного сотрудничества в

ходе индивидуальной и групповой работы;

- формирование навыков работы с текстом,целеполагания, контроля и оценивания результата своей деятельности;

Личностная:-формирование стартовой мотивации к изучению нового через включение в урок исторических фактов и

регионального компонента; развитие навыков составления алгоритма и работы по алгоритму.

Задачи.

Обучающие: сформировать умение и навыки по составлению плана профессионального роста с опорой на научную

формулу выбора профессии.

Развивающие: 1)развивать логическое мышление и речь в процессе формулирования учащимися темы и целей урока,

обоснованных

доказательств

своих

рассуждений;установления

аналогий

между

понятиями;

прогнозирования

результатов своей деятельности; 2) использовать

разнообразных приемов деятельности на уроке для формирования

устойчивости внимания; 3)развивать умение оформлять свои мысли в устную форму, слушать и понимать речь других;

4)развивать способности критериального оценивания в процессе сравнения с образцами правильных решений.

Воспитательные: формировать

общественно

значимые

мотивы

выбора

профессии

и

профессиональных

интересов,формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение

общего задания,

Формы организациипознавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Основные методы работы на уроке:

- по виду источника информации: словесные (дискуссия учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация

презентации);

- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися

проблем), метод обобщающего повторения, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций).

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Образовательные

ресурсы

(средства

обучения):

технические

средства

обучения

(компьютер,

интерактивная

доска, презентация), раздаточный материал (листок контроля, самостоятельная работа).

Технологии: игровая,

проблемного

обучения,

здоровьесберегающая,

информационно-коммуникативные

технологии.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Этап урока

Вр

е

мя

Формы

работы,

приемы.

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Способ

промежуточн

ого контроля.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Предметные.

Метапредметные.

Мотивация

(самоопреде

ление) к

учебной

деятельност

и

6

Фронтальн

ая работа.

Приемы:

-эпиграф к

уроку,

-

цитирован

ие

высказыва

ний

известных

людей,

- эссе

1.Эпиграф на

слайде(слайд№1)

2.Учитель: Здравствуйте,

ребята! Я рада приветствовать

вас на уроке.

3. Учитель:«Кем вы

работаете?» - это чуть ли не

первый вопрос, возникающий

у людей при знакомстве. Даже

дети интересуются: «А кто

твои мама и папа?», ведь

профессиональная

принадлежность – одна из

значимых характеристик

любого человека. Найти себя

1.Звучит стих А.В.

Белова в исполнении

ученицы:

Как много профессий

чудесных

На нашей планете Земля!

И каждая из них

интересна.

И каждая людям нужна.

Как выбрать любимое

дело?

Как стать на тот

жизненный путь,

Которым шагал бы ты

смело,

С которого не смог бы

свернуть.

2.Приветствуют учителя,

проверяют готовность к

уроку.

3. Выступление

учащихся

Формируют

представления о

роли профессии

в жизни человека.

Проявляют

эмоциональные

отношения в

учебно-

познавательной

деятельности.

Умеют

устанавливать

аналогии,строить

логические

рассуждения,

умозаключения,

делать выводы.

Владеют

диалогической

формой

коммуникации,

умеют

аргументировать

свою точку

зрения,быть

толерантным к

позициям,

отличным от

собственной.

Развивают навыки

активного

Фронтальный

опрос.

Прием:

мозговой

штурм.

в этом мире означает

возможность достойно жить,

чувствовать себя нужным

людям, получать радость от

работы, максимально

проявлять свои способности, а

значит, на долгие годы

оставаться «в форме»,

сохраняя физическое и

психическое здоровье. Выбор

профессии – сложный и

ответственный шаг в жизни

каждого человека. После

окончания неполной средней

общеобразовательной школы

каждому из вас предстоит

решить, куда пойти учиться,

где продолжить свое

образование? От

продуманного выбора зависит

будущая судьба. Не всем

удается достичь желаемых

успехов. Одна из причин в

том, что личные

профессиональные и

жизненные планы не всегда

хорошо продуманы и

составлены без учета своих

способностей и возможных

препятствий.

4.Учитель.Что такое

жизненные планы? О чем вы

мечтаете? Какие цели ставите

перед собой?Давайте

определим тему и цели урока.

- Эссе «Кем быть»

(2 мин),

-«Профессия моих

родителей»-

фоторепортаж, 1мин.

-участница городского

конкурса «Стратегия

выбора»-презентация-

2мин.

слушания.

Демонстрируют

навыки

восприятия,

осмысления темы

нового материала и

4. Учащиеся определяют

тему урока (запись в

тетрадях), ставят цели.

основных

вопросов,

подлежащих к

усвоению.

Актуализаци

я

и

фиксировани

е

индивидуаль

ного

затруднения

в

п р о б н ом

действии.

5

Работа в

группах.

Прием:

ш а г

з а

шагом,

конкурс

шпаргалок.

Фронтальн

ая работа.

Прием:

1.Учитель. Для достижения

целей урока нам необходимо

усвоить основные понятия по

теме(словарь понятий записан

на доске).

1 группа –работа с

учебником,2 группа- работа с

Интернетом.

2. Ребята, давайте обсудим

1.Учащиеся, работая в

группах, находят

определение опорных

понятий: профессия,

профессиональная

деятельность, карьера,

вертикальная и

горизонтальная карьера,

уровень притязаний,

призвание,

профессиональный

успех,

профессиональное

становление.

Формулируют и

объясняют

определения

опорных понятий:

профессиональна

деятельность,

карьера,

вертикальная и

горизонтальная

карьера, уровень

притязаний,

призвание,

профессиональны

й успех.

Уме ют искать

и

сохранять

и н ф о р м а ц и ю

с

использованием

уст ройств

И К Т,

владеют

навыками

работы

с

текстом.

адекватно

используют

речевые

средства

д л я

р е ш е н и я

различных

коммуникативных

задач.

Развивают

Фронтальный

опрос.

Самоконтроль

«Мнение

эксперта».

результаты ваших поисков,

сравним с определениями на

интерактивной доске и

запишем в тетрадь.

Представители от каждой

группы, шагая к доске, на

каждый шаг называют термин,

из изученного материала.

2. Консультанты

корректируют

высказывания, учащиеся

записывают основные

понятия в тетрадь.

п о т р е б н о с т и

и

мотивы

у ч е б н о -

познавательной

деятельности.

.

Выявление

м е с т а

и

причины

затруднений.

5

Физкульт-

минутка(2

минуты)

1.Учитель.Какие вы молодцы.

Думаете – коллективно!

Решаете – оперативно!

1.Участвуют в игре,

мотивируют и объясняют

свои решения.

Знают качества,

необходимые для

реализации себя

как личности в

той или иной

Развивают навыки

активного

слушания,

адекватного

использования

Фронтальная

работа

Фронтальн

ая

Прием «

Ассоциаци

я»

Отвечаете – доказательно!

Вас ждет успех-обязательно!!

Давайте отдохнем и

поучаствуем в игре «Угадай

профессию».

По перечисленным качествам

нужно отгадать род

деятельности.

А) Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Находчивость

Выдержка

Собранность

Ответственность

Отвага

Патриотизм

Знание

техники

и

оружия

(военные специальности)

Б) Физическая подготовка

Знание психологии

Находчивость

Самосовершенствование

Собранность

Воображение.

Артистизм. (клоун)

2.Ребята, а есть

удивительные и редкие

профессии. Наши

консультанты подготовили

презентацию «Калейдоскоп

редких профессий».

2.По предложенным

рисункам и фотографиям

учащиеся отгадывают

профессию или род

деятельности человека.

2.Примерные ответы

профессии;

называют

примеры редких ,

ушедших

профессий.

Формулируют

основные цели и

задачи

профессионально

й деятельности.

средства устного

общения для

решения

коммуникативных

задач.

Формируют навыки

стартовой

мотивации к

изучению нового

через включение

в урок

Фронтальная

беседа по

обсуждению

презентации

Прием

«Если

бы…»

2.Учитель. Ребята, скоро

наступит время выбора своей

профессии, жизненного пути.

Какие цели и задачи вы

поставили бы перед собой?

3. Учитель. Давайте

объединим и проанализируем

наши ответы, заполним

таблицу «Цели и задачи

профессиональной

деятельности». При

возникновении трудностей в

формулировке,

воспользуйтесь материалом

учебника (стр6, схема1)

учащихся:

-получение достойной

зарплаты,

-получение

материальных благ,

-продвижение в

профессиональной

деятельности,

-создание материальных

ценностей.

-моральное

удовлетворение своим

трудом и самим собой.

3.Учащиеся

самостоятельно

заполняют таблицу

(приложение №1),

сверяют с эталоном.

исторических

фактов.

Учатся

определять

ц е л и

и

формулировать

задачи,

преобразовывать

модели

из

одной

знаковой системы в

другую.

Уч ат с я

с т р о и т ь

монологическое

высказывание.

Умеют

систематизировать

ранее изученный

материал и

выявлять причину

затруднений при

знакомстве с

новым, формируют

запрос на

недостающую

Индивидуаль

ная работа. В

случае

затруднений –

работа

учебником

(стр. 6),

оценивание

результата по

алгоритму.

информацию,

развивают навыки

работы с текстом.

Построение

проекта

выхода из

создавшейся

5

Работа в

парах.

Прием:

1.Учитель. Поэт Юрий

Левитанский писал: «Каждый

выбирает для себя

женщину, религию, дорогу». Я

1. Учащиеся выполняют

задания в парах,

проверку осуществляют

с помощью

Знают

классификацию

мотивов по

выбору

Развивают умения

проводить

сравнение

изученных

Работа в

парах,

проверка с

помощью

ситуации и

реализация

построенног

о проекта.

цепочка

соответств

ий.

Фронтальн

ая работа

Промежут

очная

рефлексия

бы добавил, что и

профессиональный путь

каждый выбирает

самостоятельно. Каждый

человек, выбирая себе

будущую профессию, руково-

дствуется разными мотивами:

доступностью обучения,

легкостью поступления в

учебное заведение, ее

престижностью, высокой зар-

платой, ориентируется на

хорошие условия труда или

следует указаниям родителей

и т. д. Сознательным выбор

профессии будет лишь в том

случае, если он глубоко

мотивирован: человек

правильно оценивает свои

возможности и знает

содержание той деятельности,

которую ему предстоит

осуществлять.Существует

классификация мотивов по

группам. Перед вами таблица,

где необходимо поставить

соответствие. Проверку

осуществим с помощью

дешефратора.

(приложение№2, слайд №2)

2.Учитель. Ребята, давайте

оценим ваше эмоциональное

состояние на данном этапе,

степень усвоения материала

используя лестницу успеха

дешефратора,

анализируют ошибки,

пользуясь подсказками

учеников-консультантов.

2.Учащиеся оценивают

степень усвоения

материала, используя

профессии, умеют

характеризовать

каждый из них.

объектов по

самостоятельно

выделенным

основаниям.

Умеют принимать и

сохранять учебную

задачу,

соответствующую

этапу обучения,

адекватно

воспринимать

оценки учителя,

товарищей.

Формируют умения

осуществлять

дешефратора.

Самооценка

(приложение№3, слайд №3)

лестницу успеха.

познавательную и

личностную

рефлексию.

Первичное

закрепление

с

проговарива

н и е м

в о

внешней

речи.

10

Фронтальн

ая работа

Прием

КСО

Индивиду-

альная

работа.

1.Учитель:

Первичное закрепление

пройдет в 2 этапа.

1 этап-выполнение задания с

во внешней речи. Вы, ребята,

руководствуясь опытом

родителей, знакомых,

собственными знаниями,

должны назвать критерии

выбора профессии и

профессиональной

карьеры. (Приложение №4)

2.этап–тестирование «Карьера

и ее виды» (презентация)

Дополнительные вопросы:

-виды уровней притязаний,

- влияние уровня притязаний

на профессиональную карьеру.

.

1.Выдвигаются

учениками критерии,

коллективно

обсуждаются,

записываются на доске и

в тетради.

Учащиеся выполняют

тест, отвечают на

вопросы

1.Умеют

классифицировать

критерии выбора

профессии и

профессионально

й карьеры,

преобразовывать

модели из одной

знаковой системы

в другую.

2.Знают

определение

карьеры,

социально-

экономические

факторы,

влияющие на

профессиональны

й рост, умеют

различать

иклассифицирова

ть виды карьеры.

Знают, как влияет

уровень

притязаний на

профкарьеру.

Умеют

устанавливать

аналогии, строить

логические

рассуждения,

умозаключения,

делать выводы,

планировать

действия в

соответствии с

поставленной

задачей.

Осуществляют

контроль

деятельности,

способны

оценивать

правильность

выполнения

действия.

Фронтальнаяб

еседа

Проверка с

помощью

эталона на

переносной

доске.

Самооценка.

«5»-10 баллов

«4»-8-9

баллов

«3»-5-7

баллов

«2»-менее 5

баллов

Этап

включения

в

систему

з н а н и й

и

повторения

10

Практичес

кая работа

Прием

ролевая

игра.

1.Учитель:Способов поиска

работы множество: через

бюро по трудоустройству,

кадровые агентства, знакомых,

объявления в газетах,

Интернет. Наверное, каждого

из вас волнует вопрос – а

какой же способ поиска

работы является самым

эффективным?Но, тем не

менее, есть один очень

эффективный способ. Это

размещение различных

вариантов резюме в

различных изданиях, на

специальных сайтах, отсылка

резюме в интересующие вас

организации. От того,

насколько грамотно оно

составлено, зависит

количество и качество

предложений работодателей.

Давайте попытаемся написать

мини-резюме. Включите

фантазию, сделайте упор на

теоретические познания,

используя региональный

компонент. У каждого из вас

на столах-подробные

комментарии по составлению

собственного резюме

(приложение №5). Желаю

удачи!

2 этап возможен при наличии

свободного времени.

1.Учащиеся составляют

резюме по шаблону,

обсуждают, выявляют

основные ошибки при

его написании.

Знают понятие

резюме, правила

его написания.

Применяют

полученные

знания при

решении

практического

задания.

Владеют

диалогической и

монологической

формой

коммуникации,

умеют

аргументировать

свою точку зрения.

Умеют создавать

модель задачной

ситуации.

Фронтальная

беседа

(выборочно

учителем

зачитываются

резюме,обсуж

даются и

оцениваются

практические

работы)

2.Учитель. Продолжим нашу

деловую игру. Предлагаю

выбрать три кандидата на

должность программиста,

которые приглашены на

собеседование. Чтобы

привлечь интерес

работодателя, необходимо

владеть технологией

самопрезентации. В роли

«работодателя»-ученица 10

класса.

Предлагаю провести деловую

игру, в результате которой мы

узнаем основные способы

самопрезентациии, правила ее

осуществления.

2. Учащиеся участвуют

в деловой игре, отвечают

на вопросы

«работодателя».

Владеют

навыками

самопрезентации

Рефлексия

учебной

деятельност

и на уроке.

2

Индивидуа

льная

работа.

Прием:

корзина

идей.

1.Учитель.

Есть

в

русском

языке хорошее выражение —

«найти

себя».

Как

вы

его

понимаете?

2.Возвратимся к целям

сегодняшнего урок (на доске)

Достигли ли вы их в течение

урока?

Если не достигли, то по каким

причинам?

Было ли вам комфортно на

1.Примерные

ответы

детей:

-Узнать себя, открыть в

с е б е

т а л а н т ы ,

способности, дарования.

- Уз н а т ь ,

ч т о

т е б е

нравится,

чем

хочешь

заниматься.

- Н а й т и

п р и м е н е н и е

своим

талантам.

Найти

свое признание.

2.Учащиеся записывают

на листочках свое

мнение об уроке, все

листочки кладутся в

корзину (коробку,

мешок), затем

Фиксируют

материал,

изученный на

уроке, выявляют

недостаток тех

знаний и умений,

которых им не

хватает для

решения новых

проблем,

оценивают личный

вклад в результаты

коллективной

деятельности.

Понимают личную

ответственность за

результаты ,

причины

Самооценка

эмоционально

го состояния.

Самооценка

уровня

усвоенных на

уроке знаний.

уроке?

Как это сказалось на

результатах деятельности?

выборочно учителем

зачитываются мнения и

обсуждаются ответы.

Учащиеся мнение на

листочках высказывают

анонимно.

успеха/неуспеха в

учебной

деятельности.

Домашнее

задание

2

Индивидуа

льная

работа

по

выбору

разноуро-

вневого

домашнего

задания.

Учитель.

Оценив уровень своих знаний

и

эмоционального

состояния

во

время

урока,

предлагаю

определиться

с

домашним

заданием (запись на доске.)

Готовое

задание

с

градацией

по степени сложности:

1.группа - п.1 стр5-7, ответы

на вопросы

2.группа*-

п.1 практическая

р а б о т а

« П л а н

профессионального

роста»стр7-8

-исследовательское

задание:

составить

классификацию

учебных

заведений

в

г.

Новомосковске (или Тульской

области)

и

оформить

в

виде

буклета.

Ученики

конкретизируют и

комментируют учебный

материал для домашней

работы.

Фиксируют домашнее

задание в дневниках.

Понимают границы

своего знания по

теме «

Профессия

и карьера»,

приме

няют их при

выборе

дифференцированн

ого домашнего

задания.

Приложение №1

Цели и задачи профессиональной деятельности

Создание материальных и духовных

ценностей

Получение материальных средств для

жизнеобеспечения

Профессиональное развитие

Приложение №2

Мотивы

Социальные

Стремление к овладению специальными знаниями,

познание содержания конкретного труда

Моральные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди

знакомых, позволяют достичь видного положения в

обществе, обеспечивают быстрое карьерное

продвижение

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и

потребности

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение

научных открытий, получение возможностей для

творчества

Материальные

Желание руководить людьми, стремление к

беззаботной жизни

Престижные

Стремление к совершенствованию своего духовного

мира, развитию нравственных качеств.

Связанные с

содержанием

труда

Знание процессов труда, направленность на

умственный и физический труд

Утилитарные

Стремление получать материальные блага

Дешефратор

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и

потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного

мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями,

познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение

научных открытий, получение возможностей для

творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди

знакомых, позволяют достичь видного положения в

обществе, обеспечивают быстрое карьерное

продвижение

Связанные с

содержанием

труда

Знание процессов труда, направленность на

умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к

беззаботной жизни

Приложение №3

Приложение №4

1.

Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим

характеристикам.

2.

Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

3.

Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.

4.

Востребованность профессии на рынке труда.

Приложение №5

Шаблон резюме

… (ФИО)

Дата рождения: .... (число/месяц/год)

Адрес проживания: … (город, улица, дом, квартира)

Телефон: моб. …, дом. …

e-mail: …

Цель: получение работы … (указываете должность, на которую претендуете)

Фото

Ожидаемый уровень заработной платы (указываете по желанию): от ………..

Успехи и достижения:

… (сфера деятельности):

- …(достижение);

- …(достижение);

- …(достижение);

Профессиональные навыки:

… (степень владения ПК: новичок, опытный пользователь, системный; программы, с которыми работали)

… (знание иностранных языков: название языка, уровень знания)

Опыт работы(в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы):

… (месяц, год) – … (месяц, год) - …(указываете должность), … (наименование компании), …(сфера деятельности

компании), …(город месторасположения компании)

Функциональные обязанности:

- …;

- …;

- ….

… (месяц, год) – … (месяц, год) - …(указываете должность), … (наименование компании), …(сфера деятельности

компании), …(город месторасположения компании)

Функциональные обязанности:

- …;

- …;

- ….

Образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места учебы):

… (полное название учебного заведения, факультет, специальность)

… (присвоенная квалификация - указываете по желанию)

… (награды)

Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке):

… (месяц/год начала – месяц/год окончания)

… (название курсов, семинаров, тренингов, стажировок)

Личные качества: … (5-10 штук)

Дополнительная информация (указывается по мере необходимости):

- …(семейное положение, наличие детей);

- … (наличие водительского удостоверения, собственного автомобиля);

- … (готовность к командировкам);

- … (наличие загранпаспорта);

- … (готовность к ненормированному рабочему дню);

- … (отношение к переезду в другой город);

- … (наличие вредных привычек - лучше указывать, если они отсутствуют: вредных привычек не имею);

- … (хобби);

- … (наличие рекомендаций).



В раздел образования