Напоминание

"Богатство нашей планеты Земля"


Автор: Водянникова Зоя Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40 "Кораблик"
Населённый пункт: Хабаровский край ,город Николаевск–на–Амуре
Наименование материала: Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе
Тема: "Богатство нашей планеты Земля"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

физкультурно-оздоровительному развитию детей № 40 «Кораблик»

г.Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края.

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по экспериментированию с воздухом

в старшей группе

«Богатство нашей планеты Земля»

Разработала: воспитатель МБДОУ ДС № 40»Кораблик»

Водянникова Зоя Станиславовна

2018 г.

Цель:

формирование

целостного

восприятия

окружающего

мира,

развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное

содержание:

способствовать обогащению и

закреплению

знаний

детей

о

свойствах воздуха;

развивать

у

детей

способности

у с т а н а в л и в а т ь

п р и ч и н н о - с л е д с т в е н н ы е

с в я з и

н а

о с н о в е

элементарного эксперимента

и

делать

выводы;

воспитывать

интерес

к

исследовательской

деятельности.

Познакомить

детей

с

нетрадиционной

техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа:

Беседа: «Живая

и

неживая

природа»,

рассматривание

иллюстраций

в

энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые

пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски,

бумага,

резиновая

игрушка,

3

пустые

бутылочки,

кусочек

резины

и

зубочистки, влажные салфетки, апельсин.

Словарная работа: кляксография.

Ход НОД.

Воспитатель:

Ребята,

давайте

пройдем

на

ковер

и

встанем

вкруг,

и

поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный,

зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал

грустный, маленький (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы шарик

стал круглым и упругим? (ответы детей)

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый

получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? (ответы детей)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие

ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов

для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель:

В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать

тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую

лабораторию в группе.

Воспитатель:

Давайте

отправимся

в

нашу

лабораторию,

проводить

опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:

Вот

мы

очутились

в

самой

настоящей

научной

лаборатории. Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

Воспитатель:

- Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я

придумала,

как

нам

поймать воздух и

посмотреть

какой

он.

Возьмите

полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей (он пуст).

Воспитатель:

Да,

он

пустой,

его

можно

сложить

в

несколько

раз.

Смотрите,

какой

он

тоненький.

Теперь

мы

набираем

в

пакет воздух

и

закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил

форму, он полон воздуха. (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и

осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него

руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с

водой»

Воспитатель:

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его

увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и

заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы

детей).

Воспитатель: - А давайте проверим!

Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с

водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой? (ответы детей)

Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только

вода была (ответы детей).

Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы

дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы

сначала

вдыхаем

новый воздух,

а

потом

выдыхаем

через

трубочку

и

получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда

поменьше

выдыхаем воздуха,

пузырьков

мало.

С

помощью

трубочки

и

ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух

легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы:

резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в

воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему?

Ведь

игрушка

тяжелее

кусочка

резины?

Что

внутри

игрушки?

(ответы детей)

Вывод: Правильно, потому что воздух легче воды.

Физминутка.

«Мыльные

пузыри».

У

меня

для

вас

есть

небольшой

сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится

внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы

ловите.

Воспитатель:

А

теперь

пройдём

в

нашу

лабораторию.

Нас

ждут

новые открытия.

Воспитатель:

Мож н о

л и

у с л ы ш ат ь воздух?

К а к

е г о

м о ж н о

услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель:

Если подуть в бутылочку, колпачки от фломастера

или

сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что

вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете,

что

можно

сделать

с

этим

шариком,

чтобы

услышать воздух?

Нужно

растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

(ответы детей). С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует

ветер,

он

гоняет воздух,

и

т а к

м о ж н о

у с л ы ш а т ь

р а з л и ч н ы е

звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель:

А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы

детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные стаканчики.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте

чем пахнет?

Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, чем же пахнет во втором

стаканчике.

Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этом стаканчике? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему оба стаканчика пусты, а пахнут по

- разному (ответы детей).

Воспитатель:

- Получается, что собственного запаха у воздуха нет.

Чистый воздух

ничем

не

пахнет.

Запах

ему

придают

другие

вещества,

которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По

запаху,

перенесенному

из

кухни,

мы

догадываемся,

какое

блюдо

там

приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель:

Ребята,

а

вы

знаете,

что воздухом

можно

рисовать?

(ответы детей) Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок

и

трубочки

рисовать.

(показывает

технику кляксографии:

капнуть

каплю

акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные

стороны. (дети пробуют рисовать)

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите,

вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Воспитатель:

-

А

сейчас

я

предлагаю

поиграть

в

игру,

которая

называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать

шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника

рисования воздухом?



В раздел образования