Напоминание

"Музыкальная память и ее развитие"


Автор: Потапова Любовь Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа № 1"
Населённый пункт: Нижегородская область город Бор
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Музыкальная память и ее развитие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

И ЕЕ РАЗВИТИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Автор: преподаватель

МБОУ ДОД ДМШ №1

г. Бор ПОТАПОВА Л.В.

2017 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Музыкальная память и ее развитие………………………………..

1.

Память как важная составляющая комплекса музыкальных

способностей……………………………………………………………

2.

Сущность и структура памяти…………………………………………

3.

Классификация видов памяти………………………………………….

Глава II. Методы и формы запоминания……………………………………

1.

Запоминание по И. Гофману………………………………………….

2.

Запоминание по В. Муцмахеру………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Хорошая

музыкальная

память

это

быстрое

запоминание

музыкального

произведения,

его

прочное

сохранение

и

максимально

точное

воспроизведение

даже

спустя длительный срок после выучивания. Прекрасной музыкальной памятью обладали

В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Т. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, А. Тосканини, которые без

труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но

то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при

наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко

всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности.

1

«Музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого

умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет

более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы»,-

п и с а л

в

с в о е

в р е м я

Н . А .

Р и м с к и й - К о р с а к о в .

Этой точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память

поддается

значительному

развитию

в

процессе

специальных

педагогических

воздействий. К

сожалению,

практика

показывает,

что

часто

процесс

выучивания

музыкального

произведения

на

память,

в

педагогической

практике

оставлен

без

надлежащего руководства со стороны педагога. Это приводит к тому, что ученик остаётся

с данной проблемой один на один, и решает её в меру своих сил и возможностей всё тем

же неэффективным способом – многократным повторением с постоянным вглядыванием в

нотный

текст,

с

надеждой

на

то,

что

в

следующем

проигрывании

в

памяти

что-то

останется. Естественно, что таким образом устойчивый положительный результат на этом

пути и с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть

обеспечен.

Поэтому и по сей день проблема формирования и развития музыкальной памяти,

вопросы активного запоминания, методики и практические

приемы, направленные на

развитие памяти ученика не теряют своей актуальности и остаются в поле внимания

педагогов-практиков.

Глава I. Музыкальная память и ее развитие

1.

Память как важная составляющая комплекса музыкальных

способностей

Преподавателей, как и родителей, очень часто волнуют вопросы, почему ученики

порой плохо запоминают, казалось бы, совершенно доступный им материал. Что можно

сделать, чтобы улучшить память ребенка. Сеченов писал: «Усвоить знания – вовсе не

значит их заучить и запомнить, но сделать их внутренне своими, овладеть ими, т.е. уметь

их свободно применять».

Развитию памяти необходимо уделять внимание с первого года обучения. Ученика

следует приучать учить пьесу наизусть по строению мотива, фразы, характеру движения,

рисунку аккомпанемента.

Есть хорошее высказывание И. Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному,

не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь

сито его собственного ума и не

подвергнуться в этом процессе таким изменениям, которые сделают их

пригодными для

данного случая».

Все индивидуальны и поэтому, решения, связанные с проблемами

памяти,

каждый

музыкант

должен

находить

для

себя

и

применять

в

практической

деятельности.

В процессе выучивания ученик остается с данной проблемой один на один, и решает ее

в меру своих сил и возможностей и, зачастую способом многократного повторения.

Естественно, что устойчивый положительный результат с помощью такого способа работы

не может быть обеспечен.

Память и исполнительская воля теснейшим образом связаны. Воля к памяти плюс

периодическое возвращение к пройденному репертуару – путь к достижению наилучших

результатов. Развивать память нужно с детства, хотя бы по полчаса, но обязательно

каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. К примеру, нужно учить пьесу наизусть

ежедневно по три – четыре строчки.

2

На музыкальную память можно рассчитывать, когда процесс запоминания сознателен, и

кроме мускульно-двигательной памяти, в нем принимают участие зрительная, слуховая и

аналитическая память. Ребенок должен запомнить, как выглядит пьеса в нотном тексте и

на клавиатуре, представить точное последование пальцев. Еще важнее слуховая память

(слышать в себе то, что должно быть сыграно). Аналитическая память находится в

зависимости от способности к анализу.

Заучивать на память всегда следует сознательно. Это невозможно без предварительного

разбора. Ученику нельзя приступать к заучиванию прежде, чем он сориентируется в

сочинении. Чем яснее представление, тем легче будет выучить на память произведение.

- Заучивать на память полезно частями. Неблагоразумно учить целую пьесу сразу, так же

желательно не допускать погрешностей.

- Важное условие надежного запоминания – разучивание в медленном темпе. Ученик не

может

перескочить

этапа

медленного

упражнения

на

память.

Полезно

и

позже

упражняться время от времени в медленном темпе. «Опорные точки» очень полезны в

концертном исполнении, особенно для учащихся, склонных волноваться.

- Умение читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху и транспонировать, так же

способствует развитию музыкальной памяти.

Что касается детской памяти, то она отличается фрагментарностью представлений.

Детские

психологи

говорят:

«Память

ребенка

это

его

интерес».

Первое

звено

запечатление,

но

очень

важно

и

осмысливание

запоминаемого

материала.

Забывание

осмысленного материала будет протекать значительно медленнее, чем бессмысленного.

Пауза

между

запечатлением

материала

и

его

воспроизведением

называется

реминисценций. Воспроизведение музыкального произведения - очень сложный процесс,

требующий от ребенка огромного напряжения.

Древнегреческий поэт Эсхил в поэме «Прометей прикованный» назвал память матерью

всех

муз.

Название

древнегреческой

богини

памяти

Мнемозины

до

сих

пор

сохраняется в научном обиходе. Память – кладезь жизненного опыта и профессионального

мастерства. Перефразируя слова Сократа, сказанные им о друге, можно сказать: «Скажи

мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты».

Великие творцы имели обширную память, отчасти данную от рождения, но чаще –

развитую в процессе постоянных упражнений. Ю. Цезарь, А. Македонский, А. Суворов

могли помнить в лицо и по именам почти всех солдат своих многотысячных армий.

Античный философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой

слов.

Феноменальная память – признак выдающихся способностей. В.А. Моцарт, С.В.

Рахмининов, Ф. Лист, прослушав один раз сложнейшее музыкальное произведение, могли

сыграть его наизусть. Ф. Лист в 14 лет играл все прелюдии и фуги И.С. Баха из «ХТК»,

причем в разных тональностях.

Выдающаяся музыкальная память возникает как следствие постоянного музицирования

в уме и чрезвычайной активности внутреннего слуха. Моцарт, чья музыкальная память

остается

легендарной,

каждое

мгновение

своей

жизни

посвящал

музыке.

Его

феноменальная

память

по

качеству,

точности

и

по

длительности

сохранения

стоила

большого

напряжения

и

интенсивной

работы

мозга.

14

летний

Моцарт

своей

феноменальной памятью увековечил имя композитора Аллегри и сохранил его славу, когда

во время итальянского турне запомнил его многоголосное хоровое сочинение Miserere и

впоследствии записал по памяти. Здесь поражает также умение юного маэстро, с его

легкой и светской манерой, проникнуть в возвышенный, тяжеловесный с бесконечными

контрапунктами, совершенно чуждый ему стиль Аллегри. Если человек рождается со

средней памятью, то превратить ее в выдающуюся путем тренировок вряд ли удастся.

Рожденные с выдающимся внутренним слухом могут обладать как феноменальной, так и

средней памятью. Но обратный случай вряд ли возможен: Исключительная музыкальная

3

память предполагает только исключительный внутренний слух, интегративное свойство

м у з ы к а л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й .

Ученица И. Гофмана Марина Баринова вспоминает: «Гофман обладал феноменальной

памятью. Он учил многие фортепианные пьесы без инструмента, только глядя в ноты и

запоминал

с

такой

быстротой

и

точностью,

которые

казались

непостижимыми».

С.

Рахманинов, по воспоминаниям современников, однажды выучил новый концерт для

фортепиано с оркестром находясь в больнице без инструмента, всего за две недели.

Известен вызывающий изумление случай, когда полчаса сложнейшей музыки было

запомнено

с

одного

проигрывания.

Это

произошло

со

скрипачом

и

композитором

Джордже Энеску в 30-е годы у издателя Дюрана, который, прослушав «Сонату» Равеля

для скрипки и фортепиано в исполнении автора и Джордже Энеску, попросил повторить

ее, отбросив партитуру, которая была в единственном экземпляре. Джордже Энеску сходу

блестяще повторил наизусть. И. Менухин вспоминал: «Энеску знал наизусть 58 или 60

томов собраний сочинений Баха, также весь Вагнер был в его памяти».

Столь выдающаяся память демонстрирует невероятные возможности аналитического

слуха и указывает на чрезвычайную системность музыкального восприятия (ясна логика

сочинения, умение «предслышать» следующий мотив и все это хранится в сокращенном

виде, как генетический код).

Современный музыкант, лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского

Денис Мацуев рассказал в одном из своих интервью: «Технику, как и хорошую память мне

и так Бог дал». Пару лет назад его попросили в Париже сыграть один из концертов В.А.

Моцарта вместо заболевшей пианистки – без предварительной репетиции. Музыкант

прилетел в Париж, из-за пробок еле успел к выходу на сцену, а когда оркестр начал

вступление – зазвучал совсем не тот концерт Моцарта. Оказывается дирижер, в разговоре с

артистом, перепутал его номер. Ту музыку, что зазвучала Мацуев играл последний раз

пару лет назад и после этого не повторял. Но все же собрался с духом и блестяще

исполнил его. После концерта ему сначала не поверили, а потом долго извинялись за

ошибку.

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание,

прочное сохранение и

воспроизведение

даже

спустя

длительный

срок

после

выучивания.

То

что

большие

музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам приходится завоевывать

большими усилиями. «Музыкальная память труднее поддается искусственным способам

развития и заставляет примириться с тем, что есть у каждого субъекта от природы» (Н.А.

Римский-Корсаков). Этой точки зрения противостоит другая, то что память поддается

развитию

в

процессе

специальный

педагогических

воздействий.

Игра

на

память

расширяет

исполнительские

возможности

музыканта.

Р.

Шуман

считал:

«Аккорд,

сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как

сыгранный на память».

2.Сущность и структура памяти

Основными характеристиками памяти являются:

- объем памяти;

- быстрота воспроизведения - это способность человека использовать имеющуюся у него

информацию;

- точность воспроизведения;

- длительность сохранения (к примеру ученик запомнил одну учебную тему, а когда

начинал учить следующую, обнаруживал, что не помнит то, что учил перед этим. Но

проходит

некоторое

время

и

он

с

удивлением

отмечает

что

помнит

все.

Другая

характеристика

памяти

-

это

готовность

воспроизвести

запечатленную

в

памяти

информацию).

4

Выделяют два вида запоминания:

-

Непреднамеренное

или

непроизвольное

это

простое

запечатление,

когда

лучше

запоминается то, что имеет жизненно важное значение.

-

Произвольное

или

преднамеренное

запоминание

когда

человек

ставит

цель

и

использует специальный прием запоминания – это сложная умственная деятельность,

включающая

многократное

повторение

учебного

материала,

это

проявление

волевых

усилий. Запоминается прежде всего то, что составляет цель действия. Такая деятельность,

направленная на запоминание и воспроизведение материала, называется мнемической

деятельностью.

То, что пассивные ресурсы сознания важны также как активные доказал психолог

Пейнирчиоглу.

Он

просил

студентов

колледжа

рассмотрев

список

названий

песен,

вспомнить их мелодии. Обычно, если они не могли этого сделать (слышали, но результат

воспоминаний

не

материализовался

в

форме

мелодии).

Во-второй

части

испытуемые

слушали мелодии из первоначального списка – требовалось их узнать. «Чувство знания»,

названное

экспериментатором

«скрытым

воспоминанием»

предсказало

способность

узнать

музыку,

когда

она

прозвучала.

Результаты

показали,

что

«чувство

знания»

-

надежный

источник

информации,

подчеркивающий

тот

факт,

что

значительная

часть

музыкальной памяти прямо недоступна для нашего сознания.

Британский психолог Питер Хеппер их Королевского университета в Белфасте доказал,

что музыкальная память рождается раньше, чем рождается сам человек. Так в течение

1993 года сериал «Соседи» смотрела вся Англия и в том числе будущие мамы. А когда

младенцы появились на свет – они узнавали звуковую заставку из этого сериала – их

сердце начинало биться учащенно.

Осмысленное запоминание намного продуктивнее механического. При запоминании

через 1 час в памяти остается только 40% материала, а в через

случае осмысленного

запоминания

40%

материала

сохраняется

даже

через

30

дней,

это

доказывает,

что

полезным приемом осмысления является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия

материала.

Важнейшим методом запоминания является метод повторения. Он должен отвечать

определенным требованиям.

-

Заучивание

протекает

неравномерно:

при

повторении

вслед

за

подъемом

может

наступить некоторое снижение.

- Заучивание методом повторения идет скачками.

- Если материал не представляет труда для запоминания, первые повторения дают лучший

результат.

- Если материал труден, то наоборот он запоминается сначала медленно, а потом быстро.

-

Повторения

нужны,

когда

надо

закрепить

то,

что

уже

выучили.

Важно

правильно

распределить повторение во времени.

В психологии известны два способа повторения:

Первое: концентрированное – в один прием без перерыва.

Второе: распределенное – каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Это повторение рациональнее – экономит время и энергию, способствуя более прочному

усвоению.

Существует

еще

метод воспроизведения во время заучивания. Его суть в попытках

воспроизвести материал, который еще полностью не выучен.

Ученик может выучить материал двумя способами:

- Ограничится чтением пока материал не выучится.

- Прочитать 1-2 раза и попытаться воспроизвести. Этот вариант намного продуктивнее и

целесообразнее.

5

Попытки воспроизвести материал помогают установить, что запомнено, какие ошибки

допущены и на что следует обратить внимание. Продуктивность запоминания зависит от

характера материала.

Сохранение

это

процесс

овладения

материалом.

Осмысленный

материал

запоминается лучше. Значимый материал не забывается. Повторение нельзя откладывать,

повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Для сохранении полезен прием реминисценции. Воспроизведение, отсроченное на 2-3

дня будет лучше, чем непосредственно после заучивания. Особенно, если первоначальное

воспроизведение не было достаточно осмысленным.

Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое проявляется в

оперативной

памяти,

а

статическое

в

долговременной.

Повторение

должно

быть

разнообразным.

При

однообразном

повторе

отсутствует

мыслительная

активность,

снижается

интерес. Воспроизведение

и узнавание

это

процессы

восстановления

прежде воспринятого. Воспроизведение происходит в отсутствии объекта, а узнавание при

повторной встрече с объектом. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением

затруднения, называют припоминанием.

При воспроизведении происходит реконструкция, т.е. мыслительная переработка

материала: изменяется план, выделяется главное. Успешность воспроизведения зависит от

умения восстановить связи и от умения пользоваться планом.

Существуют следующие формы воспроизведения:

- Узнавание

- Воспоминание

- Припоминание – наиболее активная форма

- Реминисценция – отсроченное воспроизведение

- Эйдетизм – зрительная память

1.

Классификация видов памяти

Мысль о роли ассоциации в работе памяти первоначально высказана еще

Аристотелем, на основе его учения психологи стали отличать механическую память от

логической.

П.П. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

-

Двигательная

(или

моторная)

память

является

основой.

Наиболее

точно

движение

воспроизводится в привычных условиях. Совершенно новых условиях мы производим

движение с большим несовершенством.

- Эмоциональная память – это память на чувства, когда пережитые и сохраненные в

памяти чувства выступают в виде сигналов.

- Образная память – это запоминание образов.

Можно идти по двум путям:

Смешение образов или дифференциация. Можно выделить два основных фактора. Во-

первых, на характер воспроизведения влияют особенности художественного образа и

общее состояние человека в момент восприятия.

Во-вторых,

легкость

воспроизведения

зависит

от

состояния

человека

в

момент

воспроизведения. Точность определяется степенью воздействия речи при восприятии.

Исследователи

разделяют

память

на

зрительную,

слуховую,

осязательную,

обонятельную, вкусовую.

- Словестно-логическая память проявляется в двух случаях:

- когда запоминается и воспроизводится только смысл материала;

- когда запоминается не только смысл, но и буквальное выражение мысли.

6

Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. А

в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед

детьми. Так же дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже смысл.

В

зависимости

от

целей

деятельности

память

делят

на

непроизвольную

и

произвольную.

Непроизвольная осуществляется автоматически, без волевых усилий, без контроля со

стороны сознания.

Произвольная память требует волевого усилия.

Бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, когда

он оказывается в центре внимания, когда с ним связана определенная умственная работа.

Эффективность

произвольной

памяти

зависит

от

целей

запоминания

и

от

приемов

заучивания.

Приемы заучивания:

- Механическое многократное повторение;

- Логическое осмысление материала, выделение главных компонентов;

- Образные приемы запоминания;

- Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения).

Память есть у всех живых существ, даже у растений. Человеческая память – это

накопление, закрепление, сохранение человеческого опыта. Это способ существования

психики во времени, необходимое условие нашей психологической идентичности.

Существует несколько уровней памяти:

- Сенсорный – на уровне рецепторов (длительность сохранения 0,1-0,5 сек.)

- Кратковременная память. Информация привлечет внимание высших отделов мозга и

будет храниться еще 20 сек. Любая информация попадает в кратковременную память,

после чего может забыться полностью, либо перейти в долговременную, при условии 1-2

кратного повторения.

- Долговременная память – длительное сохранение информации.

1

тип:

ДП

с

сознательным

доступом

(человек

может

по

своей

воле

извлечь,

вспомнить нужную информацию);

2

тип: ДП закрытая – доступ лишь при гипнозе.

- Оперативная память – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности.

- Промежуточная память – сохранение информации в течение нескольких часов дня. Во

время сна «очищается» от всего лишнего и переводится в долговременную.

Память носит избирательный характер (что интересует человека, то запоминается

быстро).

У человека хорошая память, если он отличается:

- быстротой запоминания;

- прочностью сохранения;

- точностью воспроизведения;

- готовностью памяти.

Качества памяти сочетаются по-разному:

- наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием;

- случается медленное запоминание и медленное забывание;

- бывает быстрое запоминание и быстрое забывание;

- медленное запоминание и быстрое забывание – наиболее низкая продуктивность памяти.

У артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов – слуховая, у

художников – зрительная, у философов – словесно-логическая.

Тип памяти зависит от того, как человек запоминает материал - зрительно, на слух или

движением. Типы памяти надо отличать от видов.

Виды определяются тем,

что мы

7

запоминаем. Тип памяти характеризует то,

как мы запоминаем: зрительно, на слух, или

двигательно.

Тип памяти представляет собой индивидуальную особенность человека, память

определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений. Для

этого необходима система воспитания памяти: планирование, самоконтроль, применение

эффективных приемов, защита мозга от ненужной информации, обучение во сне.

Для запоминания необходима мотивация (побуждение), которое вызывает активность

человека. Внешняя

мотивация

обуславливается

социальными

факторами

(влияние

учителей или родителей). Внутренняя мотивация включается под влиянием собственных

побуждений человека (ему это интересно). Она представляется более предпочтительной.

Итак, развитие

хорошей

памяти

напрямую

связано

с

воспитанием

внутренней

мотивации.

Несомненно, что музыкальная память - это один из наиболее сложных видов памяти,

состоящая из целого комплекса элементов. Л. Маккиннон говорит: «Запоминание – это

осмысливание, и ни один хороший музыкант не может обойтись без этого: Прежде чем

заучивать музыкальное произведение, необходимо сделать его анализ – что представляет

из себя форма музыкального произведения, каков гармонический план, так же очень важно

разобраться в фактуре, голосоведении и динамике».

Американский

психолог

Г.

Уиппл

пришел

к

выводу,

что

«метод,

в

котором

использовались периоды аналитического изучения до непосредственной практической

работы

за

инструментом,

показал

превосходство

перед

методом,

в

котором

период

аналитического изучения был опущен».

Психолог Г. Ребсон отмечал: «Без изучения структуры материала запоминание его

сводятся к приобретению чисто технических навыков, которые сами по себе зависят от

бесчисленных и долгих тренировок». По мнению Л. Маккиннон, «способ анализа и

установления сознательных ассоциаций является единственно надежным для запоминания

музыки… Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по

собственной воле».

Аналогично высказывался А. Корто: «Работа над запоминанием должна быть целиком

разумной

и

должна

облегчаться

вспомогательными

моментами,

в

соответствии

с

характерными

особенностями

произведения,

его

строением

и

выразительными

средствами».

Немецкий педагог К. Мартинсен говорил о «конструктивной памяти», как об умении

исполнителя хорошо разбираться во всех мельчайших подробностях разучиваемой вещи, в

умении собирать их воедино.

В работе отечественного музыканта-педагога С.Е.Фейнберга отмечено: «Обычно

утверждают, что сущность музыки – эмоциональное воздействие. Такой подход сужает

сферу музыкального бытия и необходимо требует и расширения, и уточнения. Только ли

чувства выражает музыка? Музыке прежде всего свойственна логика. Как бы мы не

определяли музыку, мы всегда найдем в ней последовательность глубоко обусловленных

звучаний. И это обусловленность родственна той деятельности сознания, которую мы

называем логикой».

Понимание

произведение

важно

для

запоминания,

т.к.

процессы

понимания

используются

в

качестве

приемов

запоминанию.

Условием

улучшения

запоминания

является формирование процессов понимания как умственных действий. Это – начальный

этап развития произвольной логической памяти.

Музыкальная память прежде всего слухо-образная, но в ее состав входят и другие виды

памяти:

конструктивно-логическая;

двигательно-моторная;

зрительная;

8

эмоциональная.

Специальные

исследования,

проведенные

за

последние

годы

выявили

прямую

зависимость

между

качеством

музыкальной

памяти

учащегося

и

уровнем

сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Это

особая специфическая способность. Я считаю очень важно запоминание произведения

внутренним слухом, умение представить произведение в голове. Мне самой запомнить

трудный эпизод помогала запись нотами по памяти трудного пассажа.

А.И. Леонтьев говорил: «Воздействие на память выдвигается как практически вполне

осуществимое, научно-обоснованная задача».

Важна нацеленность исполнителя на выучивание музыки наизусть точно, полно и прочно.

Мне часто приходится говорить ученику: «Ты должен захотеть выучить пьесу наизусть,

иначе ты можешь просидеть много часов, но без желания, без поставленной цели, так и не

сдвинуться с места». Для облегчения процесса запоминания на своих уроках я вовлекаю в

исполнительский процесс и речь. Например, называть вслух важные мелодические ноты в

одном из этюдов Черни, возникающие на фоне однообразной трели. Также, называя вслух,

можно проучивать и трудные места с точки зрения аппликатуры. Например, так: один, два,

четыре, три, четыре, два, пять. Еще очень важно для запоминания сразу все точно в голове

«разложить

по

полочкам».

Приходится

говорить

ученику:

«Старайся

заучивать

сразу

верные пальцы и всегда старайся повторять одинаково – тогда и легче будет запомнить. А

если на уроке играть так, а дома совершенно по-другому, то в голове образуется хаос и

запомнить вообще ничего будет невозможно».

Сама музыкально-исполнительская деятельность вовлекает в действие музыкальную

память, активизируя ее. Конечно, если накапливать музыкальный репертуар, повторять

уже пройденные пьесы и исполнять их на публике, то это, на мой взгляд, несомненно,

укрепляет музыкальную память. Чтобы не получалось так – старое уже забыл, а новое еще

не выучил, а поэтому сыграть ничего не могу, хотя и учусь в школе уже не один год.

Даже Н.Н. Фиш говорит о том, что на сцене не бывает случайных ошибок, будто бы от

волнения, а просто бывают недоученные или недопонятые места.

Когда я училась в школе, то волновалась на сцене и боялась забыть до тех пор, пока

учитель не научил меня проучивать каждое произведение не только отдельно руками, но

рассмотреть «через лупу» всю его фактуру – запомнить и суметь сыграть отдельно

наизусть любой голос или подголосок. А в полифонии еще и полезно пропеть каждый

голос с названиями нот, играя при этом другой. Вот тогда на сцене начинаешь чувствовать

себя артистом, а не будешь дрожать из-за нотного текста.

Г.Г. Нейгауз вообще с первого урока требовал от своих учеников знание любого

произведения наизусть, а также и знания каждого голоса и умения начать исполнение с

любого места. В противном случае он был очень недоволен и говорил: «Да вы и текста то

не знаете, душечка, идите и учите».

А.П. Щапов отмечал, «что исполнительская память хранит большое количество

эмоционально-окрашенных

слуховых

представлений

(эмоционально-звуковых

комплексов)».

И поэтому 1 функция: выдвигать во время игры нужные эмоционально-звукодвигательные

комплексы.

2 функция: «исполнителю нельзя повторять себя».

Действительно я считаю, что необходимо запоминать эмоциональное состояние, с

которым ты исполняешь музыкальное произведение. Во время занятий надо ставить перед

учеником задачу, играть как при публике. Нельзя рассчитывать, что на концерте ученика

вдруг озарит приподнятое эмоциональное состояние. Его все же надо вызывать в процессе

репетиций и стараться запомнить. Память нуждается в непрерывной тренировке.

Признаки памяти:

а) быстрое и прочное выучивание пьесы;

9

б) наличие большого исполнительского репертуара;

в) быстрое восстановление в памяти забытых пьес;

г) непринужденная работа памяти при ответственном исполнении.

Итак, кратчайший и наиболее благодарный путь при запоминании - воспроизведение. То

есть, для того, чтобы запоминать произведение, его надо сначала очень долго поиграть по

нотам, а ошибка многих учеников в том, что они сразу начинают учить наизусть, не умея

хорошо исполнить пьесу по нотам.

Исполнительские действия ведут к совершенствованию способности запоминать. Совет

К.Д. Ушинского: «Педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен

позаботится о том, чтобы как можно больше органов чувств, глаз, ухо, голос, чувство

мускульного движения приняли участие в акте запоминания».

Например, на мой взгляд, очень важна для ребенка зрительная память. Он должен

помнить,

где

играет

вначале

страницы

или

на

последней

строчке.

Я

считаю

неправильным,

если

ученик,

споткнувшись,

не

может

показать

в

нотах,

где

он

остановился.

И. Левин говорил: «Что чем больше усилий учащийся прилагает для того, чтобы

запомнить, тем прочнее отпечатается его мозговой негатив. Нет ничего страшного, если

ученик запоминает медленно. Так же нет ничего хорошего, если ученик слету запоминает,

почти неосознанно и зачастую на другом уроке жалуется, что забыл и ничего не может

вспомнить». Левин советовал ученикам запоминать не по тактам, а по фразам. Запоминать

не знаки, а мысль! В моей практике также случалось, что ученик приносил на урок

выученные на память 2 строчки, и не видел, что фраза не закончена и последний аккорд в

начале следующего такта.

Огромная помощь памяти – осмысление последовательности аккордов в гармонии. В

пьесах часто ученик разбирает произведение и не замечает, что

левой руке постоянно

повторяются одни и те же гармонии с закономерной периодичностью. Поэтому с первых

же уроков надо обратить на это внимание ученика, что сразу же облегчит процесс

разучивания произведения (например, пьеса Колодуба «Ча-ча-ча»).

При заучивании наизусть идет в счет только регулярная работа. Иначе получится, что

ученик выучил, 2 дня не повторил, и конечно уже ничего не помнит.

А.Д. Алексеев считает «Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее

слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». Необходимо

«чтобы у пианиста были развиты по крайней мере 3 вида памяти – слуховая, логическая и

двигательная» этой точки зрения придерживался и С.И. Савшинский: «Память пианиста

комплексная – она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая».

Английская исследовательница Л. Маккиннон считает, что «музыкальной памяти не

существует, в действительности она представляет собой сотрудничество различных видов

памяти – это память уха, глаза, прикосновения и движения» по ее мнению должны

сотрудничать 3 вида памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память обычно

дополняет этот квартет. К настоящему времени утвердилась точка зрения, что наиболее

надежной

формой

исполнительской

памяти

является

единство

слуховых

и

моторных

компонентов.

Б.М. Теплов тоже слуховой и двигательный компоненты памяти считал основными. Все

другие виды считались им вспомогательными. Слуховой компонент в музыкальной памяти

является ведущим, но, говорил Б.М. Теплов, среди учеников широко распространено чисто

двигательное запоминание.

Д.К. Кирнарская в книге «Музыкальные способности» пишет, что внутренний слух

является

опорой

для

развития

музыкальной

памяти».

Музыкальная

память,

как

способность сохранять и воспроизводить образы, распадается на 2 компонента:

1. Способность к запечатлению

2. Способность к сохранению (собственно память)

10

Если

ученик

испытывает

к

музыке

интерес,

то

музыкальная

память

получает

дополнительный шанс.

Интонационный слух стимулирует музыкальную память, является катализатором. Он

как почва, из которой растут все музыкальные качества. Интонационный слух стимулирует

также появление внутреннего слуха, усиливая слушательское соучастие в музицировании,

заставляя

человека

возвращаться

к

своим

впечатлениям

и

вновь

возбуждать

их,

что

способствует развитию музыкальной памяти. Запоминает тот, кто хочет запомнить – это

утверждение

одинаково

справедливо

и

по

отношению

к

музыке

и

любой

другой

деятельности.

В отношении видов и форм запоминания музыкального материала нет и не может

быть

единых,

стереотипных

установок,

тут

вполне

возможна

множественность

индивидуальных

вариантов,

допустим

различный

подход

к

делу.

Например,

кому-то

помогает «подтекстовка», кому-то полезно изучать пьесу без инструмента, внимательно

запоминая текст глазами и головой и т.д.

В. Григорьев в своей статье «О развитии музыкальной памяти» отмечал, что у детей 5-6

лет главным образом присутствует репродуктивная, иными словами образная память.

Маленьким детям пьесы при заучивании расчленять не стоит. Реконструктивная память

связана с творчеством, не механической работой сознания.

По содержанию в памяти Григорьев выделяет 3 структуры:

- Запоминающую (направленную в прошлое)

- Воспроизводящую (связанную с настоящим)

- Синтезирующую (направленную в будущее)

Он выделил 4 уровня памяти:

- Первый связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически – с интересом.

Надо исполнить ученику пьесу так, чтобы она его заинтересовала.

- Поиск и запоминание выразительных инструментальных средств -нужного характера,

штрихов, выразительных комплексов, т.е. связан с постоянной творческой целью.

- Третий уровень связан с творческой фантазией (удержание психологически-правдивой

логики, раскрытие образа).

- Переработка произведение в новую творческую программу, на основе полученного

опыта.

Григорьев выделяет 5 оперативных кругов памяти:

- Кратковременная, сенсорная (механическая) память длится меньше секунды.

- Запоминается общий образ, звуковое поле – это «иконическая» память – 1 секунда

- Повторение, установление логической связи событий – 5 минут

- Упрочение, закрепление следа в памяти – 20-60 минут

- «Отстаивание» - 1 сутки

3-х дневный цикл – это завершающий процесс – образование опыта, окончательный

«уход» информации в долговременную память.

Процесс воспроизведения музыкального сочинения на память – это творческая

реконструкция образов. Можно сказать, что музыкальная память – это, прежде всего,

художественная память на музыку и свою интерпретацию образов – «лента видения».

Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с двигательным,

т.е. связана со средствами пианистической реализации «ленты видения».

Если рассматривать двигательную память, то в ней можно выделить 2 аспекта:

- Осязательно-тактильный, направленный на контроль настоящего (степень прикосновения

и давления)

- Двигательно-мышечный. Это контроль за тем, как движения совершаются и подготовка

будущих движений

11

Если же говорить о художественной памяти, то она включает в себя память на

ощущения, окраски звука. И наконец, подлинная музыкальная память – это память на

свое состояние, ощущение и т.д., о чем ранее уже говорилось.

Хочется добавить, что классическая музыка, основанная на традиционных гармониях

(например,

Моцарт),

запоминается

намного

проще,

чем,

например,

современная

(Прокофьев и др.).

Процесс запоминания – это процесс «с оттяжкой времени». Через 20 минут переработка

информации осуществляется на 50-60%, через сутки – на 60-70%, через 3 суток – на 75%

(явление реминисценции).

Улучшение и усиление долговременной памяти зависит от непроизвольного повторения

в уме. Это необходимо для содержательной художественной стороны. Уже говорилось, что

движение

лучше

запоминается

при

оптимальном

мышечном

тонусе,

близком

к

предельному. А секрет быстрого и прочного запоминания в использовании одновременно

нескольких каналов. Воссоздание целого единого комплекса – это и есть основная задача

памяти.

Цыпин указывает на то, что в дидактической сущности проблемы не суть важно

произвольным было запоминание или непроизвольным. За произвольное запоминание

выступали: А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С.И. Савшинский. За непроизвольной – С.

Прокофьев, Г.Г. Нейгауз, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах, С.Е. Фейнберг.

Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле

которой протекает запоминание.

Так же главное то, каким образом учащийся работает над произведением в процессе его

выучивания.

Весьма распространенным в ученическом обиходе является «зазубривание» музыки.

Нагрузка при таких методах работы ложиться главным образом на память пальцев. В этом

случае запоминание у детей протекает стихийно, оно малоэффективно и ненадежно.

Насущные задачи

педагога

рационализировать

запоминание

музыки,

повысить

его

продуктивность, улучшить качество.

Л.Н. Оборин говорил о том, как важно проникнуться духом произведения, осознать все,

что хотел сказать композитор. Я.В. Флиер советовал ученикам самим проанализировать

форму

сочинения,

отметить

наиболее

интересные

модуляционные

ходы,

важнейшие

смысловые

и

тематические

связи.

Для

осмысленного

запоминания

музыкального

материала, важна установка на усвоение не только главного (мелодии), но и того, что на

втором плане (подголосков, орнаментики, элементов сопровождения).

Метнер говорил: «Всегда надо знать, над чем работаешь, какую имеешь цель, т.е. при

работе всегда думать!»

Глава II. Методы и формы запоминания наизусть

1.

Приемы заучивания наизусть

В работе В.И. Муцмахера «Совершенствование музыкальной памяти в процессе

обучения игре на фортепиано» были разработаны приемы работы по заучиванию:

- Смысловая группировка. Сущность в делении произведения на отдельные фрагменты с

полным

правом

может

быть

назван

приемом

смыслового

разделения…

Смысловые

единицы

не

только

крупные

части,

но

и

входящие

в

них

главная,

побочная

и

заключительная партии. Осмысленное запоминание должно идти от частного к целому,

путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.

12

-

В

случае

забывания

память

обращается

к

опорным

пунктам,

но

преждевременное

«воспоминание» опорных пунктов может отрицательно сказаться на свободе исполнения.

Использование приема смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах

разучивания вещи. После того следует обращать внимание на передачу целостного образа

произведения. Как удачно выразилась Л. Маккиннон, первая стадия работы состоит в том,

чтобы заставить себя делать определенные вещи; последняя – в том, чтобы не мешать

вещам делаться самим по себе».

-

Смысловое

соотнесение.

В

основе

сопоставления

особенностей

тонального

и

гармонического

планов,

голосоведения,

мелодии,

аккомпанемента.

Рекомендуется

обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани – интервалы, аккорды,

секвенции. Оба приема – смысловая группировка и смысловое соотнесение – особенно

эффективны при запоминании произведений, написанных в трехчастной форме и форме

сонатного allegro.

Как

правильно

отмечает

В.И.

Муцмахер,

«важно

осмыслить

и

определить,

что

в

идентичном

материале

совершенно

тождественно,

а

что

нет…

Пристального

внимания

требуют

к

себе

имитации,

варьированные

повторения,

модулирующие секвенции и т.п. Ссылаясь на Г.М. Когана, можно сказать, что «когда

музыкальная пьеса выучена и «идет» без запинки, возврат к анализу только вредит делу».

2.

Методы запоминания по И.Гофману

За основу взята известная триада «Вижу – слышу – играю».

Работа

с

текстом

без

инструмента,

первичное

заучивание

при

помощи

внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводится

по двум направлениям – выявления и определения:

- главного настроение произведения;

- средств, при помощи которых оно выражается;

- особенностей развития художественного образа;

- главной идеи произведения;

- понимание позиции автора;

- его собственного личностного смысла в анализируемом произведении

Тщательный

анализ

произведения

способствует

его

успешному

запоминанию. Учитель знаменитого немецкого пианиста В. Гизекинга К.

Леймер «проговаривал» со своими учениками текст сонаты Л.В. Бетховена фа

минор,

ор.

2

1:

«Начинается

Соната

арпеджированным

фа-минорным

аккордом от «до» 1-й октавы до «ля-бемоль» второй, за которым следует

группето на «фа» второй октавы. Потом идет доминантсаптаккорд (от «соль»

первой до «си-бемоль» второй октавы). Первые 8 тактов главной темы легко

соображаются при обдумывании почтенного текста, должны быть сперва

сыграны наизусть и после заучены.

Подобный

способ

развивает

музыкально-слуховые

и

двигательные

представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть

понятно и услышано.

Известны многие случаи, свидетельствует С. Савшинский, когда пианист

выучивал произведение лишь прочитывая его глазами. Ф. Лист исполнил в

концерте

сочинение

своего

ученика,

просмотрев

его

перед

самым

13

выступлением.

Рассказывают,

что

И.

Гофман

выучил

«Юмореску»

П.И.

Чайковского в антракте концерта и исполнил ее на бис. С. Бюлов в письме к Р.

Вагнеру сообщает, что не раз бывал вынужден учить концертные программы

в вагоне железной дороги.

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента –

один

из

резервов

роста

профессионального

мастерства

музыканта.

Проговаривание

и

запись

нотного

текста

ведет

к

переводу

внешних

умственных действий во внутренний план.

Работа за инструментом. Первые проигрывания должны быть нацелены на

схватывание и уяснение общего художественного смысла. Имеется в виду

эскизное ознакомление с произведением, не заботясь о точности исполнения.

Р. Шуман рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».

Как говорит восточная поговорка, «Пусть первый день знакомства станет

одним из тысячи дней многолетней дружбы». После первого ознакомления

начинается

детальная

проработка

вычленяются

смысловые

опорные

пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в

медленном

темпе

осваиваются

непривычные

исполнительский

движения.

Продолжается

осознание

мелодических,

гармонических

и

фактурных

особенностей

произведения,

уясняется

тонально-гармонический

план.

Непрестанная умственная работа – залог успешного запоминания. «Хорошо

запоминается

только

то,

что

хорошо

понято»

-

вот

золотое

правило

дидактики.

По

мнению

одних

музыкантов

(А.Б.

Гольденвейзер,

Л.

Маккиннон,

С.И.

Савшинский),

в

заучивании

должно

преобладать

произвольное

запоминание,

основанное

на

рациональном

использовании

приемов и правил. Согласно другой точки зрения (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов,

С.Т.

Рихтер,

Д.Ф.

Ойстрах,

С.Е.

Фейнберг),

запоминание

не

является

специальной

задачей.

В

процессе

самой

работы

над

произведением

оно

запоминается

без

насилия

над

памятью.

Достижение

одинаково

высоких

результатов, как отмечает Г.М. Цыпин, при противоположном подходе к делу

имеет право на существование и зависит от личностного склада

того или

иного музыканта. Обращает внимание тот факт, что среди тех, кто ратует за

произвольное запоминание много теоретиков и методистов. Деятельность

таких людей обусловлена активизацией левого полушария мозга.

Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых»

музыкантов-исполнителей, ориентирующихся в своей работе на образное

мышление,

которое

связано

с

деятельностью

правого

«художественного»

полушария.

Для первой группы музыкантов слова профессора С.И. Савшинского: «Для

того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является

осознанная установка на

запоминание». Для второй группы - слова Г.Г.

Нейгауза: «Я … просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно

играть наизусть, - пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, - тогда

не запоминаю».

Итак можно предложить два пути:

14

- произвольное запоминание;

- непроизвольная память.

Запоминание

в

результате

многократных

повторений

основана

на

двигательной памяти. Французская пианистка Маргарита Лонг справедливо

отмечала – «ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее

драгоценное

время».

Чтобы

процесс

запоминания

протекал

эффективно,

необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а

именно:

- можно запомнить текст зрительно;

- запомнить мелодию на слух;

- запомнить ее моторно-двигательно;

- включая механизм синестезии, можно представлять в воображении вкус и

запах фрагментов;

- отмечая опорные пункты, можно подключать логическую память.

Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность, тем

быстрее произведение выучивается наизусть.

Лучше сначала попытаться запомнить небольшие фрагменты, «процент

сохранения

заученного

материала

обратно

пропорционален

объему

этого

материала». Должны делаться перерывы между работой и другими видами

деятельности. После того выучивания необходимо дать возможность просто

«отлежаться». Если допустить психологическую перегрузку, то выученный

материал

забудется

из-за

ретроактивного,

т.е.

«действующего

назад»,

торможения.

При начале работы над новым произведением его трудно запомнить

наизусть из-за проактивного, т.е. «действующего вперед», торможения.

При игре наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти.

Большую

помощь

в

запоминании

оказывают

ассоциации.

Поэтические

образы хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке

как будто…». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами

пробуждает эмоциональную память.

Некоторые реплики А.Т. Рубинштейна:

- начало «Фантазии» Шумана: «Эту первую мысль надо так произнести,

продекламировать, как будто вы обращаетесь ко всему человечеству, ко всему

миру…»;

-

дуэт

из

«Дон-Жуана»

Моцарта-Листа:

«Вы

превратили

Церлину

в

драматическую особу. Надо играть наивно. Это должно звучать весело и в то

же время страстно, легко и шутливо» А.Т. Рубинштейн сыграл отрывок,

имитируя кокетство деревенской девушки не только звуками, но и своей

мимикой. «Вот она подняла глаза, а вот потупила взор. Нет, у вас – светская

дама, а тут – крестьянка в белых чулках».

Произведение, выученное таким методом, будет не

только более

выразительно исполнено, но и более прочно усвоено. Когда произведение

уже выучено, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления

15

памяти. Точно так же, как лесная дорога, когда по ней долго не ездят,

зарастает бурьяном. Увеличение количества повторений приводит к лучшему

запоминанию - указывал Л.В. Занков. Но повторение материала бессчетное

количество раз напоминает «зубрежку», которая осуждается современной

дидактикой. Работа музыканта оказывается наиболее плодотворной, когда

она,

как

отметил

И.

Гофман,

«выполняется

с

полной

умственной

состредоточенностью. В занятиях сторона количественная имеет значение

лишь

в

сочетании

с

качественной».

Повторение

материала

оказывается

эффективным тогда, когда включает в себя нечто новое.

Необходимо развивать умение самостоятельно применять музыкально-

теоретические

знания

на

практике.

Разнообразие

впечатлений

помогает

удерживать внимание в течение длительного времени. Хорошее запоминание

всегда

оказывается

продуктом

«влюбленности»

в

данное

произведение

исполнителя (сродни влюбленному человеку).

По данным С.И. Савшинского, «заучивание, распределенное на ряд дней,

даст более длительное запоминание, чем упорное заучивание в один прием…

можно

выучить

произведение

за

один

день,

но

оно

забывается

едва

ли

назавтра».

Наиболее

эффективным

является

неравное

распределение

повторений,

на

первый

прием

отводится

больше

времени,

чем

в

последующие приемы. Наилучшие результаты при повторении материала

через день. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы, может

потребоваться новое выучивание наизусть.

При заучивании важно «пробное» проигрывание наизусть, которое

сопровождается

ошибками

и

которое,

как

верно

подчеркивает

В.И.

Муцмахер,

«требуют

от

учащегося

повышенного

слухового

контроля,

сосредоточенного

внимания,

собранной

воли,

это

необходимо

для

фиксирования

допущенных

ошибок.

Особого

внимания

требуют

места

«стыковки» отдельных отрывков и эпизодов. Часто учащийся не может

сыграть наизусть все произведение, но каждую его часть в отдельности, знает

на

хорошо».

Когда

произведение

выучено

методисты

рекомендуют не

расставаться с нотным текстом, выискивая в нем новые смысловые связи.

Огромную пользу для запоминания приносит игра в медленном темпе.

Это помогает, как указывает болгарский методист А. Стоянов, «освежить

музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени

ускользнуть от контроля сознания».

Очень важен способ работы без инструмента и без нот. По мнению А.

Стоянова музыканту можно быть убежденным, что действительно запомнил

данное произведение, когда он в состоянии восстановить его мысленно. Это

наиболее трудный способ работы с произведением, и И. Гофман говорил о его

сложности

и

«утомительности»

в

умственном

отношении.

Тем

не

менее

чередуя

эти

способы

учащийся

может

добиться

предельно

прочного

запоминания.

При

этом

временные

отношения

переводятся

в

пространственные.

16

В.А. Моцарт рассказывал, что он может написанное им произведение

обозреть духовно одним взглядом, как прекрасную картину или человека.

Может слышать это произведение в своем воображении не последовательно,

а все сразу. «Самое лучшее, - заключал В.А. Моцарт, - выслушать его все

сразу». «Внутренний слух обладает удивительной способностью схватывать

и

охватывать

целые

музыкальные

построения…Этот

слух

позволяет

одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы» - высказывался и

К. Вебер.

По мнению К. Мартинеса, «перед тем, как извлечь первый звук, общий

образ

произведения

уже

живет

в

исполнителе.

Еще

до

первого

звука

исполнитель чувствует в виде общего комплекса первую часть сонаты, в

качестве общего комплекса чувствует он и внутреннее строение остальных

частей… Исходя из общего образа, направляется у мастера всякая деталь

исполнительского творчества».

«Во время исполнения (исполнитель) должен иметь в сознании некоторое

синтезированное резюме того, что им уже сыграно, и одновременно как бы

некий

предельно

сжатый

конспект

того,

что

еще

предстоит

сыграть»

-

говорил Г. Щапов. По свидетельству венгерского музыканта Ш. Ковача, у

него большей частью запоминается «общий образ» и начало пьесы… Лучшие

музыканты представляют «целые пьесы» главным образом пространственно.

Сам Ш. Ковач представлял себе пьесу как расчлененную архитектонику, а

части ее – слухо-моторно.

Мысленные повторения развивают концентрацию внимания, необходимую

во

время

публичного

исполнения,

усиливают

выразительность

игры,

углубляют понимание.

Развитию музыкальной памяти способствуют:

- постоянное выучивание наизусть новых прозаических произведений;

- подключение к процессу заучивания других анализаторов (цвет, движение,

зрительные образы);

- активизация мотивации;

- представление звуков инструментов, птиц и т.д.;

- подбирание по слуху.

Развитию зрительной памяти способствуют упражнение: рисование по

памяти.

Для развития эмоциональной памяти: полезно вспомнить ранее прожитые

ситуации.

1.

Методы запоминания по В.И. Муцмахеру

Умение

быстро

заучивать

пьесу

наизусть

становится

серьезной

проблемой.

Запоминание

осуществляется

двумя

способами:

от

частного

к

целому,

от

целого

к

частному. В первом случае произведение заучивается отдельными отрывками, постепенно

каждый отрывок присоединяется к предыдущему. На практике чаще всего применяют

первый способ заучивания. Целостный анализ музыкального материала происходит лишь

после запоминания всей пьесы.

17

Поэтому можно условно выделить две стадии работы над пьесой: стадия заучивания и

стадия художественного

осмысления.

Разучивая

пьесу

вторым

способом,

сначала

анализируют

ее

целиком

и

вычленяют

фразы

от

целого

к

частям,

одновременно

раскрывая содержание. Это помогает глубже проникнуть в музыку и будет способствовать

формированию у учащихся навыка музыкального восприятия, расширению музыкального

кругозора. Способ расчленения целого на составные элементы помогает познакомиться с

фразировкой, элементами ритма,

ладовой системой и т.п. Также решается проблема

музыкального

воспитания

восприятия

художественного

содержания

произведения.

Быстрое заучивание пьесы наизусть позволяет рациональнее использовать время урока и

сохранить пьесу в памяти в дальнейшем. Значение имеет не сам результат запоминания,

указывает психолог А.А. Смирнов, а мыслительная деятельность.

Второй способ позволяет использовать логические приемы при запоминании.

В качестве мнемонического приема используется и метод группировки:

- умение вычленять фразы;

- умение использовать результаты анализа в целях запоминания.

Люди

с

натренированным

ухом

одновременно

слышат несколько линий: ритм,

звуковысотность, тембр и т.д. Воедино складывается эмоциональное впечатление.

Ах ты, заяц косой» Литовская народная песня

Два одинаковых мотива.

«Юргяли-мастер» Литовская народная песня

Мотивы отличаются один от другого и по ритму и по звуковысотности

«Спасибо тетке» Литовская народная песня

а а

При одинаковом ритмическом рисунке более активной является звуковысотная

линия.

Основное внимание только на ритм.

Суть предлагаемого способа состоит не столько в том, чтобы научить быстро

запомнить пьесу, сколько в том, чтобы учащиеся усвоили метод анализа,

группировки материала как приема запоминания.

Большинство пьес имеет не более сложные схемы.

18

Ритмический рисунок фраз мелодии одинаков:

Можем сосредоточить внимание на различии в звуковысотности.

Схема распределения ритмических структур: а+б+а+б, а звуковысотных —

а+б+а+с. Анализ показывает, что запоминать надо не четыре, а три мотива: а, б,

с, так как мотив а повторяется. Таким образом облегчается разучивание мелодии

наизусть. Отдельные мотивы являются основой группировки.

Параллельно педагог ставит главную цель – раскрытие содержания произведения.

Как показали экспериментальные исследования, анализ музыкального материала от

целого к частям и использование метода группировки успешно влияют на эффективность

процесса обучения.

Сложные в техническом отношении фрагменты запоминаются лучше. Такие места

приходится

повторять,

продумывать

аппликатуру,

в

результате

чего

трудный

текст

оставляет в памяти более глубокие следы.

Из экспериментов, проведенных А.А. Смирновым, следует, чем больше действий мы

сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее

запомнить.

Большими

возможностями

в

запоминании

располагает

составление плана. Это

проясняет

структуру

и

позволяет

охватывать

его

сразу.

Через

название

частей

рекомендуется связывать материал в цепь ассоциаций, объединять отдельные мысли в

более крупные смысловые единицы.

Новые направления суггестивной педагогики (запоминание в форме между сном и

бодрствованием). Другой – при помехах, которые заставляют учащегося более сильно

концентрировать свое внимание.

Обучение игре наизусть

Вера Юзлова (Чехия) говорила о том, что музыкальная память – это комплексная

способность, которую с детских лет надо систематически развивать.

Для успешной тренировки памяти прежде всего нужно научиться хорошо играть по

нотам.

19

Опытами американского психолога Г. Рубин-Рэбсон доказано, что моторно-слуховое

запоминание

требует

вдвое

больше

времени,

чем

запоминание,

основанное

на

предварительном анализе текста.

Память и представления тесно взаимосвязаны. Представления – это функция памяти.

Отсюда

вытекает

логически

дидактический

вывод:

игра

наизусть

способствует

развитию музыкальных представлений и наоборот – все виды работы, направленные на

развитие музыкальных представлений формируют и умение играть наизусть.

Хорошо развитый слух является основополагающей предпосылкой при запоминании

наизусть музыкальных построений.

Известный немецкий композитор К. Орф советовал начинающим развивать память с

мотивов, в основе которых лежат наиболее яркие и доступные для детей интонации

(например, призыв кукушки). Ученик должен слушать как можно больше музыки и

запоминать ее.

Полезно применять метод Далькроза - приостановление (inhibice) – в определенном

месте игру прервать хлопком и ребенок должен спеть продолжение, или остановить

хлопками исполнение хорошо разученной пьесы. А ребенок после этой паузы должен

продолжить игру в своем представлении и (один из элементов методики Маргит Барро),

снова заиграть на инструменте уже с нового временного отрезка.

Еще существует упражнение с немой иннервацией – часть пьесы ребенок играет

полным звуком, а остальную – беззвучно, на поверхности клавиш.

Фрида Лебенштейн соединяла в занятиях беззвучную игру коротеньких пьесок с пением

(пение с названиями звуков по принципу сольмизации и одновременно движение рук и

пальцев вне клавиатуры, на столе). Педагогу при этом легче контролировать пение.

Надо сказать, что все эти упражнения даются обычному среднему ученику очень

непросто.

Но, конечно, профессионально ориентируемому ученику это принесет огромную

пользу для дальнейшего роста.

При работе с учеником нужно соединять все сферы представлений, опирая внутреннее

представление на чувственно-зрительное восприятие и неустанно комбинируя различные

виды деятельности:

- зрительный образ с пением;

- чтение нотного текста с указанным движением пальцев, либо на клавиатуре, либо при

свободно лежащих на коленях руках.

Необходимо

также

заметить,

что пение не только «про себя» (предварительное

«мысленное пение», по выражению Мартинсена), но и пение вслух – чрезвычайно важное

средство для тренировки памяти на всех ступенях развития пианиста.

Каждый ученик должен уметь спеть мелодию пьесы, которую он играет. И вообще, при

работе над музыкальной пьесой необходимо время от времени петь все, что возможно

спеть в фортепианной партии (например, мелодическую линюю баса при том, что правая

рука играет мелодию). Чрезвычайно полезно также петь мелодическую линюю наизусть,

сопроваджая свое пение аккомпанементом. Также упражнения обычно очень нравятся

ученикам.

Для

закрепления

в

памяти

крупных

структур

необходимо

опираться

на

аналитическое музыкальное мышление.

Область гармонии опосредованному слуховому запоминанию не поддается. При работе

с гармонией преобладает разумный элемент.

Начинать заботиться о развитии аналитического мышления у ученика нужно очень

рано.

Современной теорией памяти доказано, что уже в начальной стадии обучения

сенсорное схватывание музыкальных структур у самых маленьких детей превращается в

сознательное овладение материалом.

Надо обратить внимание ученика на то, как «сделана» музыка, которую он играет.

20

- Метод сравнения (идентификация – дифференциация). Сыграть все

места, сходные в той или иной мере, и определить сходные и различные.

Я часто заставляю учеников заучивать наизусть одновременно ГП в экспозиции и ГП в

репризе, также параллельно заучивать и побочные партии, тем более, что они проходят в

различных тональностях. Разработку при этом и можно будет учить в последнюю очередь.

- Выявление основных тонов мелодии, изложенных в фигурациях и орнаментальном

виде. Дать понять ученику, что также главные нотки обычно приходятся на сильные доли

и образуют свою, очень интересную мелодию, которую нужно запомнить на слух и

поиграть отдельно.

- Охватывание общих структурных контуров произведения, достигаемое при помощи

проигрывания вместо полного конкретного текста своего рода различных экстрактов из

него.

Это

развивает

способность

к

целостному

восприятию

композиции.

По

моему

мнению, одними из наиболее сложных для исполнения наизусть произведений

являются полифонические. Чтобы помочь ученику справиться с этой задачей, в

процессе

работы

необходимо выделить

в

произведении те места,

с которых

можно

было

бы возобновить

игру,

в

случае,

если

подведет

память.

Это

значительно повышает чувство уверенности, во время исполнения.

- Ориентировка в гармоническом плане произведения. Аккордовые фигурации заменять

комплексно звучащими гармоническими.

Итак, существуют самые различные способы запоминания.

Э.Гилельс отмечал: «Очень важно ощущать вещь в целом. Если я ощущаю вещь

в целом, тогда я могу что-то делать и с отдельными кусками.

Маккинсон в книге «Игра наизусть» дает схему работы:

- Предварительный обзор музыкального развития от начала до конца

- Детальное изучение отрывков, после чего можно время от времени работать над пьесой

целиком

- Специальная работа над трудными местами

Л.В.Николаев подчеркивал: «Надо ограничиваться таким куском, который без больших

затруднений укладывается в памяти. Для учеников это всего 4-8 текстов. Запоминание

облегчается, как уже говорилось, при выделении в тексте так называемых смысловых

опорных пунктов. Эффективен также метод соотношения, поисков сходного, о чем уже

упоминалось.

И

Г.М.Коган

поясняет:

«Запомнить

это

и

значит

протянуть

от

запоминаемого множество разнонаправленных ассоциаций (как например экспозиция-

реприза, в том числе)

Очень эффективен, но и труден также способ «умозрительного» запоминания.

Получается так, что если с малых лет систематически не развивать у ребенка

способность

к

максимальной

концентрации

внимания,

не

комбинировать

различные

способы работы, формирующие внутренний слух и музыкальное мышление, не стараться

закреплять звуковые образы композиции, то логическое продумывание остнется чем-то

вроде зубрежки отстраненных схем зрительного образа нотного текста, и могут возникать

проблемы с быстрым и прочным запоминанием.

В заключении хочется подчеркнуть, что единого мнения по поводу методов обучения

игре наизусть у музыкантов пока не существует. И выбор метода должен быть определен

самим преподавателем в зависимости от индивидуальности ученика, т. е. соответствовать

его возрасту и возможностям.

Заключение

21

Музыкальная память – сложный комплекс слуховой и моторной являются самыми

важными видами. Логические способы запоминания (смысловая группировка и смысловое

соотнесение) могут быть рекомендованы. Опора на произвольную или непроизвольную

память может зависеть от особенностей мышления музыканта-исполнителя. Методы И.

Гофмана

могут

служить

хорошим

ориентиром

в

работе.

Правильное

распределение

повторений, разумные перерывы, способствуют успеху. Достижение особой прочности

при переводе временных отношений в пространственные обеспечивается многократным

проигрыванием

произведения

в

уме,

на

уровне

музыкально-слуховых

представлений.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку, находить слова поддержки,

относиться

с

симпатией

и

теплотой.

В

процессе

воспитания

важно

полагаться

на

интуицию.

Так

как,

большие

открытия

часто

совершают

интуитивно,

благодаря

вдохновению и озарению.

Список использованной литературы

1.

Акимова Г. «Память на пять», Е. «У-фактория», 2006 – 263 с.

2.

Апраксина О.А. «Музыкальное восприятие в школе», вып. 11, М. «Музыка», 1976 -

136 с.

3.

Арден Д.Б. «Развитие памяти для «чайников», М. «Вильямс», 2006 – 351 с.

4.

Бьюзен Т. «Усовершенствуйте свою память», М. «Попурри», 2003 – 219 с.

5.

Выгодский Л.С. «Педагогическая психология», М. «АСТ», 2005 – 671 с.

6.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», М. «Белый город»,

2005 – 639 с.

7.

Джеймс У. «Научные основы психологии»

», М. «Харвест», 2003 – 528 с.

8.

Дремер Дж. «В чем нуждается ваш ребенок»

», М. «Логос», 1991 – 184 с.

9.

Д.П. Кирнарская «Музыкальные способности»

10. Лорейн Г. «Суперпамять»

», М. «Эксмо», 2006 – 384 с.

11. Лаурия А.Р. «Лекции по общей психологии»

», СПб. «Питер», 2006 – 320 с.

12. Муцмахер В.И. «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения

игры на фортепиано»

», М. «Музыка», 1994 – 185 с.

13. Немов Р.С. « Психология»

», М. «Просвящение», 1998 – 267 с.

14. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»

», М. «Гуманитарный издательский

центр», 1997 – 384 с.

15. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества»

», М.

«Академический Проект», 2006 – 490 с.

16. Сельченок К.В. «Психология художественного творчества»

», М. «Харвест», 2005 –

752 с.

17. Сергеев Б. «Тайны памяти»

», Р-на-Д. «Феникс», 2006 – 300 с.

18. Стерн В. «Психология раннего детства»

», М. «Харвест», 2003 – 400 с.

19. Тарас А.Е. «Психология музыки и музыкальных способностей»

», М. «АСТ», 2005

– 720 с.

20. Теплов «Музыкальные способности»

21. Хорошевский Н.И. «Как запомнить, чтобы помнить»

», Р-на-Д. «Феникс», 2004 –

252 с.

22. Т.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» и др. муз. статьи

22

23



В раздел образования