Автор: Антипова Екатерина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Ручеек"
Населённый пункт: Мурманская область, город Кандалакша
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Составление рассказа из личного опыта "Дом, в котором я живу".
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».
Цель: Развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Дом, в котором я живу», опираясь на
собственный опыт.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию
развёрнутого связного высказывания.
Развивающие задачи:
- развивать у детей логическое мышление,внимание и долговременную память;
- развиватьумение пользоваться распространённым предложением; относительными
прилагательными, сложными словами;
- развивать умение строить высказывание;
- развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества;
-формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества,
самостоятельности и инициативности.
Оборудование: опорная картина для составления рассказов, картинки домов, сундук с заданиями,
картинки со строительными материалами.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости! Дружно поздороваемся с ними!
Психогимнастика (на ковре)
- Теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга. Настал новый день! Сейчас мы улыбнемся друг
другу! Как хорошо, что мы встретились, что все мы здоровы и в хорошем настроении! А сейчас
сделаем солнышко, будем подавать друг другу руки- лучики и называть свое имя. Я- лучик Екатерина
Григорьевна, а ты?
1.
Вводная часть.
Ребята, сегодня, придя на работу, я обнаружила сундук, но я не стала его открывать без вас. Вам
интересно, что в нем находится? Посмотрим?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, здесь какое- то письмо. Прочитаем?
Дети: Да!
(воспитатель зачитывает письмо)
Здравствуйте, ребята, пишет вам поросёнок Наф-Наф из сказки « Три поросёнка». Хочу вас
попросить помочь моим братьям построить крепкие, кирпичные дома. Посылаю вам с сундук с
заданиями. Если верно выполните все задания, то окажете поросятам большую помощь! За каждое
выполненное задание, вы будете получать строительные материалы для строительства домиков для
моих братьев.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь поросятам?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Попробуем помочь?
2.
Основная часть.
(воспитатель зачитывает задания Наф-Нафа)
Письма- задания из сундука.
Задание 1.
Ребята, помогите, пожалуйста, отгадать загадку.
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.
(Дом)
Воспитатель: Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята получают
доски для строительства пола и потолка!
(воспитатель показывает картинку с досками)
Задание 2.
Дети. Мы знаем, что дома бывают разными. А как они называются?
Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)
Цель: образование относительных прилагательных.
Дом из кирпича – (кирпичный),
… из камня – (каменный),
… из дерева – (деревянный),
… из панелей – (панельный).
(Для детей младшей группы)
(Убираю картинки, оставляю одну).
- Каких домов не стало?
(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)
- Остался, какой дом? (панельный).
-Из каких частей он состоит?(крыша, стены, окна, двери….)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё назвали правильно! Поросята получают кирпичи!
(воспитатель показывает картинку с кирпичами).
Задание 3.
Ребята, а сейчас мы предлагаем вам мяч покидать и слова наоборот назвать.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Цель: усвоение антонимов.
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Воспитатель: Все верно! Молодцы! За выполнение этого задания поросята получают цемент.
(воспитатель показывает картинку с цементом).
У нас у каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады.
Задание 4.
«Ребята, к сожалению, у нас нет своего домашнего адреса. А у вас есть? Интересно знать, где
вы живете?»
Беседа по вопросам.
- На какой улице стоит ваш дом?
- Сколько в нем этажей, на каком этаже ты живешь, из какого материала построен твой дом, какая у
тебя квартира?
- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк и т.д.)
- Кого вы рады видеть у себя дома?
Воспитатель: Всё правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята полуют
черепицу, чтобы покрыть крышу.
(воспитатель показывает картинку с черепицей).
Задание 5.
Дети Наф-Наф предлагает нам немного размяться.
Физкультминутка «Маляры».
Маляры пришли втроём, шагают на месте
Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой
Был облезлый, скучный, голый – «красят»
Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой
Задание 6.
Вы так много говорили о своём доме. Кто из вас хочет рассказать всё о своём доме?
(Дети составляют рассказы)
Дети. Вы такие молодцы! Справились с последним заданием. Помогли нашим поросятам получить
еще один строительный материал: банку с краской. Теперь их дом будет не только крепкий, но и
красивый.
3. Итог занятия.
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Кому помогали?
- У нас получилось?
- Что было трудно?
- Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Теперь братья Наф-Нафа смогут построить
свои крепкие и уютные дома.