Напоминание

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область р.п. Дергачи
Наименование материала: доклад
Тема: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра - это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это

искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

К числу методов, которые способствуют формированию у дошкольников

начало экологической культуры, относится игра. Это наиболее естественный

и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, доступный

способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать

влияние

на

формирование

у

дошкольников

бережного

внимательного

отношения к объектам растительного и животного мира.

В настоящее время многие из пособий демонстрируют лишь некоторые

аспекты

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

по

природе,

осуществляемые

в

основном

с

помощью

дидактических

игр.

Мои

наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показали, что

сведения о природе, которые получают ребята на занятиях, редко включаются

в игру, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на

себя роли людей, регулирующих взаимоотношения человека с природой.

Поэтому

в

работе

с

детьми

активно

использую

игры

экологического

содержания.

Они

отличаются

по

содержанию

и

организации,

правилам,

характеру

проявления

детей,

по

воздействию

на

ребенка,

по

видам

используемых предметов и т.д. Одним из самых важных моментов явилось

включение

регионального

компонента

в

содержание

игр.

Мною

сделана

попытка представить используемые игры с 2 позиций - теоретической и

практической:

-показать

значение

и

возможность

использования

целого

спектра

разнообразных

видов

игровой

деятельности

в

рамках

экологического

воспитания;

-представить

конкретные

образцы

и

раскрыть

механизм

в

практике

работы с детьми.

Все игры экологического содержания направлены:

-на обогащение экологических представлений и приобщение детей к

экологически-ориентированной деятельности;

-на воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе.

Игры-путешествия приемлемы для детей разного дошкольного возраста.

При

организации

таких

игр

основное

внимание

уделяю

следующим

моментам:

совершение действий поездки (продумываю остановки или станции,

вид транспорта, билеты, распределение ролей);

соблюдение ролевых взаимоотношений во время поездки.

Главным звеном в таких играх является воображаемая ситуация, которая

поддерживается мною на протяжении всего путешествия

следующими

приемами:

ходьба

по

воображаемому

лесу;

переодевание;

устройство на ночлег; установка на осторожную ходьбу (болото); соблюдение

правил поведения (не наступать на муравьев, не мять цветы, прислушиваться

к пению птиц). Тематика игр-путешествий может быть самой разнообразной,

зависит от интереса и возраста детей.

В

своей

работе

использую

такие

игры-путешествия:

«Зоопарк»;

«Путешествие по Дергачевской земле»; «Фотоохота в лесу»; «Путешествие к

реке

Алтата»;

«Экспедиция

на

Север»;

«Кругосветное

путешествие»

(по

природным зонам) и другие. Во время таких игр ребята берут на себя роли

членов экспедиции или перевоплощаются в настоящих путешественников.

Проявляют готовность к отлету, отплытию, продумывают вещи и предметы,

необходимые

им

в

дороге.

Во

время

путешествий

мы

совершаем

ряд

остановок, ориентируемся по схемам, картам, знакомимся с животным и

растительным миром, оказываем помощь нуждающимся.

Главным

моментом

в

играх-путешествиях

является

создание

проблемной

ситуации

или

провокации.

Например,

чем

можно

потушить

огонь, как спасти животных? А после возвращения дети отражают свои

впечатления от путешествия в рисунках.

Экологические

игры с

игрушками

в

основном

направлены

на

сравнение

живых

объектов

и

реалистического

изображения

животных,

растений

с

игрушками

аналогами.

Игрушка

помогает

создавать

игровые

ситуации,

воспроизводить

игровые

действия,

ролевые

взаимоотношения.

Например,

«Встреча с елочкой». Во время прогулки организовали встречу игрушечной

ели с живой елкой. Вначале мы рассматривали, сравнивали, отмечали красоту

живой ели, Определяли условия необходимые для её роста. Особый интерес

у ребят вызывали проблемные вопросы: Могут ли люди обидеть ель? Каким

образом? Дети развивают воображение, придумывают невероятные

истории,

обращения

к

людям,

письма-обращения.

Участвовали

в

акции

«Елочка – зеленая иголочка».

Экологические игры с использованием литературных персонажей,

где литературными персонажами в наших игровых ситуациях выступают

полюбившиеся детям герои мультфильмов, литературных произведений. В

младшей

группе

это

Колобок,

Винни-Пух,

Айболит,

затем

Чебурашка,

Незнайка.

Персонажей

наделяем

ролью,

которую

в

созданной

игровой

ситуации берут на себя функцию защитника животных, растений или герои

выступают в роли незнающих, непонимающих, ищущих подсказку и помощь

от детей. Например, Незнайка в коробке приносит землю, которая покрыта

льдом. Проблема: все жители цветочного города выращивают цветы, вот и

Незнайка решил принять участие. Всё ли у него получится? Чем помочь? Что

для этого нужно? Результатом явилось желание детей посадить цветы.

Как правило, в таких игровых ситуациях дети всегда включаются в

практическую

деятельность,

в

ходе

которой

уточняют

все

необходимые

условия для роста растений (вода, тепло, почва, свет) и способы ухода за

ними. Тематика игровых ситуаций разнообразна: «Айболит лечит

комнатные растения», «Путешествие колобка по лесу».

В научно-познавательных играх повышенную потребность ощущают

дети старшего дошкольного возраста. В таких играх присутствуют элементы

соревнования (2 или 3 команды). Это дает возможность обсудить проблему,

найти

правильное

решение,

доказательно

отстаивать

точку

зрения

своей

команды. Длительность таких игр регулирую, опираясь на желания и интерес

детей.

Игры

организуем

как

по

типу

телевизионных

передач,

например:

«Своя игра», «Поле чудес», «Брейринг», так и придумываем собственные:

«Экологический букварь», «Экологический калейдоскоп», «Знатоки родного

края», «Сокровища Дергачевской Земли» и другие.

В

содержание

научно-познавательных

игр

включаем

выполнение

разнообразных заданий (отгадывание загадок, решение логических задач,

разгадывание кроссвордов, чтение стихов, придумывание историй, включаем

подвижные и развивающие игры экологического содержания, сюрпризные

моменты).

Спортивно-развлекательные

игры

организую

совместно

с

инструктором

по

физической

культуре.

В

процесс

такой

игровой

деятельности привлекаю детей старшего дошкольного возраста, так как они

направлены не только на уточнение, усвоение экологических представлений,

но и на выполнение основных видов движений, выполнение разнообразных

физических упражнений (бег, прыжки, лазанье, перепрыгивание и т.д.) В ходе

выполнения

эстафетных

заданий

у

детей

развивается

быстрота

реакций,

мышлений, ловкость. Например: «Экологическая эстафета», «Спасатели»,

«Служба спасения», «Экологические забеги».

П р а к т и ч е с к и

в

л ю б о й

сюжетно – ролевой игре экологического содержания можно решать задачи

экологического

воспитания.

Главное,

создать

соответствующие

условия,

атрибуты, игровую проблемную ситуацию

и привнести ее в содержание

действующей

сюжетно-ролевой

игры.

Например,

в

игре

«Почта» задачи

экологического воспитания решаю, используя следующую ситуацию. Дети

знают, что многие животные (голуби, собаки) могут доставлять почту так же,

как люди и транспорт. В процессе игры сообщаю, что собака Жучка принесла

весть: во время пожара в лесу пострадало много животных и растений.

Задача - необходимо собрать посылку для животных и растений, и оправить

в

лес.

Дети

с

удовольствием

включаются

в

деятельность,

собирают

медикаменты (бинт, вату, йод и т.д.)

Среди художественных произведений, с которыми мы знакомим детей,

есть

экологические

сказки,

которые

дети

с

удовольствием

проигрывают,

драматизируют.

Поэтому

широко

используем сюжетно-ролевую

игру

«Театр». Заранее вывешиваем объявление, раздаем билеты, артистам готовим

костюмы, к такой деятельности привлекаем и родителей.

Но особый интерес у детей вызывают показ сказки, в которую включили

проблемную ситуацию. Например, при показе сказки «Репка»: у деда в этом

году неурожай, репка не выросла. Как ему помочь?

Вначале

проблема

ставила

детей

в

тупик,

но

затем

ребята

стали

придумывать разнообразные ситуации, истории. Это способствует развитию

у детей творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к

природе.

Дидактические

игры

я вл я ют с я

э фф е кт и в н ы м

с р е д с т в о м

экологического

воспитания.

Игры

проводим

с

небольшой

подгруппой,

вариативно,

с

учетом

сформированности

у

детей

экологических

представлений.

Знакомлю с некоторыми играми, в которых используется региональный

компонент. Например: «Веселый поезд», «Экологическая столовая», «Птицы

нашего края».

Подвижные

и

динамические

игры

систематизировала

согласно

времени

года,

экологического

календаря

и

с

учетом

использования

регионального компонента. Например,

«Путешествие

капельки

и

тучки»,

целью

которой

является

закрепление

материала

о

круговороте

воды

в

природе, развитие воображения, эмоционального отношения к природе.

Таким образом, использование в работе с детьми игр экологического

содержания обеспечивает:

возможность усвоения экологических представлений;

развитие интереса к природе и ценностное отношение к ней;

возможность проявление детьми самостоятельности,

инициативности, сотрудничества, способность принимать

правильные

решения,

контролировать

и

оценивать

результаты

собственной экологической деятельности;

возможность обогащения содержания и способов

самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

Литература:

1.

Николаева

С.Н.

Место

игры

в

экологическом

воспитании

дошкольников. - М.,1996 - 48с.

2.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.

- 96 с.



В раздел образования