Автор: Ширина Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 Лебёдушка
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО–Югра, Тюменская область.
Наименование материала: Эссе
Тема: "Исследовательская деятельность в развитии современного дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Эссе на тему: «Исследовательская деятельность в развитии современного
дошкольника»
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного
освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Они отличаются
пытливостью ума. Их интересует все, что происходит вокруг. На мой взгляд,
на протяжении всего дошкольного детства, огромное значение в развитии
личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная
деятельность, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого,
осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с
детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с
врожденной познавательной направленностью, помогающей ему
адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность перерастает
в познавательную активность – состояние внутренней готовности
к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в
поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об
окружающем мире.
Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны
для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в
проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация
желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет
системная познавательная активность через все виды деятельности. Это
особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую
любознательность, пытливость ума и формирует на их основе
устойчивые познавательные интересы через исследовательскую
деятельность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что
происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые
предметы. Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в
группе, я постаралась создать соответствующую предметно-
пространственную развивающую среду. Уголок экспериментирования в
группе содержит: ракушки, камешки, пуговки, разнообразные контейнеры,
баночки, пипетки и мн.др.
В процессе игр дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые
предметы в воде тонут, а легкие нет.
С большим интересом дети наблюдают за тем, что водичку
можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными
цветами. В исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные
виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с
детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку
делать какие-то самостоятельные выводы.