Автор: Немытова Полина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №208
Населённый пункт: Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план игр и занятий (экспрерименты)
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план игр и занятий
в первой младшей группе (эксперименты)
Сентябрь
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Пускание по воде плавающих игрушек».
Цель: Дать детям представление о том, что предметы
плавают; о числовом определении - один и много.
Содержание: Воспитатель пускает плавать по воде
резиновые или пластмассовые игрушки. «Смотрите, как
уточка (рыбка) плавает. Сейчас я покручу палочкой по
воде» делает кругообразные движения палочкой. «Уточка
движется. Вот как интересно! А теперь, Поля, на тебе
палочку, покрути палочкой. А теперь, Юля, еще пустим
уточку, еще и еще. Была одна уточка, а теперь - их много».
После предлагает детям вынуть игрушки из воды и
обтереть «Вытирайте, видите - они стали сухими. Теперь
положите игрушки на место. Воду из таза выльем».
Целесообразно
использовать малые
фольклорные жанры
(потешки, пестушки),
раскрывающие отношение
человека к воде, ее
значимость для всего
живого.
3
Игра «Вылавливание сачками из воды рыбок».
Цель: Повысить эмоциональный тонус вызвать
положительные реакции. Способствовать проявлению
самостоятельности и активности. Развитие координации
движения рук.
Содержание: Воспитатель предлагает малышам пустить
поплавать рыбок. Затем дает каждому ребенку по сачку и
предлагает «Саша, вылови, пожалуйста, рыбку, вот ту
красную. А ты, Оля, желтую уточку» и т.д. Спрашивает:
«Юра, какую ты хочешь выловить рыбку?» можно
игрушки снова пускать плавать и снова их вылавливать.
«Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(На последнем слове
пальцы рук очень плотно
сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики
сильно растопыриваются в
стороны.)
То зароются в песке»
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра «Сгребание песка в кучу лопатками».
Цель: Развитие мускулатуры рук, обучение пользования
лопатки.
Содержание: Когда песок завезен на площадку и ссыпан,
воспитательница предлагает детям собрать песок в ровную
кучу. Показывает, как надо держать лопатку, как бросать
«Петя с помощью совка
Строит домик из песка,
А Алиска аккуратно
Весь песок несет обратно»
песок, чтобы он попал в нужное место.
4
Игра «Печатание на сыром песке».
Цель: Развитие мускулатуры рук и координации их
движении. Расширение зрительных представлений.
Познакомить детей со свойствами влажного песка.
Содержание: Сырой песок утрамбовывается,
приглаживаются дощечкой. Воспитатель берет печатку,
накладывает на ровную поверхность, слегка отжимая,
затем снимает. На песке получается оттиск. Разговаривая с
детьми по поводу полученного изображения, раздает им
печатки, дети сами делают оттиски и меняются печатками.
«Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое,
Желтое и жаркое.
Я рисую на песке
Три цветочка на лужке.
Три волнистых линии,
Это море синее.
Я рисую на песке
Бабочку на лепестке.
Лоскуток в лукошке,
Это домик кошке».
Опорное занятие
Дополнительные упр-я
«Сухой - мокрый».
Цель: Знакомить со свойствами песка: сухой – сыплется,
влажный – лепится.
«Выкладывание различных
форм из влажного песка с
помощью формочек».
Поддерживать у детей познавательное отношение к
окружающему миру к неживой природе.
Воспитывать внимание ребёнка к тому, что он
рассматривает и наблюдает.
Развивать стремление к речевому, игровому общению.
Развитие эмоций и фантазии.
( см. Конспект)
«Переноска песка в
ведрах».
«Перевозка песка в
грузовиках»
«Рисование палочкой».
Октябрь
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Достань камешек (ракушку)».
Цель: Знакомить детей с природным материалом – камнями,
познакомить со свойствами камней (формой, вес); развитие
внимания, координации движений.
«В руки камушки мы
взяли,
Друг о друга постучали.
Содержание: На дно емкости с водой воспитатель
выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку
достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень
или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем
камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и
ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный
предмет среди других камней и ракушек. Водный слой
обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель
может немного помочь малышу.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их нам
никак».
3
Игра «Бросание в воду пластмассовых и деревянных
шариков, камешков, резиновых игрушек».
Цель: Дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о
предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие
предметы плавают, а тяжелые тонут.
Содержание: Воспитатель бросает в воду пластмассовый
шарик, он плавает. Бросает камешек - он тонет. Затем
предлагает ребенку бросить сначала камешек, а затем шарик.
«У Вити тоже один утонул, а второй плавает. Посмотрите,
плавает шарик, он - легкий, а камешек тяжелый он тонет. А
резиновая уточка тонет? Ну-ка, я брошу ее в воду. Она
плавает, правда? Камешек утонул, потому что он тяжелый, а
уточка и шарик легкие - они плавают».
«Таз, наполненный
водою.-
Это море голубое.
И плывёт в нем
не скорлупка –
Это шлюпка!
Это шлюпка!
Наклоняюсь к парусам,
Вместо ветра
дую сам!»
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра «Каждому камешку свой домик».
Цель: Знакомить со свойствами камней. Классифицировать по
форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие,
шероховатые); показать детям возможность использования
камней в игровых целях.
Содержание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камеш-
ками. Дети их рассматривают: надавливают на камни, стучат.
Все камешки твердые. Чем камни отличаются друг от друга?
Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней,
предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие,
есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить
камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в
первую - гладкие; во вторую - шероховатые; в третью -
большие; в четвертую - маленькие. Затем все вместе
рассматривают, как разложены камни.
«В руки камушки
мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их
нам никак».
4
Игра «Куличики».
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного
песка. Развивать тактильную чувствительность, зрительное и
образное восприятие.
Содержание: Строим из песка куличики-фигурки с помощью
формочек или любых имеющихся в наличии емкостей
(ведерок, баночек и т.д.). Если ребенок испытывает
затруднения в действиях опрокидывания формочки и
«Мы не в жаркой печи
Испечем куличи:
Нам нужна не мука
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок,
сохранения целостности изображения в ней, то следует
помочь ему, распределив действия между взрослым и
ребенком. Можно начать с более легких приемов, например,
предложить ребенку выдавливать формочками на влажном
песке нужные изображения.
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
Отломи мне кусок».
Опорное занятие
Дополнительные упр.
«Камешки - большие и маленькие».
Цель: Знакомить детей с природным материалом – камнями.
Знакомство со свойствами камней (твердые).
Развивать у детей интерес к экспериментам
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во
время совместной деятельности.
( см. В.Афимьина. Маленькие экологи. Журнал «Ребёнок в детском саду»
№1, 2010г.)
«Солнышко для
черепашки».
«Дорожка из
камешков».
Ноябрь
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Тёплый – холодный»
Цель: Закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая,
холодная. Развивать тактильные ощущения, внимание и
память.
Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки
каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например,
небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые,
утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну
емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку:
«Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой.
Давай, их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с
прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
«Кто горячей водой
умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой
умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется».
3
Игра «Что как плавает»
Цель: Знакомить детей со свойствами различных материалов.
Содержание: Для игры – экспериментирования нужен набор
предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха,
деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток
ткани и др.). Воспитатель предлагает ребенку постепенно
опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он
готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть
плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят
плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры
воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и
помогает комментировать действия.
«Таз, наполненный
водою,-
Это море голубое.
И плывёт в нём не
скорлупка –
Это шлюпка!
Это шлюпка!
Наклоняюсь к парусам,
Вместо ветра дую сам!»
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра «Ладошки на песке»
Цель: Знакомить детей со свойствами песка.
Развитие тактильной чувствительности, зрительного
восприятия
Содержание: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете
в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и
«Петя замок строит
ловко,
Катя торт печёт
ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал
(Песок )!»
отгадать на ощупь. «Положите ручки на песок. А теперь
закопайте ладошки в песок и познакомьте пальчики,
пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А кто же еще
спрятался?»
4
Игра «Секреты в песке».
Цель: Знакомить детей со свойствами различных материалов.
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание: Научите малышей делать «секретики»:
выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в нее фантики,
кусочки разноцветной фольги, лепестки от цветов бусинку
или любую другую мелку игрушку, накройте кусочком
прозрачного материала с обработанными краями - (например,
пластмассовым стеклышком от очков) и засыпьте песком.
Затем раскопайте и радостно «удивитесь»: «Вот, какой у нас
секретик!» Предложите детям самим сделать секретик, в
случае затруднений, окажите необходимую помощь.
«Я делаю «секретик»:
Под стёклышком – цветочек.
А рядышком с цветочком
Зелёненький листочек.
Секретик я присыплю
Жёлтеньким песочком
И придавлю тихонечко
Сандалика носочком.
Секретик мой смотрите,
Подружки дорогие.
И сами постарайтесь,
Сделайте такие».
Опорное занятие
Дополнительные упр.
«Аквариум - дом для рыбок».
Цель: Ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано
«Наблюдение за водой в
искусственном
песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже
мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная,
чистая.
Продолжить знакомить детей со свойствами воды.
Развивать у детей интерес к опытам экспериментам,
любознательность, логическое мышление
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Создать в группе атмосферу тепла, радости.
(см. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада: пособие воспитателя детсада / В. В. Гербова, А. И.
Максаков. — М. Просвещение, 1986.)
водопаде».
«Водичка-то
прозрачная»
«Вода льётся из крана».
«Вода - помощник
человека»
Декабрь
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Тонет - не тонет».
Цель: Закрепить представление о величине (большой -
маленький), закрепить знание правой и левой руки, развивать
внимание и память. Продолжать знакомить детей со
свойствами различных материалов (тяжёлый – лёгкий).
Содержание: Дайте детям разные предметы (деревянные,
металлические, пластмассовые, резиновые, камешки).
Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из
них утонули, какие плавают. Предложите ребенку взять в
правую руку большой камень, а в левую - маленький. «В какой
руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень?
Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее.
Тяжёлый или лёгкий?».
«Вот у нас вода
Прозрачная она:
Камушки, ракушки -
Видны наши игрушки
Ручку мы протянем,
Игрушку достанем».
3
Игра «Ну-ка, вылови».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Вызвать у детей интерес к играм с водой.
Содержание: Поставьте на крышку стола (если для игр имеет
две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол)
тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие
предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по
одному ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите
ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок
правильно держал ложку. Важно довести упражнение до
Целесообразно
использовать малые
фольклорные жанры
(потешки, пестушки),
раскрывающие
отношение человека к
воде, ее значимость для
всего живого.
конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду
собрать губкой для повышения детского интереса к
упражнению и усложнения действия, в следующий раз
предложите ему ситечко, сачок вместо ложки.
Неделя
Игры с песком, камнями.
Художественное слово
2
Игра «Печем печенье»
Цель: Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка.
Сформировать представление об изменчивости формы песка в
зависимости от формочки (лепить куличики, тщательно
заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок). Развивать
мелкую моторику рук и координации движений.
Содержание: В центре «Песок – Вода» в одной емкости
находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель
показывает малышу красивые формочки и предлагает испечь
печенье. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим
песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с
сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка
ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого - можно.
При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу
или руководит его действиями словесно.
«Вот вам гости
угощенье
Очень вкусное печенье
Приготовили мы сами
И покушайте
Вы с нами».
4
Игра «Волшебный камешек».
Цель: Закрепление свойств камней по форме, цвету. Развитие
тактильной чувствительности.
Содержание: Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите
их ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки
тяжелые, и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните с
сухими, вместе с детьми сделайте вывод о том, что мокрые
камешки изменили свой цвет.
«В руки камушки
мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их
нам никак».
Опорное занятие
Дополнительные упр.
«Тонет – не тонет, плавает».
Цель: Закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с
поролоном, что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что
плавает, (камни имеют разную форму, цвет).
Поддерживать у детей познавательное отношение к
окружающей действительности путём экспериментирования и
исследования свойств и качеств отдельных предметов.
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,
«Пускание лодочек,
пароходиков».
«Бросание мячиков в таз
с водой».
«Достань камешек».
направленными на ознакомление сними: тонет, не тонет,
тяжёлый, лёгкий, журчит, чистая, прозрачная.
( см. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада: пособие воспитателя детсада / В. В. Гербова, А. И.
Максаков. — М. Просвещение, 1986.)
Январь
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Водичка дырочку найдет»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Вызвать у детей интерес к играм с водой.
Содержание: Предложите детям разной формы сосуды
(бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них
воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода
наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду
через воронку в сосуды разного размера.
Целесообразно
использовать малые
фольклорные жанры
(потешки, пестушки),
раскрывающие отношение
человека к воде, ее
значимость для всего
живого.
3
Игра «Поймай льдинку».
Цель: Развитие координации движений, знакомство со
свойствами льда, в тепле лед тает и получается вода.
Содержание: Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10
небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри,
что происходит. Льдинки были большими, а становятся
маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или
черпачком достает из воды льдинки покрупнее и
складывает их в отдельную посуду. После того как все
льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает «А
куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? (они
растаяли, превратились в воду)».
«Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
На проводах и крышах
Веселые сосульки».
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра «Норки для мышки»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка.
Содержание: Ребенок вместе с взрослым копает
небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем
«У мышей стоит веселье
В новой норке новоселье!
Приготовились всерьёз –
Каждый что-нибудь
принёс:
Кто сушёного горошку,
Ломтик сыра, хлеба
крошку…
взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки.
Например, воспитатель берет игрушечную мышку в руки,
имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка»
пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что
он сделал для нее замечательные домики. Домики можно
делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и
пр.
Мармелад и сухари…
Пировали до зари!
Съели свечи на десерт,
С поздравлением конверт».
4
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка;
развитие моторики и координации движений.
Содержание: Взрослый и малыш оставляют отпечатки
своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или
дополняют камешками, чтобы получились веселые
мордочки, рыбки, ёжик, змейка и т. д.
«Змейки на песке играли
И хвостом слова писали,
За узором шли петельки –
Это - письма маме Змейке».
«Он, как ёлка,
Весь в иголках,
И хотя он очень колкий.
Обижать его не смей».
Опорное занятие
Дополнительные упр.
«Домик для черепашки Агашки»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка и камня:
песок – сыпучий, сухой, лепится, сырой, когда влажный
меняет цвет; камень – твердый, тяжелый, разной формы.
Закрепить умение манипулировать сухим и влажным
песком. Развивать познавательные способности,
пробуждать пытливость детей, формировать элементарные
понятия.
Воспитывать аккуратность в общении с опытным
материалом
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-
«сухой», «сыплется», «сырой», «твердый», «тяжелый».
( см Первые шаги. Материалы московского городского конкурса
«Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 –
2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.)
«Я пеку, пеку».
«Пересыпание сухого песка
через воронку».
«Печенье из сырого песка».
Игра: «Что я закопала в
песке?»
Февраль
Неделя
Художественное слово
Игры с Водой
1
Игра «Что такое снег?»
Цель: Познакомить со свойствами снега - холодный, его цвет –
белый из снега можно лепить снежки, в теплых руках снег
тает, и превращается в воду.
Содержание: Принесите в группу снег и опустите в ванну.
Понаблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод:
снег - это замерзающая вода.
«Снег бывает разный:
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный»
3
Игра «Почему нельзя есть снег»
Цель: Закрепить знания свойств снега - холодный, его цвет
-белый из снега можно лепить снежки, в теплых руках снег
тает, и превращается в воду.
Содержание: Рассмотрите воду, появившуюся в ванне.
Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите
детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.
«У моей Маринки
Две красивые снежинки
Всем хотела показать,
Глядь, снежинок
не видать».
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра «Найди шарик»
Цель: Закрепление знаний о свойствах песка (сухой, мокрый );
знакомство с качествами предметов (размером, формой)
сформировать умение определять количество предметов на
основе слухового, тактильного восприятия,
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой
шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать
шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть
действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два
предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти
кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной
величины.
«Пусть не сердятся
родители,
Что измажутся
строители,
Потому что тот, кто
строит,
Тот чего-нибудь да
стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!»
4
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка.
Содержание: Воспитатель подводит группу детей к песочному
«Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
ящику с сухим песком. Раздает детям ведерочки, формочки и
показывает, как сыплется сухой песок через воронку, как
пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть
песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок
сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную
форму. Воспитатель показывает детям, как наполнить
формочку, прижать песок пальцем, опрокинуть формочку на
борт ящика, украсить приготовленный «пирог».
Построить домик
хочется,
Забавная игра»
Опорное занятие
Дополнительные
упражн.
«Снежинка в гостях у ребят».
Цель: Закрепить знания свойств снега - холодный, его цвет –
белый из снега можно лепить снежки, в теплых руках снег
тает, и превращается в воду.
Закреплять знание свойств и качеств воды – холодная, теплая,
грязная, чистая, вкусная, прозрачная, белая. Обсудить вопросы
какую воду можно пить, кому нужна вода.
Развивать познавательную активность детей.
Вызвать у детей интерес к элементарному
экспериментированию.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова «белый,
пушистый, легкие, воздушные, чистая, прозрачная».
«Как снег становится
водой?»
«Теплый – холодный».
«Подарки для
снеговика».
Наблюдение за снегом
на прогулке, игры со
снегом.
Наблюдение за водой в
аквариуме.
( см. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые
шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. –
М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.)
Март
Неделя
Игры с Водой
Художественное
слово
1
Игра «Почему плачет сосулька»
Цель: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в
тепле лед тает и получается вода
Содержание: Прикрепите над ванной ситечко и положите в него
сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое
время из ситечка ванну станет капать вода. Подведите детей к
мысли, что в тепле сосулька стала таять. А на улице сосульку
согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».
«Отшумели все
метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали
капели,
И сосульки вряд
висят»
3
Игра «Что такое лед?»
Цель: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в
тепле лед тает и получается вода
Содержание: Принесите и положите в сухую ванну кусочки
льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в
ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась
вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте
вывод- лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт,
вынеся воду в формочках на улице в морозную погоду.
Закрепите с детьми понятие, что лед - это замершая вода.
«Снежок порхает,
кружится,
На улице тепло.
И превратились
лужицы
В холодное стекло».
Неделя
Игры с песком
Художественное
слово
2
Игра «Угощение на мамин праздник».
Цель: Закрепить знание свойств песка. Развивать тактильно
-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук
Содержание: Строим из песка куличики-фигурки с помощью
формочек или любых имеющихся в наличии емкостей (ведерок,
баночек и т.д.). Если ребенок испытывает затруднения в
действиях опрокидывания формочки и сохранения целостности
«Я в песочнице
построю
Настоящий город.
Башни, парки и
дорожки
изображения в ней, то следует помочь ему, распределив
действия между взрослым и ребенком. Можно начать с более
легких приемов, например, предложить ребенку выдавливать
формочками на влажном песке нужные изображения.
Строю быстро, скоро!
Здесь машинки будут
ездить,
Здесь - играть ребята.
Место для аэродрома
Разровнять мне надо.
Помоги куличик
сделать,
Будет он горою.
Мама, мы красивый
мир
Делаем с тобою!»
4
Игра «Что я закопала в песок».
Цель: Развитие внимания памяти и наблюдательности.
Содержание: Воспитатель показывает 2-З игрушки, спрашивает
у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем
предлагает повернуться спиной к ящику и одну из них
закапывает в песок. По сигналу «можно» дети поворачиваются
«В руки мы
берем совочек,
Сыплем желтенький
и по оставшимся игрушкам угадывают, какая из них зарыта в
песок. Отвечает тот ребенок, которого спрашивает воспитатель.
Игрушка выкапывается. Если ребенок назвал правильно, все
ему хлопают в ладоши. Игра продолжается с постепенным
увеличением количества закапываемых игрушек.
песочек.
Помогай мне,
не ленись!
Наш куличик,
получись!».
Опорное занятие
Дополнительные
упр-я.
«Волшебная сосулька»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как
вода при охлаждении превращается в лед (замершую воду).
Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле
лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная,
теплая.
Развивать познавательную активность детей (Подвести детей к
мысли, что в тепле сосулька стала таять, а на улице сосульку
согреет солнышко и она начнёт капать- плакать).
Развивать стремление к речевому, игровому общению.
-Наблюдение за
сосульками на
прогулке,
«Вода холодная и
горячая».
«Почему плачет
сосулька?»
«Разноцветные
льдинки».
«Цветные бусы».
( см. Конспект)
Апрель
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Вода невидимка»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды;
закреплять знания о цвете; создание условий для развития у
детей наблюдательности, познавательного интереса,
расширение кругозора.
Содержание: Перед детьми банка с чистой водой.
« Можно ли что - нибудь спрятать в воде?» (ответы детей).
Дети экспериментируют, опускают разные предметы в воду и
выясняют: «чистая вода, прозрачная в ней нечего нельзя
спрятать». Воспитатель предлагает при помощи гуаши
«Знаем, знаем да-да-да.!
В кране прячется вода!
Выходи водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!»
закрасить воду. После этого проводиться игровое упражнение
«Что спрятала Водичка». Один из детей поочередно опускает
разные предметы в воду, остальные определяют, что там
спрятано.
3
Игра «Водяная мельница»
Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в
движение другие предметы. Вызвать у детей интерес к играм
с водой.
Содержание: Воспитатель показывает детям водяную мель-
ницу. «Что это? Как заставить мельницу работать?» берут
кувшин с водой и льют воду на лопасти мельницы, направляя
струю воды на центр попасти. «Что видим? Почему мельница
движется? Что ее приходит в движение?», «Вода приводит в
движение мельницу». Дети играют с мельницей. Отмечается,
что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает
медленно, а если лить большой струей, то мельница работает
быстрее.
Целесообразно
использовать малые
фольклорные жанры
(потешки, пестушки),
раскрывающие
отношение человека к
воде, ее значимость для
всего живого.
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
2
Игра: «Я пеку, пеку».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка, развитие
«Песочница, песочница,
моторики и координации движений.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка разнообразные
изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может
использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок,
утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно
«выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной
ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками
детей, кукол.
В песке вся детвора.
Построить домик
хочется,
Забавная игра»
4
Игра «Топчем дорожки»
Цель: Закреплять знания детей свойств сухого и влажного
песка. Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание: Воспитатель вместе с малышом шагает по песку,
оставляя следы, при этом можно использовать слова такой
потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-
п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ!
Топ-топ-топ! Топ!». Взрослый и ребенок могут изменять эту
игру, изображая того, кто может оставлять большие и
маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый
медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая
белочка.
«Большие ноги шли
по дороге: То-о-п,
то-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки
бежали по дорожке: Топ-
топ-топ! Топ!
Топ-топ-топ! Топ!»
Опорное занятие
Дополнительные
упр-я.
Экологическая сказка «Про маленькую капельку».
Цель: Закрепить первоначальные представления, о явлениях
неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет,
льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и
растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде
купаются).
Использовать игры с водой для оздоровления ребенка,
подчеркнуть целительные свойства воды.
Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения
друг с другом и игр с водой.
Создать в группе атмосферу тепла, радости.
( см. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые
шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. –
М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.)
«Стирка и сушка
кукольной одежды»;
«Купание кукол»;
«Вода - помощник
человека»; «Мытьё
игрушек»; «Поливание
из лейки цветов»;
Наблюдение: как веточки
пьют воду.
Май
Неделя
Игры с Водой
Художественное слово
1
Игра «Пускание мыльных пузырей».
Цель: Закрепить знания детей о свойстве воздуха, умение
правильно делать вдох и выдох. Развитие восприятия величин;
эмоциональное восприятие.
Содержание: Воспитательница делает пену на блюдце и
пускает пузыри, дети смотрят. Затем воспитательница дает
одному ребенку специальную рамку для выдувания пузырей и
учит его дуть в нее. Остальные дети наблюдают за ним. Так по
очереди, все дети пробуют пускать пузыри. Нельзя разрешать
участвовать в игре сразу всем, так как без надзора дети могут
наглотаться мыльной пены.
«Если дунуть
посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре,
пять,
Ни за что их не
поймать»
«Как красивы
посмотри!
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!»
3
Игра «Разноцветная вода».
Цель: Закреплять знания о свойствах воды. Закрепить знание
цветов, умение сравнивать и соотносить цвет, развивать
цветовое восприятие, внимание, мышление и память.
(Набор акварельных
красок, стаканчики с
водой, кисточка)
Содержание: Перед ребенком стоят от 3 до 6 стаканчиков с
водой «Посмотри внимательно на воду в стаканчиках. Какая
она (прозрачная)? Давай в каждый стаканчик добавим
немного гуашевой краски». В каждый стаканчик с помощью
кисточки последовательно добавляется краска определённого
цвета. «Размешай зелёную краску в водичке. Какого цвета
стала вода?» (такая работа проводится с каждым
стаканчиком), «А теперь найди воду зелёного цвета и опусти в
неё шарик». Если ребенок затрудняется самостоятельно найти
воду заданного цвета, то вы предлагаете, показывая на цвет
краски, найти воду такого же цвета. «Посмотри на краску, она
зеленого цвета. Найди такую же водичку, зелёную».
«Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя –
Окунаю кисточку
В море голубое»
Неделя
Игры с песком
Художественное слово
Игра «Необыкновенные следы»
«Посреди двора - гора
2
Цель: Закреплять знания детей свойства влажного песка.
развитие моторики и координации движений.
Содержание: Продолжаем игру, придумывая, кто бы мог
пройти по этому песочку.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой
надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по
поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или
напряженными пальцами рук делает поверхность песка
волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами,
имитируя движение насекомых (можно полностью погружать
руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом —
«жучки здороваются»).
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и
сырой
Хочешь - рой,
А хочешь - строй,
Хочешь - куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята
Не забудьте взять
лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Тут и крики, тут и смех
И работа есть у всех».
4
Игра «Рисование палочкой».
Цель: Закреплять знания детей свойства влажного песка.
Развитие мускулатуры рук и координации их движении.
Расширение зрительных представлений.
Содержание: Сырой песок утрамбовывается доской, и
воспитатель рисует на нем заостренной палочкой домики,
фигурки и др., а затем спрашивает детей, что она нарисовала.
После этого предлагает детям самим нарисовать что-нибудь и
дает каждому по палочке.
«Я рисую на песке
Носик и глаза в
кружке.
Это солнце
яркое,
Желтое и
жаркое. Я
рисую на песке
Три цветочка на
лужке.
Три волнистых
линии,
Это море синее.
Я рисую на
песке
Бабочку на
лепестке.
Лоскуток в
лукошке,
Это домик
кошке».
Опорное занятие
Дополнител. упр-я
«Мы построим мышке дом».
-Наблюдение за водой в
Цель: Закрепить знания о свойствах песка.
Закрепить знания о качествах воды.
Развивать общую и мелкую моторику
Развивать познавательные способности, пробуждать
пытливость детей.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к игровым
персонажам. Создать радостное настроение.
природе
-Игры в песочнице с
формочками.