Напоминание

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2–3 лет


Авторы: Брюхова Елена Геннадьевна, Конева Любовь Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад № 152 "Аистенок"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2–3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

Как помочь ребенку заговорить? Этот вопрос чаще других задают родители детей 2 - 3

лет, приводя их в детский сад.

Речь

одно

из

главных

новообразований

в

развитии

ребенка

раннего

возраста.

Именно по речевым показателям родители сравнивают своего ребенка с другими детьми и

устанавливают уровень его развития и социализации.

По наблюдениям педагогов дети в группе раннего возраста по уровню развития речи

достаточно разные.

Мальчики

чаще

всего

начинают

говорить

позже

девочек,

что

обусловлено

морфологическим созреванием структур головного мозга. А вот фразовой речью быстрее

овладевают мальчики. У мальчиков развитие речи основывается на осознании действий,

которые обозначаются глаголами, и именно они формируют фразу. У девочек словарный

запас богаче существительными, которые обозначают предметы.

Уровень развития речи у детей еще и может разниться по другой причине: правша он

или левша. У левшей медленнее формируется фонематический слух и артикуляция, они

могут

заговорить

раньше

правшей,

но

при

этом

у

них

будет

нарушенным

звукопроизношение, и в целом речь малопонятна.

Особенности каждого ребенка должен замечать и учитывать в общении с детьми

каждый

человек,

будь

он

педагогом

группы

раннего

возраста

или

родителем

малыша.

Общение с малышом ставит перед взрослыми важные для взросления задачи: развитие

активной

и

пассивной

речи

(ее

понимание),

приобщение

к

детской

художественной

литературе, развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как

основы произвольного поведения), развитие мелкой моторики.

В

первые

годы

жизни

речь

малыша

включена

в

его

практические

предметные

действия. Ребенок может говорить только о том, что он видит в данный момент и что делает

прямо сейчас, поэтому первая рекомендация, которую дают педагоги родителям – это играть

с ребенком и проговаривать все действия (свои и ребенка). В этом залог формирования

активной речи. Каждое услышанное им слово понятно, несет обозначение конкретного

предмета или действия. Важно помнить, что ситуация, побуждающая малыша к активной

речи, должна вызывать у него жизненный интерес.

Вторая рекомендация педагогов заключается в расширении круга представлений у

ребенка об окружающем его, но при этом ближнем круге. Малышу в раннем возрасте еще не

нужны энциклопедические знания. Развитие пассивной речи, то есть понимание значений

слов и фраз, во многом зависит от активности общения взрослого и ребенка. Даже самое

примитивное общение на уровне культурно-гигиенических навыков обогащает пассивный

словарь

малыша.

Ведь

именно

слово

содержит

в

себе

обобщение,

а

значит

связано

с

развитием мышления.

Третья

рекомендация:

рассказывайте

сказки

и

читайте

ребенку

литературу

для

малышей. Это могут быть простые и короткие рассказы и стихи. Особое место в общении

ребенка и взрослого занимает устное народное творчество – вековая житейская мудрость,

заложенная

в

потешках,

песенках,

прибаутках.

Художественное

слово

всегда

доступно

пониманию

малыша,

если

взрослый

будет

читать

или

рассказывать

с

выразительными

интонациями, сопровождать речь жестами, а может и кукольным спектаклем. Причем каждое

произведение необходимо повторять многократно, пока ребенок его не запомнит. Обычно

маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом их повторяют. В

этом случае активная и пассивная речь развиваются одновременно.

В раннем возрасте возникает еще одна очень важная функция речи – регулятивная, то

есть появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, понимать

речевые

инструкции

взрослого.

В

этом

новообразовании

заложена

основа

развития

саморегуляции и самоконтроля. Психологи считают ранний возраст первым этапом развития

произвольности, того качества, которое обеспечивает успешность ребенка в школе. В связи с

этим возникает четвертая педагогическая рекомендация: речь взрослого должна включаться

во все виды совместной с ребенком деятельности. Обращаться с просьбой необходимо в

любой ситуации, как в группе детей, так и лично с каждым ребенком, при этом всегда

учитывая индивидуальные особенности развития и понимания речи малышей.

Особое место в развитии ребенка младшего возраста занимают игры, развивающие

мелкую моторику кистей рук и пальцев. Есть такое выражение: «речь на кончиках пальцев»,

именно

этим

педагоги

объясняют

родителям

необходимость

сопровождения

речевых

высказываний ребенка, несложными и ритмичными по восприятию на слух и по смыслу

упражнениями,

связанными

с

пальчиковыми

играми

и

массажем

рук.

Эти

упражнения

способствуют развитию физиологической основы речи, двигательного и речедвигательного

центров головного мозга.

Педагоги

всегда

обращают

внимание

родителей

на

доброжелательную

и

доверительную атмосферу, без которой невозможно успешное развитие ребенка. Малыши

охотнее общаются и играют с теми взрослыми, которые к ним внимательны и вызывают у

них интерес, желание продолжать общение. Именно этим взрослым они задают вопросы,

показывают свои игрушки, стараются подражать в действиях и словах.

Взрослые

должны

обязательно

следить

за

своей

речью

в

моменты

общения

с

ребенком. Речь должна быть адресована персонально ребенку, чтобы привлечь его внимание

к слову и вызвать готовность ответить. К тому же речь взрослого должна быть эмоционально

окрашенной. Эмоциональное состояние, переданное интонацией, часто малышам понятнее,

чем

смысл

слов,

по

крайней

мере,

помогает

восприятию

речи.

Взрослый

не

должен

«сюсюкать»

с

ребенком.

Его

речь

это

образец

речевого

высказывания:

правильная,

отчетливая, неспешная. Смысл слов должен быть доступен для ребенка и касаться тем,

интересных детям. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевое общение.

И

последняя

рекомендация.

Помочь

ребенку

заговорить

могут,

безусловно,

специально

организованные

занятия

и

речевые

игры.

Но

педагогическая

практика

и

жизненный

опыт

предшествующих

поколений

доказывают

правильность

следования

принципу формирования активной речи детей раннего возраста в «единстве слова и дела».

Все, что бы совместно не делали взрослый и ребенок, необходимо сопровождать речью.

Создавать

такую

ситуацию

для

родителей

непросто,

на

это

требуется

терпение

и

изобретательность: обсуждая с малышом события дня, взрослый задает вопросы и побуждает

ребенка к ответу; ребенок наблюдает за действиями взрослого, узнает новые слова, учится

слушать речь, действовать по инструкции, совместно сервируя стол к обеду; из раза в раз

откликаться на просьбы ребенка повторить ту или иную песенку, понравившуюся малышу.

Своевременное

и

успешное

овладение

речью

имеет

чрезвычайное

значение

для

общего развития и социализации ребенка.



В раздел образования