Авторы: Брюхова Елена Геннадьевна, Конева Любовь Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад № 152 "Аистенок"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2–3 лет
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет
Как помочь ребенку заговорить? Этот вопрос чаще других задают родители детей 2 - 3
лет, приводя их в детский сад.
Речь
–
одно
из
главных
новообразований
в
развитии
ребенка
раннего
возраста.
Именно по речевым показателям родители сравнивают своего ребенка с другими детьми и
устанавливают уровень его развития и социализации.
По наблюдениям педагогов дети в группе раннего возраста по уровню развития речи
достаточно разные.
Мальчики
чаще
всего
начинают
говорить
позже
девочек,
что
обусловлено
морфологическим созреванием структур головного мозга. А вот фразовой речью быстрее
овладевают мальчики. У мальчиков развитие речи основывается на осознании действий,
которые обозначаются глаголами, и именно они формируют фразу. У девочек словарный
запас богаче существительными, которые обозначают предметы.
Уровень развития речи у детей еще и может разниться по другой причине: правша он
или левша. У левшей медленнее формируется фонематический слух и артикуляция, они
могут
заговорить
раньше
правшей,
но
при
этом
у
них
будет
нарушенным
звукопроизношение, и в целом речь малопонятна.
Особенности каждого ребенка должен замечать и учитывать в общении с детьми
каждый
человек,
будь
он
педагогом
группы
раннего
возраста
или
родителем
малыша.
Общение с малышом ставит перед взрослыми важные для взросления задачи: развитие
активной
и
пассивной
речи
(ее
понимание),
приобщение
к
детской
художественной
литературе, развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как
основы произвольного поведения), развитие мелкой моторики.
В
первые
годы
жизни
речь
малыша
включена
в
его
практические
предметные
действия. Ребенок может говорить только о том, что он видит в данный момент и что делает
прямо сейчас, поэтому первая рекомендация, которую дают педагоги родителям – это играть
с ребенком и проговаривать все действия (свои и ребенка). В этом залог формирования
активной речи. Каждое услышанное им слово понятно, несет обозначение конкретного
предмета или действия. Важно помнить, что ситуация, побуждающая малыша к активной
речи, должна вызывать у него жизненный интерес.
Вторая рекомендация педагогов заключается в расширении круга представлений у
ребенка об окружающем его, но при этом ближнем круге. Малышу в раннем возрасте еще не
нужны энциклопедические знания. Развитие пассивной речи, то есть понимание значений
слов и фраз, во многом зависит от активности общения взрослого и ребенка. Даже самое
примитивное общение на уровне культурно-гигиенических навыков обогащает пассивный
словарь
малыша.
Ведь
именно
слово
содержит
в
себе
обобщение,
а
значит
связано
с
развитием мышления.
Третья
рекомендация:
рассказывайте
сказки
и
читайте
ребенку
литературу
для
малышей. Это могут быть простые и короткие рассказы и стихи. Особое место в общении
ребенка и взрослого занимает устное народное творчество – вековая житейская мудрость,
заложенная
в
потешках,
песенках,
прибаутках.
Художественное
слово
всегда
доступно
пониманию
малыша,
если
взрослый
будет
читать
или
рассказывать
с
выразительными
интонациями, сопровождать речь жестами, а может и кукольным спектаклем. Причем каждое
произведение необходимо повторять многократно, пока ребенок его не запомнит. Обычно
маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом их повторяют. В
этом случае активная и пассивная речь развиваются одновременно.
В раннем возрасте возникает еще одна очень важная функция речи – регулятивная, то
есть появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, понимать
речевые
инструкции
взрослого.
В
этом
новообразовании
заложена
основа
развития
саморегуляции и самоконтроля. Психологи считают ранний возраст первым этапом развития
произвольности, того качества, которое обеспечивает успешность ребенка в школе. В связи с
этим возникает четвертая педагогическая рекомендация: речь взрослого должна включаться
во все виды совместной с ребенком деятельности. Обращаться с просьбой необходимо в
любой ситуации, как в группе детей, так и лично с каждым ребенком, при этом всегда
учитывая индивидуальные особенности развития и понимания речи малышей.
Особое место в развитии ребенка младшего возраста занимают игры, развивающие
мелкую моторику кистей рук и пальцев. Есть такое выражение: «речь на кончиках пальцев»,
именно
этим
педагоги
объясняют
родителям
необходимость
сопровождения
речевых
высказываний ребенка, несложными и ритмичными по восприятию на слух и по смыслу
упражнениями,
связанными
с
пальчиковыми
играми
и
массажем
рук.
Эти
упражнения
способствуют развитию физиологической основы речи, двигательного и речедвигательного
центров головного мозга.
Педагоги
всегда
обращают
внимание
родителей
на
доброжелательную
и
доверительную атмосферу, без которой невозможно успешное развитие ребенка. Малыши
охотнее общаются и играют с теми взрослыми, которые к ним внимательны и вызывают у
них интерес, желание продолжать общение. Именно этим взрослым они задают вопросы,
показывают свои игрушки, стараются подражать в действиях и словах.
Взрослые
должны
обязательно
следить
за
своей
речью
в
моменты
общения
с
ребенком. Речь должна быть адресована персонально ребенку, чтобы привлечь его внимание
к слову и вызвать готовность ответить. К тому же речь взрослого должна быть эмоционально
окрашенной. Эмоциональное состояние, переданное интонацией, часто малышам понятнее,
чем
смысл
слов,
по
крайней
мере,
помогает
восприятию
речи.
Взрослый
не
должен
«сюсюкать»
с
ребенком.
Его
речь
–
это
образец
речевого
высказывания:
правильная,
отчетливая, неспешная. Смысл слов должен быть доступен для ребенка и касаться тем,
интересных детям. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевое общение.
И
последняя
рекомендация.
Помочь
ребенку
заговорить
могут,
безусловно,
специально
организованные
занятия
и
речевые
игры.
Но
педагогическая
практика
и
жизненный
опыт
предшествующих
поколений
доказывают
правильность
следования
принципу формирования активной речи детей раннего возраста в «единстве слова и дела».
Все, что бы совместно не делали взрослый и ребенок, необходимо сопровождать речью.
Создавать
такую
ситуацию
для
родителей
непросто,
на
это
требуется
терпение
и
изобретательность: обсуждая с малышом события дня, взрослый задает вопросы и побуждает
ребенка к ответу; ребенок наблюдает за действиями взрослого, узнает новые слова, учится
слушать речь, действовать по инструкции, совместно сервируя стол к обеду; из раза в раз
откликаться на просьбы ребенка повторить ту или иную песенку, понравившуюся малышу.
Своевременное
и
успешное
овладение
речью
имеет
чрезвычайное
значение
для
общего развития и социализации ребенка.