Автор: Мялова Юлия Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Раздел: среднее образование
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Тип занятия: открытие новых знаний
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная
Учебно-методическое
обеспечение:
мультимедийное
сопровождение,
видеозапись,
демонстрационный материал
Этап мотивации к учебной деятельности.
Вход в класс под музыку. Музыкальное
приветствие
Этап актуализации знаний.
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в культпоход. Но для начала, отгадайте
несколько загадок.
1.
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
2.
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
3.
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес. (репертуар)
4.
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула. Она - (балерина)
5.
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. (зритель)
6.
Есть у каждого в квартире.
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах.
Ну, а я - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
- Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня будем говорить на
уроке. (О театре, кино и телевидении)
- Правильно, тема нашего урока «Музыка в театре, кино и на телевидении» . И нам
нужно выяснить – какую же роль играет музыка во всех этих видах искусства.
Первичное усвоение новых знаний.
- Для начала я покажу видеофрагмент, а вы скажите, как называется произведение?
(видеофрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)
- Как называется это произведение? («Щелкунчик»)
- А какой композитор его написал музыку к этому спектаклю? (П.И.Чайковский)
- А в каком жанре написано произведение? (балет)
- А в чем особенность этого жанра? (весь спектакль артисты только танцуют)
- А без чего не обходится ни один спектакль? (сценария)
-
А
как
вы
думаете,
что
легло
в
основу
сценария
балета
«Щелкунчик»? (сказка
«Щелкунчик»)
- А кто ее написал? (Эрнест Гофман)
- Все верно. Балет был создан на сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея
Гофмана.
- Скажите, а какой фрагмент из сказки вы увидели на видеозаписи? (Борьба Щелкунчика с
Королем мышей)
- А какая музыка звучала по характеру? (взволнованная, грубая, напряженная, зловещая,
предвещающая что-то недоброе)
- Какими выразительными средствами музыка показала эту схватку? (Темп – быстрый-
медленный; Динамика – громко, тихо; Тембр – высокое, низкое звучание; Мимика)
- Благодаря мимике и жестам мы может понять, что происходит на сцене.
- А если мы уберем музыку из балета, что станет с ней? (Она потеряют свою красоту и
выразительность).
- Поэтому музыка имеет огромное значение не только в балете, но и в опере, и в мюзикле, и
многих других жанрах.
- Ребята, а вы любите ходить в театры? А какие музыкальные театры есть в нашем городе?
(Театр музыкальной комедии, Театр оперы и балета, «Глобус»)
-
Да,
театр
–
незабываемый
праздник,
который
создается
не
только
режиссёр,
но
и
актёрами, осветителями и зрителями. И от зрителя тоже во многом зависит, принесёт ли
посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение.
- А для этого нужно знать как себя вести в театре. Ребята, а вы знаете правила поведения в
театре? Назовите.
Правила поведения в театре:
В театр приходи вовремя. Необходимо уважать зрителей, которые пришли вовремя.
А также актёров, музыкантов, рабочих сцены.
Одежду и вещи сдавать в гардероб.
Проходить
к
своему
месту,
иди
вдоль
рядов
кресел,
нужно
лицом
к
сидящим
зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на
свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
Во время спектакля не разговаривать – впечатлениями можно поделиться во время
антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках
номерок из гардероба. Вибрация
Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль – не мешай другим
зрителям.
- А если у нас нет возможности посещать театр, то где же еще мы можем встретиться с
музыкой? (посмотреть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм)
-
Да,
телевидение
дает
нам
возможность
услышать
многообразие
музыки.
В
каких
передачах мы с ней встречаемся? (Передачи «Утренняя почта», «Песня года»; Концерты;
Конкурсы – «Синяя птица», «Голос»; Кинофильмы – «Мэри Поппинс, до свидание»)
- А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах? (Она дает характеристику герою,
описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные
моменты).
- А вы знаете, что раньше кино было немым? А как тогда зритель понимал сюжет? Как
понимал какие эмоции испытывали герои?
- Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого
приглашали музыкантов-профессионалов, которые озвучивали фильмы музыкой. Таких
музыкантов называли ТАПЁРАМИ.
Название
профессии
произошло
от
манеры
исполнения,
так
как
зачастую
в
наличии
имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча
по клавишам.
Иногда тапёры стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета,
свистели,
скрипели.
В
студенческие
годы
тапёром
подрабатывал
в
кинотеатре
Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой.
- В кинофильмах очень часто можно услышать много песен, которые потом становятся
популярными и любимыми для зрителей. Нередко бывает, что песни выходят за рамки
фильма и живут самостоятельной жизнью. Одной из таких песен стала песня «Лев и
брадобрей» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидание». Музыку написал российский
композитор М.Дунаевский.
- Но прежде, чем ее разучить, давайте проведем небольшую физминутку.
Вокально-хоровая работа
Разучивание песни
Завершение
- А сейчас я вам предлагаю небольшую музыкальную викторину. Вам нужно будет отгадать
из какого мультфильма звучит эта песня.
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»
2. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
3. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
4. «Чип и Дейл»
Этап рефлексии.
- О чем мы говорили на уроке? (о театре, о кино, о телевидении)
- Какую роль играет музыка?
Дает музыкальную характеристику героев.
Создает атмосферу действия.
Показывает мастерством музыкантов и исполнителя.
Делает популярным произведения композиторов.
- Наш урок подошел к концу. И я говорю вам до свидание.