Напоминание

"Музыка в театре, кино и на телевидении"


Автор: Мялова Юлия Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок музыки в 5 классе

Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Тип занятия: открытие новых знаний

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

Учебно-методическое

обеспечение:

мультимедийное

сопровождение,

видеозапись,

демонстрационный материал

Этап мотивации к учебной деятельности.

Вход в класс под музыку. Музыкальное

приветствие

Этап актуализации знаний.

-

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в культпоход. Но для начала, отгадайте

несколько загадок.

1.

Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер)

2.

Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)

3.

«Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то в него включают,

Что вызывает интерес. (репертуар)

4.

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула. Она - (балерина)

5.

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши. (зритель)

6.

Есть у каждого в квартире.

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах.

Ну, а я - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

- Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня будем говорить на

уроке. (О театре, кино и телевидении)

- Правильно, тема нашего урока «Музыка в театре, кино и на телевидении» . И нам

нужно выяснить – какую же роль играет музыка во всех этих видах искусства.

Первичное усвоение новых знаний.

- Для начала я покажу видеофрагмент, а вы скажите, как называется произведение?

(видеофрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)

- Как называется это произведение? («Щелкунчик»)

- А какой композитор его написал музыку к этому спектаклю? (П.И.Чайковский)

- А в каком жанре написано произведение? (балет)

- А в чем особенность этого жанра? (весь спектакль артисты только танцуют)

- А без чего не обходится ни один спектакль? (сценария)

-

А

как

вы

думаете,

что

легло

в

основу

сценария

балета

«Щелкунчик»? (сказка

«Щелкунчик»)

- А кто ее написал? (Эрнест Гофман)

- Все верно. Балет был создан на сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея

Гофмана.

- Скажите, а какой фрагмент из сказки вы увидели на видеозаписи? (Борьба Щелкунчика с

Королем мышей)

- А какая музыка звучала по характеру? (взволнованная, грубая, напряженная, зловещая,

предвещающая что-то недоброе)

- Какими выразительными средствами музыка показала эту схватку? (Темп – быстрый-

медленный; Динамика – громко, тихо; Тембр – высокое, низкое звучание; Мимика)

- Благодаря мимике и жестам мы может понять, что происходит на сцене.

- А если мы уберем музыку из балета, что станет с ней? (Она потеряют свою красоту и

выразительность).

- Поэтому музыка имеет огромное значение не только в балете, но и в опере, и в мюзикле, и

многих других жанрах.

- Ребята, а вы любите ходить в театры? А какие музыкальные театры есть в нашем городе?

(Театр музыкальной комедии, Театр оперы и балета, «Глобус»)

-

Да,

театр

незабываемый

праздник,

который

создается

не

только

режиссёр,

но

и

актёрами, осветителями и зрителями. И от зрителя тоже во многом зависит, принесёт ли

посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение.

- А для этого нужно знать как себя вести в театре. Ребята, а вы знаете правила поведения в

театре? Назовите.

Правила поведения в театре:

В театр приходи вовремя. Необходимо уважать зрителей, которые пришли вовремя.

А также актёров, музыкантов, рабочих сцены.

Одежду и вещи сдавать в гардероб.

Проходить

к

своему

месту,

иди

вдоль

рядов

кресел,

нужно

лицом

к

сидящим

зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.

Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на

свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

Во время спектакля не разговаривать – впечатлениями можно поделиться во время

антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках

номерок из гардероба. Вибрация

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль – не мешай другим

зрителям.

- А если у нас нет возможности посещать театр, то где же еще мы можем встретиться с

музыкой? (посмотреть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм)

-

Да,

телевидение

дает

нам

возможность

услышать

многообразие

музыки.

В

каких

передачах мы с ней встречаемся? (Передачи «Утренняя почта», «Песня года»; Концерты;

Конкурсы – «Синяя птица», «Голос»; Кинофильмы – «Мэри Поппинс, до свидание»)

- А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах? (Она дает характеристику герою,

описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные

моменты).

- А вы знаете, что раньше кино было немым? А как тогда зритель понимал сюжет? Как

понимал какие эмоции испытывали герои?

- Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого

приглашали музыкантов-профессионалов, которые озвучивали фильмы музыкой. Таких

музыкантов называли ТАПЁРАМИ.

Название

профессии

произошло

от

манеры

исполнения,

так

как

зачастую

в

наличии

имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча

по клавишам.

Иногда тапёры стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета,

свистели,

скрипели.

В

студенческие

годы

тапёром

подрабатывал

в

кинотеатре

Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой.

- В кинофильмах очень часто можно услышать много песен, которые потом становятся

популярными и любимыми для зрителей. Нередко бывает, что песни выходят за рамки

фильма и живут самостоятельной жизнью. Одной из таких песен стала песня «Лев и

брадобрей» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидание». Музыку написал российский

композитор М.Дунаевский.

- Но прежде, чем ее разучить, давайте проведем небольшую физминутку.

Вокально-хоровая работа

Разучивание песни

Завершение

- А сейчас я вам предлагаю небольшую музыкальную викторину. Вам нужно будет отгадать

из какого мультфильма звучит эта песня.

1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»

2. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

3. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»

4. «Чип и Дейл»

Этап рефлексии.

- О чем мы говорили на уроке? (о театре, о кино, о телевидении)

- Какую роль играет музыка?

Дает музыкальную характеристику героев.

Создает атмосферу действия.

Показывает мастерством музыкантов и исполнителя.

Делает популярным произведения композиторов.

- Наш урок подошел к концу. И я говорю вам до свидание.



В раздел образования