Напоминание

Учимся понимать текст (Анализ сказки Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста»)


Автор: Шеломинская Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №126
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка метапредметного учебного занятия
Тема: Учимся понимать текст (Анализ сказки Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста»)
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта учебного занятия

Класс

6

Дата

17.10.2017

Учитель

Шеломинская Людмила Александровна

Предмет

Учимся понимать текст ( метапредметное учебное занятие)

Тема

Анализ сказки Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста»

Цель

Учить

выявлять

фактуальную,

ко н ц е п туа л ь н у ю,

п од т е кс т о ву ю

и н ф о р м а ц и ю ,

о п р е д е л я т ь

р о л ь

художественных средств в раскрытии идеи текста

Основной

деятельностный

прием

Работа с клоуз-тестом

Планируемые результаты

I. Личностные

1)формирование

умения

слышать

«другого»;

2 ) р а з в и т и е

с п о с о б н о с т и

взаимодействовать

в

п р о ц е с с е

совместного

выполнения

учебной

задачи.

II. Метапредметные

1)

ф о р м и р о в а н и е

н а в ы к о в

смыслового чтения;

2)

раскрытие авторской позиции.

III. Предметные

1)

формировать

умение

определять

тему,

проблему,

основную

мысль

текста, жанр;

2)

с п о с о б с т в о в а т ь

р а з в и т и ю

ч и т ат е л ь с к и х

с п о с о б н о с т е й

учащихся: эмоциональной чуткости

к

слову,

образной

конкретизации,

умению

видеть

художественные

средства и определять их роль.

Этапы учебного занятия

1.

Чтение текста с пропусками и без последней части.

2.

Вопросы на восприятие.

3.

Работа с клоуз-тестом.

4.

Работа с изобразительно-выразительными средствами,

определение их роли в раскрытии идеи текста.

5.

Чтение текста со вставленными словами, определение

идеи текста, позиции автора.

6.

Дописывание конца сказки, аргументация.

7.

Чтение сказки в полном объеме.

Текст.

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная.

Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя,

как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка.

Т а к

б ы л о

д о л г о .

Но однажды утром проснулась она в … настроении. То ли сон грустный

увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и

зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем … речка, чуть помутнела

е е

в о д а .

Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим

длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того

поцарапанную волну. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А

тут еще неприятность, кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается,

совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел

попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь

окончательно …

речку.

Да,

расстроенная,

испуганная,

обиженная

речка

рассердилась, фыркнула и ... … . Из берегов своих... Сначала осторожно, на

прибрежную траву. Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг

стволов

деревьев.

Во

все

стороны,

дальше,

дальше,

дальше

растекается

р

е

ч

к

а

.

.

.

И понимает, что не то делает, а вернуться не может... Сорвалась... … . И

вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж

кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет

из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, вязкой, грязной … стала

ч и с т а я ,

с в е т л а я

р е ч н а я

в о д а .

Болото ... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца...

Болото ... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот

… ... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком

д

а

ж

е

.

.

.

Н. Абрамцева. Тише, пожалуйста!

274 слова

Карта текста.

1. Вопросы на восприятие.

-Чью историю рассказал автор? С какой целью? Какова тема? Определите

жанр.Назовите

признаки

сказки,вид

(учащиеся

назовут

зачин,

олицетворенные

предметы:

речка,

солнце,

лучик,сказка

о

превращении,

волшебная и т.д.)

2. Пропущенные слова: (повторяющиеся слова выделены одним цветом)

- ( в) плохом(подсказка: ищем эпитет)

- расстроилась(подсказка: ищем олицетворение)

- вышла из себя (подсказка: ищем фразеологизм)

- трясиной( подсказка: ищем сравнение).

3. Текст предназначен для учащихся 6 классов на этапе повторения понятий о

теме , основной мысли, проблеме, а также этапе формирования понятия о

позиции читателя. Работа с клоуз-тестом проводится впервые, поэтому перед

каждым учащимся будет лежать инструкция "Как искать опорные слова".

(Текст о том, как плохое настроение может изменить жизнь. Каждое из

пропущенных

слов,

являясь

изобразительным

средством,выражает

концептуальную информацию, заключенную в тексте.)

4. Чему учит сказка? Обратите внимание на название, как связано содержание

с заголовком? Чем отличается от привычной волшебной сказки?

5. Сказка не дописана, в ней есть еще несколько предложений. Попробуем

дописать ее.

6. Чтение своих концовок.

7. Чтение авторского варианта.Какую роль играет последний абзац?

... Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем

бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...

8. Произведение какого(каких) жанров напоминает сказка теперь? Чему вас

лично научила сказка?

II. В чем состоит деятельностный потенциал приема "клоуз-теста" ? Прием

"клоуз-теста"

опирается

на

активные

действия

учащихся

с

текстом,

что

способствует формированию активного грамотного читателя, обладающего

умением

глубоко

понимать

смысл

текста,

давать

адекватную

аргументированную интерпретацию его, вести диалог с автором и другими

учащимися... Приобретенные умения позволяют учащимся использовать их

для достижения новых результатов, например,при составлении своих текстов.



В раздел образования