Автор: Шеломинская Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №126
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка метапредметного учебного занятия
Тема: Учимся понимать текст (Анализ сказки Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста»)
Раздел: среднее образование
Технологическая карта учебного занятия
Класс
6
Дата
17.10.2017
Учитель
Шеломинская Людмила Александровна
Предмет
Учимся понимать текст ( метапредметное учебное занятие)
Тема
Анализ сказки Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста»
Цель
Учить
выявлять
фактуальную,
ко н ц е п туа л ь н у ю,
п од т е кс т о ву ю
и н ф о р м а ц и ю ,
о п р е д е л я т ь
р о л ь
художественных средств в раскрытии идеи текста
Основной
деятельностный
прием
Работа с клоуз-тестом
Планируемые результаты
I. Личностные
1)формирование
умения
слышать
«другого»;
2 ) р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
взаимодействовать
в
п р о ц е с с е
совместного
выполнения
учебной
задачи.
II. Метапредметные
1)
ф о р м и р о в а н и е
н а в ы к о в
смыслового чтения;
2)
раскрытие авторской позиции.
III. Предметные
1)
формировать
умение
определять
тему,
проблему,
основную
мысль
текста, жанр;
2)
с п о с о б с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
ч и т ат е л ь с к и х
с п о с о б н о с т е й
учащихся: эмоциональной чуткости
к
слову,
образной
конкретизации,
умению
видеть
художественные
средства и определять их роль.
Этапы учебного занятия
1.
Чтение текста с пропусками и без последней части.
2.
Вопросы на восприятие.
3.
Работа с клоуз-тестом.
4.
Работа с изобразительно-выразительными средствами,
определение их роли в раскрытии идеи текста.
5.
Чтение текста со вставленными словами, определение
идеи текста, позиции автора.
6.
Дописывание конца сказки, аргументация.
7.
Чтение сказки в полном объеме.
Текст.
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная.
Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя,
как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка.
Т а к
б ы л о
д о л г о .
Но однажды утром проснулась она в … настроении. То ли сон грустный
увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и
зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем … речка, чуть помутнела
е е
в о д а .
Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим
длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того
поцарапанную волну. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А
тут еще неприятность, кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается,
совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел
попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь
окончательно …
речку.
Да,
расстроенная,
испуганная,
обиженная
речка
рассердилась, фыркнула и ... … . Из берегов своих... Сначала осторожно, на
прибрежную траву. Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг
стволов
деревьев.
Во
все
стороны,
дальше,
дальше,
дальше
растекается
р
е
ч
к
а
.
.
.
И понимает, что не то делает, а вернуться не может... Сорвалась... … . И
вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж
кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет
из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, вязкой, грязной … стала
ч и с т а я ,
с в е т л а я
р е ч н а я
в о д а .
Болото ... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца...
Болото ... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот
… ... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком
д
а
ж
е
.
.
.
Н. Абрамцева. Тише, пожалуйста!
274 слова
Карта текста.
1. Вопросы на восприятие.
-Чью историю рассказал автор? С какой целью? Какова тема? Определите
жанр.Назовите
признаки
сказки,вид
(учащиеся
назовут
зачин,
олицетворенные
предметы:
речка,
солнце,
лучик,сказка
о
превращении,
волшебная и т.д.)
2. Пропущенные слова: (повторяющиеся слова выделены одним цветом)
- ( в) плохом(подсказка: ищем эпитет)
- расстроилась(подсказка: ищем олицетворение)
- вышла из себя (подсказка: ищем фразеологизм)
- трясиной( подсказка: ищем сравнение).
3. Текст предназначен для учащихся 6 классов на этапе повторения понятий о
теме , основной мысли, проблеме, а также этапе формирования понятия о
позиции читателя. Работа с клоуз-тестом проводится впервые, поэтому перед
каждым учащимся будет лежать инструкция "Как искать опорные слова".
(Текст о том, как плохое настроение может изменить жизнь. Каждое из
пропущенных
слов,
являясь
изобразительным
средством,выражает
концептуальную информацию, заключенную в тексте.)
4. Чему учит сказка? Обратите внимание на название, как связано содержание
с заголовком? Чем отличается от привычной волшебной сказки?
5. Сказка не дописана, в ней есть еще несколько предложений. Попробуем
дописать ее.
6. Чтение своих концовок.
7. Чтение авторского варианта.Какую роль играет последний абзац?
... Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем
бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...
8. Произведение какого(каких) жанров напоминает сказка теперь? Чему вас
лично научила сказка?
II. В чем состоит деятельностный потенциал приема "клоуз-теста" ? Прием
"клоуз-теста"
опирается
на
активные
действия
учащихся
с
текстом,
что
способствует формированию активного грамотного читателя, обладающего
умением
глубоко
понимать
смысл
текста,
давать
адекватную
аргументированную интерпретацию его, вести диалог с автором и другими
учащимися... Приобретенные умения позволяют учащимся использовать их
для достижения новых результатов, например,при составлении своих текстов.