Автор: Мацкова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО ОЦППМСП детям дошкольного возраста
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: доклад
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Воспитатель: Мацкова С.И.
2015 год
Дошкольный
возраст
-
особо
ответственный
период
в
воспитании,
так
как
является
возрастом
первоначального
становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со
сверстниками
возникают
довольно
сложные
взаимоотношения,
существенным образом влияющие на развитие его личности. В
дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно
связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем
большее
значение
для
него
приобретают
контакты
со
сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития
человека.
Его
существование
обусловлено
общественно-
историческим и эволюционно-биологическим развитием общества
и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности
развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает
самостоятельной
ценностью
вне
зависимости
от
предстоящего
ребенку школьного обучения.
В
этом
возрасте
возрастает
познавательная
активность:
развиваются
восприятие,
наглядное
мышление,
появляются
зачатки
логического
мышления.
Росту
познавательных
возможностей
способствует
становление
смысловой
памяти,
произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего
мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности.
Дошкольники
начинают
выполнять
действия
по
словесной
инструкции,
также
происходит
усвоение
знаний
на
основе
объяснений,
но
только
при
опоре
на
чёткие
наглядные
представления.
Основой
познания
в
этом
возрасте
становиться
чувственное
познание
–
восприятие
и
наглядное
мышление.
От
того,
как
сформировано
у
ребёнка-дошкольника
восприятие,
наглядно-
действенное
и
наглядно-образное
мышление,
зависят
его
познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности,
речи и более высоких, логических форм мышления.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те
знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с
окружающим.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально
развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и
восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности,
или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс
познания
и
оказывает
отрицательное
влияние
н а
формирование
других
ощущений
и
восприятий.
В
связи
с
нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе
которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в
процессе
познания
окружающего
мира
с т а но вят с я
двигательные,
осязательные, тактильно-вибрационные
ощущения.
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую
роль
приобретают
зрительные
ощущения
и
восприятия.
Зрительный
анализатор
ребенка
с
нарушением
слуха
становится ведущим, главным в познании окружающего мира
и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у
детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде
случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие
детали
и
тонкости
окружающего
мира,
на
которые
не
обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать
речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные
восприятия.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого
маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше
дети,
тем
чаще
игра
применяется
как
метод
образовательно-
воспитательной работы с ними.
Дидактические
игры.
В
этих
играх
используются
натуральные
предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие
плоды),
картинки
с
изображением
растений
и
животных,
настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические
игры
с
естественным
материалом
природы
или
изображениями
его
являются
основным
способом
сенсорного
воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально
отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на
занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить
представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Основное
направление
работы
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим миром - это помочь не слышащему ребёнку познать
окружающий его мир.
Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми
различных
навыков
и
умений,
воспитатель
применяет
разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые
обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего
мира и активное овладение навыками. К таким методам относятся и
наблюдение,
эксперимент,
труд,
игры.
Наряду
с
этим
широко
применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ,
чтение
художественных
произведений,
беседы,
проводимые
с
демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются,
например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением
художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество
различных приемов. Например, при проведении беседы в сочетании
с
наблюдением,
воспитатель
«приближает»
объект
к
детям,
сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет
пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.
Например,
сравнение
применяется
во
время
наблюдений,
в
дидактических
играх,
в
беседе;
игровые
приемы
также
используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при
обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и
экскурсиях,
действия
с
натуральными
предметами
и
их
изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление
тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения
методы
ознакомления
с
окружающим
расширяются
за
счет
проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания,
описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы,
факты реальной действительности, а не отработка речевых умений
как таковых.
На
своих
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
я
использую
дидактические
игры,
направленные
на
закрепление
речевого материала и развитие зрительной памяти:
« У кого?» - наглядный материал (картинки) раздаю детям, у
меня таблички. Каждый раз задаю вопрос: - У кого (название
предмета)?
Ребёнок
прочитывает
табличку
и
соотносит
с
изображением на картинке данного предмета. Если данный
предмет
находится
у
него,
ребёнок
отвечает:
-
У
меня
(название предмета).
«Верно? Неверно» - в наборном полотне выставлены картинки
с
изображением
предметов
по
заданной
теме.
Вызываю
к
доске
по
одному
детей.
Сначала,
правильно
соотносим
табличку
с
изображением
на
картинке,
затем
предлагаю
ребёнку отвернуться и меняю хаотично таблички местами,
когда ребёнок поворачивается, задаю вопрос: - Верно? Ребёнок
берёт табличку, прочитывает и соотносит с тем предметом,
которому соответствует данная табличка.
Использование
игровых
форм
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
даёт
возможность
детям
запомнить
и
применить
на
практике
необходимые
действия
с
предметами,
например,
пройдя
тему
«Одежда»,
мы
с
детьми
в
раздевалке
закрепляем выполнение глаголов-поручения:
Надень;
Сними;
Застегни;
Расстегни;
Повесь;
Завяжи;
Развяжи;
Сложи.
Детям очень нравится играть и выполнять, необходимые действия с
предметами.
Пройдя тему «Посуда» и чтобы закрепить умения детей различать
посуду
по
предназначению
и
классификации
(чайная,
столовая,
кухонная) можно использовать разные игровые формы:
Предложить приготовить обед или помочь приготовить обед;
Накрыть на стол (будем обедать), пригласить в гости на обед;
Расставить посуду для чая (будем пить чай) или пригласить в
гости на чай.
Для закрепления материала по теме: «Овощи», можно приготовить
салат и т.д.
Так же, для закрепления речевого материала и развития зрительной
памяти
можно
использовать
игровые
моменты
с
элементами
развития двигательной активности:
«Иди как кошка, беги как собака и т.д.»
Разложить в обручи, на стульчики картинки с изображением
предметов, таблички раздать детям. Выполняем поручения:
идите, бегите, прыгайте по кругу. По сигналу (бубен, барабан)
остановится
и
стать
возле
того
изображения
предмета,
которому соответствует табличка.
«Летите как самолёт, едите как машины и т.д»
Использование
игровых
форм
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
даёт
возможность
не
слышащему
ребёнку
познать,
ощутить
и
приблизить
к
реальности
познание
окружающего его мира, получить как можно больше впечатлений
об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и
проявлениях.
Все
знания,
приобретаемы
ребенком-дошкольником
об
окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания
о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания
о труде взрослых, труде в природе. В младшей группе дети просто
знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся
обобщать
и
систематизировать,
в
старшей
и
подготовительных
группах
уже
умеют
находить
и
устанавливать
причинно-
следственные
связи
между
предметами
и
явлениями
внешнего
мира.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется
всестороннее
развитие
детей
—
физическое,
умственное,
нравственное, трудовое и эстетическое.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те
знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с
окружающим.
Литература.
1. Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для
дошкольников
и
младших
школьников
И.Г.
Белавина,
Н.Г.
Найдина.
М.:
Лайда, 1995. - 288с.
2.Беладина
И.Г.,
Найденская
Н.Г.
Планета
наш
дом.
Мир
вокруг
нас:
Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и
младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда»,
1995.- 96с.
3.
Божович
Л.И.
Личность
и
ее
формирование
в
детском
возрасте
Л.И.
Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7,
2005.
5.
Васильева
А.И.
Учите
детей
наблюдать
природу
А.И.
Васильева.
М.:
Просвещение, 1972. 126 с.
6. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.
– 96с.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник
для
учащихся
педагогических
училищ
по
специальности
«Дошкольное
воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с
природой. - М., 1978.- 154с.