Напоминание

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»


Автор: Мацкова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО ОЦППМСП детям дошкольного возраста
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: доклад
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

Воспитатель: Мацкова С.И.

2015 год

Дошкольный

возраст

-

особо

ответственный

период

в

воспитании,

так

как

является

возрастом

первоначального

становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со

сверстниками

возникают

довольно

сложные

взаимоотношения,

существенным образом влияющие на развитие его личности. В

дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно

связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем

большее

значение

для

него

приобретают

контакты

со

сверстниками.

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития

человека.

Его

существование

обусловлено

общественно-

историческим и эволюционно-биологическим развитием общества

и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности

развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает

самостоятельной

ценностью

вне

зависимости

от

предстоящего

ребенку школьного обучения.

В

этом

возрасте

возрастает

познавательная

активность:

развиваются

восприятие,

наглядное

мышление,

появляются

зачатки

логического

мышления.

Росту

познавательных

возможностей

способствует

становление

смысловой

памяти,

произвольного внимания.

Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего

мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности.

Дошкольники

начинают

выполнять

действия

по

словесной

инструкции,

также

происходит

усвоение

знаний

на

основе

объяснений,

но

только

при

опоре

на

чёткие

наглядные

представления.

Основой

познания

в

этом

возрасте

становиться

чувственное

познание

восприятие

и

наглядное

мышление.

От

того,

как

сформировано

у

ребёнка-дошкольника

восприятие,

наглядно-

действенное

и

наглядно-образное

мышление,

зависят

его

познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности,

речи и более высоких, логических форм мышления.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те

знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с

окружающим.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально

развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и

восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности,

или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс

познания

и

оказывает

отрицательное

влияние

н а

формирование

других

ощущений

и

восприятий.

В

связи

с

нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе

которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в

процессе

познания

окружающего

мира

с т а но вят с я

двигательные,

осязательные, тактильно-вибрационные

ощущения.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую

роль

приобретают

зрительные

ощущения

и

восприятия.

Зрительный

анализатор

ребенка

с

нарушением

слуха

становится ведущим, главным в познании окружающего мира

и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у

детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде

случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие

детали

и

тонкости

окружающего

мира,

на

которые

не

обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать

речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные

восприятия.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого

маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше

дети,

тем

чаще

игра

применяется

как

метод

образовательно-

воспитательной работы с ними.

Дидактические

игры.

В

этих

играх

используются

натуральные

предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие

плоды),

картинки

с

изображением

растений

и

животных,

настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические

игры

с

естественным

материалом

природы

или

изображениями

его

являются

основным

способом

сенсорного

воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально

отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на

занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить

представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Основное

направление

работы

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим миром - это помочь не слышащему ребёнку познать

окружающий его мир.

Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми

различных

навыков

и

умений,

воспитатель

применяет

разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые

обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего

мира и активное овладение навыками. К таким методам относятся и

наблюдение,

эксперимент,

труд,

игры.

Наряду

с

этим

широко

применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ,

чтение

художественных

произведений,

беседы,

проводимые

с

демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются,

например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением

художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество

различных приемов. Например, при проведении беседы в сочетании

с

наблюдением,

воспитатель

«приближает»

объект

к

детям,

сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет

пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.

Например,

сравнение

применяется

во

время

наблюдений,

в

дидактических

играх,

в

беседе;

игровые

приемы

также

используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при

обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и

экскурсиях,

действия

с

натуральными

предметами

и

их

изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление

тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения

методы

ознакомления

с

окружающим

расширяются

за

счет

проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания,

описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы,

факты реальной действительности, а не отработка речевых умений

как таковых.

На

своих

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

я

использую

дидактические

игры,

направленные

на

закрепление

речевого материала и развитие зрительной памяти:

« У кого?» - наглядный материал (картинки) раздаю детям, у

меня таблички. Каждый раз задаю вопрос: - У кого (название

предмета)?

Ребёнок

прочитывает

табличку

и

соотносит

с

изображением на картинке данного предмета. Если данный

предмет

находится

у

него,

ребёнок

отвечает:

-

У

меня

(название предмета).

«Верно? Неверно» - в наборном полотне выставлены картинки

с

изображением

предметов

по

заданной

теме.

Вызываю

к

доске

по

одному

детей.

Сначала,

правильно

соотносим

табличку

с

изображением

на

картинке,

затем

предлагаю

ребёнку отвернуться и меняю хаотично таблички местами,

когда ребёнок поворачивается, задаю вопрос: - Верно? Ребёнок

берёт табличку, прочитывает и соотносит с тем предметом,

которому соответствует данная табличка.

Использование

игровых

форм

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

даёт

возможность

детям

запомнить

и

применить

на

практике

необходимые

действия

с

предметами,

например,

пройдя

тему

«Одежда»,

мы

с

детьми

в

раздевалке

закрепляем выполнение глаголов-поручения:

Надень;

Сними;

Застегни;

Расстегни;

Повесь;

Завяжи;

Развяжи;

Сложи.

Детям очень нравится играть и выполнять, необходимые действия с

предметами.

Пройдя тему «Посуда» и чтобы закрепить умения детей различать

посуду

по

предназначению

и

классификации

(чайная,

столовая,

кухонная) можно использовать разные игровые формы:

Предложить приготовить обед или помочь приготовить обед;

Накрыть на стол (будем обедать), пригласить в гости на обед;

Расставить посуду для чая (будем пить чай) или пригласить в

гости на чай.

Для закрепления материала по теме: «Овощи», можно приготовить

салат и т.д.

Так же, для закрепления речевого материала и развития зрительной

памяти

можно

использовать

игровые

моменты

с

элементами

развития двигательной активности:

«Иди как кошка, беги как собака и т.д.»

Разложить в обручи, на стульчики картинки с изображением

предметов, таблички раздать детям. Выполняем поручения:

идите, бегите, прыгайте по кругу. По сигналу (бубен, барабан)

остановится

и

стать

возле

того

изображения

предмета,

которому соответствует табличка.

«Летите как самолёт, едите как машины и т.д»

Использование

игровых

форм

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

даёт

возможность

не

слышащему

ребёнку

познать,

ощутить

и

приблизить

к

реальности

познание

окружающего его мира, получить как можно больше впечатлений

об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и

проявлениях.

Все

знания,

приобретаемы

ребенком-дошкольником

об

окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания

о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания

о труде взрослых, труде в природе. В младшей группе дети просто

знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся

обобщать

и

систематизировать,

в

старшей

и

подготовительных

группах

уже

умеют

находить

и

устанавливать

причинно-

следственные

связи

между

предметами

и

явлениями

внешнего

мира.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется

всестороннее

развитие

детей

физическое,

умственное,

нравственное, трудовое и эстетическое.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те

знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с

окружающим.

Литература.

1. Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для

дошкольников

и

младших

школьников

И.Г.

Белавина,

Н.Г.

Найдина.

М.:

Лайда, 1995. - 288с.

2.Беладина

И.Г.,

Найденская

Н.Г.

Планета

наш

дом.

Мир

вокруг

нас:

Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и

младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда»,

1995.- 96с.

3.

Божович

Л.И.

Личность

и

ее

формирование

в

детском

возрасте

Л.И.

Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7,

2005.

5.

Васильева

А.И.

Учите

детей

наблюдать

природу

А.И.

Васильева.

М.:

Просвещение, 1972. 126 с.

6. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.

– 96с.

7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник

для

учащихся

педагогических

училищ

по

специальности

«Дошкольное

воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.

8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с

природой. - М., 1978.- 154с.



В раздел образования