Напоминание

"Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике"


Автор: Дулова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 71
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: Доклад
Тема: "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике"
Раздел: полное образование





Назад




«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике».

Повышение качества образования всегда было и остается

приоритетным направлением в работе любого

общеобразовательного учреждения.

Основными целями данной работы являются:

-грамотная организация действий каждого учителя в режиме

подготовки учащихся к итоговой аттестации;

- обеспечение методическим сопровождением процесса

подготовки с учетом учебных возможностей и способностей

учащихся;

- своевременное информирование учащихся и их родителей по

всем аспектам итоговой аттестации.

Мы, математики, пришли к выводу о том, что только комплексный

подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует

повышению эффективности и качества результатов экзамена в

тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем

целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-

предметников, учащихся и их родителей.

Вот уже много лет в нашей стране введен новый формат

оценки уровня качества образования выпускников – Единый

государственный экзамен (ЕГЭ). Практика показывает, что для

большинства учащихся 11-х классов и их родителей, многих

педагогов, а особенно молодых и малоопытных, «камнем

преткновения» является ЕГЭ по математике. С одной стороны, ЕГЭ

по математике является обязательным. С другой стороны,

математика, как учебный предмет, относится к первой степени

сложности.

В нашей школе сложилась определенная система подготовки к

экзамену в форме ЕГЭ, так и к ОГЭ. Система-это целое, состоящее

из частей, связанных между собой.

С годами совершенствуется экзамен, совершенствуется и

методика подготовки учащихся. Поэтому очень важным является то,

чтобы сам учитель был готов к экзамену:

-представлял его структуру,

- количество заданий по разделам математики и по типам заданий,

-знал перечень элементов содержания,

-понимал принципы оценивания.

Только в этом случае учитель эффективно может выстроить

подготовку к экзамену.

Учителя-математики нашей школы имеют достаточный опыт

подготовки учащихся к выпускным экзаменам.

Подготовка к сдаче

ОГЭ и ЕГЭ по математике идет через приобретение и освоение

конкретных математических знаний. Только это обеспечит

выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяем следующие принципы подготовки к

экзаменам

Первый принцип – тематический. Позволяет эффективнее

выстраивать подготовку, соблюдая принцип от простых типовых

заданий к более сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний

подбираем материал в виде логически взаимосвязанной системы,

где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные

знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся

предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут

оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик

может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы,

которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты проводим

с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать

себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки

по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это

необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в

равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

И надо отметить, что систематическая планомерная работа по

данному направлению, которую из года в год мы совершенствуем с

учетом новых образовательных методик и технологий, сказывается

только положительным образом на конечный результат.

Я расскажу о тех главных, на мой взгляд, составляющих, которые

обеспечивают подготовку к выпускному экзамену по математике за

курс основной и средней школы. Подготовленность к чему-либо

понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений,

качеств, позволяющих успешно выполнять определенную

деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ

и ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:

- информационная готовность (информированность о правилах

поведения на экзамене, информированность о правилах

заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная (готовность по

определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой",

внутренняя настроенность на определенное поведение,

ориентированность на целесообразные действия, актуализация и

приспособление возможностей личности для успешных действий в

ситуации сдачи экзамена).

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа

учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- расписание работы кабинета информатики (часы свободного

доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы,

бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по

вопросам ОГЭ и ЕГЭ

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутри школьные ОГЭ и ЕГЭ

Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре проведения экзамена

об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов.

Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутри школьного ОГЭ и

ЕГЭ;

- пункт проведения экзамена.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Психологическая подготовка к ОГЭ.

Психологическая подготовка учащихся заключается в следующем:

отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к

экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля,

повышение уверенности в себе, в своих силах. Психологом нашей

школы рассматриваются следующие вопросы:

- как подготовиться к экзаменам,

- поведение на экзамене,

-способы снятия нервно-психического напряжения,

- как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится со всем классом и выборочно,

кто пожелает, индивидуально.

Предметная готовность или содержательная

Именно на этом я остановлюсь подробнее.

Предметная готовность к сдаче экзамена складывается в

процессе всего периода обучения с 1 по 11 класс. И здесь трудно

переоценить роль учителей начальных классов. В результатах ОГЭ

есть и их вклад: либо положительный, либо со знаком минус.

Так же большую роль играет количество часов по предмету.

В общем, факторов, которые влияют на предметную подготовку

большое количество.

Я хочу рассказать о тех элементах системы подготовки к

экзаменам,

которые,

по

моему

мнению,

являются

наиболее

значимыми.

Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся

к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

В методике математики различают устные и письменные

приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое

значение – это и беседы учителя с классом или отдельными

учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных

заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так

называемые устные упражнения. В начальной школе они

сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними

закрепилось название “устный счет”, хотя в современных

программах содержание устных упражнений весьма разнообразно

и велико за счет введения алгебраического и геометрического

материала, а также за счет большого внимания к свойствам

действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в

формировании вычислительных навыков и в совершенствовании

знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика.

Создание определённой системы повторения ранее изученного

материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

автоматического навыка. В связи с введением обязательной ОГЭ по

математике возникает необходимость научить учащихся старших

классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При

этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и

вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается

использовать калькулятор и таблицы. Для достижения

правильности и беглости устных вычислений, преобразований,

решения задач в течение всех лет обучения в среднем звене на

каждом уроке отводим 5-7 минут для проведения упражнений в

устных вычислениях, предусмотренных программой каждого

класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность

учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при

их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота

реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков

учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на

уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и

преобразований.

Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с

числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные

дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно

различные операции, навык выполнения которых стараемся

довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы

используем УС по темам:

7 класс:

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения.

3) Решение простейших ЛУР.

4) Действия со степенью.

5) График линейной функции.

8 класс:

1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

2) Решение простейших линейных неравенств.

3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.

4) Решение КВУР рациональными способами.

5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 -10 класс-:

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

3) Формулы приведения.

4) Тригонометрические формулы.

5) Значения тригонометрических функций.

Устный счёт на каждом уроке стараемся строить на основе

упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Практика показала, что систематическая

работа с УС способствует значительному повышению

продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается

время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных

неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители,

построение графиков функций, преобразования иррациональных

выражений и другие. Эти операции переходят из разряда

самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся

инструментом (“таблицей умножения”) для решения более

сложных задач.

Виды устного счёта, которые мы используем:

Математический диктант

Презентация

Раздаточные таблицы

Основные задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих

программ,

тренингов

и

использовать

готовые

печатные

и

электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4.Через систему дополнительных занятий (элективных курсов,

индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и

личную ответственность школьника за результаты обучения.

Как мы решаем поставленные задачи? С чего начинаем эту

работу?

Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаем детей в том, что

если

очень

постараться,

то

можно

получить

вполне

приличный

балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего учебного года знакомим детей с

материалами ОГЭ и ЕГЭ.

Кроме этого, систематически на уроках

каждому раздаем тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в

10-11 классах – за полную среднюю школу. Просим ребят найти в

тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и

решить их. Стараемся выслушать все подходы к решению каждой

задачи и только потом раскрываем секрет, как можно было решить

задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомим

их

с

особенностями

новой

формы

итоговой

аттестации:

со

структурой

теста,

временными

рамками,

нормами

оценивания

экзаменационной

работы,

условиями

проведения

экзамена

и

начинаем обучать «технике сдачи теста»:

обучаем строгому самоконтролю времени;

учим определять трудность заданий;

знакомим

с

приёмом

«прикидки»

р е зул ьт а т а

подстановкой;

знакомим с приёмом «спирального движения по тесту»

.

Начну

с

первого

пункта.

Говорим

ученикам,

чтобы

успешно

выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать

не более 5

минут. И из урока в урок отрабатываем

тесты на

скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4

– 6 заданий теста. При этом даем настоящие тесты ОГЭ или ЕГЭ с

отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент

обучения.

Обязательно

отмечаем

количество

человек

уложившихся во времени, и сразу анализируем ситуацию и опять

даем совет,

какое задание

можно было решить рациональнее.

Постепенно

приучаем

ребят

к

методу

«пристального

взгляда»

-

внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как

ты

ограничен

во

времени».

Поверьте,

если

разбирать

тест,

над

которым

ученик

уже

потрудился,

то

заинтересованность

и

внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более

осознанно.

Как

учим

определять

трудность

заданий?

Сначала

просим

учеников

просмотреть

тест

от

начала

до

конца

и

отметить

карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и

выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания,

которые

им

понятны

по

формулировке,

но

требуют

большего

времени и выполнить их; и только после этого, если останется

время, можно поразмышлять над остальными.

Двигаясь

по

тесту,

дети

знают,

что

сложность

заданий

нарастает, поэтому всегда советуем настойчиво и добросовестно

отрабатывать

первую

часть,

только

затем

можно

приступать

ко

второй части – это и есть принцип «спирального движения» по

тесту.

С введением новой формы аттестации у нас появилось ещё

несколько методических приёмов и хитростей. Чтобы

работу по

подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в

кабинете

имеется

огромное

количество

тестового

материала,

кроме

этого

11классники

работают

с

сайтом

Ларина.

Решают

выложенные

варианты

с

понедельника,

в

четверг

сдают

на

проверку. Это очень трудоемко, но зато эффективно Отдельно хочу

сказать о консультациях.

Консультации индивидуальные. Ребята

знают, что с вопросами по первой, части, можно подойти в любое

время,

но

вопросы

второй

части

подают

заранее

и

приходят

в

назначенное

время.

Консультации

проводим

по

своей

инициативе, труд этот не оплачивается, я просто рассказываю о

нашей,

годами

сложившейся

традиции.

Ребята

знают,

что

проконсультироваться можно на любой большой перемене и после

уроков, если учитель свободен.

Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на

ЕГЭ.

Для

хорошей

подготовки

к

экзамену

необходимо

целенаправленное

повторение. Во втором полугодии начинаем

тематическое повторение. Готовясь к уроку, учителю приходится

искать задания по каждой теме в разных источниках, что занимает

много

времени.

Кроме

того,

повторять

материал

темы

удобно,

когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное

решение — это тематические и комплексные тесты, учим ребят

оценивать итоги работы над тестом в целом. Ребята проходят в

течении

года

предварительное

тестирование

в

системе

работы

Стат-Град. Это тестирование становится генеральной репетицией по

заполнению бланков, сдачи экзамена.

Преимущества тематического теста:

-в нём собраны разные задания по одной теме;

-на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

-по такому тесту удобно проводить повторение;

-осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Итоговое повторение строим исключительно на отработке

умений и навыков, требующихся для получения положительной

отметки на экзамене.

Примерные экзаменационные работы берем из различных

сборников для подготовки к ЕГЭ

Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая

примерные работы в режиме on-lain (См. сайт Савченко Е.М.), а так-

ж

е работы, размещённые на сайте Стат-Града.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.

для повторения теоретического материала проводим

обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в

работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и

обобщения материала определённой темы.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это

прекрасное дидактическое и мотивационное средство,

способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается

продуктивность обучения. С помощью презентации можно

повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе используем свои презентации и презентации,

созданные коллегами и представленные на различных

образовательных сайтах в Интернете:

-Интернет-сообщество учителей

-Сеть творческих учителей

-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

-Информационно-методический сайт

Хорошие презентации с сайта Каратановой Марии

Николаевны. Эти презентации помогли нам построить

систематическое повторение и отработку навыков. (показать

презентации).

Можно использовать презентации, сделанные другими

учителями. Но не всегда они содержат всю нужную информацию

для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно

отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты

-«Интернет – сообщество учителей»,

-«Сеть творческих учителей»,

-«Фестиваль педагогических идей

-«Открытый урок»,

-«Информационно методический сайт» и другие.

В работе мы часто используем презентации Савченко Елены

Михайловны, учителя математики МОУ гимназии №1, г. Полярные

Зори. Как сделала это она, я думаю, лучше никому не сделать. И

тогда .почему бы не использовать в работе этот образовательный

продукт?!

Использование компьютерных презентаций на уроках

математики и при подготовке к итоговой аттестации

открывает огромные возможности:

-компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,

-поможет сэкономить время на уроке для решения

экзаменационных задач,

-богато иллюстрировать материал,

-трудные для понимания моменты показать в динамике,

-повторить то, что вызвало затруднения,

-дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными

особенностями учащихся,

-быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогли при итоговом повторении

теоретического материала по геометрии.

Мы стали экономить время на теории, чтобы использовать его

на практику. Всегда стараемся выдать теорию по теме за 1-2 урока и

лекцию

построить

так,

чтобы

она

содержала

все

необходимые

сведения

для

решения

текущей

контрольной

работы

и

экзаменационного

материала.

Остальные

уроки

посвящаем

практике.

Уроки-практикумы

попутно

дополняем

недостающим

теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что

учебники

почти

не

готовят

детей

к

ЕГЭ,

в

них

по-прежнему

традиционные

формулировки

заданий.

Какой

мы

нашла

выход:

сразу

после

объяснения

нового

материала

и

его

первичного

закрепления показываем, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараемся

при

этом

продемонстрировать

всё

разнообразие

заданий

из

первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ

разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике.

Убедившись,

что

таких

заданий

почти

нет,

ученики

осознают

значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену

и

уже

практически

не

расстаются

с

ними.

Регулярно

проводим

диагностические

работы

для

определения

пробелов

в

знаниях.

Полученные

результаты

определяют

индивидуальную

и

дифференцированную

работу.

Мониторинг

и

диагностику

планируем на основе экзаменационных

материалов.

Работая с

КИМами

с

5

класса,

ребята

привыкают

к

структуре

теста,

к

необычности

формулировок

заданий,

разнообразию

методов

и

приёмов

при

решении

задач,

систематическому

пополнению

копилки по теории (набору шпаргалок те опорным конспектам). У

них

постепенно

исчезает

чувство

растерянности

и

полной

безнадёжности,

появляется

уверенность

и

психологическая

готовность к новой форме аттестации.

Конечно,

максимально

используем

урочное

время

для

подготовки

к

экзамену,

но

этого

недостаточно,

поэтому

в

8-11

классах

систематически

проводим

углублённую

факультативную

работу по предмету. Элективные курсы:

«Модуль»,

«Квадратный трёхчлен и его приложения»,

«Дробно-рациональные и линейные уравнения и неравенства с

параметрами»,

«Самый простой способ решения непростых неравенств».

-«Решение уравнений и неравенств с параметрами».

- «Нестандартные методы решения неравенств и их систем».

Программы

курсов

рассматривают

ключевые

и

сложные

темы

школьной

математики,

помогают

расширить

спектр

задач,

п о с и л ь н ы х

д л я

у ч а щ и х с я

и

р е а л и з о в а т ь

п р и н ц и п ы

дифференцированного обучения.

Ежегодно

пополняем

кабинет

математики

новыми

дидактическими

материалами

для

урочной

и

внеурочной

деятельности, способствующими развитию у школьников интереса

к

математике,

активизации

мыслительной

деятельности,

выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в

первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ.

Разработали и систематизировали тестовый материал, создали

подборку

текстовых

задач

по

подготовке

к

промежуточным

аттестациям,

ОГЭ

и

ЕГЭ.

Приобрели

для

кабинета

большое

количество

методической

и

математической

литературы

по

ключевым

вопросам

ЕГЭ.

Конечно,

очень

важен

позитивный

настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к

экзамену,

поэтому

в

начале

каждого

учебного

года

с

большим

удовольствием

сообщаем

им

информацию

о

том,

что

снова,

практически все наши выпускники поступили в высшие и средние

учебные заведения и обучаются на бюджетной основе.

В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей

к итоговой аттестации помогла нам в течение четырёх лет получить

результаты

ЕГЭ

по

математике

значительно

выше

средних

по

району

и

области

и

выше

средних

по

России. Ну

и

следует

добавить,

что

работа

проводимая

учителем

в

ходе

подготовки

выпускников

к

итоговой

аттестации

достаточно

объемная

и

тяжелая.

Но

если

она

грамотно

спланирована,

то

многие

проблемные моменты можно избежать еще на начальной стадии и

в

результате

получить

достойную

оценку

качества

образования

собственных учеников.

P.

S.

После

сдачи

ЕГЭ

выпускники

перебивая

друг

друга,

с

огромным волнением рассказывают, что было на экзамене. И как

приятно слышать от детей, что все задания экзамена

им были

знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и,

наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все.

Это самая большая награда учителю!



В раздел образования